Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:49, реферат
В данной работе рассматриваются основные модели социальной политики, существующие в Европе, Америке,
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. Модели социальной политики
1.1 Формирование современных моделей социальной политики….........5
1.2 Социальные преобразования в странах Западной Европы и США….8
1.3 Подходы к реализации социальной политики………………………...13
2. Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии
2.1 Реализация социальных реформ в Балтии…………..…………………18
2.2 Формирование и реализация социальной политики в
Казахстане и Кыргызстане………………………………………………….19
2.3 Реализация социальной политики в Украине………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………............28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………30
Существуют конкретные механизмы и формы трансформации системы социальной политики в странах с переходной экономикой.
1. Переход тотально-
2. Создание традиционной
для рыночной экономики
а) пенсионного страхования;
б) страхования по болезни;
в) страхования по безработице;
г) медицинского страхования;
д) страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
е) пособий для семей;
ж) пособий малообеспеченным.
3. Ускоренное развитие
социальных услуг, особенно
а) услуги, связанные с
активной политикой на рынке труда,
предоставляемые службой
б) услуги по социальному обслуживанию населения, осуществляемые территориальными социальными службами. Решение последней группы задач потребовало от органов власти всех стран СНГ значительной организационной работы по созданию как структур служб занятости, так и территориальных структур социальных служб.
Реализация социальной политики осуществляется в государствах СНГ и Балтии по-разному. Если бывшие прибалтийские республики откровенно копируют западные модели социальной политики, то такие страны, как Казахстан и Кыргызстан, находятся в поиске собственных стратегий социальных реформ и способов реализации социальной политики.
Примером реализации социальных реформ по западному образцу может служить введение медицинского страхования в Эстонии, где менее, чем за полгода, была реализована классическая модель медицинского страхования. Это происходило на рубеже 1991-1992 гг.
2.2 Формирование и реализация социальной политики в Казахстане и Кыргызстане
Стратегия социальных реформ,
выбранная в Казахстане, имеет
среднесрочный характер и направлена
на создание перспектив устойчивого
экономического роста, активизацию
социальной политики с учетом интересов
различных групп и слоев
В этой связи разработан и
поэтапно осуществляется комплекс мероприятий,
предусматривающих
В Казахстане создается система
поддержки доходов путем
В социальной сфере принимаются
меры по поддержке и сохранению сложившейся
системы учреждений социально-культурного
и бытового назначения, осуществляются
реформы здравоохранения и
Продолжается работа над
комплексом мероприятий по реализации
социальной доктрины Республики Казахстан
на 2010–2012 и на период до 2015 г., создается
правовая база для осуществления
социальной политики. Экономическая
стратегия органов
Как и во многих бывших республиках СССР, социальные проблемы в Кыргызстане сдерживают переход к рынку. Это связано с тем, что без уверенности в защите прав личности граждане ощущают угрозу со стороны либеральной экономики, особо проявляющуюся в росте безработицы и падении уровня жизни. Реализация адекватной социальной политики имеет и политическое значение – властям необходима поддержка проводимых реформ.
В 2011 г. на фоне продолжающегося падения производства доля расходов государственного бюджета Кыргызстана на образование, здравоохранение и социальное обеспечение составила 54% всех расходов, или около 15% ВВП (в 2009 г. – 39%, или 8% ВВП, в 2010 г. – 45%, или 14% ВВП). Наибольший удельный вес в социальной сфере занимали образование (21,1%), социальное обеспечение и социальная помощь (16,2%), здравоохранение (12,4%). В местных бюджетах, бюджетах областей, городов и районов удельный вес расходов социальной сферы составляет еще больший процент – от 71,1 до 94,5%[14,19]. Вместе с тем реальные расходы на социальные нужды из года в год сокращаются.
Разработка и реализация
социальной политики в Кыргызстане
строится исходя из учета двух значимых
аспектов: финансового и социально-
Финансовый аспект. В республике
признаются безусловная значимость
макроэкономической стабилизации и
эффективности, а также необходимость
сдерживания расходов на социальные
нужды и пособия
Социально-политический аспект.
Функционирование экономики в рамках
рыночных отношений практически
исключает сакрально-
Реализация социальной политики в Кыргызстане предусматривает следующие направления:
– углубление адресности оказываемой социальной помощи с четким определением уровней и надежных источников финансирования;
– реформирование системы
социального страхования, в том
числе и пенсионного
– обеспечение максимально возможной занятости, предотвращение массовой безработицы;
– реформирование систем здравоохранения и образования;
– обеспечение работникам
безопасных условий труда и
В Кыргызстане предполагалась реализация социальной политики в два этапа:
Первый этап (2010–2012 гг.) – создание основ для перехода к новым отношениям государства и личности, смягчение социальных последствий переходного периода, минимизация снижения жизненного уровня и укрепление системы минимальных социальных гарантий.
В качестве механизма реализации предполагались широкое развитие самозанятости, малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств, формирование нового поколения независимых предпринимателей.
Второй этап (2012–2015 гг.) – разделение системы социального обеспечения на две организационно самостоятельные и с разными источниками финансирования системы: социальной помощи и социального страхования; персонификация пенсионного страхования; организация сети государственных страховых компаний по добровольному страхованию граждан с учетом видов социальных рисков; развитие негосударственных фондов страхования; упорядочение льгот, связанных с ранним выходом на пенсию; повышение уровня пенсий как итог реализации пенсионных льгот по условиям труда за счет работодателей.
Предусматриваются определенные мероприятия в реализации семейной политики, политики в области занятости населения и реформы оплаты труда.
2.3 Реализация социальной политики в Украине
Возможности реализации социальной
политики на Украине обусловлены
рядом негативных экономических
факторов, сложившихся в прошедшие
годы. За период 2005–2010 гг. объем ВВП
сократился на 48%. Это связано с
сокращением промышленного
На Украине сложилась
разветвленная система
В этой связи к неотложным
мерам по реформированию системы
социальной помощи населению относится
внедрение механизмов адресной помощи
наиболее уязвимым группам с одновременной
и постепенной ликвидацией
– Установление и финансовое обеспечение на государственном уровне минимальных социальных гарантий (пенсий, стипендий, помощи малообеспеченным нетрудоспособным гражданам, безработным), нормализация соотношений между средними и минимальными уровнями заработной платы и пенсии, пособиями по безработице.
– Осуществление этих гарантий исходя из динамики потребительских цен, упреждающих мер социальной защиты и адресного оказания социальной помощи и предоставления субсидий.
– Защита покупательной способности малообеспеченных нетрудоспособных граждан и семей через периодический пересмотр среднедушевого совокупного дохода, который дает право на помощь.
Важным фактором, ограничивающим
возможность реализации социальных
реформ, является отставание в реорганизации
институциональных основ и
1. Упорядочение организации оплаты труда.
Реализация мер, направленных на ликвидацию задолженности по заработной плате. Выдача под остаток задолженности по заработной плате работникам хозрасчетных предприятий долговых обязательств этих предприятий в виде ценных бумаг, которые гарантируются их имуществом.
Введение частичного государственного регулирования фондов оплаты труда в производственной сфере с учетом результатов деятельности. При этом не ограничивать индивидуальные размеры оплаты труда, обеспечив их взаимосвязь с объемами производства и производительностью труда.
Развитие системы договорного регулирования оплаты труда и других социально-трудовых гарантий на производстве.
Информация о работе Зарубежный опыт формирования социальной политики