Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 18:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности влияния социальной среды на социальное поведение личности.
Для достижения обозначенной цели были сформулированы следующие задачи:
• Раскрытие понятие «среда»
• Рассмотрение «среды» с различных ракурсов
• Выявление фактор развития социального поведения человека
• Связь между средой и социальным поведением человека
Введение ………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования влияния среды на социальное поведение личности.………………………………………………………………………...5
1.1 «Среда»: понятие и сущность.……………………………………………………………………….. 5
1.2 Формирование социального поведения человека………..…………………………………………………………….….13
Глава 2. Глава 2. Пути выявления воздействия среды на социальное поведение личности…………………………………………………………….23
2.1 Методика исследования воздействия среды на социальное поведение личности. ………………………………………………………………………..23
2.2 Пути исследования воздействия среды на социальное поведение молодежи…………………………………………………..………..….. ………25
Заключение………………………………………………………………… …....28
Библиографический список…………………..………………………………………………………...
Установка состоит из трех компонентов: описательное знание; отношение; планы, программы поведения. Функции установки: адаптивная, защитная, экспрессивная (выражает индивидуальную значимость культурных ценностей), познавательная и функция координации всей познавательной системы психических процессов.
Занимаясь структурой ценностных ориентации, В. А. Ядов разработал диспозиционную концепцию личности, в которой отдельные установки связываются в определенную уровневую систему диспозиций:
1)
элементарные установки (формируются
на основе витальных
2) социальные установки (формируются на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций);
3) базовые социальные установки (определяют общую направленность личности);
4) система ценностных ориентации.
Изменение установки обычно имеет цель добавить знания, изменить отношение, показать последствия изменения взглядов, мнений и т. п.
Установки более успешно меняются через изменение отношения, что достигается, например, внушением. Под гипнозом измененные установки принимают вид твердых убеждений. На формирование установки оказывают влияние родители (важно сходство установки родителей и детей по отношению к социально значимым объектам) и авторитетные личности, а также средства массовой коммуникации.
Стереотипы являются одним из видов социальной установки, Знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представлений — стереотипов. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания. Термин «социальный стереотип» введен в социальную психологию У. Липпманом для обозначения предвзятых мнений и представлений. Таким образом, речь идет, прежде всего, об оценочных стереотипах, а не о поведенческих привычках.
Стереотипы — регуляторы поведения. Наиболее изучены национальные стереотипы. Они фиксируют отношения между этническими группами, являются частью национального самосознания, имеют выраженную связь с национальным характером. Стереотипы — духовное образование, сложившиеся в сознании людей эмоционально окрашенные образы, передающие значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания. По мнению известных исследователей, сумма истинных знаний в стереотипе всегда больше суммы ложных знаний, однако в силу своей большой обобщенности они значительной информации не содержат.
Существуют стереотипы профессиональные, физиогномические (в основе лежит связь черт внешности и личности), этнические и др. Национальный стереотип есть инструмент политики.
Причины возникновения стереотипов — общая, тенденция к упрощению игнорированию различий. Они выступают как регуляторы социальных взаимоотношений. Их отличает экономия мышления, «защита» (оправдание своего поведения), удовлетворение агрессивных тенденций, способ выхода напряжения.
Стереотип и имидж — близкие понятия. Имидж — образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект.
Имидж — образ, подобие. Имидж наделяет социальное явление (человека, группу, организацию, товар) новыми характеристиками. Имидж — «полуфабрикат», требует домысливания, стимулирует воображение, имеет более регулирующую роль, требует от человека или организации умения «жить на уровне своего имиджа» и, следовательно, имеет достаточную мотивационную и мобилизующую функцию. Он обладает внушающим воздействием и может превратиться в стереотип. Вместе с социальными мотивами имидж направляет и обусловливает все виды социального взаимодействия, в которые вступают индивиды и труппы.
В определенной социальной среде в отношении таких профессий, как, например, учитель, токарь, тракторист, металлург, агроном, существуют различные ориентации. Социальная группа или отдельный человек может характеризоваться различной степенью положительной или отрицательной установки к указанным явлениям и ценностям. Их социальная активность значительно определяется именно тем, какие у них имеются социальные ориентации, установки. Поэтому ясно, что знание закономерностей формирования и смены такого рода социальных установок имеет большое практическое значение.
Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожиданиям, в обществе создаются (формируются) определенные стандарты поведения – социальные нормы.
Социальные нормы - это социально одобряемые и/или законодательно закрепленные правила, образцы, стандарты, регулирующее поведение людей. Их (нормы) можно разделить на два основных вида:
1. Правовые нормы – это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах, например, Конституции, Уголовном 10
кодексе, Правилах дорожного движения и др. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания;
2. Нормы морали – это
неформальные нормы, функционирующие
в виде общественного мнения.
Главным инструментом в
Чтобы люди всегда вели себя в соответствии с существующими в обществе нормами, необходимо, во-первых, обучать людей соответствующему поведению и, во-вторых, осуществлять контроль за соблюдение норм. Рассмотрим оба эти условия (обучение и контроль) подробнее.
1. Определенные стандарты
социального поведения
2. Общество, в ходе своего
функционирования не только
Сама социальная структура, социальные отношения и обезличенные социальные статусы предписывают конкретным индивидам, их занимающим, определенные стандарты социального поведения. Например, популярный артист эстрады, победив на губернаторских выборах и получив статус губернатора, вынужден отказаться от своей прежней роли и играть роль солидного политического лидера; вчерашний курсант, получив звание и статус офицера, вынужден играть роль строгого командира.
Глава 2. Глава 2. Пути выявления воздействия среды на социальное поведение личности
2.1 Методика исследования воздействия среды на социальное поведение личности.
Социальное поведение – это качественная характеристика социального действия и взаимодействия; это то, как человек ведет себя в той или иной ситуации, в той или иной социальной среде. Как уже говорилось ранее, среда имеет огромную степень влияния на социальное поведение человека. Становление личности в социальном плане это процесс всей жизни и факторы воздействие на формирование социального поведения огромное количество.
Объектом нашего исследования являются социальное поведение. Участниками исследования стали молодые люди в возрасте от 19 до 27 лет, проживающие на территории города Москвы. Исследование проводилось методом анкетирования, в частности был использован интернет-опрос. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования, кроме того, использование интернет-опроса позволило охватить обширную аудиторию.
Для того чтобы узнать об особенностях воздействия среды на социальное поведение человека, была разработана анкета, состоящая из 15 вопросов. Структура анкеты была разделена на смысловые блоки:
Выборка простая случайная (вероятностная). Объём выборки 235 человек, из них 72 женщин и 63 мужчин.
Ошибка выборки составила 6,5%.
Результаты анкетного опроса обрабатывались с помощью программы SPSS. Достоверность данных обусловлена использованием методов математической обработки данных – методы описательной статистики. Достоверность данных обусловлена использованием методов математической обработки данных.
Опрос имел анонимный характер - личность респондента не фиксировалась, фиксировались лишь его ответы на поставленные вопросы.
2.2 Пути исследования воздействия среды на социальное поведение молодежи.
В исследовании воздействия среды на социальное поведение человека приняли участие 235 человека.
Средний возраст опрошенных составил 25 лет. Свое материальное положение респонденты оценивают как среднее, так ответили 75% участников исследования. Семейное положение опрошенных – не замужем /холост-56%.
75% указали, что получили высшее образование.
В ходе проведения исследования нам удалось установить, что наиболее важными параметры для опрошенных являются:
Респонденты указали, что наиболее описывающие их жизненную позицию это:
Мы попросили описать, как происходит взаимодействие респондентов с такими элементами среды как: семья, религия, СМИ, государство, окружающие люди.
Взаимодействие респондентов с семьей происходит следующим образом:
Для большинства участников исследования семья важна. Они стараются уважительно относительно относится к членам своей семьи. При этом было указано, что респонденты хотят быть похожими на своих родных и они являются авторитетными.
Следующим элементов среды является религия. Взаимодействие участников исследования с религией происходит следующим образом:
На основании полученных данных мы можем сделать вывод, что религия является важной частью жизни опрошенных, но при этом меньше половины опрошенных указали, что не соблюдают религиозных традиций
При оценке отношения к СМИ, участники отметили, что к разным источникам имеют разное отношение и степень доверия. При этом что касается навязывания СМИ стиля поведения, как у популярных людей России, участники заявили, что не хотели бы быть похожи на них и на считают их предметами для подражания. Так ответили 61% опрошенных нами молодых людей.
На основании этого можно сказать, что СМИ не является столь авторитетной частью среды, в которой обитает человек.
Как показал дальнейший анализ такие части среды, как государство, просто окружающие люди, не являются для опрошенных важными и авторитетными. Однако, проявлять все стараются вести себя как положено в обществе и в государстве в целом, так как не хотят общественного порицания. Так ответили 52% респондентов.
Информация о работе Воздействие среды на социальное поведение