Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:49, реферат
В данной работе рассматриваются основные модели социальной политики, существующие в Европе, Америке,
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. Модели социальной политики
1.1 Формирование современных моделей социальной политики….........5
1.2 Социальные преобразования в странах Западной Европы и США….8
1.3 Подходы к реализации социальной политики………………………...13
2. Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии
2.1 Реализация социальных реформ в Балтии…………..…………………18
2.2 Формирование и реализация социальной политики в
Казахстане и Кыргызстане………………………………………………….19
2.3 Реализация социальной политики в Украине………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………............28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………30
Зарубежный опыт формирования социальной политики
Описание
В данной работе рассматриваются основные модели социальной политики, существующие в Европе, Америке, странах СНГ и Балтии.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Модели социальной
политики
1.1 Формирование современных
моделей социальной политики….........5
1.2 Социальные преобразования
в странах Западной Европы и США….8
1.3 Подходы к реализации
социальной политики………………………...13
2. Опыт социальных реформ
в странах СНГ и Балтии
2.1 Реализация социальных
реформ в Балтии…………..…………………18
2.2 Формирование и реализация
социальной политики в
Казахстане и Кыргызстане…………………………………………………
2.3 Реализация социальной
политики в Украине………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Открыть документ
— 146.50 Кб
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Модели социальной политики
1.1 Формирование современных
моделей социальной политики…..
1.2 Социальные преобразования в странах Западной Европы и США….8
1.3 Подходы к реализации
социальной политики………………………..
2. Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии
2.1 Реализация социальных реформ в Балтии…………..…………………18
2.2 Формирование и реализация социальной политики в
Казахстане и Кыргызстане…………………………………………………
2.3 Реализация социальной
политики в Украине………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир живет в условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Изменяются фундаментальные механизмы социально-экономического регулирования. Глобальные проблемы социально-экономической политики формулируются как экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход на модель устойчивого развития, обеспечивающего равенство интересов настоящего и будущих поколений.
Актуальность данной темы в том, что социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а, следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества.
Каждая страна с учетом
своей специфики формирует
В Хартии прав человека, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН в 1948
году записано, что каждый человек
имеет право на такой жизненный
уровень, включая пищу, здоровье, жилище,
медицинский уход, социальное обслуживание,
который необходим для
Социальная модель, рамки которой определяют позицию государства по отношению к обществу (патерналистская, либеральная, социал-демократическая и т.д.), - результат, с одной стороны, эволюции комплекса факторов (экономических, правовых, религиозных и т.п., а также традиций), специфичных для каждой страны, с другой - осознанного выбора. Однако, в каких бы исторических условиях не протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип не складывался, всегда есть круг схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.
В данной работе рассматриваются основные модели социальной политики, существующие в Европе, Америке, странах СНГ и Балтии.
Цель работы: всестороннее изучение и обобщение зарубежного опыта формирования и реализации социальной политики.
Основные задачи:
охарактеризовать модели
социальной политики
рассмотреть социальные
преобразования в странах
рассмотреть подходы
к реализации социальной
изучить опыт социальных реформ в странах СНГ, Балтии и Украины.·
1. Модели социальной политики
1.1 Формирование современных
моделей социальной политики
Становление современных форм и моделей государственной социальной политики произошло во второй половине ХIХ века в странах Западной Европы и было обусловлено потребностями индустриализации их экономик и регламентации общественного устройства. До этого периода, государственная власть, придерживаясь в основном принципов либерализма и индивидуализма, не предпринимала активных действий, за исключением предоставления некоторых видов гарантий и помощи (в основном пенсий) военнослужащим и государственным служащим.
Перемены, вызванные индустриализацией и связанными с ней урбанизацией жизни, трансформацией большой семьи в малую, а также становлением рабочего движения потребовали новой парадигмы социальной защиты, основывающейся на государственном регулировании вопросов найма работников, введения институциональных форм социального обеспечения престарелых, больных и инвалидов, а также семейной поддержки.
«Повернуться» к социальным
проблемам государство
- небывалое обнищанием
«пролетарского населения» (люмпенизация
рабочего класса, усиление социальной
напряженности,
- осознание необходимости государственного регулирования условий воспроизводства населения.
Становление экономики индустриального типа и соответствующего общественного устройства требовало четкой регламентации трудовых отношений, что, в свою очередь, было связано с потребностью в нормативном упорядочении социальной защиты наемных работников и членов их семей.
Великобритания - первая капиталистическая страна, которая в 80-е годах ХVIII века ввела законодательное регулирование организации труда с помощью фабричного законодательства, а в 70-е годах ХIХ века приняла нормативные акты по обязательному страхованию отдельных категорий рабочих в случае утраты трудоспособности на производстве. Начиная с 60-х годов ХIХ века аналогичные виды фабричного законодательства формируются и в других западноевропейских странах - Германии, Франции, Австрии, а с 80-х годов - и в России[6,58].
Таким образом, специализация, разделение и кооперация труда индустриального производства потребовали наряду с высокой трудовой дисциплиной создания условий для зарабатывания приемлемой по уровню заработной платы наемных работников и формирования развитых систем социального обеспечения. Внимание к этим двум вопросам было предопределено необходимостью социальных стандартов, связанных с доходами населения, учитывая, что материальной основой жизнедеятельности людей является заработная плата (для текущего потребления) и социальное страхование (как форма резервируемой заработной платы на случаи наступления социальных рисков).
Учитывая, что социальная
политика - по существу, превращенная форма
распределения произведенного продукта,
и то, что по поводу социальной справедливости
позиции работодателей и
Исторически значимый шаг был сделан в конце ХIХ века, когда германское правительство, руководимое Отто фон Бисмарком, ввело обязательную систему социального страхования для работающих в промышленности. Она включала обеспечение: в случае болезни (1883 г.), несчастных случаев на производстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.).
Сильной стороной социального страхования явился предложенный алгоритм взаимодействия двух основных субъектов трудовых отношений (работников и работодателей) и государства, который предусматривал финансовое обеспечение за счет хозяйствующих субъектов, а правовое регулирование и контроль - с помощью государства.
Система социальной защиты работающих, построенная по модели О.Бисмарка, оказалась не только жизнеспособной, но и весьма эффективной, поскольку упорядочивала условия найма рабочей силы на системной основе и гарантировала высокие уровни социальной защиты для работающих и членов их семей на протяжении всего периода трудовой и послетрудовой жизни.
При этом следует отметить то, что социальное страхование послужило ядром социальной защиты работающих граждан и регулятивной модели всего комплекса социально-трудовых отношений, включая заработную плату, продолжительности трудовой деятельности и времени выхода на пенсию, определения социальных стандартов приемлемых уровней пенсий, пособий и качества медицинской помощи.
С начала ХХ века примеру Германии последовали другие европейские страны (Австрия, Франция, Италия, Россия), столкнувшиеся с серьезными социальными проблемами и растущими требованиями рабочего класса.
Столь быстрое использование
опыта Германии в области социального
страхования объяснялось
В 1944-1948 годах лейбористское правительство Великобритании приняло ряд законодательных актов, способствовавших формированию единой системы социального страхования и обеспечения, существенному увеличению выделяемых из госбюджета средств на социальную поддержку населения, введению всеобщего бесплатного медицинского обслуживания.
После Второй мировой войны аналогичные реформы были проведены во многих западных странах, в результате чего сформировались национальные институты обязательного социального страхования и обеспечения, функционирование которых благотворно сказалось на регулирование систем заработной платы в части их упорядочения и уменьшения дифференциации (между крайними децильными группами работающих).
Таким образом, период с 80-х годов ХIХ века до середины ХХ века можно определить как первый этап формирования активной государственной социальной политики, определяющей характеристикой которой явилось создание национальных систем социальной защиты.
1.2 Социальные преобразования в странах Западной Европы и США
Прежде чем вести речь о моделях реализации социальной политики в странах с развитыми рыночными отношениями, следует остановиться на общих условиях, в которых происходит данный процесс.
Огромное влияние на систему социальной политики оказывают основополагающие нормы и ценности конкретного общества. Социальная политика является как бы зеркалом, отражающим глубоко укоренившиеся социальные ожидания населения, формирующиеся вне структуры социальной политики.
Ключевым показателем нормативных ценностей общества является характер социальной политики. В некоторых странах социальные услуги, предоставляемые в рамках этой системы, рассматриваются главным образом как общественное благо, от пользования которым в выигрыше все граждане. Другой ценностью аналогичного характера является принцип солидарности, в соответствии с которым основное бремя покрытия расходов на социальное обслуживание намеренно перекладывается с пожилых, бедных и больных людей на молодых, богатых и здоровых, с тем, чтобы обеспечить предоставление необходимой социальной помощи всем членам общества.
В других обществах пользовались сильным влиянием радикальные и ориентированные на рынок концепции 80-х гг., по которым результат деятельности отраслей социальной сферы во всевозрастающей степени рассматривается как товар, который можно покупать и продавать на рынке. Эта концепция делает акцент на эффективность, которую рыночные стимулы могут привнести в систему предоставления социальных услуг, а также на тот вклад, который, как считается, эти стимулы вносят в сдерживание будущего роста расходов на отрасли социальной сферы. Тем не менее, концепция, в соответствии с которой социальные услуги рассматриваются как рыночный товар, хотя и обсуждалась в некоторых определяющих политику кругах, не была принята ни в одной европейской стране.
Не менее мощным фактором, способствующим проведению реформ в социальной политике, являются структура и состояние национальной экономики. В Западной Европе макроэкономическая политика во все большей степени отражает глубокую озабоченность относительно конкурентоспособности каждой отдельной страны в период регионализации и глобализации промышленного производства и торговли. На макроэкономическую политику государств – членов Европейского Союза оказывали огромное влияние также критерии для вхождения в Европейский монетарный союз, принятые в Маастрихте. Оба эти фактора привели к тому, что лица, определяющие экономическую политику, стали призывать к резкому снижению расходов на социальный сектор, особенно на службы социального обеспечения.
Информация о работе Зарубежный опыт формирования социальной политики