Выборка в социологическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2015 в 09:23, контрольная работа

Описание работы

Задача построения выборки возникает всякий раз, когда необходимо собрать информацию о некоторой группе или большой совокупности людей. Практически ни одно исследование, даже при самых идеальных условиях (безбрежный финансовый бюджет, согласие заказчика с длительными сроками его проведения, относительная простота цели и задач), не опирается на стопроцентное изучение генеральной совокупности. И подавляющее большинство исследований представляет собой стратегии ex ungue leonem («по когтю льва») - аналитические выводы о социальном целом, основанные на изучении только лишь части целого.
……………….….

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Выборочный метод в социологических исследованиях…………………….4
1.1 Зачем нужна выборка………………………………………………….4
1.2 Основные понятия и типы выборочного метода. Репрезентативность
2. Планирование и проведение выборки………………………………………11
2.1 План выборочного наблюдения………………………………….…..11
2.2 Проведение выборочного наблюдения………………………….…..13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

Социология.готова.docx

— 36.54 Кб (Скачать файл)

При сравнении типов выборки можно сказать, что по содержательным критериям невероятностная выборка не хуже вероятностной, а может быть, и лучше. Ее недостатки: невозможность установить степень репрезентативности и более высокая стоимость (с точки зрения затрат она обычно превосходит вероятностную на несколько порядков). Но есть и преимущества - более глубокое, качественное и всестороннее раскрытие предмета по сравнению с вероятностной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Планирование и проведение выборки

 

Составление выборки - процесс выбора единиц (людей, организаций и т.п.) из интересующей социолога генеральной совокупности с таким условием, чтобы, проведя свое исследование, ученый мог обобщить полученные результаты снова на всю генеральную совокупность, из которой осуществлялась выборка.

 

2.1 План выборочного наблюдения

Процесс составления плана выборочного наблюдения состоит из четырёх этапов.

  1. Определение изучаемой совокупности

Составление плана выборочного наблюдения начинается с определения изучаемой совокупности, т. е. совокупности элементов или объектов, обладающих информацией, которую желает получить исследователь, и о которой нужно сделать заключение. Изучаемая совокупность должна быть точно определена иначе исследование будет в лучшем случае не эффективно, а в худшем - послужит основой для неправильных выводов.

  1. Определение основы выборочного метода

Основа выборочного наблюдения представляет собой элементы, из которых состоит изучаемая совокупность. Обычно это перечень инструкций или список элементов для определения изучаемой совокупности. Примерами основы выборочного наблюдения могут служить телефонные справочники, справочники ассоциаций, содержащие перечень компаний, занятых в данной отрасли.

Зачастую можно составить перечень элементов совокупности, допустив ошибки, выявить и устранить которые возможно по меньшей мере тремя способами: 1) пересмотр основы выборки. Если в этом качестве использовался телефонный справочник, совокупность семей можно пересмотреть после проверки достоверности информации, приведенной в телефонном справочнике данного района; 2) устранение ошибки основы выборки после тщательного отбора респондентов на этапе сбора данных с целью исключения неподходящих элементов; 3) откорректировать собранные данные с помощью системы весовых коэффициентов.

  1. Определение метода проведения отбора элементов

связан с принятием некоторых сопутствующих решений. Исследователь должен сделать выбор между байесовым и традиционным подходом к отбору, повторной и бесповторной выборкой, а также вероятностным и детерминированным выборочным методом.

Баейсов подход - метод отбора элементов, в соответствии с которым элементы выбираются последовательно; собирается детальная информация о параметрах совокупности, полученная в результате предыдущих исследований, а также о затратах и возможных последствиях, связанных с принятием неправильных решений.

При повторной выборке исследователь выбирает элемент из основы выборки и получает необходимую информацию. Затем элемент возвращают в основу выборки; элемент можно неоднократно включать в выборку. При бесповторной выборке элемент генеральной совокупности, выбранные для включения в выборку, удаляется из основы выборки и, следовательно, не может использоваться вновь.

  1. Определение объема выборки

Объем выборки - количество элементов совокупности, которые нужно изучить.

Объем выборки определяется четырьмя факторами. Первый - число групп и подгрупп, анализ которых следует провести. Второй - ценность информации, которую должно предоставить исследование, и требуемая точность результатов. Третий фактор - стоимость выборки: следует провести анализ затрат и выгод. Если стоимость выборки низка, оправдано формирование большей по объему выборки. Четвертый фактор - разброс значений совокупности. Если все члены совокупности придерживаются единого мнения, вполне достаточно выборки из одного человека. По мере возрастания разброса мнения должен увеличиваться и объем выборки.

Для расчета объема выборки можно использовать следующую формулу:

n = (0.25t?N)/(A?N+0.25t?),

где - объем выборки

N - объем ГС

А - предельная ошибка выборки

t? - число, определяемое по специальной таблице, учитывающей доверительный интервал и предельную ошибку.

 

2.2 Проведение выборочного наблюдения

Для успешного проведения выборочного наблюдения необходимо досконально определить его план с точки зрения совокупности, инструментария, единиц, метода осуществления и объема выборки. Если единицами выборки являются семьи (домохозяйства), необходимо сформулировать рабочее понятие семьи. Следует описать процедуры для случаев, когда в квартире никто не живет, и в случае повторных звонков респондентам, которых не было дома. Каждое решение, предусмотренное планом выборочного наблюдения, должно подкрепляться соответствующей детальной информацией.

Пример: выборочное наблюдение для Министерства туризма

Цель телефонного опроса, проводимого для Министерства туризма штата Флорида, - это изучение поведения жителей штата, находящихся в туристических поездках. Семьи стратифицировали по месту по месту проживания на северный, центральный и южный район Флориды. Для отбора этих семей использовали случайный компьютерный набор телефонных номеров. Из каждой семьи выбирались кандидаты, соответствующие четырем критериям: 1) возраст 25 лет или старше; 2) проживает во Флориде как минимум 7 месяцев в году; 3) прожил во Флориде, по меньшей мере, два года; 4) получал водительские права во Флориде.

Для отбора одного респондента из каждой семьи воспользовались методом случайных чисел, чтобы получить представительную выборку из индивидуумов, отвечающих заданным критериям. Перечислены все члены семьи, соответствующие четырем критериям, из них выбран тот, кто следующим отпразднует свой день рождение. Для установления контакта с этим человеком потребовался ряд повторных звонков. Определены следующие этапы формирования плана выборочного наблюдения:

1. Изучаемая совокупность: совершеннолетие, отвечающее четырем критериям (элемент  совокупности) в семье с работающим  телефоном (единица выборки) в штате  Флорида (территория) в период проведения  опроса (время).

2. Основа выборки: компьютерная  программа, случайным образом генерирующая  номера телефонов.

3. Единица выборки: номера работающих  телефонов.

4. Метод проведения выборочного  наблюдения: стратифицированная выборка. Изучаемую совокупность распределили  по географическому признаку  на три района Флориды: северный, центральный и южный.

5. Объем выборки: 868.

6. Осуществление: поделить выборку  на слои; воспользоваться компьютером  для произвольного набора телефонных  номеров; перечислить всех членов  семьи, соответствующих четырем  критериям; выбрать одного члена  семьи методом следующего дня  рождения.4

Составление выборки - сложная процедура, включающая множество действий и этапов, на каждом из которых социолог может допустить ошибку. Ранняя ошибка порождает последующие, нарастает снежный ком искаженной информации, который способен парализовать исследование или свести его ценность к нулю. Именно поэтому важным является умение преодолевать все эти трудности, неожиданности и неприятности.

Заключение

 

Можно сделать вывод, что правильно произведенная выборка довольно хорошо представляет или репрезентирует структуру и состояние генеральной совокупности. Однако полного совпадения выборочных данных с данными обработки генеральной совокупности, как правило, не бывает. В этом и заключается недостаток выборочного метода, на фоне которого видны преимущества сплошного описания генеральной совокупности. Ввиду неполного отображения выборкой статистических характеристик генеральной совокупности перед исследователем возникает важная задача: во-первых, учитывать и соблюдать те условия, при которых выборка наилучшим образом репрезентирует генеральную совокупность, а во-вторых, в каждом конкретном случае устанавливать, с какой уверенностью можно перенести результаты выборочного наблюдения на всю генеральную совокупность, из которой выборка взята.

Выявлено, что типами выборки называются основные разновидности статистической выборки: случайная (вероятностная) и неслучайная (невероятностная). Лишь равенство шансов попадания в выборку для каждого наблюдения, т. е. отбор «наугад», гарантирует от намеренных или ненамеренных искажений. Поэтому наилучшей моделью отбора считается вероятностная выборка, в которой строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку и для всех единиц изучаемой совокупности, и для любых последовательностей таких единиц.

Показаны этапы планирования и проведения выборки, их сложность и правильная реализация.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. -- М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 84-85.

2. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/ Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. - М.: Норма, 2003. - С. 735-736.

3. Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология: Методы исследования. - М.: Изд-во «Весь мир», 1997. - С. 154-156.

4. Количественные маркетинговые  исследования, 2009. URL: http://www.fdfgroup.ru/?id=189

5. Малхорта, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. - С. 412-417.

 

 

 

1 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования:-- М., 2004. - С. 84-85..

2 Основы общей теории:- М., 2003. - С. 735-736. .

3 Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология: Методы исследования. - М., 1997. - С. 154-156..

4 Малхорта, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство.- М., 2002. - С. 412-417. .


Информация о работе Выборка в социологическом исследовании