Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:08, курсовая работа
Цель работы - выявление культурно-исторических предпосылок зарождения и развития благотворительности, исследование феномена благотворительности в период Российской Империи, и влияние этого процесса на развитие законодательной базы государства.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в реферате решаются следующие задачи: охарактеризовать понятие, функции и основные категории благотворительности в Российской империи; рассмотреть теоретические подходы к благотворительности; описать деятельности значимых благотворительных обществ; исследовать развитие законодательства, регулирующего процесс благотворительности в данный перод истории .
Введение……………………………………………………………………3
1. История становления благотворительности в Российской империи…………………………………………………………………………5
1.1. Развитие благотворительности во время правления Петра I……….5
1.2. Расцвет русской благотворительности в Российской империи в конце 18 – начале 19 веков……………………………………………………….7
1.3. Система благотворительности в конце 19 в. - начале 20 века……11
2. Система благотворительной деятельности в Российской империи………………………………………………………………………….14
2.1. Основные направления, формы и типы благотворительных заведений…………………………………………………………………………14
2.2. Роль значимых благотворительных обществ в Российской империи…………………………………………………………………………16
3. Законодательство Российской империи как фактор развития благотворительного движения………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………26
Одно из малоизученных направлений - законодательное регулирование благотворительности в России. Оно складывалось постепенно и развивалось в двух основных направлениях: запретительном (направленном на прекращение бродяжничества, нищенства и других форм социально-негативного поведения) и благотворительном (направленном на создание условий, позволяющих нетрудоспособным существовать без прибегания к указанным выше нарушениям социальных норм).39
Петр I издал около 20 указов, направленных на борьбу с таким социальным явлением, как нищенство. Этими указами закладывались основы государственной системы общественного призрения, создавались предпосылки для профессионализации деятельности в ее учреждениях. Большинство указов Петра носило запретительный характер и не предлагало достаточно конструктивных способов решения проблемы нищенства.
В журнале “Детская помощь” за 1891 год совершенно справедливо писали, что “ С развитием идеи о правильной организации общественной благотворительности... естественно рождается и требует развития и идея органического развития законодательства по общественной благотворительности.” 40
Новым законодательным актом от 7 ноября 1775 г., получившим название «Учреждение для управления губерний Российской империи», в каждой самоуправляемой территории России создавались особые административные органы – приказы общественного призрения, в обязанности которых входило создание народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимо больных, домов для умалишенных.41
Созданная в России к концу 19 в. система благотворительности опиралась на российское законодательство, отражавшее политику самодержавия в этом вопросе, практику взаимоотношения властей с филантропическими организациями. Наибольшее число статей, касающихся общественного призрения, было сгруппировано в “Своде законов Российской империи”.42 Определена суть управления общественным призрением, определены две цели: 1) ведение дел по управлению благотворительными капиталами и имуществом; 2) ведение дела, собственно к призрению относящиеся. Содержание этой деятельности составляло создание и управление богоугодными и общественными заведениями - сиротскими и воспитательными домами, больницами, домами для призрения умалишенных, богадельнями и работными домами ”для прокормления неимущих работой”.43
Положения Свода законов
по вопросам общественного призрения
свидетельствуют о том, что правительство
поощряло пожертвования в пользу
благотворительных учреждений. Об этом
свидетельствует специальный
В законодательных актах отражена и политика правительства в отношении детского призрения. Один из разделов Устава называется “О сиротских домах и о домах воспитательных”. В качестве приложения к нему помещено “Положение о сиротск
их домах”. В Уставе отмечается, что сиротские дома относятся к разряду благотворительных заведений и находятся в ведении приказов общественного призрения.
В марте 1906 г. были приняты «Временные правила об обществах и союзах». По Правилам учреждался заявительно-разрешительный характер регистрации обществ: для их создания было необходимо подать письменное заявление по установленной форме. После регистрации общество имело право образовывать капиталы, заключать договоры, устраивать различные мероприятия, проводить сборы пожертвований и т.п.44
Специальным законодательным актом, регулировавшим создание и деятельность всех благотворительных обществ, стал Устав об общественном призрении 1912 г. 45В частности, по уставу особые требования предъявлялись к частным благотворительным обществам: право утверждения их уставов также предоставлялось МВД, но далее уставы представлялись в Кабинет министров и требовали Высочайшего разрешения.
Вопросы законодательной политики правительства в области общественногопризрения и благотворительности рассматриваются в работе Исаева М.В. Он отмечал, что «было важно пересмотреть российское законодательства в этой сфере». В 1892 г. Создается особая комиссия, на которую возложено “составление проекта законодательных мер, обнимающих дело призрения во всех его частностях для внесения затем выработанных ею предложений в Государственный Совет в установленном порядке”. 46 Комиссии были предоставлены большие полномочия и перед ней были поставлены задачи не только внести какие-то частные изменения в законодательство, а подготовить новый общий кодекс мер общественного призрения. Исаев М. В. пишет, что автор книги «Заметки об общественном прзирении» В.Ф. Дерюжинский критиковал имеющиеся изъяны в законодательстве, отмечая, что в имевшихся законах об общественном призрении нет определенных указаний даже относительно таких существенных предметов, как вопрос о праве на призрение, средствах на расходы по призрению . В книге справедливо отмечалось, что вопрос о рациональном устройстве призрения принадлежит к числу труднейших вопросов общественной жизни и управления. В.Ф. Дерюжинский ставит острый вопрос о роли государства, о том, должно ли государство вмешиваться в это дело и регулировать его, или же оно должно быть всецело предоставлено заботам частной инициативы, частной благотворительности.47
Таким образом, при правлении Петра I и Екатерины II была проведена трудоемкая работа по систематизации российского законодательства. Активная законодательная деятельность привела к накоплению огромного законодательного материала.
В начале XIX века было увеличено
число приказов и расширены их
финансовые возможности. В управлении
приказами был введен императорский
контроль за финансовой деятельностью,
создана иерархия в управлении, появилась
некоторая степень
Заключение
Изучив конкретный отрезок в истории России - период империи, автор данного реферата отмечает особенность становления и развития благотворительной деятельности, котора была сосредоточена преимущественно в руках государства и церкви. Причинами этого были: во-первых, централизация власти и дальнейшее ужесточение системы крепостной зависимости, во-вторых, сложившиеся к середине 19 в. сословное деление, фактически уничтожившее общественную деятельность.
Говоря о самых значимых благотворительных обществах и заведениях в период империи в России, автор отмечает, что наряду с индивидуальными формами благотворительности, возникали общественные организации, бравшие на себя функцию объединения благотворительных пожертвований, привлечения добровольцев для решение тех или иных социальных проблем. В России инициатива создания таких обществ часто исходила от членов императорской семьи
Анализируя законодательство Российской империи, автор реферата может утверждать, что появление законов и указов в области благотворительной деятельности явилось фактором развития всего благотворительного движения. При правлении Петра I и Екатерины II была проведена трудоемкая работа по систематизации российского законодательства. В начале XIX века было увеличено число приказов и расширены их финансовые возможности. В управлении приказами был введен императорский контроль за финансовой деятельностью, создана иерархия в управлении, появилась некоторая степень коллегиальности.
В современной России благотворительность должна стать фактором консолидации гражданского общества. Следует возродить традиции российской благотворительности, которые складывались на протяжении веков. Сегодня нужна система федеральных, региональных и муниципальных форм морального поощрения благотворителей (в виде соответствующих почетных званий, премий, дипломов, наград) и общественно-государственная система благотворительной деятельности в Российской Федерации, включающая Концепцию развития благотворительности и Национальную программу благотворительной деятельности.
Выработанные традиции не
утратили своего значения и в наши
дни, когда особенно остро встала
потребность в дальнейшем совершенствовании
как существующих государственных
структур общественного призрения
и создания новых, так и в развертывании
различных форм общественной и частной
благотворительности. Для наиболее
успешного решения возникающих
проблем нужно не только развивать
благотворительную
Список литературы
Сборники документов
Учебные пособия
Монографии
Научные статьи и публикации