Воздействие среды на социальное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности влияния социальной среды на социальное поведение личности.
Для достижения обозначенной цели были сформулированы следующие задачи:
• Раскрытие понятие «среда»
• Рассмотрение «среды» с различных ракурсов
• Выявление фактор развития социального поведения человека
• Связь между средой и социальным поведением человека

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования влияния среды на социальное поведение личности.………………………………………………………………………...5
1.1 «Среда»: понятие и сущность.……………………………………………………………………….. 5
1.2 Формирование социального поведения человека………..…………………………………………………………….….13
Глава 2. Глава 2. Пути выявления воздействия среды на социальное поведение личности…………………………………………………………….23
2.1 Методика исследования воздействия среды на социальное поведение личности. ………………………………………………………………………..23
2.2 Пути исследования воздействия среды на социальное поведение молодежи…………………………………………………..………..….. ………25
Заключение………………………………………………………………… …....28
Библиографический список…………………..………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 67.24 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………....3

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования влияния среды на социальное поведение личности.………………………………………………………………………...5

1.1 «Среда»: понятие и сущность.……………………………………………………………………….. 5

1.2 Формирование социального  поведения человека………..…………………………………………………………….….13

Глава 2. Глава 2. Пути выявления воздействия среды на социальное поведение личности…………………………………………………………….23

2.1 Методика  исследования  воздействия среды на социальное  поведение личности. ………………………………………………………………………..23

2.2  Пути исследования  воздействия среды на социальное  поведение молодежи…………………………………………………..………..….. ………25

Заключение………………………………………………………………… …....28

Библиографический список…………………..………………………………………………………...29

 

Введение.

Актуальность данной темы заключается в том, что среда оказывает сильнейшее влияние на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д.  Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.  
Личность складывается в процессе контакта с семьей, государством, религией и т.п. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.  

Научная разработанность. Вопросами социального поведения и влияния на него занимался такой ученые, как Р. Линтон и Г. Мид. Особый интерес вызывает макросоциологическая интерпретация Э.Дюркгеймом ранее не проявленных сторон взаимосвязи личности и социума. Еще в 1911 году на Международном философском конгрессе в Болонье в своем докладе "Ценностные и реальные суждения", исследователь высказал, по-крайней мере, два крайне перспективных предположения. Во-первых, общество толкает или обязывает индивида, возвысится над самим собой; оно же обеспечивает ему средства для этого. Это силы коллективные, естественные и хотя и являются целиком нравственными, близки тем, которые действуют в остальной части вселенной. Элементы, из которых они созданы, заимствованы у реальности, но скомбинированы по-новому. Будучи предоставлен самому себе, индивид никогда не мог бы извлечь из себя материалы, необходимые для подобной конструкции. Во-вторых, идеал воспринимается как безличный, парящий над отдельными волями, которые он приводит в движение. Так же вопросами влияния среды занимались: И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, К.А. Гельвеция, Д. Дидро, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, Р. Оуэн, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие.

Объектом данной работы является социальное поведение

Предметом является изучение влияния среды на социальное поведение личности.  
Цель курсовой работы – выявить особенности влияния социальной среды на социальное поведение личности.

Для достижения обозначенной цели были сформулированы следующие задачи:

  • Раскрытие понятие «среда»
  • Рассмотрение «среды» с различных ракурсов
  • Выявление фактор развития социального поведения человека
  • Связь между средой и социальным поведением человека

В качестве метода исследования в данной работе использовался анализ литературы, а так же было проведено анкетирование среди молодежи г. Москвы

Гипотеза. На социальное поведение оказывает в большей степени влияние такой элемент среды, как семья.

Теоретическая значимость данной курсовой работы заключается в выделении основных моментов влияния среды на социальное поведение личности и становление теорий развития социального поведения.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут использоваться при разработке программы по развитию молодежной политики, а точнее моделирование наиболее комфортной среды для роста ценностей молодежи. Так же для регулирования социальных институтов и улучшения работы с населением. Отдельно можно выделить такую значимость, как чтение спецкурсов и тренингов по данной тематике.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования влияния среды на социальное поведение личности.

1.1 «Среда»: понятие и сущность.

Среда рассматривается как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие “среда” имеет много значений. В данной курсовой работе мы бы хотели рассмотреть все определения «среды» для наиболее полного понимания масштабности данного понятия. Мы будем рассматривать «среду», как понятие: естественное (макросреда), географическое , социальное и т.п.

Макросреда. Имеется в виду окружающее нас космическое пространство. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на уровне внутриутробного развития, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действия магнитных бурь на Солнце, смены фаз Луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей Земли (по некоторым утверждениям — информационного поля).

Среда географическая — это определенный территориальный ландшафт со своей географической широтой и долготой, климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, источниками тепла, целебных вод, зон геомагнитной и геопатогенной активности и т.д., экологическими условиями. История существования древнейших цивилизаций Египта, Междуречья, Индии, Греции, Рима выявляет тот факт, что их центрами были географически и биологически исключительно благоприятные территории (обилие тепла и света, воды, растительного и животного мира), способствовавшие своими условиями социализации биологических свойств человека. Но даже в период технического прогресса многие географические территории являются крайне трудными с точки зрения их влияния на развитие человека (зоны геологических разломов и землетрясений, районы пустынь и гор, вечной мерзлоты и избыточной влажности). Живущим в таких районах, естественно, ограничивается доступ к интеллектуальным источникам, социализация личности задерживается.

Социальная среда — совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, “окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий”), доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности. Социальная среда - прежде всего это люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.

Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений.

Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.

Домашняя среда — колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир, воплощенный в игрушки и игры, своя жизненная территория. Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с родными и близкими. Особое значение в обогащении знаниями и жизненным опытом имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность общения с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего  развития.

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых; все негативное, что совершается вокруг нас.

Микросреда — это особенности квартиры или рабочего помещения, микроволны и магнитные воздействия, вибрации и т.п., а именно геометрические формы квартиры, высота этажа дома, дизайн стен, расстановка мебели, излучения электророзеток, телевизоров, микроволновых печей, электробритв, фенов, биополевые воздействия растений и животных, отдельных людей (с отрицательной биоэнергией) и т.д. Все это — влияние микросреды на биологическую природу и социальное развитие  личности.

Средовые влияния на развитие личности были предметом исследования для целого ряда мыслителей разных исторических эпох. К ним можно отнести: И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеция, Д. Дидро, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, Р. Оуэна, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других.

Их позиция заключается в изучении средовых влияний на развитие духовных основ личности, а также затрагивая формирование его анатомно-физиологических структур, в проблеме формирования полноценной, развитой во всех отношениях личности.

Объемно представляя весь комплекс воздействий на человека, отметим, что только доминирование мощного природного начала сохраняет и обеспечивает ему последующее развитие.

В научных концепциях западных авторов имеются толкования о первостепенной роли географической среды. Народы, живущие в благоприятных географических условиях в разные исторические периоды “сбавили” темпы своего промышленного и социального развития, потребляя готовые дары природы. Народы северных территорий, наоборот, организовались, закалились в борьбе с суровыми условиями жизни, нарастили мощный интеллектуальный и промышленный  потенциал.

Признавая роль географической среды, следует отметить, что она выступает как предпосылка для развития личности. Но сама среда в современных условиях, в век научного и технического прогресса не может обеспечить решение программы развития личности и адаптацию ее к самостоятельной жизни и деятельности.

В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека. По версии К. Маркса сущность человека представляет ансамбль общественных отношений. Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии  личности.

Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие личности. Факторами преднамеренного воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, многое другое.

Имеется группа социальных факторов, которые не оказывают тотального действия, но дают человеку возможность развития. К ним можно отнести культуру, литературу, искусство, средства массовой информации, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия этих факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Но дело-то в том, что природное начало человека всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т.д. Сами люди неодинаково относятся к познанию искусства, литературы, освоению знаний как технических, так и гуманитарных. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны. Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития.

Все, чем человек обладает, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в социальной среде. Характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком.

Информация о работе Воздействие среды на социальное поведение