Возрастания роли социологии в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Прорыв в общественном сознании в пользу социологии произошел в начале 90-х годов. Социология пришла в высшую школу - одной из самостоятельных отраслей знаний, быстро приобретает авторитет и вызывает интерес у молодежи.

Содержание работы

Введение

1. Современная социология: основные понятия

1.1 Сущность современной социологии

1.2 Объект и предмет социологической науки

1.3 Функции современной социологии

2. Условия развития социологии

2.1. Перспективы развития социологии

2.2. Развитие социологии в России

2.3. Роль социологических знаний в деятельности инженера

3. Основные направления развития социологии

4. Социологическая перспектива

Заключение

Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 49.63 Кб (Скачать файл)

 

 Перечень отличающихся  друг от друга определений  научных атрибутов социологии, связанных  с многозначностью социальных  отношений, этим не ограничивается. Но мы не станем его продолжать, ибо дискуссионный характер трактовок  объекта и предмета нашей науки  уже очевиден.

 

 Представители более  древних наук нередко упрекают  социологов в том, что они  постоянно спорят об объекте  и предмете своей науки. Кое-кто  иронизирует на этот счет, говоря, что социологи не знают то, что они изучают. В этой связи  важно отметить следующее.

 

 Во-первых, научные дискуссии  об объекте и предмете своей  науки ведут не только социологи,  но и все ученые, представляющие  активно развивающиеся отрасли  знания. Исчезновение таких дискуссий  - верный признак стагнации науки.

 

 Во-вторых, социология  моложе многих наук, а потому  естественно ее повышенное стремление  к самопознанию и поиску корректив  дельнейшего развития.

 

 В-третьих, (по счету,  но не по важности) следует  сказать о сложности и специфике  социальной формы реальности. Она не только сложнее биологической, химической, физической и прочих форм материального мира, но и принципиально отлична от них включенностью сознания людей в саму себя, особой диалектикой объективных и субъективных факторов развития и функционирования. Эти обстоятельства исключают возможность единомыслия исследователей, изучающих разные социальные явления и процессы, проникающих в суть этих явлений с разной мерой глубины. Они определяют зависимость социологии от национально-культурного и социально-исторического контекстов развития жизненных сил человека и общества.

 

 В-четвертых, нужно  отметить повышение динамизма  социальных процессов в XX веке, появление в общественной жизни  всех стран, Казахстане, особенно, новых социальных явлений, которые  не могут быть проигнорированы  социологией. Изучение актуальных  социальных трансформаций, выяснение  их причин и следствий, естественно,  корректирует представления об  объекте и предмете нашей науки.

 

 -

 

 В-пятых, дискуссии  о научных атрибутах социологии  дают позитивные для нее результаты, задают новые векторы ее дальнейшего  развития. Главным итогом споров  социологов об объекте и предмете  своей науки, длившихся, то  затухая, то обостряясь, на протяжении  всего XX века, стало формирование  третьего подхода к пониманию  предназначения и задач социологии. Этот подход, с одной стороны,  противостоит двум первым, а с  другой - аккумулирует и. В упрощенном  виде его суть можно выразить  примерно так.

 

 Социология призвана  изучать и социальные отношения  (во всех вышеперечисленных смыслах), и жизнедеятельность всего общества, если под последней понимать  не сумму экономической, политической, духовно-культурной и других сфер  общественной жизни, а систему  взаимовлияний этих сфер друг  на друга. Социальные отношения  при этом осмысливаются не  как рядоположенные с экономическими, политическими, духовно-культурными, экологическими и иными, а как пронизывающие все эти сферы и обеспечивающие их взаимосвязанность в системную целостность. Иначе говоря, предметом социологии являются закономерности не этих сфер (они изучаются, соответственно, экономическими, политологическими, культурологическими и другими науками), а их взаимовлияния, которые становятся объективной реальностью в силу того, что все общественные отношения суть отношения между людьми, общественными слоями, стратами, классами, этносами, иными общностями и социальными группами.

 

 Третий подход, конечно,  не исключает продолжения дискуссии  о научных атрибутах социологии, но направляет их в новое  русло - на поиск оснований  интеграции двух первых подходов.

 

 Конечно же, объектом  социологического познания есть  общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс  познания: социальные институты,  социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные  отношения и т. п. Объект  социального исследования содержит  социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу.  Объектом могут стать любые  стороны социальной реальности, но лишь после того, как они  включены в процесс социологического  познания, осмыслены и выделены. Однако, социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальным объектам.

 

 В отличие от объекта  науки, ее предмет -- это существенные  свойства и отношения объекта  исследования, познание которых  необходимо для решения теоретической  и практической проблема- тики. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем, а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложив- шейся традиции при определении предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и т.д.

 

 -

 

 Естественно, общество  объективно состоит из различных  социальных общностей, это имманентная то есть свойственная черта любого челове-ческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возникают многообразные отношения. Любые отношения, обусловливающие то или иное социальное явление, подчиняют действиям определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-то закономерности и тенденции социальных отношений и составляют основной предмет изучения социологии. Различные исследователи определяют предмет социологии по разному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что акцент делается на разных сторонах жизни социальных общностей и личности: деятельности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные направления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям социальной жизни общества.

 

1.3. Функции современной  социологии

 

 Социология как самостоятельная  отрасль знаний реализует все  присущие общественной науке  функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую,  преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции  гуманитарных наук принято делить  на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно  социальные. Гносеологические функции  социологии проявляются в наиболее  полном и конкретном познании  тех или иных сторон социальной  жизни. Социальные функции раскрывают  пути и способы их оптимизации.  Существуют и действуют функции  только во взаимосвязи и взаимодействии.

 

 Основная из гносеологических функций социологии -- теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцирование подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить -- ведь не все надо менять перестраивать и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

 

 Описательная функция социологии -- это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества -- не само- цель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к -

 

 улучшению благосостояния  и общества и людей. Как бы  ни была хороша полученная  социологами социальная информация, она автоматически не превращается  в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии  находит продолжение в прогнозах  и преобразовательной функции.

 

 Прогностическая функция  социологии - это выдача социальных  прогнозов. Обычно социологические  исследования завершаются образованием  краткосрочного или долгосрочного  прогноза изучаемого объекта.  Краткосрочный прогноз опирается  на вскрытую тенденцию развития  социального явления, а также  на зафиксированную закономерность  в открытии фактора, который  решающе воздействует на прогнозируемый  объект. Открытие такого фактора  - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи- ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Казахстана, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место -в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального процесса.

 

 Суть преобразовательной  функции социологии в том, что  выводы, рекомендации, предложения  социолога, его оценка состояния  социального субъекта служит  основанием для выработки и  принятия определенных решений.  Уже всем ясно, что при реализации  крупных инженерных проектов  требуется не только технико-экономическое,  но и социально-экономическое  обоснование. Вот тут-то и вспоминают  о процессах. Но социология  лишь наука, ее функция разработка  практических рекомендаций. Что  же касается их внедрения реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества и дает возможность выявления отклонений от общецивилизационного развития. Суть реформирования в Казахстане, а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и возможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности социальных общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее эффективности.

 

 Задача социологии  -теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в Казахстане. Процесс трансформации общества в Казахстане идет от одного качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным превращением целей в результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.

 

 Информационная функция  социологии представляет сбор, систематизации  и накопление информации, полученной  в результате исследований. Социологическая  информация -- самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется -

 

 в памяти ЭВМ. Ее  могут использовать социологи,  руководители объектов, где проводились  исследования. В установленном порядке  информацию получают государственные  и другие управленческие и  хозяйственные учреждения.

 

 Мировоззренческая функция  социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической  жизни общества и своими исследованиями  содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии  выражается в использовании действительно  корректных выверенных количественных  данных, фактов, которые только и  способны в чем-либо убедить  современного человека. Ведь, что  такое идеология? Это один из  уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального  слоя, социальной общности. История  свидетельствует, что в большинстве  социальных революций, реформ  и реконструкций, трансформаций  именно социологические концепции  того или иного рода выступали  ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона  Локка сыграли важную роль  в революции 1688 г. при установлении  либерально-демократического режима  в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в Казахстане. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.

Информация о работе Возрастания роли социологии в современных условиях