Возрастания роли социологии в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Прорыв в общественном сознании в пользу социологии произошел в начале 90-х годов. Социология пришла в высшую школу - одной из самостоятельных отраслей знаний, быстро приобретает авторитет и вызывает интерес у молодежи.

Содержание работы

Введение

1. Современная социология: основные понятия

1.1 Сущность современной социологии

1.2 Объект и предмет социологической науки

1.3 Функции современной социологии

2. Условия развития социологии

2.1. Перспективы развития социологии

2.2. Развитие социологии в России

2.3. Роль социологических знаний в деятельности инженера

3. Основные направления развития социологии

4. Социологическая перспектива

Заключение

Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 49.63 Кб (Скачать файл)

 

 Но этого мало. Для  успешности работы и удовлетворенности  работодателя и работника молодые  люди, приступая к работе, должны  иметь полную информацию обо  всех, в том числе новейших  достижениях в своей области  и обладать достаточно глубокими  знаниями соответствующих фундаментальных  наук, умея все это применить  к делу. Такая постановка вопроса  традиционна для академической  общественности.

 

 Задача формулируется  предельно ясно: научить молодых  людей применять весь арсенал  современных научных методов  для достижения требуемых результатов  в конкретной области, легко  адаптируясь при этом к меняющимся  условиям.

 

 -

 

 Решена эта задача может быть только на базе прочного фундаментального образования. Лазерные технологии, биотехнологии, информационные технологии, технологии современных материалов показывают, - что для того чтобы в наше время стать, скажем, хорошим инженером, необходимо получить хорошее фундаментальное образование. Обучение фундаментальным наукам должно тесно соседствовать с собственными фундаментальными исследованиями.

 

 Здесь встает закономерный  вопрос: а зачем тому же инженеру  фундаментальное знание? Разве не  достаточно конкретного, рецептурного  знания, знания - умения делать вещи, исходя из практики дела? Особенно, если в процессе образования  изучить тщательно и концентрированно, даже обобщенно всю предыдущую  практику, до сути дела относящуюся.  Хочется надеяться, что ответ  на этот вопрос представляется  самоочевидным. 

 

 К сожалению, это  не всегда так. Ведь путь  постепенного приобретения фундаментальной  наукой прикладного качества  долог и тернист. Общество, живущее  сиюминутными интересами, не склонно  поддерживать именно фундаментальную  компоненту образования. Оно,  общество, со скрипом готово обсуждать  вопрос о кадровом обеспечении научно-технического прогресса, о кадровом сопровождении разворота работ по созданию технологической базы этого прогресса, но оно и слышать не хочет об опережающем сопровождении, о работе на перспективу, что возможно только на основе фундаментальной науки.

 

 Фундаментальная наука  внутренне способна к кадровому самовоспроизводству. Для того чтобы эта репродуктивная способность науки не была подавлена, необходимы как институты элитарного фундаментального образования, подобные московскому физтеху, так и соответствующий уровень математической естественнонаучной и гуманитарной фундаментальности во всей широкой сети высших учебных заведений страны.

 

 

-

 

^ 3. Основные направления  развития социологии

 

 В современной социологической  науке, которая, в основном, сложилась  в ХХ в., можно выделить главные  направления:

 

^ Философия истории

 

Философия истории, или социальная философия, ориентирована на поиск  общих, универсальных, законов общественного  развития.

 

 В этом направлении  социологической мысли работали  видные ученые: Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, Николай Данилевский,  Питирим Сорокин. 

 

Она поделена на 8 основных типов:

 

египетская,

 

индийская,

 

вавилонская,

 

китайская,

 

греко-римская,

 

византийско-арабская,

 

культура майя,

 

русско-сибирская 

 

 К рассматриваемому  направлению социологической мысли  можно отнести и разработку  концепции устойчивого развития  современного мира. Она была впервые  сформулирована на Бразильском  конгрессе по экологии и активно  развивается во всех странах,  в том числе и России.

 

Марксизм

 

 В противовес функционалистским подходам, отстаивающим эволюционные, стабилизационные моменты в социальном развитии, марксизм (конфликтологические теории) особенно выделяет борьбу различных групп и направлений.

 

 Прежде всего, это  марксистская традиция в социологии, подчеркивающая экономический детерминизм  в социальном развитии, соперничество,  антагонизм различных социальных  групп. При этом надо иметь  в виду, что марксизм широко  используется и на Западе.

 

 Методологической основой  этого направления социологической  мысли является исторический  материализм. Основной вклад в  социологию: теории классовой борьбы, социального конфликта, отчуждения  человека. Некоторые идеи марксистской  социологии не выдержали испытания  временем, например, идея об абсолютном  обнищании рабочего класса по  мере развития капиталистического  общества.

 

 

-

 

Неомарксизм

 

 Другое заметное направление  современной конфликтологической социологии развивалось под воздействием Франкфуртской школы социальных исследований, которая сложилась в Германии в 30-е гг.

 

 К ней относятся:  Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Юрген Хабермас.

 

 Главная социологическая  идея - отчуждение человека, стандартизация  и обезличивание в современном  обществе. Характерна также жесткая  и беспощадная критика современного  общества - и капитализма, и социализма; тотальное отрицание всякой идеологии.  Теоретические истоки Франкфуртской школы - марксизм и левый фрейдизм, фрейдомарксизм. В обстановке марксистского ренессанса в западноевропейской общественной мысли сложилась леворадикальная, или так называемая критическая, социология.

 

 Технократическое направление

 

 Крупное направление  современной социологической мысли  - технократическое. Здесь можно  назвать такие течения, как  эмпирическая социология, структурно - функциональный анализ, концепции  постиндустриального, технотронного,  информационного общества.

 

 В настоящее время  это самое представительное направление  социологической мысли в странах  Запада, да и в нашей стране. Отметим парадоксальную ситуацию: отечественные социологи на общеметодологическом  уровне присягали на верность  марксистской социологии, на практике  придерживались теорий среднего  уровня, а на уровне эмпирических  исследований исповедовали структурно-функциональный  анализ. Приходилось развиваться  под прессом идеологических догм.

 

^ Структурно-функциональный  анализ

 

 В этом направлении  социологической мысли роль методологической  теории выполняют разработки  школы структурно-функционального  анализа.

 

 Самые видные представители:  Роберт Кинг Мертон, Толкот Парсонс, Роберт Парк, Герберт Спенсер.

 

 Разработка структурно-функционального  анализа выполнена в основном  американскими социологами. Начало  положила Чикагская школа, где  еще в конце прошлого века  был создан первый факультет  социологии. В частности, Роберт  Парк разрабатывал основные принципы  структурно-функционального анализа,  изучая городскую среду и ее  функции.

 

^ Г. Спенсер выдвинул  три основных постулата структурно-функционального  анализа: 

 

1. функциональное единство  общества, то есть согласованность  функционирования;

 

2. универсальный функционализм,  то есть полезность всех социальных  явлений; 

 

3. функциональная необходимость. 

 

 

-

 

^ 4. Социологическая перспектива

 

 Социологическая перспектива  предлагает найти новый – свежий  и творческий – подход к  изучению столь часто игнорируемых  или принимаемых как должное аспектов социальной среды. Оказывается, человеческий опыт имеет множество смысловых уровней и вещи не всегда таковы, какими кажутся. Поведение человека управляется сложными переплетениями невидимых законов и институциональных систем, и человек непрерывно создает, обсуждает и пересматривает подразумеваемые соглашения с членами своей семьи, с друзьями, коллегами по работе в течении всей своей жизни в обществе. Многие из движущих нами принципов лежат за пределами нашего порога осознания. Именно так, постигая скрытую структуру внешнего мира, мы сталкиваемся с новыми уровнями реальности. Правила, нормы и отношения, организующие общество в слаженно действующую живую систему, в которой все распределено по своим местам и каждый элемент выполняет определенные функции, даже для профессионального исследования трудноуловимы. Чтобы попытаться реконструировать его социальный облик, нужно научиться «по косточкам» (отдельным элементам: группам, отношениям) собирать «скелет» (структуру) общества и, наоборот, «сканировать» (выявлять труднодоступное) внутреннее содержание, т.е, закономерности организации общества как социальной системы. Подобный подход к реальности – специфическая форма сознания – составляет суть социологической перспективы. Социологическая перспектива позволяет осознать обществу скрытые от него аспекты человеческой жизни, учит видеть и правильно интерпретировать социальный «пейзаж».

 

 

-

 

Заключение

 

 Итак, в заключение  работы сделаем основные выводы.

 

 Современная социология - это множество течений и научных  школ, которые по-разному объясняют  ее предмет и роль, по-разному  отвечают и на вопрос что  такое социология.

 

 Социология - наука о  становлении, развитии и функционировании  социальных общностей, о социальных  процессах и социальных отношениях  между общностями, между общностями  и личностью, наука об обществе  и общественных отношениях.

 

 В современном мире  существует большое разнообразие  специальных социологических теорий.

 

 Конечно же, объектом  социологического познания есть  общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс  познания: социальные институты,  социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные  отношения и т п.

 

 

-

 

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 Александрова Т.Л.. Зборовский Г.Е., Лемперт В. Профессиональное образование и социальная ответственность на рабочих местах в России и в Германии. Екатеринбург, 2009.

 

 Гаврилюк В. В. Становление  системы образования региона.  Тюмень, 1998.

 

 Гуревич А.Я. Средневековый  мир: культура безмолвствующего  большинства. М., 1990. С. 161.

 

 Гурченко В. Н. Социология и система образования /Социологические и экономические проблемы образования. Новосибирск, 2001.

 

 Дмитриенко В. А., Ларья Н. А. Образование как социальный институт: тенденции - перспективы развития. Красноярск, 2009.

 

 Дюркгейм Э. Социология  образования / Под ред. В. С.  Собкина и В. Я. Нечаева. М., 1986

 

«Социология» 2ое издание, Ю.Г.Волков; В.И. Добреньков, 2002год.


Информация о работе Возрастания роли социологии в современных условиях