Здоровый образ жизни, как условие гармоничного развития детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:54, реферат

Описание работы

Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и другие. Но что же такое «здоровье»? Самый простой ответ гласит, что здоровье - это отсутствие болезней. На продолжительность жизни влияет множество разнообразных факторов. Некоторые из них – окружающая среда, генетическая предрасположенность – трудно поддаются контролю, но всё равно можно сделать многое, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Режим дня, труда и отдыха ……………………………………………….4
2. Режим сна………………………………………………………………….. 6
3. Режим питания …………………………………………………………….7
4. Закаливание ………………………………………………………………..8
5. Физическая нагрузка ………………………………………………………9
6. Личная гигиена …………………………………………………………...11
7. Химические и биологические загрязнения среды ……………………..15
8. Вредные привычки ……………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы ……………………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

Реферат Софья.docx

— 44.14 Кб (Скачать файл)

 

 

Закаливание

Важную роль играет и закаливание. Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование  естественных факторов природы для  повышения устойчивости организма  к неблагоприятным агентам окружающей среды. К нему лучше всего приступить с детского возраста. Закаливание  как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим  условиям использовалось с древних  времен. Дошедший до нас опыт закаливания  насчитывает свыше тысячи лет. Абу  Али Ибн-Сина (Авиценна) в VIII-IX веках  создал "Канон врачебной науки". Он разделил медицину на теоретическую  и практическую, а последнюю - на науку сохранения здоровья и науку  лечения больного тела. В одной  из глав своего труда Авиценна говорит  о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. Древнейший русский летописец Нестор в x веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так -в течение нескольких недель, а затем при каждом нездоровье. Скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, купали своих новорожденных в холодной воде. Якуты натирали новорожденных снегом и обливали холодной водой несколько раз в день. Жители Северного Кавказа два раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой, начиная с первого дня жизни. Основоположник отечественной медицины С.Г.Зыбелин(1735-1802 гг.) в “Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней” (1773 г.) писал: “Весьма полезно ... мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней”. Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов.
  2. Постепенное увеличение дозы раздражающего действия.
  3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма человека.
  4. Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

Нарушение этих правил приводит к  отсутствию положительного эффекта  от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению. Закаливающие мероприятия подразделяются на общие (правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой) и специальные (воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры). С его помощью можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическая нагрузка

Человек всегда должен стремиться к  развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас множество  дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки. При составлении  распорядка дня особенно важно определить сроки и продолжительность активного  и пассивного отдыха. В частности, определенное время отводите оздоровительным  занятиям и тренировкам. В процессе систематических занятий физическими  упражнениями не только укрепляется  здоровье, но и улучшаются самочувствие и настроение, появляется чувство  бодрости, жизнерадостности. Не секрет, что современное производство и  условия жизни в значительной мере снизили двигательную активность человека. По данным академика А. И. Берга, в прошлом веке затрата  мышечной энергии в производстве составляла 94%, а в настоящее время  всего лишь 1%. Недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье человека. Регулярные занятия физическими  упражнениями и спортом, утренняя зарядка, физкультминутки, прогулки, туризм и  призваны компенсировать двигательное голодание, или, как говорят ученые, гиподинамию. Испытанное средство укрепления и повышения работоспособности - оптимальный двигательный режим  в виде регулярных занятий физической культурой и спортом. Тренировки и оздоровительные занятия способствуют укреплению здоровья и развитию физических способностей детей и молодежи, сохранению жизненно важных навыков в среднем  и зрелом возрасте, профилактике неблагоприятных  возрастных изменений у пожилых  людей. В процессе физ. тренировок успешно  укрепляется мышечно-суставный аппарат, снижается масса тела, улучшается липидный (жировой) обмен, снижается содержание в сыворотке крови холестерина и триглицеридов, артериальное давление, улучшается функция центральной нервной системы, кровоснабжение в сердечной мышце, повышается переносимость больными физических нагрузок, улучшается толерантность к нагрузке, кроме того, наступает выраженный закаливающий эффект, укрепляется сопротивляемость организма к различным экстремальным воздействиям и т.д. Из всего вышеперечисленного заметно, что влияние физических упражнений многообразно. Оно сказывается на функциях практически всех органов и систем организма. Но наиболее важно действие их на сердечно-сосудистую систему. Отсюда и значимость метода для предупреждения заболевания сердца и их лечения.

Хорошая физическая форма состоит  из следующих компонентов:

  1. Выносливость. Её обеспечивает здоровое сердце. Лучшие для сердца упражнения – те, при которых организм потребляет много кислорода. Ходьба, бег, езда на велосипеде, плавание и аэробика повышают выносливость организма.
  2. Ловкость. Человек в хорошей форме должен уметь координировать свои движения и иметь быструю реакцию, например ловкость очень хорошо развивается у фехтовальщиков.
  3. Мышечная сила. Сильные мускулы делают фигуру более привлекательной. При выполнении силовых (анаэробных упражнений) организму не требуется дополнительного кислорода. Плавание и велосипедный спорт включают в себе как анаэробный, так и аэробные упражнения.
  4. Мышечная выносливость. Повторяющиеся движения, например, при езде на велосипеде или накачке шины ножным насосом, приучают мускулы интенсивно работать не уставая.
  5. Гибкость. Сильные здоровые эластичные мышцы помогают сохранить подвижность в любом возрасте, а особенно в пожилом. Гибкость развивает не только гимнастика, но и бадминтон, танцы и лыжи.

Для детей разных возрастов систематическое  занятие физкультурой и спортом  приобретает исключительное значение. В настоящее время многие дети ведут недостаточно активный образ  жизни. Результаты исследований доказывают, что из инертных детей обычно вырастают  рыхлые взрослые, подверженные серьёзными заболеваниями, например, ишемической  болезни сердца, остеопорозу, диабету и другим болезням, связанным с малой подвижностью. В школьном возрасте необходимо выработать привычку к спортивным занятиям. В более зрелом возрасте она поможет им сохранить здоровье. Но заставлять детей заниматься спортом не надо, так как это, как правило, приводит к обратному результату. Сначала нужно постараться заинтересовать детей обычными детскими играми: в мяч, в салочки, в «классики» или прятки. Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Физические упражнения надо выполнять  в хорошо проветренном помещении  или на свежем воздухе. Полезно отправляться по утрам в школу пешком и гулять вечером после учебы. Систематическая  ходьба благотворно влияет на ребенка, улучшает самочувствие, повышает работоспособность. Ходьба является сложно координированным двигательным актом, управляемым нервной  системой, она осуществляется при  участии практически всего мышечного  аппарата нашего тела. Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе  в течение 1 - 1,5 часа является одним  из важных компонентов здорового  образа жизни. Особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Она  снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные  центры, регулирует дыхание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личная гигиена

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его  гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание — это  часть общего воспитания, а гигиенические  навыки — это неотъемлемая часть  культурного поведения. Глубоко  не правы те, кто считает, что сообщение  детям гигиенических знаний и  привитие им гигиенических навыков  является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем  более что грань, отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей. Приходить в детский сад или  школу с чистыми руками — это  гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым  платком при кашле? Не приходить  в детский сад или школу  больным? Все эти правила и  обосновывающие их знания должны войти  в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это  должны делать в первую очередь родители. Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит  личной гигиене. Личная гигиена —  это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок  бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго  не мыть, то на ней накапливается  жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать. Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером. Каждый ребёнок должен знать следующие правила:

  1. К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз.
  2. Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею или плечи, т.к. на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и грязным.
  3. Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке.
  4. Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана или кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей.
  5. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши.
  6. После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого ребенка должно быть свое полотенце. Если полотенце, после того как им вытирались, остается чистым, значит, ребенок умылся хорошо.

Ребенок в 4 года должен научиться  самостоятельно мыть лицо, уши, верхнюю часть груди и руки до локтя, а с 5-7-летнего возраста — обтираться до пояса. После умывания следует помочь ему хорошенько растереться полотенцем до ощущения приятной теплоты. Перед сном необходимо мыть ноги потому, что на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Редкое мытье ног, ношение грязных носков, чулок способствует появлению опрелостей и потертостей, а также предрасполагает к грибковым заболеваниям. По этой причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. В бане, бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки. После мытья ноги нужно тщательно вытирать специальным полотенцем. Чулки и носки менять не реже, чем через день. Дома переодевать домашние туфли или тапочки. Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой, натирать тело мочалкой с мылом. После мытья следует одеть чистое белье. Очень тщательно нужно промывать волосы, т.к. на них и между ними накапливается много кожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко, особенно в летнее время. Девочкам, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья их тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой расческой. Требуют также ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в 2 недели их необходимо аккуратно подстригать потому, что под длинными ногтями обычно скапливается грязь, удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и окружающим. Грязные ногти − признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены. Ни в коем случае ногти нельзя грызть! Особенно важно следить за чистотой рук. Ребенку нужно объяснить, что руками он берет различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, игрушки, гладит животных (кошек, собак), берется за дверные ручки, притрагивается к различным предметам (ручкам, цепочкам, крючкам и т.д.) в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазом и она остается на коже пальцев. Если брать немытыми руками продукты питания (хлеб, яблоки, конфеты и т.д.), то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека здоровому. Поэтому нужно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого загрязнения (уборка комнаты, работа в огороде, игра с животными и т.д.) и перед сном. Совершенно недопустимо брать пальцы в рот. Каждый ребенок должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека. Приятно видеть, как преображают человека красивые зубы и, наоборот, неприятное впечатление оставляет человек с гнилыми зубами. Личная гигиена включает вопросы гигиены быта, в первую очередь − поддержание чистоты воздуха в жилище, уход за одеждой и постельными принадлежностями, создание нормальных условий для сна и отдыха.

Химические и биологические  загрязнения среды

Различные заболевания у человека вызывают химические и биологические  загрязнения среды. Реакции организма  на химические загрязнения зависят  от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, наиболее уязвимы дети, пожилые и  престарелые, больные люди. При систематическом  или периодическом поступлении  организм сравнительно небольших количеств  токсичных веществ происходит хроническое отравление. Признаками хронического отравления являются нарушение нормального поведения, привычек. А также нейропсихического отклонения: быстрое утомление или чувство постоянной усталости, сонливость или бессонница, апатия, ослабление внимания, рассеянность, забывчивость, сильные колебания настроения. При хроническом отравлении одни и те же вещества у разных людей могут вызывать различные поражения почек, кроветворных органов, нервной системы, печени.

Биологические загрязнения тоже вызывают у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они  могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов, в том числе и в самом  человеке. Особенно загрязненными бывают открытые источники воды: реки, озера, пруды. Известны многочисленные случаи, когда загрязненные источники воды стали причиной эпидемий холеры, брюшного тифа, дизентерии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вредные привычки

Согласно мировой статистике, ежегодно из числа курильщиков умирает  около 2-х с половиной миллионов  людей. Такая вредная привычка, как  курение, к сожалению, не обходит  стороной подростков. Побудительным  мотивом приобщения к курению  подростков чаще всего бывает любопытство, подражание взрослым, мода, ложное представление  о курении как средство стимуляции нервной и физической деятельности, традиционным средством общения. Для  детей выше всего пример не просто взрослых людей, а близких и уважаемых  ими лиц. Поэтому , для них очень важно, курят родители или нет, и, как правило, в семьях, где курит хотя бы один из родителей, чаще встречаются курящие дети, которых очень трудно убедить в опасных последствиях табакокурения. А ведь вред для его молодого растущего организма чрезвычайно велик. Чем раньше подросток начинает курить, тем чувствительнее его организм к ядам табачного дыма и тем больше у него шансов заболеть. Курение в подростковом возрасте приводит к наиболее частым заболеваниям верхних дыхательных путей, усилению кашля, отделению мокроты, способствует возникновению аллергических заболеваний органов дыхания. Опасно курение и для окружающих, некурящих. Вдыхая табачный дым курильщиков, некурящие тоже подвержены возникновению различных заболеваний. Недопустимо курение детей, занимающихся спортом. Спортсмен, ежедневно отравляющий свой организм табачным дымом, не может долго выдержать повышенной нагрузки, и вынужден нередко преждевременно покинуть спорт.

Информация о работе Здоровый образ жизни, как условие гармоничного развития детей