Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:12, курсовая работа
Проблема безработицы является наиболее актуальной на сегодняшний день. Особенно остро она проявляется в последние годы. Не ошибусь, если скажу, что каждый из нас когда-либо сталкивался, прямо или косвенно, с этой поистине глобальной
проблемой.
Введение....................................................................3
Глава 1 Теоретические основы исследования безработицы.
§1. Основные понятия и характеристики
безработицы...............................................................7
§2. Виды безработицы..........................................................9
§3. Уровень и структура безработицы..............................11
Глава 2 Рынок труда в РТ: занятость и безработица.
§1. Социальные последствия безработицы
и политика занятости................................................................14
§2. Ситуация на рынке труда РТ.......................................20
§3. Меры регулирования занятости в РТ
(Ярмарка вакансий)..................................................................23
§4. Состояние рынка труда по Кукморскому району.....27
Заключение................................................................................31
Список использованной литературы......................................33
учреждения
системы социального
обременительными.
Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к
своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные
не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с
общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы
снова найти работу.
Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей,
которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы,
которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В
государственных
службах трудоустройства
вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в
процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия
четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не
заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем
безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах
по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду
на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные
курсы в помощь безработным.
Как верно заметил Курт Левин, сказал, что обычно легче изменить индивидуумов,
собранных в группу, чем изменить каждого из них по отдельности.
Действия, направленные на оказание содействия в трудоустройстве демонстрируют
большое разнообразие методов. Такая работа проводится и в нашей республике в
рамках Клубов ищущих работу. Известно, что в результате проделанной работы у
участников программы повысилась мотивация к трудоустройству, многие научились
активно и осознанно заниматься поиском работы, повысилась уверенность в себе,
сменился психологический настрой на успешность в поиске или приобретении
профессии.
Однако кое для кого курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку
официальная политика государства заключается в сохранении некоторого избытка
рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие в
программах стимулирования занятости в последствии терпят неудачу,
невозможность получить работу может парализовать их волю к действиям. В
результате они становятся еще более уязвимыми перед отрицательным
воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут вообще потерять
шансы на получение работы, так как рискуют попасть в учреждения социального
обеспечения на излечение.
Вместе с тем, растет численность
незарегистрированых
считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят
альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов
деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления
контроля со стороны органов управления. На кого же , с точки зрения
опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший работу?
2,0% - на местную администрацию;
5,8% - на руководство предприятий;
8,6% - на профсоюзы;
70,6% - только на себя;
13% - ни на кого не надеются.[9.С.41]
Легко убедиться, что горожане отчетливо осознают необходимость личной
инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации,
что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных
обстоятельств, когда помощи со стороны ждать неприходится.
А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы?
Рассчитывают на:
личные связи - 42,9%;
государственную службу занятости - 26,5%;
объявления - 11,1%;
организацию собственного дела - 7,3%;
коммерческую службу занятости - 6,1%;
обращение к работодателю - 6,1%.
Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать
собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие
с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов
воспользоваться объявлениями в прессе.
Работники, избежавшие увольнения, также испытывают стресс, и чрезмерные
психологические нагрузки , переживаемые теми , кто сохраняет работу, могут
оказаться даже сильнее, чем стрессы, испытываемые в первый период теми, кто
ее потерял. Например, Бреннер, изучавший влияние безработицы на жителей
городских и сельских районов, обнаружил, что экономический спад может нанести
урон владельцам магазинов, которые вынуждены объявлять о своем банкротстве и
закрывать их . Они, как и все другие, испытывают отрицательные последствия
безработицы, и у них существует чувство неуверенности в своем экономическом
положении.
Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату.
Таким образом,
отрицательные последствия
кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том
числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий
труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на
рабочем месте.
Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских
районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность
в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный
объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с
ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и
благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих
потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для
компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и
стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические
возможности финансирования социальных программ.
Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с
ухудшением материального положения. Попробуем оценить его уровень у
безработных с различным образованием (см.таблицу 2).
--------------------------
*Данные представлены в интервальных показателях, включающих
результаты опроса в 5 городах России[4].
Более всех ущемлены в материальном достатке безработные, имеющие начальное
образование: среди них более всего респондентов, которым денег не хватает
даже на продукты питания. В то же время в этой группе оказалось самое большое
число богатых безработных, что констатирует сильную поляризацию безработных с
начальным образованием по их материальным возможностям. Отсутствие
образования у безработных как бы обуславливает “равные возможности”
безработного - быть нищим или богатым. Но первое 2 - 3,5 раза вероятнее, чем
второе.
Безработные со средним образованием более равномерно распределились по
группам с разным
уровнем материального
отнести к бедным. Общий удельный вес бедных и нищих респондентов среди них
почти также высок, как у безработных с начальным образованием.
У лиц, окончивших
ПТУ, распределение доходов
доходов всей совокупности респондентов. Эта группа в материальном обеспечении
занимает среднее положение. Безработные с высшим образованием имеют наиболее
благополучное внутригрупповое распределение доходов.
Таким образом, высокий образовательный статус помогает лучше перенести
социальное падение.
§2 Ситуация на рынке труда Республики Татарстан.
За 11 месяцев 1998 года в органы труда и занятости обратилось в поисках
работы или за консультацией 458,3 тыс. граждан, что в 1,3 раза превышает
численность обратившихся за соответствующий период прошлого года. Услугами
центров труда и занятости в поисках подходящей работы за январь - ноябрь
текущего года воспользовались 110,6 тыс.незанятых трудовой деятельностью
граждан, что на 7% больше показателя аналогичного периода прошлого года.
Начиная с августа 1998 года наблюдается рост численности безработных.
Общее число безработных с учетом зарегистрированных на начало года составило
за январь - ноябрь 1998 года 91,4 тыс. человек. Пособие по безработице было
назначено 89,4 тыс. гражданам. По состоянию на начало декабря в качестве
безработных зарегистрированы 42,6 тыс. человек, это на 2,6 безработных
больше, чем на начало ноября. Наибольший рост произошел в результате
увеличения численности зарегистрированных безработных по городам Казань,
Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Лениногорск.
Увеличивается численность безработных почти по всем районам республики.
Уровень регистрируемой безработицы составляет по республики 2,39 % от
численности экономически активного населения. Наиболее напряженная ситуация
на рынке труда остается в городах Набережные Челны, Елабуга, Чистополь,
Лениногорск, Зеленодольск, Альметьевск, Бугульма, уровень безработицы в
которых составляет 6,47; 6,0; 5,64; 3,9; 3,41; 2,97; 2,61%% соответственно, и
в районах - Сармановский, Агрызский, Аксубаевский, где уровень безработицы
составляет 2,59; 2,51; 2,5%% соответственно.
Потребность в работниках, заявленная организациями в органы труда и занятости
к концу ноября составила по республики 4,8 тыс.человек, что несколько меньше,
чем в предыдущие месяцы. Коэффициент напряженности (численность незанятых
граждан, зарегистрированных в органах труда и занятости в расчете на одну
вакансию) составляет в среднем по республике 10 человек, в том числе 9
безработных граждан.
С ухудшением положения в экономике снижается спрос на рабочую силу, что
осложняет возможности органов труда и занятости по подбору подходящей работы
обратившимся гражданам. Однако, несмотря на это в январе - ноябре 1998 года
удалось трудоустроить 82,8 тыс. граждан, из них, 31,4 тыс. незанятых граждан
и прошедших профобучение (что на 13% больше, чем за 10 месяцев 1997 года). На
условиях временной занятости в рамках различных программ с субсидированием
средств из Государственного фонда занятости РТ работали 4,7 тыс. человек, что
в 1,6 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. Оказана
помощь в организации собственного дела 0,2 тыс. безработных граждан.
Профессиональным обучением по направлению органов труда и занятости в январе
- ноябре было охвачено 5,9 тыс. человек, что на 16% превышает численность
обучавшихся в аналогичном периоде 1997 года. Завершили обучение 4,3 тыс.
человек. Нашли работу 91% обучавшихся граждан.
Кроме того, 180 работников предприятий и организаций, подлежащих
высвобождению,
проходили опережающее
январе - декабре было занято 2,3 тыс. человек, что на 24% меньше, чем за
аналогичный период 1997 года. Это объясняется сложным финансовым положением
Государственного фонда занятости РТ. На конец декабря в органы труда и
занятости поступили уведомления от 305 предприятий республике о предстоящем
высвобождении около 3,8 тыс. работников. Наиболее многочисленные
высвобождения предполагаются в г. Набережные Челны - ОАО”Камский литейный
завод” - 232 человека, городское жилищное управление - 220 человек, в г.
Казани - ОАО”Татнефтепроводстрой” - 94 человека, ожидаются сокращения
работников в подразделениях АО”Татнефть” - порядка 200 человек по городам
Азнакаево и Лениногорск.
В этих условиях стоит задача поэтапного высвобождения работников и контроля
за полным соблюдением социальных гарантий для данной категории населения.
[31]
Обращаемость граждан в органы труда и занятости Республики Татарстан за
январь-ноябрь 1998 года представлена в таблице 1.
Обращаемость граждан в органы труда и занятости Республики Татарстан за
январь-ноябрь 1998 года.
§3 Меры регулирования занятости в РТ.
ЯРМАРКА
ВАКАНСИЙ:
действенное средство борьбы с безработицей.
Итоги 9 месяцев 1998 года, рассмотренные Госкомтрудом РТ, показали, что одной
из эффективных форм работы органов труда и занятости с населением и
работодателями по оказанию дополнительных услуг содействия в трудоустройстве
является организация Ярмарок вакансий.
За указанный период центрами труда и занятости города Казани, Нижнекамска,
Бугульмы, Альметьевска, Зеленодольска и Набережных Челнов проведены 17
ярмарок, которые посетили 50173 человека, из них 7 Ярмарок вакансий для всех
категорий граждан, 5 - мини-ярмарок вакансий, 1 - Ярмарка вакансий для
инвалидов, 4 - Ярмарки учебных мест.
На фоне безработицы это впечатляет. Однако многим “счастливчикам” обещали за
труд мизерную зарплату, которая никак не дотягивала до прожиточного минимума.
В 13 Ярмарках вакансий рабочих мест, которые посетили 9419 человек, приняли
Информация о работе Занятость и безработица в современном российском обществе