Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:12, курсовая работа
Проблема безработицы является наиболее актуальной на сегодняшний день. Особенно остро она проявляется в последние годы. Не ошибусь, если скажу, что каждый из нас когда-либо сталкивался, прямо или косвенно, с этой поистине глобальной
проблемой.
Введение....................................................................3
Глава 1 Теоретические основы исследования безработицы.
§1. Основные понятия и характеристики
безработицы...............................................................7
§2. Виды безработицы..........................................................9
§3. Уровень и структура безработицы..............................11
Глава 2 Рынок труда в РТ: занятость и безработица.
§1. Социальные последствия безработицы
и политика занятости................................................................14
§2. Ситуация на рынке труда РТ.......................................20
§3. Меры регулирования занятости в РТ
(Ярмарка вакансий)..................................................................23
§4. Состояние рынка труда по Кукморскому району.....27
Заключение................................................................................31
Список использованной литературы......................................33
участие 305 работодателей. С их помощью, установлено, что трудоустроились 938
человек.[31]
В Ярмарках учебных мест участвовали 110 средних специальных и высших учебных
заведений. Их посетили 40754 человека.
Наиболее активная работа по проведению Ярмарок вакансий проводится в г.
Казани (6 Ярмарок с участием 234 предприятий, количество посетивших 33786
человек, числом трудоустроенных 667 человек), в г. Альметьевске (2 Ярмарки с
участием 41 предприятия, количеством посетивших 3420 человек, числом
трудоустроенных 156 человек).
По результатам каждой Ярмарки вакансий, проведенной в г. Казани,
специалистами Лаборатории по проблемам занятости Госкомтруда РТ проводится
соответствующий анализ путем социологического опроса посетителей.
При анализе организационных вопросов Ярмарки вакансий большинство
работодателей в вопросе проведения Ярмарки устраивают прежде всего ее
организация и более широкие возможности в подборе специалистов. Результаты
опроса показали еще один важный момент: практически все работодатели -
участники Ярмарки постоянно (74,9%) или временно (20,3%) сотрудничают с
работниками службы занятости. Только 4,4% опрошенных признались, что их
контакты с районными центрами труда и занятости происходит достаточно редко.
Данные говорят о том, что основным связующим звеном между работодателями и
районными центрами являются вопросы занятости и развития цивилизационного
рынка труда.
Говоря о
перспективности Ярмарок
83% указали на
их настоятельную
ответе на этот вопрос и лишь 2% сочли, что данная форма трудоустройства
граждан не имеет перспективы.
Среди общих пожеланий, высказанных работодателями по вопросам проведения
Ярмарок, есть предложение по организации постоянной городской биржи труда,
территориальному разделению Ярмарок по районам Казани; расширению обмена
информацией между работодателями и службами занятости, необходимости
консультаций и разъяснений по поправкам к новому Закону РТ “О занятости
населения” и пр.
Социологический
опрос посетителей Ярмарки
позволяет сформулировать следующие общие выводы:
1. При сохранении
общего социально-
квалификационного состава посетителей Ярмарки в ее контингенте происходят
постоянные изменения. Так, неуклонно увеличивается количество молодежи.
Причем преимущественно за счет выпускников учебных заведений и учащихся
(студентов). Происходит и одновременное увеличение категорий населения, как
имеющих стаж, так и не имеющих трудового стажа. Растет и доля мужчин.
2. По-прежнему
основными посетителями
женщины, причем в возрасте, наиболее пригодном для социального и
профессионального совершенствования.
3. Большинство
проблем, связанных с
прежнему объясняются
прежде всего причинами
неготовностью к работе в новых экономических условиях. Многие безработные не
готовы сменить свою прежнюю профессию и переобучиться другой.
4. Все большее
число посетителей Ярмарки
связывают с работой районных центров труда и занятости. Безработные начинают
больше доверять и надеяться на службы занятости, которая становится
настоящими центрами регулирования движения рабочей силы на рынке труда.
5. По установкам
основную массу посетителей
устроить свое будущее в рамках традиционных стереотипов. В частности, многие
из них все еще желают найти работу на государственных предприятиях и с
помощью государственных органов.
6. Традиционные
многолетние социологические
вакансий позволяют утверждать, что происходят серьезные изменения в
экономическом сознании граждан. Так, на Ярмарке оказалось достаточно много
опрошенных, предпочитающих работать в частной или приватизационной фирме. В
прежние годы сама мысль о возможности работы по найму в частной фирме
вызывала негативное отношение.
7. Опрос работодателей показал, что Ярмарки вакансий уже имеют свой
постоянный контингент, как среди посетителей, так и среди работодателей.
Однако необходимо более интенсивно обновлять круг ее участников - только
тогда служба занятости получит возможность расширить банк вакансий за счет
притока новых работодателей.
8. По мнению
работодателей, слабым методом
Ярмарок остается их
оснащение, но абсолютное их большинство указывает на необходимость их
регулярного проведения.
Анализ состояния в трудовой сфере и современного рынка труда свидетельствует,
что развитие сферы занятости отстает от экономического реформирования.
Поэтому рынок труда продолжает находится на начальной стадии своего развития,
проявлением чего является высокий уровень скрытой безработицы,
деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами,
сохранением масштабов невыплат заработной платы и т. д.
Общий анализ рынка труда показал, что на нем, как и на российском рынке труда
в целом, процессы движения рабочей силы во многом повторяются: активация
найма рабочей силы сменяется ростом ее выбытия с практически идентичной
цикличностью по периодам. Таким образом, несмотря на сохраняющиеся довольно
значительные масштабы движения рабочей силы, рынок труда с его занятыми,
официальными и неофициальными безработными сохраняется почти неизменным и
фактически не продвигается вперед к новой, более эффективной структуре
занятости. Однако относительное снижение оборота перемещение рабочей силы в
последнее время свидетельствует о постепенном отходе от прежних стереотипов
поведения на рынке труда и росте понимания необходимости легализации занятых
и безработных из “теневого” сектора экономики.
Ограниченность возможностей органов труда и занятости проявилась в оценке
перспектив включения в круг их работы проведения мероприятий по выявлению и
регистрации скрытой безработицы. Опрошенные сделали особый упор на то, что
это будет крайне затруднительно в финансовом и организационном планах,
вступит в противоречие с действующими нормами Закона о занятости населения РТ
и связанно с психологическим настроем части граждан этой категории.
В заключении хотелось бы отметить, что в рамках Государственной программы
занятости населения РТ необходимо отработать механизм поиска ”золотой
середины” между предотвращением массовой безработицы, постепенным
высвобождением работников с неэффективно действующих предприятий и переводом
скрытой безработицы в открытую (то есть официальную).
§4 Состояние рынка труда по Кукморскому району.
Программа занятости населения Кукморского района на 1998 год разработана в
соответствии с законом РТ “ О занятости населения”. При разработке Программы
использованы методические материалы Минтруда РФ и Госкомтруда РТ по
прогнозной оценке рынка труда, статистические и другие материалы.
В Программе дан анализ ситуации на рынке труда, определена основные цели и
задачи, направления и конкретные меры обеспечения занятости населения и
социальной защиты от безработицы.
Программа предусматривает
организационные и
занятости района на основе распределения высвобождаемых работников и
направления незанятого населения, попавшего на рынок труда, в отрасли
приоритетного развития, их профессиональной подготовки и повышения
квалификации,
организации временной
работах незанятого населения.
Преимущественное развитие в районе получили легкая промышленность и
сельскохозяйственное производство. Наиболее развита легкая промышленность и
строительство. Но именно в этих отраслях промышленности и наблюдается на
сегодняшний момент спад производства. Поэтому руководителям и специалистам
промышленных предприятий необходимо серьезно подумать над разработкой и
выпуском конкурентноспособных товаров, уменьшение затрат на их производство,
об открытии новых цехов и служб по внедрению новых технологий по выпуску
новых товаров, которые пользуются спросом.
В течении 1997 года многие предприятия продолжали снижать производство
товаров и услуг, в связи с чем произошло сокращение численности и штата
работников. Например, меховая фабрика АО “МЕЛИТА” снизила производство на
30%, в результате было сокращено 120 человек. АО “Райпищекомбинат” сократило
производство на 42% , в результате чего комбинат действует в режиме неполной
рабочей недели.
Численность занятого населения в народном хозяйстве на 01.01.97г. 20200
человек. Основная масса населения занята в системе образования - 2068
человек, в промышленности - 2690 человек, в системе здравоохранения - 805
человек, в сельском хозяйстве - 8800 человек, в других отраслях - 6007
человек.
Численность населения района на 01.12.97 г. составила 53550 человек. По
сравнению с 1996 годом численность увеличилась на 0,5%, что в основном
связано с естественным приростом, оттоком населения из городской местности в
сельские районы.
Среднемесячная зарплата по району - 424000 рублей, в том числе в
промышленности - 536000 рублей, в строительстве - 354000 рублей, в области
образования - 546000 рублей, в области культуры - 385000 рублей.
Ниже прожиточного минимума в Кукморском районе в настоящее время живут 10%
всего населения.
Численность незанятого населения, зарегистрированного в бюро труда и
занятости на 01.12.97 г. составило 395000 человек. Основными причинами
незанятости у лиц , поставленных на учет в службе занятости , считаются :
высвобожденные в связи с сокращениями штата 33,5% и по причинам текучести
46,7%. Среди контингента лиц , не имеющих работу, женщины составляют 67,8% ,
молодежь от 16 до 29 лет 41%, не имеющие профессии 20,1%, имеющие высшее
образование 1%,
имеющие среднее-специальное
образование 44,6%.
По числу безработных район является одним из кризисных по РТ.
Анализ состояния рынка труда , показывает, что по различным вопросам в бюро
труда и занятости на 01.12.97 г . обратилось 1985 человек, из них 973
человека приняты на учет как ищущие работу. Из общей численности лиц принятых
на учет в качестве лиц ищущих работу трудоустроено 799 человек. Были
направлены на выполнение общественных работ 157 человек , 32 человека
направлены на досрочную пенсию. Резко сократилась потребность в кадрах.
Представляются вакансии , в основном, по рабочим специальностям.
Высвобождение происходит, главным образом, из-за падения объема производства,
по экономическим причинам, в связи с не своевременной выдачей зарплаты, в том
числе не связанной с деятельностью самого предприятия (в связи с
необеспеченностью предприятий сырьем, комплектующими изделиями).
Высвобождение происходит, в основном, в легкой промышленности - 50% из общего
числа высвобожденных, в строительной отрасли - 10%.
В условиях развития новых форм собственности, последовательного
разгосударствления и приватизации экономических структур, создаются
предпосылки для формирования рынка труда.
Формирование рынка труда будет происходить за счет:
- работников, высвобождаемых из различных отраслей народного хозяйства;
- молодежи, которая впервые вступает в трудовую деятельность;
- женщины, имеющих малолетних детей;
- лиц, высвобождаемых из мест лишения свободы и ЛТП;
- текучесть кадров;
- временно незанятого населения;
- пенсионеров по возрасту, инвалидов;
- военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил.
Краткий отчет работы Кукморского бюро труда и занятости в 1998г представлен в
таблице 3, сведения о составе граждан, обратившихся в бюро труда и занятости
в приложениях 1,2,3,4,5.
Краткий отчет работы
бюро труда и занятости в 1998г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ближайшие два года не сулят нам ничего хорошего. Растет число убыточных
производств. Это
создает предпосылку “
числу “выдавленных” работников прибавим выпускников учебных заведений.
Требования, предъявляемые работодателями к претендентам на имеющиеся
вакантные места (стаж работы, высокая квалификация), не позволяют выпускникам
техникумов, училищ быть достаточно конкурентноспособными.
В 1999 - 2000 годах
ожидается переход части
Служба занятости с ее скудным фондом в такой ситуации не сможет оказать
серьезную помощь. Она не обладает необходимой информационной базой, а также
достаточной материальной поддержкой со стороны государства. Дальнейший спад
Информация о работе Занятость и безработица в современном российском обществе