Зарождение социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 06:37, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной работе является социально – психологические идеи.
Предметом исследования в данной работе выступает формирование социально-психологических идей.
Цель данной работы - рассмотреть историю формирования социально-психологических идей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотрение психологических идей; психологическое направление в социологии.

Содержание работы

Введение
Общие понятия о социальной психологии
1.1.Исследование практики и теории
1.2 Дискуссия о предмете
2. Социальная психология в настоящее время
2.1 Истоки
2.2 Задачи социальной психологии
3. Психология в социальной работе
3.1. Предпосылки возникновения
3.2. Идеи психологии
4. Новая область знаний
4.1. Выделение в самостоятельную область знаний
4.2. Создатели теории
5. Зарождение социальной психологии
5.1.Превые теории
5.2 Черты
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

соц-псих в ср.docx

— 53.04 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920). Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал  в 1863 г. в "Лекциях о душе человека и животных". Основное же развитие идея получила в 1900 г. в первом томе десятитомной "Психологии народов". Уже в "Лекциях" на основании  курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Соответственно каждой части Вундтом были написаны фундаментальные работы, и вот  именно вторая часть была изложена в "Психологии народов". С точки  зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов –  речи и мышления. Поэтому именно с этого "пункта" и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

Вундт отказался от неопределенного  понятия "духа целого" и придал психологии народов несколько более  реалистический вид, что позволило  ему даже предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифов  и обычаев. Психология народов в  его варианте закреплялась как описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. В России идеи психологии народов развивались  в учении известного лингвиста А.А.Потебни. Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы.

Несмотря на известные  упрощения, эта концепция поставила  принципиальный вопрос о том, что  существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.

 

5.Зарождение социальной психологии.

 

5.1. Первые социально психологические теории

 

Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических  теорий, ибо она, по предложенному  выше критерию, дает решение вопроса  о взаимоотношении личности и  общества с "индивидуалистических" позиций. Эта теория родилась во Франции  во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г.Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Официальная же, интеллектуалистически ориентированная академическая психология пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неуспех. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда – роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания – были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С.Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г.Лебон (1841-1931). Сигеле в основном опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа "Психология народов и масс", в которой и изложена суть концепции.

С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой "массу", главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями) (Лебон, 1896). Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен "вождь", роль которого может выполнять "элита". Выводы эти были сделаны на основании рассмотрения единичных случаев проявления массы, а именно проявления ее в ситуации паники. Никаких других эмпирических подтверждений не приводилось, вследствие чего паника оказалась единственной формой действий массы, хотя в дальнейшем наблюдения над этой единственной формой были экстраполированы на любые другие массовые действия.

В психологии масс ярко проявляется  определенная социальная окраска. Конец  XIXв., ознаменованный многочисленными массовыми выступлениями, заставлял официальную идеологию искать средства обоснования различных акций, направленных против этих массовых выступлений. Большое распространение получает утверждение о том, что конец XIX – начало XX в. – это "эра толпы", когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддается различным иррациональным действиям. Психология масс оказалась в русле этих идей, что позволило Лебону выступить против революционного движения, интерпретируя и его как иррациональное движение масс.

Что же касается чисто теоретического значения психологии масс, то оно оказалось  двойственным: с одной стороны, здесь  был поставлен вопрос о взаимоотношении  личности и общества, но, с другой стороны, решение его было никак  не обосновано. Формально в данном случае признавался известный примат индивида над обществом, но само общество произвольно сводилось к толпе, и даже на этом "материале" выглядело  весьма односторонне, поскольку сама "толпа", или "масса", была описана лишь в одной-единственной ситуации ее поведения, ситуации паники. Хотя серьезного значения для дальнейших судеб социальной психологии психология масс не имела, тем не менее проблематика, разработанная в рамках этой концепции, имеет большой интерес, в том числе и для настоящего времени.

Таким образом, можно подытожить, с каким же теоретическим багажом  осталась социальная психология после  того, как были выстроены эти ее первые концепции. Прежде всего, очевидно, положительное значение их заключается  в том, что были выделены и четко  поставлены действительно важные вопросы, подлежащие разрешению: о соотношении  сознания индивида и сознания группы, о движущих силах социального  поведения и т.д. Интересно также  и то, что в первых социально-психологических  теориях с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со стороны  социологии. В первом случае неизбежно  получалось, что все решения предлагаются с точки зрения индивида, его психики, переход к психологии группы не прорабатывался сколько-нибудь точно. Во втором случае формально пытались идти "от общества", но тогда само "общество" растворялось в психологии, что приводило к  психологизации общественных отношений. Это означало, что сами по себе ни "психологический", ни "социологический" подходы не дают правильных решений, если они не связаны между собой. Наконец, первые социально-психологические концепции оказались слабыми еще и потому, что они не опирались ни на какую исследовательскую практику, они вообще не базировались на исследованиях, но в духе старых философских построений были лишь "рассуждениями" по поводу социально-психологических проблем. Однако важное дело было сделано, и социальная психология была "заявлена" как самостоятельная дисциплина, имеющая право на существование. Теперь она нуждалась в подведении под нее экспериментальной базы, поскольку психология к этому времени уже накопила достаточный опыт в использовании экспериментального метода. Следующий этап становления дисциплины мог стать только экспериментальным этапом в ее развитии.

 

5.2.Черта социальной психологии

 

Важной чертой современного развития социальной психологии на Западе является развитие критических тенденций  по отношению к тому "образу" социальной психологии, который сложился на американской почве со свойственной американской общественной мысли ориентацией  на философию позитивизма. Эти критические  тенденции развиваются как среди  ряда американских и канадских исследователей, так и особенно среди их коллег в странах Западной Европы (Шихирев). Особое значение при этом приобретают усилия европейских социальных психологов, объединенных в Европейскую ассоциацию экспериментальной социальной психологии (ЕАЭСП). Именно для этого научного сообщества характерна идея необходимости большей ориентации социальной психологии на реальные социальные проблемы и тем самым обеспечение "социального контекста" исследований (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978). Ключевые идеи разработаны в трудах таких видных европейских социальных психологов, как А.Тэшфел (Великобритания) и С.Московичи (Франция) и др. А.Тэшфел видит выход из кризиса для социальной психологии на путях введения в ее проблематику психологии межгрупповых отношений. Ее основой является разработанная Тэшфелом теория социальной идентичности, в рамках которой и рассматривается вопрос о социальной обусловленности осознания человеком себя и своего поведения в социальном мире. С.Московичи является главой французской школы социальной психологии, автором теории "социальных представлений" (Донцов, Емельянова). Как общий анализ состояния социальной психологии (в частности, американской), предпринятый Московичи, так и разработка теории "социальных представлений" служат все той же, настойчиво проводимой идее: социальная психология может достичь успеха только на путях ее большей "социологизации", т.е. отступления от канонов индивидуальной психологии и усиления меры и степени ее "социальности" – вплетения в ткань реальных проблем общества. Вопросы социальной психологии задает общество, социальная психология лишь отвечает на них, – таково credo Московичи и всей европейской школы социальной психологии (Современная зарубежная социальная психология. Тексты). Такая постановка проблемы представляется особенно близкой позициям этой науки в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Одним словом, личность становится объектом социальной психологии, когда  она берется в системе взаимоотношений  с социальной средой (группами различного уровня развития) и когда выясняются черты и особенности личности, которые всегда являются проекцией  этих взаимоотношений. 
            Здесь личность может быть рассмотрена в системе взаимоотношений с разными группами — организованными или неорганизованными, референтными (эталонными), большими или малыми, реальными или условнымит и т. д. 
           Поэтому к проблемам социальной психологии личности относятся проблемы, связанные с изучением направленности личности, устойчивости и конформности, коллективизма и индивидуализма, вопросы, связанные с изучением установок личности и их динамики, перспектив личности, фрустраций, уровня притязаний и т. д. 
          Широко используя опыт, накопленный педагогикой, социальная психология раскрывает перед педагогическими науками пути повышения эффективности воспитательских воздействий на личность и коллектив, позволяет оптимизировать процессы воспитания и обучения, дает в руки педагогов и воспитателей знания, позволяющие более целенаправленно формировать направленность личности школьников. 
        Социальная психология вооружает педагогов научными приемами психологического анализа коллективов, межличностных отношений в них, личности. 

 

 

 

 

 

Литература :

1.Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

2.Очерки по истории теоретической социологии XIX – нач. XX вв. М., 1994.

3.Кулебякин Е.В.  Психология социальной работы, 2004г.

4.Эволюция психологической концепции Курта Левина (Критический анализ) www.childpsy.org

5.Социальная психология  на рубеже веков: история, теория, исследования: Н.И. Семечкин, 2004г.

6.Социальная психология, Автор: Д. Майерс, 2006г.

7.Психология социального познания. Учебное пособие 
Автор: Г.М.Андреева Год: 2004 г.

8.Психология социальной  работы, учебное пособие, 2006г.

9.www.zipsites.ru

10.www.disszakaz.com

11.www.gumer.info/bibliotek

12.ictionbook.ru/author

13.psychology.rsuh.ru

14. Селье Г. Стресс жизни // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – М.: АСТ, 2004.

15.Басова Н.Ф. Основы социальной работы. – М.: Академия, 2007.

16.Юрлов Ф.Н. Социальные издержки глобализации // Социологические исследования.- 2001. 

17. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Холостова Е.И., Сорвина А.С..- М.: ИНФРА-М, 2001г.  
18. Социальные технологии: Толковый словарь. - М., 1994. 

 


Информация о работе Зарождение социальной психологии