Но этого мало. Для
успешности работы и удовлетворенности
работодателя и работника молодые
люди, приступая к работе, должны
иметь полную информацию обо
всех, в том числе новейших
достижениях в своей области
и обладать достаточно глубокими
знаниями соответствующих фундаментальных
наук, умея все это применить
к делу. Такая постановка вопроса
традиционна для академической
общественности.
Задача формулируется
предельно ясно: научить молодых
людей применять весь арсенал
современных научных методов
для достижения требуемых результатов
в конкретной области, легко
адаптируясь при этом к меняющимся
условиям.
-
Решена эта задача может
быть только на базе прочного фундаментального
образования. Лазерные технологии, биотехнологии,
информационные технологии, технологии
современных материалов показывают, -
что для того чтобы в наше время стать,
скажем, хорошим инженером, необходимо
получить хорошее фундаментальное образование.
Обучение фундаментальным наукам должно
тесно соседствовать с собственными фундаментальными
исследованиями.
Здесь встает закономерный
вопрос: а зачем тому же инженеру
фундаментальное знание? Разве не
достаточно конкретного, рецептурного
знания, знания - умения делать вещи,
исходя из практики дела? Особенно,
если в процессе образования
изучить тщательно и концентрированно,
даже обобщенно всю предыдущую
практику, до сути дела относящуюся.
Хочется надеяться, что ответ
на этот вопрос представляется
самоочевидным.
К сожалению, это
не всегда так. Ведь путь
постепенного приобретения фундаментальной
наукой прикладного качества
долог и тернист. Общество, живущее
сиюминутными интересами, не склонно
поддерживать именно фундаментальную
компоненту образования. Оно,
общество, со скрипом готово обсуждать
вопрос о кадровом обеспечении научно-технического
прогресса, о кадровом сопровождении разворота
работ по созданию технологической базы
этого прогресса, но оно и слышать не хочет
об опережающем сопровождении, о работе
на перспективу, что возможно только на
основе фундаментальной науки.
Фундаментальная наука
внутренне способна к кадровому
самовоспроизводству. Для того чтобы эта
репродуктивная способность науки не
была подавлена, необходимы как институты
элитарного фундаментального образования,
подобные московскому физтеху, так и соответствующий
уровень математической естественнонаучной
и гуманитарной фундаментальности во
всей широкой сети высших учебных заведений
страны.
-
^ 3. Основные направления
развития социологии
В современной социологической
науке, которая, в основном, сложилась
в ХХ в., можно выделить главные
направления:
^ Философия истории
Философия истории, или социальная
философия, ориентирована на поиск
общих, универсальных, законов общественного
развития.
В этом направлении
социологической мысли работали
видные ученые: Освальд Шпенглер,
Арнольд Тойнби, Николай Данилевский,
Питирим Сорокин.
Она поделена на 8 основных типов:
египетская,
индийская,
вавилонская,
китайская,
греко-римская,
византийско-арабская,
культура майя,
русско-сибирская
К рассматриваемому
направлению социологической мысли
можно отнести и разработку
концепции устойчивого развития
современного мира. Она была впервые
сформулирована на Бразильском
конгрессе по экологии и активно
развивается во всех странах,
в том числе и России.
Марксизм
В противовес функционалистским
подходам, отстаивающим эволюционные,
стабилизационные моменты в социальном
развитии, марксизм (конфликтологические
теории) особенно выделяет борьбу различных
групп и направлений.
Прежде всего, это
марксистская традиция в социологии,
подчеркивающая экономический детерминизм
в социальном развитии, соперничество,
антагонизм различных социальных
групп. При этом надо иметь
в виду, что марксизм широко
используется и на Западе.
Методологической основой
этого направления социологической
мысли является исторический
материализм. Основной вклад в
социологию: теории классовой борьбы,
социального конфликта, отчуждения
человека. Некоторые идеи марксистской
социологии не выдержали испытания
временем, например, идея об абсолютном
обнищании рабочего класса по
мере развития капиталистического
общества.
-
Неомарксизм
Другое заметное направление
современной конфликтологической социологии
развивалось под воздействием Франкфуртской
школы социальных исследований, которая
сложилась в Германии в 30-е гг.
К ней относятся:
Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт
Маркузе, Эрих Фромм, Юрген Хабермас.
Главная социологическая
идея - отчуждение человека, стандартизация
и обезличивание в современном
обществе. Характерна также жесткая
и беспощадная критика современного
общества - и капитализма, и социализма;
тотальное отрицание всякой идеологии.
Теоретические истоки Франкфуртской
школы - марксизм и левый фрейдизм, фрейдомарксизм.
В обстановке марксистского ренессанса
в западноевропейской общественной мысли
сложилась леворадикальная, или так называемая
критическая, социология.
Технократическое направление
Крупное направление
современной социологической мысли
- технократическое. Здесь можно
назвать такие течения, как
эмпирическая социология, структурно
- функциональный анализ, концепции
постиндустриального, технотронного,
информационного общества.
В настоящее время
это самое представительное направление
социологической мысли в странах
Запада, да и в нашей стране.
Отметим парадоксальную ситуацию:
отечественные социологи на общеметодологическом
уровне присягали на верность
марксистской социологии, на практике
придерживались теорий среднего
уровня, а на уровне эмпирических
исследований исповедовали структурно-функциональный
анализ. Приходилось развиваться
под прессом идеологических догм.
^ Структурно-функциональный
анализ
В этом направлении
социологической мысли роль методологической
теории выполняют разработки
школы структурно-функционального
анализа.
Самые видные представители:
Роберт Кинг Мертон, Толкот Парсонс,
Роберт Парк, Герберт Спенсер.
Разработка структурно-функционального
анализа выполнена в основном
американскими социологами. Начало
положила Чикагская школа, где
еще в конце прошлого века
был создан первый факультет
социологии. В частности, Роберт
Парк разрабатывал основные принципы
структурно-функционального анализа,
изучая городскую среду и ее
функции.
^ Г. Спенсер выдвинул
три основных постулата структурно-функционального
анализа:
1. функциональное единство
общества, то есть согласованность
функционирования;
2. универсальный функционализм,
то есть полезность всех социальных
явлений;
3. функциональная необходимость.
-
^ 4. Социологическая перспектива
Социологическая перспектива
предлагает найти новый – свежий
и творческий – подход к
изучению столь часто игнорируемых
или принимаемых как должное аспектов
социальной среды. Оказывается, человеческий
опыт имеет множество смысловых уровней
и вещи не всегда таковы, какими кажутся.
Поведение человека управляется сложными
переплетениями невидимых законов и институциональных
систем, и человек непрерывно создает,
обсуждает и пересматривает подразумеваемые
соглашения с членами своей семьи, с друзьями,
коллегами по работе в течении всей своей
жизни в обществе. Многие из движущих нами
принципов лежат за пределами нашего порога
осознания. Именно так, постигая скрытую
структуру внешнего мира, мы сталкиваемся
с новыми уровнями реальности. Правила,
нормы и отношения, организующие общество
в слаженно действующую живую систему,
в которой все распределено по своим местам
и каждый элемент выполняет определенные
функции, даже для профессионального исследования
трудноуловимы. Чтобы попытаться реконструировать
его социальный облик, нужно научиться
«по косточкам» (отдельным элементам:
группам, отношениям) собирать «скелет»
(структуру) общества и, наоборот, «сканировать»
(выявлять труднодоступное) внутреннее
содержание, т.е, закономерности организации
общества как социальной системы. Подобный
подход к реальности – специфическая
форма сознания – составляет суть социологической
перспективы. Социологическая перспектива
позволяет осознать обществу скрытые
от него аспекты человеческой жизни, учит
видеть и правильно интерпретировать
социальный «пейзаж».
-
Заключение
Итак, в заключение
работы сделаем основные выводы.
Современная социология
- это множество течений и научных
школ, которые по-разному объясняют
ее предмет и роль, по-разному
отвечают и на вопрос что
такое социология.
Социология - наука о
становлении, развитии и функционировании
социальных общностей, о социальных
процессах и социальных отношениях
между общностями, между общностями
и личностью, наука об обществе
и общественных отношениях.
В современном мире
существует большое разнообразие
специальных социологических теорий.
Конечно же, объектом
социологического познания есть
общество. Но не просто общество,
а та сфера социальной действительности,
на которую направлен процесс
познания: социальные институты,
социальные общности, слои и группы,
социальные процессы, социальные
отношения и т п.
-
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Александрова Т.Л.. Зборовский
Г.Е., Лемперт В. Профессиональное образование
и социальная ответственность на рабочих
местах в России и в Германии. Екатеринбург,
2009.
Гаврилюк В. В. Становление
системы образования региона.
Тюмень, 1998.
Гуревич А.Я. Средневековый
мир: культура безмолвствующего
большинства. М., 1990. С. 161.
Гурченко В. Н. Социология
и система образования /Социологические
и экономические проблемы образования.
Новосибирск, 2001.
Дмитриенко В. А., Ларья
Н. А. Образование как социальный институт:
тенденции - перспективы развития. Красноярск,
2009.
Дюркгейм Э. Социология
образования / Под ред. В. С.
Собкина и В. Я. Нечаева. М., 1986
«Социология» 2ое издание, Ю.Г.Волков;
В.И. Добреньков, 2002год.