Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 06:37, курсовая работа
Объектом исследования в данной работе является социально – психологические идеи.
Предметом исследования в данной работе выступает формирование социально-психологических идей.
Цель данной работы - рассмотреть историю формирования социально-психологических идей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотрение психологических идей; психологическое направление в социологии.
Введение
Общие понятия о социальной психологии
1.1.Исследование практики и теории
1.2 Дискуссия о предмете
2. Социальная психология в настоящее время
2.1 Истоки
2.2 Задачи социальной психологии
3. Психология в социальной работе
3.1. Предпосылки возникновения
3.2. Идеи психологии
4. Новая область знаний
4.1. Выделение в самостоятельную область знаний
4.2. Создатели теории
5. Зарождение социальной психологии
5.1.Превые теории
5.2 Черты
Заключение
Литература
В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920). Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863 г. в "Лекциях о душе человека и животных". Основное же развитие идея получила в 1900 г. в первом томе десятитомной "Психологии народов". Уже в "Лекциях" на основании курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Соответственно каждой части Вундтом были написаны фундаментальные работы, и вот именно вторая часть была изложена в "Психологии народов". С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов – речи и мышления. Поэтому именно с этого "пункта" и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.
Вундт отказался от неопределенного понятия "духа целого" и придал психологии народов несколько более реалистический вид, что позволило ему даже предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифов и обычаев. Психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А.А.Потебни. Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы.
Несмотря на известные упрощения, эта концепция поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.
5.Зарождение социальной психологии.
5.1. Первые социально психологические теории
Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий, ибо она, по предложенному выше критерию, дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с "индивидуалистических" позиций. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г.Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Официальная же, интеллектуалистически ориентированная академическая психология пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неуспех. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда – роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания – были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С.Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г.Лебон (1841-1931). Сигеле в основном опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа "Психология народов и масс", в которой и изложена суть концепции.
С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой "массу", главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями) (Лебон, 1896). Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен "вождь", роль которого может выполнять "элита". Выводы эти были сделаны на основании рассмотрения единичных случаев проявления массы, а именно проявления ее в ситуации паники. Никаких других эмпирических подтверждений не приводилось, вследствие чего паника оказалась единственной формой действий массы, хотя в дальнейшем наблюдения над этой единственной формой были экстраполированы на любые другие массовые действия.
В психологии масс ярко проявляется определенная социальная окраска. Конец XIXв., ознаменованный многочисленными массовыми выступлениями, заставлял официальную идеологию искать средства обоснования различных акций, направленных против этих массовых выступлений. Большое распространение получает утверждение о том, что конец XIX – начало XX в. – это "эра толпы", когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддается различным иррациональным действиям. Психология масс оказалась в русле этих идей, что позволило Лебону выступить против революционного движения, интерпретируя и его как иррациональное движение масс.
Что же касается чисто теоретического значения психологии масс, то оно оказалось двойственным: с одной стороны, здесь был поставлен вопрос о взаимоотношении личности и общества, но, с другой стороны, решение его было никак не обосновано. Формально в данном случае признавался известный примат индивида над обществом, но само общество произвольно сводилось к толпе, и даже на этом "материале" выглядело весьма односторонне, поскольку сама "толпа", или "масса", была описана лишь в одной-единственной ситуации ее поведения, ситуации паники. Хотя серьезного значения для дальнейших судеб социальной психологии психология масс не имела, тем не менее проблематика, разработанная в рамках этой концепции, имеет большой интерес, в том числе и для настоящего времени.
Таким образом, можно подытожить,
с каким же теоретическим багажом
осталась социальная психология после
того, как были выстроены эти ее
первые концепции. Прежде всего, очевидно,
положительное значение их заключается
в том, что были выделены и четко
поставлены действительно важные вопросы,
подлежащие разрешению: о соотношении
сознания индивида и сознания группы,
о движущих силах социального
поведения и т.д. Интересно также
и то, что в первых социально-психологических
теориях с самого начала пытались
найти подходы к решению
5.2.Черта социальной психологии
Важной чертой современного
развития социальной психологии на Западе
является развитие критических тенденций
по отношению к тому "образу"
социальной психологии, который сложился
на американской почве со свойственной
американской общественной мысли ориентацией
на философию позитивизма. Эти критические
тенденции развиваются как
Заключение
Одним словом, личность становится
объектом социальной психологии, когда
она берется в системе
Здесь личность может быть рассмотрена
в системе взаимоотношений с разными группами
— организованными или неорганизованными,
референтными (эталонными), большими или
малыми, реальными или условнымит и т.
д.
Поэтому к проблемам социальной психологии
личности относятся проблемы, связанные
с изучением направленности личности,
устойчивости и конформности, коллективизма
и индивидуализма, вопросы, связанные
с изучением установок личности и их динамики,
перспектив личности, фрустраций, уровня
притязаний и т. д.
Широко используя опыт, накопленный педагогикой,
социальная психология раскрывает перед
педагогическими науками пути повышения
эффективности воспитательских воздействий
на личность и коллектив, позволяет оптимизировать процессы воспитания
и обучения, дает в руки педагогов и воспитателей знания, позволяющие более целенаправленно
формировать направленность личности
школьников.
Социальная
психология вооружает педагогов научными
приемами психологического анализа коллективов,
межличностных отношений в них, личности.
Литература :
1.Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
2.Очерки по истории теоретической социологии XIX – нач. XX вв. М., 1994.
5.Социальная психология
на рубеже веков: история,
6.Социальная психология, Автор: Д. Майерс, 2006г.
9.www.zipsites.ru
10.www.disszakaz.com
11.www.gumer.info/bibliotek
12.ictionbook.ru/author
13.psychology.rsuh.ru
14. Селье Г. Стресс жизни // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – М.: АСТ, 2004.
15.Басова Н.Ф. Основы социальной работы. – М.: Академия, 2007.
16.Юрлов Ф.Н. Социальные издержки глобализации // Социологические исследования.- 2001.
17. Социальная работа: теория и
практика / Отв. ред. Холостова Е.И., Сорвина
А.С..- М.: ИНФРА-М, 2001г.
18. Социальные технологии: Толковый
словарь. - М., 1994.