Перечень отличающихся
друг от друга определений
научных атрибутов социологии, связанных
с многозначностью социальных
отношений, этим не ограничивается.
Но мы не станем его продолжать,
ибо дискуссионный характер трактовок
объекта и предмета нашей науки
уже очевиден.
Представители более
древних наук нередко упрекают
социологов в том, что они
постоянно спорят об объекте
и предмете своей науки. Кое-кто
иронизирует на этот счет, говоря,
что социологи не знают то,
что они изучают. В этой связи
важно отметить следующее.
Во-первых, научные дискуссии
об объекте и предмете своей
науки ведут не только социологи,
но и все ученые, представляющие
активно развивающиеся отрасли
знания. Исчезновение таких дискуссий
- верный признак стагнации науки.
Во-вторых, социология
моложе многих наук, а потому
естественно ее повышенное стремление
к самопознанию и поиску корректив
дельнейшего развития.
В-третьих, (по счету,
но не по важности) следует
сказать о сложности и специфике
социальной формы реальности. Она
не только сложнее биологической, химической,
физической и прочих форм материального
мира, но и принципиально отлична от них
включенностью сознания людей в саму себя,
особой диалектикой объективных и субъективных
факторов развития и функционирования.
Эти обстоятельства исключают возможность
единомыслия исследователей, изучающих
разные социальные явления и процессы,
проникающих в суть этих явлений с разной
мерой глубины. Они определяют зависимость
социологии от национально-культурного
и социально-исторического контекстов
развития жизненных сил человека и общества.
В-четвертых, нужно
отметить повышение динамизма
социальных процессов в XX веке,
появление в общественной жизни
всех стран, Казахстане, особенно,
новых социальных явлений, которые
не могут быть проигнорированы
социологией. Изучение актуальных
социальных трансформаций, выяснение
их причин и следствий, естественно,
корректирует представления об
объекте и предмете нашей науки.
-
В-пятых, дискуссии
о научных атрибутах социологии
дают позитивные для нее результаты,
задают новые векторы ее дальнейшего
развития. Главным итогом споров
социологов об объекте и предмете
своей науки, длившихся, то
затухая, то обостряясь, на протяжении
всего XX века, стало формирование
третьего подхода к пониманию
предназначения и задач социологии.
Этот подход, с одной стороны,
противостоит двум первым, а с
другой - аккумулирует и. В упрощенном
виде его суть можно выразить
примерно так.
Социология призвана
изучать и социальные отношения
(во всех вышеперечисленных смыслах),
и жизнедеятельность всего общества,
если под последней понимать
не сумму экономической, политической,
духовно-культурной и других сфер
общественной жизни, а систему
взаимовлияний этих сфер друг
на друга. Социальные отношения
при этом осмысливаются не
как рядоположенные с экономическими,
политическими, духовно-культурными, экологическими
и иными, а как пронизывающие все эти сферы
и обеспечивающие их взаимосвязанность
в системную целостность. Иначе говоря,
предметом социологии являются закономерности
не этих сфер (они изучаются, соответственно,
экономическими, политологическими, культурологическими
и другими науками), а их взаимовлияния,
которые становятся объективной реальностью
в силу того, что все общественные отношения
суть отношения между людьми, общественными
слоями, стратами, классами, этносами,
иными общностями и социальными группами.
Третий подход, конечно,
не исключает продолжения дискуссии
о научных атрибутах социологии,
но направляет их в новое
русло - на поиск оснований
интеграции двух первых подходов.
Конечно же, объектом
социологического познания есть
общество. Но не просто общество,
а та сфера социальной действительности,
на которую направлен процесс
познания: социальные институты,
социальные общности, слои и группы,
социальные процессы, социальные
отношения и т. п. Объект
социального исследования содержит
социальное противоречие, проблему,
которая подлежит научному анализу.
Объектом могут стать любые
стороны социальной реальности,
но лишь после того, как они
включены в процесс социологического
познания, осмыслены и выделены.
Однако, социальный объект обладает множеством
качественных и количественных характеристик
и может изучаться различными общественными
науками. Социальные общности изучаются
философией, политэкономией, психологией,
политологией, историей. Социолог же выделяет
в социальном объекте те свойства и отношения,
которые необходимы для познания явлений
общественной жизни, исследования становления,
функционирования и развития социальных
систем. Ввиду того, что социальная система
может обнаруживаться на различных уровнях
социальной действительности, то при разработке
одной и той же проблемы возможно обращение
к различным социальным объектам.
В отличие от объекта
науки, ее предмет -- это существенные
свойства и отношения объекта
исследования, познание которых
необходимо для решения теоретической
и практической проблема- тики. Предмет
исследования предполагает объект, но
не совпадает с ним. Предмет социологического
исследования обусловливается свойствами
объекта и характером проблем, стоящих
перед социологом, уровнем научных знаний
и средств познания, которыми он располагает.
Надо сказать, что один и тот же социальный
объект может изучаться с целью решения
различных научных проблем, а предмет
исследования обозначает границы, в пределах
которых объект изучается в конкретном
исследовании. Согласно сложив- шейся
традиции при определении предмета социологического
познания, выделяются ключевые, те или
иные социальные явления. Обычно к ним
относят человеческое взаимодействие,
социальные отношения, социальные общности,
социальные процессы и т. п. и т.д.
-
Естественно, общество
объективно состоит из различных
социальных общностей, это имманентная
то есть свойственная черта любого челове-ческого
объединения, обусловленная многими общими,
специфическими факторами. Между социальными
общностями, внутри них, а также между
общностями и отдельной личностью не только
могут, но и реально возникают многообразные
отношения. Любые отношения, обусловливающие
то или иное социальное явление, подчиняют
действиям определенных закономерностей
или тенденций. Вот эти-то закономерности
и тенденции социальных отношений и составляют
основной предмет изучения социологии.
Различные исследователи определяют предмет
социологии по разному. Эти различия связаны,
прежде всего, с тем, что акцент делается
на разных сторонах жизни социальных общностей
и личности: деятельности, поведении и
отношениях. В социологии существуют разные
направления, которые определяются неодинаковыми
подходами к исследованиям социальной
жизни общества.
1.3. Функции современной
социологии
Социология как самостоятельная
отрасль знаний реализует все
присущие общественной науке
функции: теоретико-познавательную,
критическую, описательную, прогностическую,
преобразовательную, информационную,
мировоззренческую. Вообще функции
гуманитарных наук принято делить
на две группы: гносеологические,
то есть познавательные и собственно
социальные. Гносеологические функции
социологии проявляются в наиболее
полном и конкретном познании
тех или иных сторон социальной
жизни. Социальные функции раскрывают
пути и способы их оптимизации.
Существуют и действуют функции
только во взаимосвязи и взаимодействии.
Основная из гносеологических
функций социологии -- теоретико-познавательная,
критическая. Речь идет об оценке познаваемого
мира с позиций интересов личности. Реализуя
критическую функцию, социология дифференцирование
подходит к действительности. С одной
стороны показывает, что можно и нужно
сохранить, упрочить, развить -- ведь не
все надо менять перестраивать и т. п. С
другой стороны выявляет то, что действительно
требует радикальных преобразований.
Теоретико-познавательная, критическая
функция, естественно, состоит в том, что
социология накапливает знания, систематизирует
их, стремится составить наиболее полную
картину социальных отношений и процессов
в современном мире. К теоретико-познавательной
функции социологии относятся объективные
знания об основных социальных проблемах
развития современного общества. Что же
касается прикладной социологии, то она
призвана обеспечить надежную информацию
о различных процессах, происходящих в
разных социальных сферах общества, а
именно, о изменении социальной структуры,
семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно,
что без конкретных знаний о процессах,
происходящих внутри отдельных социальных
общностей или объединений людей, обеспечить
эффективное социальное управление невозможно.
Степень системности и конкретности знаний
социологии определяет эффективность
реализации ее социальной функции.
Описательная функция социологии
-- это систематизация, описание исследований
в виде аналитических записок, различного
рода научных отчетов, статей, книг и т.
п. В них имеются попытки воссоздать идеальную
картину социального объекта, его действие,
взаимосвязи т. п. При исследовании социального
объекта требуется высокая нравственная
чистота и порядочность ученого, потому
что на основе данных, фактов и документов
делаются практические выводы и принимаются
управленческие решения. Эти материалы
есть точкой отсчета, источником сравнения
для будущих поколений человечества. Социология
не только познает мир, она позволяет человеку
внести в него свои коррективы. Но человек
должен всегда помнить, что преобразование
общества -- не само- цель. И преобразования
нужны лишь тогда, когда соответствуют
потребности и ценностям людей, ведут
к -
улучшению благосостояния
и общества и людей. Как бы
ни была хороша полученная
социологами социальная информация,
она автоматически не превращается
в решения, рекомендации, прогнозы.
Познавательная функция социологии
находит продолжение в прогнозах
и преобразовательной функции.
Прогностическая функция
социологии - это выдача социальных
прогнозов. Обычно социологические
исследования завершаются образованием
краткосрочного или долгосрочного
прогноза изучаемого объекта.
Краткосрочный прогноз опирается
на вскрытую тенденцию развития
социального явления, а также
на зафиксированную закономерность
в открытии фактора, который
решающе воздействует на прогнозируемый
объект. Открытие такого фактора
- сложный вид научного исследования.
Поэтому в социологи- ческой практике
чаще всего используются краткосрочные
прогнозы. В современных условиях развития
Казахстана, когда научному обоснованию
социальных проблем придается большое
значение, социальный прогноз занимает
важное место -в исследованиях о развитии
социального объекта. Когда же социолог
изучает реальную проблему и стремится
выявить оптимальные пути ее решения,
естественно, движим желанием показать
перспективу и конечный результат, который
за ней стоит. Следовательно, так или иначе
прогнозируется ход развития социального
процесса.
Суть преобразовательной
функции социологии в том, что
выводы, рекомендации, предложения
социолога, его оценка состояния
социального субъекта служит
основанием для выработки и
принятия определенных решений.
Уже всем ясно, что при реализации
крупных инженерных проектов
требуется не только технико-экономическое,
но и социально-экономическое
обоснование. Вот тут-то и вспоминают
о процессах. Но социология
лишь наука, ее функция разработка
практических рекомендаций. Что
же касается их внедрения реализации
- это прерогатива органов управления,
конкретных руководителей. Именно так
и объясняется то обстоятельство, что
многие весьма ценные и полезные рекомендации,
разработанные социологами по преобразованию
современного общества, так и не нашли
на практике реализации. Более того, нередко
органы управления поступают вопреки
рекомендациям ученых, что приводит к
тяжелым последствиям в развитии общества.
Шире и глубже раскрыть основные направления
обновления общества и дает возможность
выявления отклонений от общецивилизационного
развития. Суть реформирования в Казахстане,
а точнее, трансформация общества состоит
в создании условий и возможностей для
сознательной, целенаправленной деятельности
личности социальных общностей. Проблема
состоит в преодолении отчуждения человека
от рациональной деятельности, в оптимизации
и качественном повышении ее эффективности.
Задача социологии
-теоретически обеспечить успешное протекание
процесса реформации и демократизации
общественной жизни в Казахстане. Процесс
трансформации общества в Казахстане
идет от одного качественного состояния
к другому как раз в связи с сознательным
превращением целей в результат, а результатов
в предпосылки, условия и средства развертывания
сознательной деятельности, демократизации
общества. Игнорирование социологических
рекомендаций объясняется не столько
недостаточной квалификацией социологических
кадров (хотя и это имеет место, поскольку
профессиональная подготовка их в стране
начата лишь несколько лет назад), сколько
несформированной у большинства управленческих
кадров потребности в социологическом
обосновании управленческих решений.
Информационная функция
социологии представляет сбор, систематизации
и накопление информации, полученной
в результате исследований. Социологическая
информация -- самый оперативный вид социальной
информации. В крупных социологических
центрах она концентрируется -
в памяти ЭВМ. Ее
могут использовать социологи,
руководители объектов, где проводились
исследования. В установленном порядке
информацию получают государственные
и другие управленческие и
хозяйственные учреждения.
Мировоззренческая функция
социологии вытекает из того,
что объективно, участвует в социально-политической
жизни общества и своими исследованиями
содействует прогрессу общества.
Мировоззренческая функция социологии
выражается в использовании действительно
корректных выверенных количественных
данных, фактов, которые только и
способны в чем-либо убедить
современного человека. Ведь, что
такое идеология? Это один из
уровней общественного сознания,
система идей, выражающая интересы,
мировоззрение какого-либо социального
слоя, социальной общности. История
свидетельствует, что в большинстве
социальных революций, реформ
и реконструкций, трансформаций
именно социологические концепции
того или иного рода выступали
ведущими в общественном развитии.
Социологические взгляды Джона
Локка сыграли важную роль
в революции 1688 г. при установлении
либерально-демократического режима
в Англии, труды Франсуа Вольтера,
Жан Жака Руссо и других энциклопедистов
сыграли преобразующую роль во Франции
и т. п. Длительный период идеология марксизма
выступала ведущим интеллектуальным направлением
в Казахстане. Расистская идеология стала
основой нацистского путча и третьего
рейха в Германии.