Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 06:37, курсовая работа
Объектом исследования в данной работе является социально – психологические идеи.
Предметом исследования в данной работе выступает формирование социально-психологических идей.
Цель данной работы - рассмотреть историю формирования социально-психологических идей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотрение психологических идей; психологическое направление в социологии.
Введение
Общие понятия о социальной психологии
1.1.Исследование практики и теории
1.2 Дискуссия о предмете
2. Социальная психология в настоящее время
2.1 Истоки
2.2 Задачи социальной психологии
3. Психология в социальной работе
3.1. Предпосылки возникновения
3.2. Идеи психологии
4. Новая область знаний
4.1. Выделение в самостоятельную область знаний
4.2. Создатели теории
5. Зарождение социальной психологии
5.1.Превые теории
5.2 Черты
Заключение
Литература
Кроме задач общетеоретического плана
общество ставит перед социальной психологией
и конкретные прикладные задачи. Прикладные
исследования не могут ожидать решения
теоретических вопросов, они выдвигаются
буквально из всех сфер общественной
жизни. Ряд важнейших направлений
прикладных исследований определяется
сегодня задачами, связанными с теми
изменениями в массовом сознании,
которые обусловлены именно радикализмом
социальных преобразований. Здесь же
коренятся и новые возможности
для деятельности социального психолога-
3.Психология в социальной работе
3.1.Предпосылки возникновения социальной психологии
Изучение истории социально-
3.1. Идеи психологии
Трудность создания научной
истории социальной психологии заключается
в том, что дисциплина эта формировалась
из многих источников, и сложно определить,
на каких рубежах внутри той или
другой науки обособились элементы
социально-психологического знания. Но
еще большую трудность
При возникновении социальной
психологии как самостоятельной
отрасли знаний, как и при возникновении
любой другой научной дисциплины,
сыграли свою роль причины двоякого
рода: как социальные, так и чисто
теоретические. Анализ теоретических
причин требует разделить вопрос
на две части. Первая часть касается
того, каким образом социально-
Процесс создания предпосылок
социальной психологии не отличается
в целом от процесса развития любой
научной дисциплины, его содержание
– это зарождение социально-психологических
идей первоначально в лоне философии,
а затем постепенное
Многие исследователи
отмечают наличие элементов социально-
4.Новая область знаний
4.1.Выделение социальной психологии в самостоятельную область знаний
Гораздо продуктивнее рассмотреть
подробно вторую часть вопроса, а
именно период непосредственного выделения
социальной психологии в самостоятельную
дисциплину. Для этого нужно
Период, о котором идет речь, относится к середине XIX в. К этому времени можно было наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредственное отношение к различным процессам общественной жизни. Большое развитие получило языкознание. Его необходимость была продиктована теми процессами, которые происходили в это время в Европе: это было время бурного развития капитализма, умножения экономических связей между странами, что вызвало к жизни активную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и соответственно проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. Языкознание не было в состоянии своими средствами решить эти проблемы. Точно так же к этому времени были накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии и археологии, которые для интерпретации накопленных фактов нуждались в услугах социальной психологии. Английский антрополог Э.Тейлор завершает свои работы о первобытной культуре, американский этнограф и археолог Л.Морган исследует быт индейцев, французский социолог и этнограф Леви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека. Во всех этих исследованиях требовалось принимать в расчет психологические характеристики определенных этнических групп, связь продуктов культуры с традициями и ритуалами и т.д. Успехи, а вместе с тем и затруднения характеризуют и состояние криминологии: развитие капиталистических общественных отношений породило новые формы противоправного поведения, и объяснение причин, его детерминирующих, приходилось искать не только в сфере социальных отношений, но и с учетом психологических характеристик поведения.
Такая картина позволила
американскому социальному
Психология в середине XIX в. в интересующем нас плане характеризовалась тем, что она по преимуществу развивалась как психология индивида. Лишь в отдельных ее частях, прежде всего в патопсихологии, пробивались на свет ростки будущих концепций о специфических формах взаимодействия людей, их взаимовлияния и т.д. Особый толчок в этом отношении дало развитие психиатрической практики, в частности использование гипноза как специфической формы внушения. Был вскрыт факт зависимости психической регуляции поведения индивида от управляющих воздействий со стороны другого, т.е. исследование вплотную подошло к проблеме, относящейся к компетенции социальной психологии. В основном же русле того, что сегодня называется общей психологией, господствовали идеи ассоцианизма, недостаточность которого постепенно начинает становиться очевидной, что и порождает попытки его преодоления. Яркой фигурой в этом течении является немецкий психолог Г.Гербарт. Стремясь перейти от описательной психологии к объяснительной (что было продиктовано нуждами педагогической практики), Гербарт считает исходным феноменом психологии представление ("первичное единство души"), с точки зрении которого можно построить объяснительные модели. Это было попыткой осознать новые формы детерминации психических явлений, но попытка оказалась непродуктивной. Поэтому программа перестройки психологии, включающая в себя поиск новых подходов к объяснению человеческого поведения, еще только складывалась, в целом же тяга к социально-психологическим проблемам в психологии оставалась пока не слишком значительной, по крайней мере в русле основных теоретических концепций.
Первоначально прообраз будущей социальной психологии зарождается на боковых путях развития психологии, а не на магистральной линии развития (Ярошевский).
По-иному складывался
интерес к социально-
Когда объяснительные модели такого рода отчетливо продемонстрировали свою несостоятельность, социологи предложили более сложные формы психологического редукционизма. Законы социального стали теперь сводить к законам коллективной психики. Окончательно оформляется особое направление в системе социологического знания – психологическое направление в социологии. Родоначальником его в США является Л.Уорд, но, пожалуй, особенно ярко идеи этого направления были сформулированы в трудах Ф.Гиддингса. С его точки зрения, первичный социальный факт составляет не сознание индивида, не "народный дух", но так называемое "сознание рода". Отсюда социальный факт есть не что иное как социальный разум. Его исследованием должна заниматься "психология общества", или, что то же самое, социология. Здесь идея "сведения" доведена до ее логического конца.
Психологическое направление в социологии оказалось весьма жизнеспособным, по-видимому, потому, что в принципе психологизация общественных отношений легко и органично согласуется с любыми попытками более углубленного истолкования общественной жизни (Смелзер). Психологизм прочно обосновался в социологии, что в дальнейшем в значительной степени запутало вопрос о специфике социально-психологического знания: чрезвычайно легко оказалось смешать психологическое направление в социологии и социальную психологию. Поэтому наряду с интересными находками, касающимися отдельных характеристик психологической стороны социальных явлений, психологическое направление в социологии принесло много вреда становлению социальной психологии как науки. Однако на поверхности явлений дело выглядело таким образом, что внутри социологии был зафиксирован большой интерес к развитию социально-психологического знания. Таким образом, в развитии двух наук психологии и социологии – обозначилось как бы встречное движение, которое должно было закончиться формулированием проблем, ставших предметом новой науки.
4.2. Создатели теории
Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М.Лацарус (1824-1903) и языковед Г.Штейнталь (1823-1893). В 1859 г. был основан журнал "Психология народов и языкознание", где была опубликована их статья "Вводные рассуждения о психологии народов". В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории – народ, или "дух целого" (Allgeist), который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии – "познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа".