Здоровый образ жизни, как условие гармоничного развития детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:54, реферат

Описание работы

Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и другие. Но что же такое «здоровье»? Самый простой ответ гласит, что здоровье - это отсутствие болезней. На продолжительность жизни влияет множество разнообразных факторов. Некоторые из них – окружающая среда, генетическая предрасположенность – трудно поддаются контролю, но всё равно можно сделать многое, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Режим дня, труда и отдыха ……………………………………………….4
2. Режим сна………………………………………………………………….. 6
3. Режим питания …………………………………………………………….7
4. Закаливание ………………………………………………………………..8
5. Физическая нагрузка ………………………………………………………9
6. Личная гигиена …………………………………………………………...11
7. Химические и биологические загрязнения среды ……………………..15
8. Вредные привычки ……………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы ……………………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

Реферат Софья.docx

— 44.14 Кб (Скачать файл)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 9

города Кусы имени Новикова Владимира Ивановича

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по предмету: «Физическая культура»

на тему: «Здоровый образ жизни, как условие гармоничного развития детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Выполнил: С.Сычева,

                                                                                           ученица 3класса  «Б»

                                                                                        Проверил: Р. Р.Халиков

 

 

Куса

2012

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3

  1. Режим дня, труда и отдыха ……………………………………………….4
  2. Режим сна………………………………………………………………….. 6
  3. Режим питания …………………………………………………………….7
  4. Закаливание ………………………………………………………………..8
  5. Физическая нагрузка ………………………………………………………9
  6. Личная гигиена …………………………………………………………...11
  7. Химические и биологические загрязнения среды ……………………..15
  8. Вредные привычки ……………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы ……………………………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с  этим словом: «здравствуйте», «будьте  здоровы» и другие. Но что же такое  «здоровье»? Самый простой ответ  гласит, что здоровье - это отсутствие болезней. На продолжительность жизни  влияет множество разнообразных  факторов. Некоторые из них –  окружающая среда, генетическая предрасположенность  – трудно поддаются контролю, но всё равно можно сделать многое, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных  мероприятий, обеспечивающих гармоничное  развитие и укрепление здоровья, повышение  работоспособности людей, продление  их творческого долголетия. Но, к  сожалению, многие люди не соблюдают  самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни не придерживаются здоровой и разнообразной  пищи, в которую нужно включать побольше фруктов и овощей. Ведь, чем разнообразнее питание, тем больше вероятность, что в него войдут все необходимые питательные вещества. Другие не ведут активный образ жизни, что вызывает преждевременное старение и риск сердечных заболеваний. А у людей с весом ниже нормы понижена сопротивляемость инфекциям. Четвёртые не могут справиться с повседневными стрессами. А многие укорачивают свою жизнь, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю. Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

 

Режим дня, труда и отдыха

Режим дня школьника - это чередование труда и отдыха в определенном порядке.

Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.

В режиме школьника должно быть все  точно распределено: продолжительность  учебных занятий в школе и  дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это  помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние  в другое.

От того, насколько правильно  организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность  и успеваемость в школе.

Правильно организованный режим дня  школьника предусматривает:

  1. Правильное чередование труда и отдыха.
  2. Регулярный прием пищи.
  3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
  4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
  5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
  6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Формируя режим дня школьника учитывайте периоды физического развития. Для разного возраста есть свои особенности. В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении. В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы. Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия. В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности. Удачно составленный режим дня поможет преодолеть вашему ребенку трудности, он будет чувствовать себя увереннее, зная последовательность действий.

Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром  называется зарядкой, так как прогоняет  остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий  день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с  преподавателем физической культуры или  педиатром. По совету школьного врача  в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки. Желательно включать нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных  суставов.

Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра  телевизора. Хорошо если ребенок поспит.

Приготовление уроков лучше отложить до 15 - 16 часов дня, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации.

Полтора-два часа свободного времени  ребенок может использовать для  занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач  и др.). В это же время ребенок  посещает различные секции: спорт, музыка, рисование, плаванье. Не стоит забывать и о прогулках на свежем воздухе.

Режим сна

Крепкий сон - залог гармоничного развития. Сон - один из важнейших элементов  человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется  мозг, развивается тело. Нужно постараться  в максимальной степени соблюдать  ритм сна и бодрствования. Чередование  сна и бодрствование - необходимое  условие жизнедеятельности человеческого  организма. На первом месяце жизни ребенок  обычно спит от 17 до 20 часов в сутки  и просыпается, когда он голоден, иногда до восьми раз в сутки - разумеется, независимо от того, стоит ли он на дворе  день или ночь. Но ситуация постепенно "поправится". Уже на втором месяце период ночного сна начинает удлиняться, достигая порой 5-6 часов. В этом возрасте ребёнку нужно помогать различать  день и ночь, ведь новорожденные  чувствительны к шуму, свету, изменению  обстановки. К третьему месяцу своей  жизни ребенок способен проспать 8-9 часов подряд. В это же время  происходит и качественные изменения  сна ребенка - он все больше походит  на сон взрослых с чередованием глубокого  и поверхностного погружения.

В нашем организме одновременно протекают 2 процесса: утомление (разрушение) и восстановление. От соотношения  этих процессов зависит не только самочувствие, но и продолжительность  жизни. Если не восстанавливается после  нагрузок, как физических, так и  эмоциональных, то долго жить не будешь. Просто-напросто организм износится  намного быстрее обычного. Самым  лучшим восстановителем, конечно же, является сон. Во время сна с организмом происходят следующие явления:

  1. Значительно замедляется обмен веществ и снижается температура тела, что ведёт к "растягиванию" жизненного цикла.
  2. Максимальное расслабление всего организма. Чем сильнее расслаблена та или иная часть тела, тем лучше она питается кровью и др. и тем лучше она восстанавливается.
  3. Резко растёт выработка ряда омолаживающих гормонов (мелатонин, гормон роста и др.). Доказана способность этих гормонов увеличивать продолжительность жизни на 25-30%.

Итак, во время сна в организме  происходят мощные восстановительные  и омолаживающие процессы. Не случайно, эксперименты показывают, что у испытуемых людей, которых в течение нескольких дней держали без сна, в организме  развиваются процессы схожие с процессами ускоренного старения. Поэтому для  увеличения продолжительности жизни  так важно много и правильно  спать. Но спать надомƍравильно. Как спать правильно? Во-первых, Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу, ужинать надо не позднее, чем за 2-2,5ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Во-вторых, комната должна быть проветрена, ведь кислород главный элемент для восстановительных реакций в организме. В-третьих, кровать и подушка должны быть максимально удобными, а тело максимально расслабленным. Спать лучше на правом боку (легче сердцу) со слегка согнутыми ногами. Впрочем, это очень индивидуально. В-четвертых, взять за правило забывать обо всём на ночь (избавиться от беспокойства различного рода). Купить громкий и надёжный будильник, чтобы избавиться от беспокойства по поводу опоздания на работу или куда-нибудь ещё. В то же время, если беспокоят различные шумы можно заткнуть уши специальными приспособлениями (бирюши или др.). В-четвёртых, если человек ведете достаточно активный образ жизни, то спать можно очень много. Так, некоторые долгожители спят до11-13 часов в сутки. Очень полезно иметь дневной сон продолжительностью в 1-2 часа. К сожалению многих людей, мучает бессонница. Одна из возможных причин этого отсутствие, какого бы то ни было режима. Очень важно ложиться и вставать в одно и тоже время, тогда организм привыкнет, и проблемы с засыпанием могут исчезнуть.

 

Режим питания

Врачи утверждают, что полноценное  рациональное питание - важное условие  сохранения здоровья и высокой работоспособности  взрослых, а для детей еще и  необходимое условие роста и  развития. Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности  организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в  нужном ему количестве. Пища обеспечивает человека:

  1. Энергией, чтобы двигаться и сохранять температуру тела. Благодаря ей происходит рост тканей, заживают раны, поддерживается активность тела.
  2. Питательными веществами. Это белки, жиры (животные и растительные), углеводы – макроэлементы. Они необходимы в большом количестве как источник энергии. Витамины и минеральные вещества – микроэлементы – требуются организму в гораздо меньших количествах.
  3. Клетчаткою для нормального функционирования желудочно-кишечного тракта.

Очень большое значение для усвоения пищи имеет режим питания, то есть правильное распределение приемов  ее в течение дня. Если ребенок  принимает пищу всегда в определенные часы, то именно в это время и  происходит усиленное выделение  пищеварительных соков. Доказано, что  при правильных промежутках между  кормлениями к часу приема пищи создается  здоровый аппетит. При запаздывании с кормлением расстраивается налаженная работа пищеварительных желез, уменьшается  выделение пищеварительных соков  и постепенно пропадает аппетит. Промежутки между приемами пищи обеспечивают возможность полного переваривания  в желудке ребенка ранее принятой им пищи, а также появление ко времени следующего кормления некоторого чувства голода. Необходимо следить, чтобы завтрак ребенок получал  не позже 9 часов утра, так как  нарушение этого времени нарушит  режим питания в течение всего  дня. Установленные часы приема пищи необходимо строго соблюдать. В промежутках  между ними дети не должны получать никакой еды. Сладости, фрукты, ягоды следует также давать в определенное время. Известно, что употребление сахара, сладостей в промежутках между кормлениями понижает выделение слюны иногда на длительный срок. Пить ребенку надо давать также в определенное время. Для этого в пищу должно включаться такое количество жидкости, которое удовлетворяло бы потребность растущего организма. С этой целью к каждому кормлению добавляется жидкое блюдо: в завтрак — молоко, кофе, чай; в обед — суп, компот, кисель. Можно давать ягоды, фрукты, так как многие из них содержат большое количество жидкости (до 95%); на полдник — молоко, кефир, простокваша, чай, настой шиповника, фрукты; к ужину также дается одно жидкое блюдо — кисель, молоко и т. п. Строго соблюдая часы приема пищи, в то же время нельзя допускать торопливости во время еды. Кормить ребенка надо терпеливо. Дети должны привыкнуть спокойно и тщательно пережевывать пищу, так как во время пережевывания выделяется больше слюны, что способствует лучшей обработке пищи. Нельзя допускать, чтобы дети ели наспех, жадно, но не следует затягивать время пребывания ребенка за столом. Длительность обеда не должна превышать 30 минут. Если соблюдать режим дня ребенка, то есть правильное чередование кормления, прогулок, игр, купанья и т, д., то не придется жаловаться на плохой аппетит у ребенка, прибегать к угрозам и наказаниям, и ребенок будет расти здоровым, крепким и дисциплинированным. В случае пренебрежения режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др. Нерациональное питание является одной из главных причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов пищеварения, болезней, связанных с нарушением обмена веществ.

Информация о работе Здоровый образ жизни, как условие гармоничного развития детей