Значение категории «социальная справедливость» для населения современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 00:21, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть значение категории «социальная справедливость» для населения современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие социальной справедливости;
2) выявить значение социальной справедливости и социального неравенства в условиях современной России;
3) изучить проблемы правового регулирования социальной защиты населения в РФ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Методологические основы изучения категории «социальная справедливость»…………………………………………………………….....….6
1.1. Понятие социальной справедливости……………………………………....6
1.2. Социальная справедливость и социальное неравенство в условия современной России…………………………………………………………......10
2.Представления россиян о категории «социальная справедливость» и уровень её значимости……………………………………….………………….15
2.1 Социальное государство и проблемы правового регулирования социальной защиты населения в РФ……………………………………………15
2.2 Проблемы социальной защищенности российских граждан…………......20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………....26

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ СОЦ.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Трансформация российского  общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменение социальной структуры, но и остро поставила  перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, месте в социальной иерархии, уровне сплоченности, системе ценностей.

Накладывающиеся друг на друга процессы – обнищания населения  и растущего социального расслоения – приводят к возникновению гипертрофированных форм социального неравенства, создавая внутри одной страны две России, которые все больше отчуждаются друг от друга. Мы наблюдаем «размывание» прежних границ классов, групп, слоев в результате практически полного исчезновения зависимости между трудом и его оплатой, когда не важно – кто и как работает, а главное – где. Личные доходы, таким образом, больше не обусловлены результатами труда и объективными показателями экономического роста. Идет перераспределение собственности, капитала и труда.

По данным социологических  исследований, стратификационная модель современного российского общества выглядит следующим образом:5

– элита – правящая политическая и экономическая –  до 0,5%;

– верхний слой – крупные  и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы – 6,5%;

– средний слой – представители  мелкого бизнеса, квалифицированные  профессионалы, среднее звено управления, офицеры – 20%;

– базовый слой – рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса – 60%;

– нижний слой – малоквалифицированные  и неквалифицированные работники, временно безработные – 7%;

– социальное дно – до 5%.

По уровню материального  благосостояния выделяются следующие слои:

– богатые (средства позволяют  не только удовлетворять свои потребности, но и организовать самостоятельную  экономическую деятельность) – 7%;

– состоятельные (средств достаточно не только для высокого уровня жизни, но и для приумножения капитала) – 5,3%;

– обеспеченные (средств достаточно для обновления предметов длительного  пользования, улучшения жилищных условий  за свой счет или с помощью кредита, для собственного переобучения и  образования детей, организации  отдыха во время отпуска) – 15,8%;

– малообеспеченные (средств хватает  только на повседневные расходы и  в случае крайней необходимости  – минимум средств на лечение  и укрепление здоровья) – 57%;

– неимущих (наличие минимальных  средств только для поддержания  жизни и отсутствие средств для улучшения своего существования – 20,2%.

Новый слой – элита  – малочислен (вместе с высшим слоем  – от 5 до 8%), очень богат (по некоторым  данным, 1% семей имеет годовой  доход свыше 400 тыс. долларов) и весьма неоднороден.6 Здесь имеет место конфронтационный плюрализм, где каждая из сторон стремится умножить символический «капитал» своего влияния и выработать свою модель социального, политического, экономического, культурного, идеологического пространства, что приводит к постоянной борьбе за передел сфер влияния.

Средние слои многие авторы склонны рассматривать как цементирующую  силу современных обществ, причем проявляющую  себя в качестве таковой в различных  сферах. В области социальных отношений  они являются той средой, которая  способна «гасить» значительные противоречия между основными классами. В экономико-социальном плане средние слои выступают носителями тенденции сглаживания противоречий между содержанием труда представителей различных профессий, городским и сельским образом жизни. В сфере семейных отношений средние слои оказываются проводниками традиционных ценностей, сочетая их с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательном, профессиональном, культурном отношениях.

Появились «новые бедные». И ранее, в советское время, в стране было достаточно малообеспеченных. Но более квалифицированный, более сложный труд оплачивался выше, чем малоквалифицированный. Образование являлось одним из основных структурообразующих факторов. Вузовский диплом был фильтром для продвижения в должностной иерархии. Это, в свою очередь, обусловливало и более высокую оплату труда, а также и долю привилегий в получении дополнительных социальных льгот.

Выделяются активные социальные субъекты (слои и индивиды), адаптировавшиеся к новым условиям, у других этот процесс затянулся и преобладают деструктивные жизненные стратегии. Дальнейшее развитие социально-стратификационных процессов в российском обществе, трансформация социальной структуры во многом будет зависеть от скорости и направленности экономического и политического реформирования, от социокультурных особенностей страны.

Суть происходящего в настоящее  время на социальном пространстве российского  общества состоит в изменении  соотношения групп и слоев, их иерархии и ролевых функций, а  также в углублении социального неравенства между ними.

И далеко не все новые формы неравенства  можно с полным правом отнести  в категорию «справедливых». Поэтому  важнейшей задачей социальной политики является забота о том, чтобы эти  формы не превышали некие «нормальные» пределы, выход за которые грозит конфликтами и дезинтеграцией общества. «Норма» в данном случае выступает как оценка того неравенства, которое соответствует условиям, когда практически всё экономически активное население имело бы возможность полностью реализовать свой потенциал, а остальной части населения был бы обеспечен вполне приемлемый уровень жизни. Нормальное неравенство создает стимулы для продуктивной конкуренции и эффективного использования ресурсов социально-экономического развития.

Таким образом, люди начинают адекватно оценивать свое положение, осознают существующие в обществе конкретные различия в степени обладания властью, собственностью, социальными возможностями. Для достижения социального консенсуса, при котором только и возможно преодоление экономического и политического кризиса, необходима интеграция совместных усилий всех социальных слоев.

 

2.Представления россиян о категории  «социальная справедливость» и  уровень её значимости

2.1 Социальное государство  и проблемы правового регулирования  социальной защиты населения  в РФ

 

В последние годы в  РФ на смену терминам "социалистическое государство", "советское государство" пришел термин "социальное государство", а понятия "благосостояние советского народа", "рост жизненного уровня советских людей", "все во имя человека – все для блага человека" заменены понятием "социальная защита населения". И это не формальная замена терминов: за ней стоит смена общественного и государственного строя и как следствие- коренное изменение социального положения людей.

В СССР проблема социально-правовой защиты населения как самостоятельная  не рассматривалась, поскольку внутренними  характеристиками социалистической системы  были полная занятость, бесплатные здравоохранение и образование, гарантированность государственных пенсий и т.д. Общепризнанно, что советский человек был социально защищен сильнее всех в мире, поэтому социальная защита в тот период сводилась к узким вопросам социального обеспечения граждан (пенсионное обеспечение, государственное страхование трудящихся, отдельные виды обеспечения по государственному социальному страхованию).

Другое положение в  современной России, где подавляющее  большинство населения нуждается  в социальной защите: к пенсионерам и нетрудоспособным добавились миллионы безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, демобилизованных военнослужащих, безнадзорных и других лиц. Это следствия, прежде всего, развала СССР, разрушения экономики, межнациональных конфликтов, катастрофического падения нравственности в обществе и т.п.

Что есть социальное государство? "Социальное государство–характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия".

Специфическим моментом для сегодняшней России в этой сфере является вопрос об исторической ответственности государства за перемены в социальном положении населения, что напрямую связано и вытекает из правовых форм деятельности Российской Федерации как социального государства и охватывает все три указанные ее формы.

В этой связи в первую очередь следует: четко определить границы обеспечиваемых государством базовых социальных гарантий; выделить основные приоритеты социальной политики; продумать конкретные механизмы  смягчения заложенных в самой идее социального государства противоречий между социальным и правовым принципом российской государственности.

В современной зарубежной и отечественной литературе появились  высказывания о том, что социальные права граждан предполагают их закрепление не на уровне конституции, а на уровне текущего законодательства. Истоки подобных взглядов тесно связаны с реальной обстановкой в стране, когда многие права граждан лишь декларируются (право на бесплатное жилище для малообеспеченных, право на свободное передвижение и выбор места жительства и т.д.), а воплощение других не приводит к достижению заложенных в них целей (право на социальную защиту и поддержку семьи, материнства и детства и т.д.). Для современной России проблема социальных прав человека особенно остра.7

Реализация социальных гарантий- одна из наиболее острых проблем  в России. Формально Конституция  РФ зафиксировала основные социальные права граждан, но в ней не содержится положений относительно механизма  осуществления социальных гарантий (кроме ссылок на то, что "обиженные" граждане могут жаловаться в суд, что бесполезно, ибо суд не может заставить правительство соблюдать конституционные гарантии).

Предметом правового  регулирования социальной защиты населения  является:

1)защита трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения;

2)социальная защита отдельных категорий лиц (ветеранов, инвалидов, женщин и детей, военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и др.), проживающих (пребывающих) на территории России и нуждающихся в социальной защите;

3)деятельность органов социальной защиты.8

Государство создает финансовую базу и организационные структуры для реализации гражданами конституционного права на социальную защиту. Организационно-правовыми формами социальной защиты населения являются: обязательное социальное страхование; обязательное государственное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета; государственная социальная помощь. Эти формы отличаются друг от друга по кругу (субъектам) обеспечиваемых, источникам финансирования, видам выплат, управленческим структурам.

Методы правового регулирования  отношений по социальной защите населения  имеют свою специфику. Общеизвестно, что правовые средства, способы воздействия  заложены в самой природе права  и представляют следующие юридические  возможности: предписание, запрет, дозволение. Большинство общественных отношений, составляющих предмет социального права, исключает юридическое равенство их участников, является отношениями власти, поэтому преимущественно используется первый способ воздействия, который характеризует метод как императивный.

Содержание метода правового  регулирования социальной защиты населения  заключается:

1) в установлении определенного  порядка действий, т.е. предписании  поступить только так, а не  иначе (например, нарушение норм, устанавливающих обязанности безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, влечет применение к ним санкций, предусмотренных законодательством);

2) в запрещении определенных  действий под страхом применения  ответственности (например, направлять  жалобу гражданина на рассмотрение должностному лицу, действия которого обжалуются);

3) в предоставлении  возможности выбора одного из  вариантов должного поведения  (например, выбрать один из видов  пенсионного обеспечения);

4) в предоставлении  возможности действовать по своему  усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные нормой действия (например, право гражданина на обжалование нарушения его прав на социальную защиту со стороны государства).9

В последние годы одним  из направлений законотворческой деятельности стала формулировка принципов правового регулирования социальной защиты населения Из теории права известно, что принципы права- это основные исходные положения, определяющие цели правового регулирования, дающие ему общее направление, предопределяющие основные тенденции регулирования общественных отношений. Правовые принципы существуют объективно, они реально заложены в праве.

Таким образом, рассмотрение правовых форм деятельности социального  государства и правового регулирования  социальной защиты населения приводит к выводу о том, что эти правовые категории являются определяющими в системе социальной защиты населения России в современный период.

 

 

 

2.1.Проблемы социальной защищенности российских граждан

 

В мире существует два  основных документа, которые определяют международные обязательства государств в области социальных и гуманитарных прав. Это Европейская социальная хартия, принятая в 1961-ом году и обновленная в 1996-ом, а также Конвенция международной организации труда (МОТ). Отличие Конвенции МОТ от Хартии заключается в том, что в Хартии определяются основополагающие принципы социальных прав граждан, тогда как Конвенция МОТ их детализирует. 10

Информация о работе Значение категории «социальная справедливость» для населения современной России