Зарубежный опыт формирования социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:49, реферат

Описание работы

В данной работе рассматриваются основные модели социальной политики, существующие в Европе, Америке,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. Модели социальной политики
1.1 Формирование современных моделей социальной политики….........5
1.2 Социальные преобразования в странах Западной Европы и США….8
1.3 Подходы к реализации социальной политики………………………...13
2. Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии
2.1 Реализация социальных реформ в Балтии…………..…………………18
2.2 Формирование и реализация социальной политики в
Казахстане и Кыргызстане………………………………………………….19
2.3 Реализация социальной политики в Украине………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………............28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Зарубежный опыт формирования социальной политики.docx

— 48.79 Кб (Скачать файл)

Зарубежный опыт формирования социальной политики

Описание

В данной работе рассматриваются  основные модели социальной политики, существующие в Европе, Америке, странах  СНГ и Балтии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3 
1. Модели социальной политики 
1.1 Формирование современных моделей социальной политики….........5 
1.2 Социальные преобразования в странах Западной Европы и США….8 
1.3 Подходы к реализации социальной политики………………………...13 
2. Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии 
2.1 Реализация социальных реформ в Балтии…………..…………………18 
2.2 Формирование и реализация социальной политики в  
Казахстане и Кыргызстане………………………………………………….19 
2.3 Реализация социальной политики в Украине………………………….23 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………............28 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………30   

Открыть документ  

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦ. ПОЛИТ..doc

 

  —  146.50 Кб



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

1.              Модели социальной политики

1.1 Формирование современных  моделей социальной политики….........5

1.2 Социальные преобразования  в странах Западной Европы  и США….8

1.3 Подходы к реализации  социальной политики………………………...13

2. Опыт социальных реформ  в странах СНГ и Балтии

2.1 Реализация социальных  реформ в Балтии…………..…………………18

2.2 Формирование и реализация  социальной политики в

Казахстане и Кыргызстане………………………………………………….19

2.3 Реализация социальной  политики в Украине………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………............28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………30

 
ВВЕДЕНИЕ 

 

Современный мир живет  в условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Изменяются фундаментальные механизмы социально-экономического регулирования. Глобальные проблемы социально-экономической политики формулируются как экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход на модель устойчивого развития, обеспечивающего равенство интересов настоящего и будущих поколений.

Актуальность данной темы в том, что социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием  экономической и политической жизни  страны, а, следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества.

Каждая страна с учетом своей специфики формирует собственную  модель социальной политики.

В Хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году записано, что каждый человек  имеет право на такой жизненный  уровень, включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания  здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение  на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или  иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.

Социальная модель, рамки  которой определяют позицию государства  по отношению к обществу (патерналистская, либеральная, социал-демократическая  и т.д.), - результат, с одной стороны, эволюции комплекса факторов (экономических, правовых, религиозных и т.п., а  также традиций), специфичных для  каждой страны, с другой - осознанного  выбора. Однако, в каких бы исторических условиях не протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип не складывался, всегда есть круг схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.

В данной работе рассматриваются  основные модели социальной политики, существующие в Европе, Америке, странах  СНГ и Балтии.

Цель работы: всестороннее изучение и обобщение зарубежного  опыта формирования и реализации социальной политики.

Основные задачи:  

 охарактеризовать модели  социальной политики зарубежных  стран;·  

 рассмотреть социальные  преобразования в странах Западной  Европы и США;·  

 рассмотреть подходы  к реализации социальной политики  зарубежных стран;·  

 изучить опыт социальных  реформ в странах СНГ, Балтии  и Украины.· 

 

 

  

 

 

              

                            

 

1.      Модели социальной политики

1.1 Формирование современных  моделей социальной политики 
 

Становление современных  форм и моделей государственной  социальной политики произошло во второй половине ХIХ века в странах Западной Европы и было обусловлено потребностями индустриализации их экономик и регламентации общественного устройства. До этого периода, государственная власть, придерживаясь в основном принципов либерализма и индивидуализма, не предпринимала активных действий, за исключением предоставления некоторых видов гарантий и помощи (в основном пенсий) военнослужащим и государственным служащим.

Перемены, вызванные индустриализацией  и связанными с ней урбанизацией жизни, трансформацией большой семьи в малую, а также становлением рабочего движения потребовали новой парадигмы социальной защиты, основывающейся на государственном регулировании вопросов найма работников, введения институциональных форм социального обеспечения престарелых, больных и инвалидов, а также семейной поддержки.

«Повернуться» к социальным проблемам государство заставили  две причины:

- небывалое обнищанием  «пролетарского населения» (люмпенизация  рабочего класса, усиление социальной  напряженности, сопровождающееся  открытыми протестами рабочих  против сложившегося общественного  порядка);

- осознание необходимости государственного регулирования условий воспроизводства населения.

Становление экономики индустриального  типа и соответствующего общественного  устройства требовало четкой регламентации  трудовых отношений, что, в свою очередь, было связано с потребностью в  нормативном упорядочении социальной защиты наемных работников и членов их семей.

Великобритания - первая капиталистическая  страна, которая в 80-е годах ХVIII века ввела законодательное регулирование организации труда с помощью фабричного законодательства, а в 70-е годах ХIХ века приняла нормативные акты по обязательному страхованию отдельных категорий рабочих в случае утраты трудоспособности на производстве. Начиная с 60-х годов ХIХ века аналогичные виды фабричного законодательства формируются и в других западноевропейских странах - Германии, Франции, Австрии, а с 80-х годов - и в России[6,58].

Таким образом, специализация, разделение и кооперация труда индустриального  производства потребовали наряду с  высокой трудовой дисциплиной создания условий для зарабатывания приемлемой по уровню заработной платы наемных работников и формирования развитых систем социального обеспечения. Внимание к этим двум вопросам было предопределено необходимостью социальных стандартов, связанных с доходами населения, учитывая, что материальной основой жизнедеятельности людей является заработная плата (для текущего потребления) и социальное страхование (как форма резервируемой заработной платы на случаи наступления социальных рисков).

Учитывая, что социальная политика - по существу, превращенная форма  распределения произведенного продукта, и то, что по поводу социальной справедливости позиции работодателей и работников, как правило, расходятся, возникла настоятельная  необходимость в регулируемых государством институтах в сфере доходов населения (заработная плата и социальная защита).

Исторически значимый шаг  был сделан в конце ХIХ века, когда германское правительство, руководимое  Отто фон Бисмарком, ввело обязательную систему социального страхования для работающих в промышленности. Она включала обеспечение: в случае болезни (1883 г.), несчастных случаев на производстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.).

Сильной стороной социального  страхования явился предложенный алгоритм взаимодействия двух основных субъектов  трудовых отношений (работников и работодателей) и государства, который предусматривал финансовое обеспечение за счет хозяйствующих  субъектов, а правовое регулирование  и контроль - с помощью государства.

Система социальной защиты работающих, построенная по модели О.Бисмарка, оказалась  не только жизнеспособной, но и весьма эффективной, поскольку упорядочивала  условия найма рабочей силы на системной основе и гарантировала  высокие уровни социальной защиты для  работающих и членов их семей на протяжении всего периода трудовой и послетрудовой жизни.

При этом следует отметить то, что социальное страхование послужило  ядром социальной защиты работающих граждан и регулятивной модели всего  комплекса социально-трудовых отношений, включая заработную плату, продолжительности  трудовой деятельности и времени  выхода на пенсию, определения социальных стандартов приемлемых уровней пенсий, пособий и качества медицинской  помощи.

С начала ХХ века примеру  Германии последовали другие европейские  страны (Австрия, Франция, Италия, Россия), столкнувшиеся с серьезными социальными  проблемами и растущими требованиями рабочего класса.

Столь быстрое использование  опыта Германии в области социального  страхования объяснялось осознанием властными элитами, деловыми кругами  этих стран того, что наиболее надежным способом поддержания социальной стабильности являются специализированные институты  и финансовые механизмы социальной защиты, обеспечивающие воспроизводство  рабочей силы на постоянной и независимой (от воли отдельных работодателей) основе.

В 1944-1948 годах лейбористское  правительство Великобритании приняло  ряд законодательных актов, способствовавших формированию единой системы социального  страхования и обеспечения, существенному  увеличению выделяемых из госбюджета средств на социальную поддержку  населения, введению всеобщего бесплатного  медицинского обслуживания.

После Второй мировой войны аналогичные реформы были проведены во многих западных странах, в результате чего сформировались национальные институты обязательного социального страхования и обеспечения, функционирование которых благотворно сказалось на регулирование систем заработной платы в части их упорядочения и уменьшения дифференциации (между крайними децильными группами работающих).

Таким образом, период с 80-х  годов ХIХ века до середины ХХ века можно определить как первый этап формирования активной государственной социальной политики, определяющей характеристикой которой явилось создание национальных систем социальной защиты. 

 

1.2 Социальные преобразования  в странах Западной Европы  и США 

 

Прежде чем вести речь о моделях реализации социальной политики в странах с развитыми  рыночными отношениями, следует  остановиться на общих условиях, в  которых происходит данный процесс.

Огромное влияние на систему  социальной политики оказывают основополагающие нормы и ценности конкретного  общества. Социальная политика является как бы зеркалом, отражающим глубоко  укоренившиеся социальные ожидания населения, формирующиеся вне структуры  социальной политики.

Ключевым показателем  нормативных ценностей общества является характер социальной политики. В некоторых странах социальные услуги, предоставляемые в рамках этой системы, рассматриваются главным  образом как общественное благо, от пользования которым в выигрыше все граждане. Другой ценностью аналогичного характера является принцип солидарности, в соответствии с которым основное бремя покрытия расходов на социальное обслуживание намеренно перекладывается  с пожилых, бедных и больных людей  на молодых, богатых и здоровых, с тем, чтобы обеспечить предоставление необходимой социальной помощи всем членам общества.

В других обществах пользовались сильным влиянием радикальные и  ориентированные на рынок концепции 80-х гг., по которым результат деятельности отраслей социальной сферы во всевозрастающей  степени рассматривается как  товар, который можно покупать и  продавать на рынке. Эта концепция  делает акцент на эффективность, которую  рыночные стимулы могут привнести  в систему предоставления социальных услуг, а также на тот вклад, который, как считается, эти стимулы вносят в сдерживание будущего роста  расходов на отрасли социальной сферы. Тем не менее, концепция, в соответствии с которой социальные услуги рассматриваются  как рыночный товар, хотя и обсуждалась  в некоторых определяющих политику кругах, не была принята ни в одной  европейской стране.

Не менее мощным фактором, способствующим проведению реформ в  социальной политике, являются структура  и состояние национальной экономики. В Западной Европе макроэкономическая политика во все большей степени  отражает глубокую озабоченность относительно конкурентоспособности каждой отдельной  страны в период регионализации и  глобализации промышленного производства и торговли. На макроэкономическую политику государств – членов Европейского Союза оказывали огромное влияние  также критерии для вхождения  в Европейский монетарный союз, принятые в Маастрихте. Оба эти фактора привели к тому, что лица, определяющие экономическую политику, стали призывать к резкому снижению расходов на социальный сектор, особенно на службы социального обеспечения.

Информация о работе Зарубежный опыт формирования социальной политики