Законодательство Российской империи как фактор развития благотворительного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявление культурно-исторических предпосылок зарождения и развития благотворительности, исследование феномена благотворительности в период Российской Империи, и влияние этого процесса на развитие законодательной базы государства.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в реферате решаются следующие задачи: охарактеризовать понятие, функции и основные категории благотворительности в Российской империи; рассмотреть теоретические подходы к благотворительности; описать деятельности значимых благотворительных обществ; исследовать развитие законодательства, регулирующего процесс благотворительности в данный перод истории .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. История становления благотворительности в Российской империи…………………………………………………………………………5
1.1. Развитие благотворительности во время правления Петра I……….5
1.2. Расцвет русской благотворительности в Российской империи в конце 18 – начале 19 веков……………………………………………………….7
1.3. Система благотворительности в конце 19 в. - начале 20 века……11
2. Система благотворительной деятельности в Российской империи………………………………………………………………………….14
2.1. Основные направления, формы и типы благотворительных заведений…………………………………………………………………………14
2.2. Роль значимых благотворительных обществ в Российской империи…………………………………………………………………………16
3. Законодательство Российской империи как фактор развития благотворительного движения………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………26

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 77.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Законодательство Российской империи как фактор развития благотворительного движения

 

Одно из малоизученных  направлений - законодательное регулирование благотворительности в России. Оно складывалось постепенно и развивалось в двух основных направлениях: запретительном (направленном на прекращение бродяжничества, нищенства и других форм социально-негативного поведения) и благотворительном (направленном на создание условий, позволяющих нетрудоспособным существовать без прибегания к указанным выше нарушениям социальных норм).39

Петр I издал около 20 указов, направленных на борьбу с таким социальным явлением, как нищенство.  Этими указами закладывались основы государственной системы общественного призрения, создавались предпосылки для профессионализации деятельности в ее учреждениях. Большинство указов Петра носило запретительный характер и не предлагало достаточно конструктивных способов решения проблемы нищенства.

В журнале “Детская помощь”  за 1891 год совершенно справедливо  писали, что “ С развитием идеи о правильной организации общественной благотворительности... естественно рождается и требует развития и идея органического развития законодательства по общественной благотворительности.” 40

Новым законодательным актом  от 7 ноября 1775 г., получившим название «Учреждение для управления губерний Российской империи», в каждой самоуправляемой  территории России создавались особые административные органы – приказы  общественного призрения, в обязанности которых входило создание народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимо больных, домов для умалишенных.41

Созданная в России к концу 19 в. система благотворительности опиралась на российское законодательство, отражавшее политику самодержавия в этом вопросе, практику взаимоотношения властей с филантропическими организациями. Наибольшее число статей, касающихся общественного призрения, было сгруппировано в  “Своде законов Российской империи”.42 Определена суть управления общественным призрением, определены две цели: 1) ведение дел по управлению благотворительными капиталами и имуществом; 2) ведение дела, собственно к призрению относящиеся. Содержание этой деятельности составляло создание и управление богоугодными и общественными заведениями - сиротскими и воспитательными домами, больницами, домами для призрения умалишенных, богадельнями и работными домами ”для прокормления неимущих работой”.43

Положения Свода законов  по вопросам общественного призрения  свидетельствуют о том, что правительство  поощряло пожертвования в пользу благотворительных учреждений. Об этом свидетельствует специальный пункт  “О подаяниях, пожертвованиях и завещаниях в пользу заведений призрения”. Согласно ему учреждениям общественного  призрения разрешалось принимать  подаяния, причем двоякого рода: 1) для  нищих и убогих и 2) для богоугодных  заведений.

В законодательных актах  отражена и политика правительства  в отношении детского призрения. Один из разделов Устава называется “О сиротских домах и о домах  воспитательных”. В качестве приложения к нему помещено “Положение о сиротск

их домах”. В Уставе отмечается, что сиротские дома относятся к разряду благотворительных заведений и находятся в ведении приказов общественного призрения.

В марте 1906 г. были приняты  «Временные правила об обществах и союзах». По Правилам учреждался заявительно-разрешительный характер регистрации обществ: для их создания было необходимо подать письменное заявление по установленной форме. После регистрации общество имело право образовывать капиталы, заключать договоры, устраивать различные мероприятия, проводить сборы пожертвований и т.п.44

Специальным законодательным  актом, регулировавшим создание и деятельность всех благотворительных обществ, стал Устав об общественном призрении 1912 г. 45В частности, по уставу особые требования предъявлялись к частным благотворительным обществам: право утверждения их уставов также предоставлялось МВД, но далее уставы представлялись в Кабинет министров и требовали Высочайшего разрешения.

Вопросы законодательной  политики правительства в области  общественногопризрения и благотворительности  рассматриваются в работе Исаева М.В. Он отмечал, что «было важно пересмотреть российское законодательства в этой сфере». В 1892 г. Создается особая комиссия, на которую возложено “составление проекта законодательных мер, обнимающих дело призрения во всех его частностях для внесения затем выработанных ею предложений в Государственный Совет в установленном порядке”. 46 Комиссии были предоставлены большие полномочия и перед ней были поставлены задачи не только внести какие-то частные изменения в законодательство, а подготовить новый общий кодекс мер общественного призрения. Исаев М. В. пишет, что автор книги «Заметки об общественном прзирении» В.Ф. Дерюжинский критиковал имеющиеся изъяны в законодательстве, отмечая, что в имевшихся законах об общественном призрении нет определенных указаний даже относительно таких существенных предметов, как вопрос о праве на призрение, средствах на расходы по призрению . В книге справедливо отмечалось, что вопрос о рациональном устройстве призрения принадлежит к числу труднейших вопросов общественной жизни и управления. В.Ф. Дерюжинский ставит острый вопрос о роли государства, о том, должно ли государство вмешиваться в это дело и регулировать его, или же оно должно быть всецело предоставлено заботам частной инициативы, частной благотворительности.47

Таким образом, при правлении  Петра I и Екатерины II была проведена  трудоемкая работа по систематизации российского законодательства. Активная законодательная деятельность привела  к накоплению огромного законодательного материала.

В начале XIX века было увеличено  число приказов и расширены их финансовые возможности. В управлении приказами был введен императорский  контроль за финансовой деятельностью, создана иерархия в управлении, появилась  некоторая степень коллегиальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив конкретный отрезок  в истории России  - период империи, автор данного реферата отмечает особенность становления и развития благотворительной деятельности, котора была сосредоточена преимущественно в руках государства и церкви. Причинами этого были: во-первых, централизация власти и дальнейшее ужесточение системы крепостной зависимости, во-вторых, сложившиеся к середине 19 в. сословное деление, фактически уничтожившее общественную деятельность.

Говоря о самых значимых благотворительных обществах и заведениях в период империи в России, автор отмечает, что наряду с индивидуальными формами благотворительности, возникали общественные организации, бравшие на себя функцию объединения благотворительных пожертвований, привлечения добровольцев для решение тех или иных социальных проблем. В России инициатива создания таких обществ часто исходила от членов императорской семьи

Анализируя законодательство Российской империи, автор реферата может утверждать, что появление законов и указов в области благотворительной деятельности явилось фактором развития всего благотворительного движения. При правлении Петра I и Екатерины II была проведена трудоемкая работа по систематизации российского законодательства. В начале XIX века было увеличено число приказов и расширены их финансовые возможности. В управлении приказами был введен императорский контроль за финансовой деятельностью, создана иерархия в управлении, появилась некоторая степень коллегиальности.

В современной России благотворительность  должна стать фактором консолидации гражданского общества. Следует возродить  традиции российской благотворительности, которые складывались на протяжении веков. Сегодня нужна система  федеральных, региональных и муниципальных  форм морального поощрения благотворителей (в виде соответствующих почетных званий, премий, дипломов, наград) и общественно-государственная система благотворительной деятельности в Российской Федерации, включающая Концепцию развития благотворительности и Национальную программу благотворительной деятельности.

Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании  как существующих государственных  структур общественного призрения  и создания новых, так и в развертывании  различных форм общественной и частной  благотворительности. Для наиболее успешного решения возникающих  проблем нужно не только развивать  благотворительную деятельность, но и разрабатывать эффективную  социальную политику самого государства. Немало важную роль в процессе оказания помощи населению играет социальная политика проводимая государством. На взгляд автора реферата, наибольший эффект получится, если наладить взаимодействие государственных структур и частной благотворительности в рамках социальной политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Сборники документов

  1. Российское законодательство Х-XX вв.: в 9-ти т. – М., 1984–1994. Хрестоматия по истории предпринимательства в России / сост. А. А. Тимофеева. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006.

Учебные пособия

  1. Кононова. Т.Б. Очерки истории благотворительности: учебное пособие. – М.: Дашков и К°, 2006;
  2. Лозовская Е.Г. История социальной работы в России: учебно-методическое пособие. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2005;
  3. Миронов Б.Н. Социальная история России: учебное пособие. – М.: Дмитрий Буланин, 2000;

Монографии

  1. Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России: исторические аспекты проблемы. - СПб., 1998;
  2. Бадя JI.B. Благотворительность и меценатство в России.- М., 1993;
  3. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России.- М., 2001;
  4. Володихин Д.М., Федорец А.И. Традиции православной благотворительности.- М., 2010;
  5. Гавлин М.Л. Российские предприниматели: духовный облик, меценатство// История предпринимательства в России. Книга вторая. Вторая половина 19-го - начало 20-го вв.-М.: РОССПЭН, 2007;
  6. Горбунова Е.Ю. Благотворительность в России во II половине XIX нач. XX вв.: к историографии вопроса. - М., 1995;
  7. Егошина В.Н., Елфимова А.Б. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. - М., 1993;
  8. Шарапов С.А., Улыбышева М.А. Бедность и богатство. Православная этика предпринимательства.- М., 2011;

Научные статьи и  публикации

  1. Абросимова Е.А. Законодательство о благотворительных организациях: российская история и зарубежный опыт // Закон, 2003. №10;
  2. Абросимова Е.А. Исторические аспекты законодательного регулирования деятельности российских благотворительных организаций // Благотворительность в России. 2001: Социальные и исторические исследования. СПб., 2001. С.303-312;
  3. Бахарева Л.И. Традиции российской благотворительности: история и современность//М.К.Тенишева и ее время: сборник материалов научно-практической конференции. Брянск, 2008. С. 50;
  4. Благотворительность в России//Социальные и исторические исследования. С-Пб., 2007.С. 204-208;
  5. Н.А.Гаврилина, канд. истор. наук, доц...Законодательное регулирование социального призрения в России в 16-19 вв// : Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2010. №2.С. 35-40;
  6. Исаева М.В. Законодательство об общественном призрении в России в период правления Екатерины II (по Полному собранию законов Российской империи) // Благотворительность в России. 2003/2004: Исторические и социально-экономические исследования. СПб., 2004. С.25-40;
  7. Кеня И.А. Благотворительность в России: традиции и современность//С.И.Мальцов и история развития мальцовского промышленного района: сборник материалов научно-практической конференции. Брянск, 2010. С. 4;
  8. Курляндский И.А. Законодательство Российской империи и проблемы церковной благотворительности (1700-1917 годы) // Религии мира: История и современность. М., 2004. C. 168-182;
  9. Павлова И.А. Исторические аспекты законодательного регулирования благотворительности в дореволюционной России // Сб-к науч. работ профессорско-преподават. состава ИнЭУ: (По результатам науч. исслед. за 2003-2005 уч. гг.). Пятигорск, 2005. Вып.1. С.135-141;
  10. Пашенцева С.В. Правовое регулирование благотворительной деятельности в Российской Империи // Государство и право. 2006. №12. С.98-104. . Прохоров, В.Л. Этапы развития благотворительности в России. ВИ - 2005. - №3. - С. 158 – 164;
  11. Соколов А. Р. Благотворительная деятельность «Императорского Человеколюбивого общества» в XIX веке // Вопросы истории № 7 стр. 96 2003;
  12. Тазьмин Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях // Социологические исследования. - 2002. - N 2. - С. 92 – 97;
  13. Ульянова Г.Н. Законодательство о благотворительности в России (конец 18 - начало 20 вв. ) ОИ. - 2005. - №6 . - С. 17 – 32;
  14. Ульянова Г.Н. Российская благотворительность в освещении Историографии 19 - начала 20 века. ВИ. - 2006. - №1. - С. 160 – 166;
  15. Хитров А.А. Законодательные основы призрения бедных в дореволюционной России // Общество и власть. СПб., 2003. С.132-139;

Информация о работе Законодательство Российской империи как фактор развития благотворительного движения