Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 23:28, курсовая работа
Цель исследования – определение социального положения женщин на рынке труда в условиях современного российского общества.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
рассмотреть истоки возникновения гендерных исследований, а также выявить особенности проявления гендерных факторов в России;
изучить положение женщин на рынке труда в период перехода к рыночным условиям экономики в современной России;
оценить политика работодателя в области обеспечения гендерного равенства;
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет»
Факультет управления и социальных коммуникаций
(Институт дополнительного профессионального образования и переподготовки)
Кафедра социологии и социальных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПРЕДМЕТ: РЫНОК ТРУДА
ТЕМА: ЖЕНЩИНЫ НА РЫНКЕ ТРУДА
Выполнила: Смирнова Л.Н.
студентка 2 курса
группы 244 УП
Подпись____________
Алешина И.Н.
Защита состоялась
« » 2014 г.
Оценка:
Члены комиссии: ________________ (расшифровка подписи)
Тверь 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Подобно расе, национальности и классу, пол является важной категорией, которая в значительной степени определяет социальные возможности каждого человека, задавая форму его участия в жизни и экономике общества. Поскольку термин «пол» имеет множество значений, то, когда говорят о различиях между мужскими и женскими качествами, все чаще отдают предпочтение слову «гендер».
Термин «гендер» специально введен в научный обиход психологами и социологами в 1960-х гг. для того, чтобы разграничить, что, собственно, в мужском и женском связано с природой (биологический пол), а что формируется под влиянием социума, его культурных норм и представлений, которые преобладают в определенные исторические эпохи у того или иного человеческого сообщества
Изучение проблем положения женщин на рынке труда, спровоцировано, прежде всего, дифференциациями, происходящими в современной России. Российское общество поднялось на новую ступень развития – информационную, что радикально изменило ритм социальных отношений: происходят кардинальные изменения, связанные с трансформацией общества, и адаптация всего населения, в частности женщин к новым информационным технологиям и стандартам жизни.
На сегодняшний день государством разработан ряд мер по поддержанию профессиональной занятости женщин, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Ведущая роль в данном процессе принадлежит федеральной службе занятости, которая ставит своей целью не только трудоустроить женщин, но и помочь им адаптироваться в новых экономических условиях.
Становление новой экономики и рынка предполагает формирование нового субъекта труда, его скорейшую адаптацию к новым политическим, экономическим и социальным условиям. Главной составляющей данного процесса должна стать, прежде всего, активная позиция самих женщин в социально-политической и трудовой сфере[4, с.45–61; 22, с.6].
Всё вышеперечисленное определяет актуальность данного курсового проекта. В условиях современности, проблема гендорного разделения на рынке труда стала особенно "острой" и как никогда актуальной. Важнейшее значение она имеет для осмысления и оптимизации курса политических, экономических и духовных преобразований в стране.
Цель исследования – определение социального положения женщин на рынке труда в условиях современного российского общества.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
проанализировать
полученные результаты, сделать выводы.
1. Влияние
гендерных факторов на положение
женщин на рынке труда
1.1 Истоки возникновения
В 1968 г. Р. Столлер впервые обозначил различие понятий "пол" и "гендер". Гендерология стала преемницей феминологии и феминизма. В 80 – 90-е гг. гендерные исследования стали достаточно распространенными, однако как понимание и использование понятия "гендер", так и методы исследований отличались большим разнообразием. В 1993 г. был создан Центр исследований женщин и гендера, что характеризует общий переход от женских исследований к гендерным в Западной Европе. На гендерологию оказали влияние идеи третьей и четвертой волны феминизма.
Гендерная методология начала развиваться учеными Запада в начале 70-х годов двадцатого века, в начале 1990-х она проникла в отечественную науку. Во многих социальных и гуманитарных науках судьба тендерного подхода в России складывается вполне успешно. Он активно востребован социологами, экономистами, психологами, историками, антропологами и этнологами, философами, специалистами в области здравоохранения и социальной работы [15, с.105–107].
Причиной возникновения гендерных исследований стал дискомфорт, возникший в связи с противопоставлением женщин и мужчин, замалчиванием многообразия мужского опыта, общественными стереотипами о мужском предназначении и т. д. Эти проблемы необходимо осмыслить по-новому, учитывая реалии сегодняшнего дня, и решать в соответствии с изменяющимися требованиями эпохи.
В современном мире главным субъектом и носителем социальных изменений, ломающих привычный гендерный порядок, являются не мужчины, а женщины, социальное положение, деятельность и психика которых изменяются сейчас значительно быстрее и радикальнее, чем мужские. Женщины шаг за шагом осваивают новые для себя занятия и виды деятельности, что сопровождается их психологическим самоизменением и изменением их коллективного самосознания.
В сфере производственных отношений происходит постепенное и все ускоряющееся разрушение традиционной системы гендерного разделения труда. Ведущей, динамической силой этого процесса являются женщины, которые быстро осваивают мужские профессии, уравниваются с мужчинами по уровню образования и т. д.
В политической сфере хотя и медленно, но заметно меняются гендерные отношения власти [6, с.30; 12,с.56; 21, с.114–115].
Эволюционируют семейно-брачные отношения. В современном браке гораздо больше равенства, понятие отцовской власти все чаще заменяется понятием родительского авторитета, а "справедливое распределение домашних обязанностей" становится одним из важнейших признаков семейного благополучия. К сожалению, реальностью нашего времени становится рост количества неполных семей, возглавляемых одной женщиной (что чаще), или мужчиной. Возникает проблема совмещения социальных ролей, проблемы формирования идентичности детей и взрослых.
Объектом гендерологии выступают мужчины и женщины. Предметом гендерных исследований становятся социальные, политические, экономические, сексуальные и другие проблемы мужчин и женщин [7, с.30 –31].
1.2 Особенности проявления гендерных факторов в России
Характерными чертами государственной политики в отношенийи женщин в конце XIX – начале XX в. выступали ограничения в сфере профессиональной деятельности, непризнание материнства социально значимой функцией, регламентация жизни женщины в семье, непризнание женщины в качестве субъекта общественно-политической жизни, пропаганда идеала неэмансипированной женщины. Это не могло не повлиять на умонастроения образованных женщин. Отмена крепостного права и развитие капиталистических отношений создали экономические и политические условия для самоорганизации женщин. Дискриминация по признаку пола, неудовлетворенность интересов и другие противоречия между властью и социальными группами женщин стали важным источником зарождения женского движения в России [8, с.87 –89].
Вопросы социального равенства между мужчинами и женщинами были решены вскоре после свершения Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. Женщины, получив равные права на труд и образование, стали трудиться наравне с мужчинами и одновременно выполнять свою природную роль – материнства. Для сочетания этих двух ролей в стране создавались соответствующие социальные условия. Так как потребность в рабочих руках, в особенности в послевоенные 1950-е гг., была высока, то пропагандировалась и всячески воспевалась роль женщины-труженицы. Были сняты некоторые запреты на применение женского труда, в частности на вредных производствах и в строительстве.
С началом перестройки, приоритеты кардинально поменялись. Для того чтобы вытеснить женщин с рынка труда, решив, таким образом, вопрос заполнения вакантных мест и рационального использования трудовых ресурсов, в конце 80-х – начале 90-х гг. XX века началась идеологическая кампания по отношению к женской занятости. Цель кампании:
Лозунги, под которыми проводилась эта кампания:
У всех на устах был призыв «Вернуть женщину в семью!», демагогически приправленный «заботой о женском счастье». Идеологические призывы сопровождались конкретными разработками, например, повысить пособия на детей; удлинить время ухода за малолетними детьми с сохранением рабочего места и пр.
Предполагалось, что эти меры, применяемые в период становления рыночных отношений, смогут привести к уходу с рынка труда примерно двух миллионов женщин [14,с.68 –71].
К середине 90-х годов гендерная система зависла. С одной стороны, быть работницей и матерью одновременно стало задачей трудновыполнимой, с другой – социальный и экономический кризис вызвал рост безработицы, и среди безработных преобладающее число составляли женщины. Не было гарантии труда, средств к существованию становилось все меньше. В результате женщина разрывает гендерный контракт с государством и объявляет о смене идеологии материнства. Отныне пробивает путь идея матери как о частном, личном деле женщины. Государство теряет роль посредника и регулятора отношений с семьей. Это проявляется в назревании конфликта на рынке труда и занятости. Возникает кризис кормильца семьи, который в свою очередь вызывает полоролевое напряжение. Социальный и экономический кризис сопровождают негативные явления и рост девиаций в виде алкоголизации населения, распространении наркомании, проституции.
В публичной сфере сохраняется доминирование мужчин и ассиметричное распределение обязанностей в семье. Новые сценарии, такие, как независимый собственник-профессионал, домохозяйка, сексуальный объект, бизнес-леди широко репрезентируются в медийном дискурсе, но плохо соотносятся с жизненными реалиями подавляющего большинства россиян.
Гендерная сегрегация на рынке труда сохраняет разницу экономических возможностей мужчин и женщин, а слабость социальной политики делает ее последствия даже более острыми, чем в советский период [15,с.64–69; 22, с.63].
В настоящее время женщина столкнулась с нарушениями принципа оплаты труда за счет сокращения используемого женского труда в высокооплачиваемых сферах и высокой дифференциации заработной платы работников по отраслям, а иногда и отдельным предприятиям.
В России средняя заработная плата женщин почти на 1/3 ниже, чем у мужчин. Значительно сократились производства, где женщины в эпоху существования СССР составляли почти 50% (машиностроение, инженерный корпус и др.). Легкая промышленность, где заняты 80% женщин, только начинает возрождаться после тяжелого кризиса. Аппарат управления в этой отрасли, состоявший в доперестроечное время почти на 100% из женщин, также подвергся существенной реорганизации.
Более благоприятные условия для деятельности представительниц слабого пола сохранились в сфере образования, медицине, сфере обслуживания и в социальной сфере, а также при использовании тяжелого физического труда [23, с.245–261].
Анализируя выше изложенное можно сказать, что гендерные исследования, начавшиеся на Западе, активно используются и развиваются в России, так как исторически наша страна богата на политические, экономически и социальные факторы, а соответственно и жизнь женщины, ее положение на рынке труда меняется, и порой не в лучшую сторону.
2. Положение женщин на рынке труда в период
2.1 Причины снижения
В условиях кризиса женщины оказались менее социально защищенными в сфере труда, чем мужчины. Им пришлось не просто менять в массовом порядке свой социальный и профессиональный статус, но и в большинстве случаев его снижать, становясь безработными. Многие женщины были вынуждены переориентироваться на формы занятости, не требующие ни высокого уровня образования, ни накопленных профессиональных знаний.
Возникло следующее противоречие: с одной стороны, женщины, для того чтобы прокормить свои семьи, должны были проявлять инициативу в экономической деятельности, а с другой стороны, такая инициатива встречала сопротивление в обществе из-за их социальной дискриминации.