Значение категории «социальная справедливость» для населения современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 00:21, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть значение категории «социальная справедливость» для населения современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие социальной справедливости;
2) выявить значение социальной справедливости и социального неравенства в условиях современной России;
3) изучить проблемы правового регулирования социальной защиты населения в РФ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Методологические основы изучения категории «социальная справедливость»…………………………………………………………….....….6
1.1. Понятие социальной справедливости……………………………………....6
1.2. Социальная справедливость и социальное неравенство в условия современной России…………………………………………………………......10
2.Представления россиян о категории «социальная справедливость» и уровень её значимости……………………………………….………………….15
2.1 Социальное государство и проблемы правового регулирования социальной защиты населения в РФ……………………………………………15
2.2 Проблемы социальной защищенности российских граждан…………......20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………....26

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ СОЦ.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Еще до вступления в Совет  Европы Россия провозгласила, что обязуется  обеспечивать своим гражданам все  стандарты в области прав человека, установленные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в том числе и социальных прав. А при вступлении в Совет Европы Россия обязалась ратифицировать Европейскую социальную хартию и с момента вступления проводить политику в соответствии с закрепленными в ней принципами. 11

Что же мы имеем на сегодняшний  день? Если рассмотреть законодательство и проанализировать Конституцию  РФ, то, в принципе, за исключением  отдельных мелких погрешностей, мы вполне соответствуем высокому правовому уровню Европы, ибо декларируем полную социальную защищенность своих граждан по всем параметрам. Другое дело, что далеко не всегда эти высокие обязательства выполняются.

В Хартии провозглашается, что должны соблюдаться естественные права человека. В частности - естественные права наемного работника. К таковым относится, в частности, выплата заработной платы. Согласно Хартии, каждый наемный работник имеет право на получение достойного вознаграждения за свой труд. Но, даже опуская слово "достойного", далеко не каждый наемный работник получает сегодня просто вознаграждение за свой труд. Это самое главное право, которое на сегодняшний день нарушено в Российской Федерации. Известно, что государство задолжало бюджетникам за несколько месяцев. Еще характерными нарушениями являлось несоблюдение сроков выплаты заработной платы (в 1997 г. до 70% работающих не получали зарплату и целиком), введение принудительных «отпусков» без сохранения содержания, побуждение работников к увольнению «по собственному желанию» и другие нарушения Кодекса законов о труде. А ведь это одно из основных социальных прав граждан, из которого следуют многие другие "гарантии". 12

Вторая позиция, которая  не соответствует принципам Хартии – это получение достойного пенсионного  обеспечения.

Даже дискутируя по поводу того, что же можно считать достойным или недостойным, понятно: пенсия и социальная помощь со стороны государства не могут быть ниже прожиточного минимума. Если люди получают пенсию или социальное пособие ниже прожиточного минимума, то они просто не могут на эти деньги прожить.

Если же говорить о  том минимуме, которым должен быть обеспечен каждый гражданин страны по жизненным показаниям, то есть о  так называемой потребительской  корзине, то тут также есть много  интересного. Существуют нормы ВОЗ – Всемирной Организации Здравоохранения - по потреблению белков, жиров, углеводов. Каждая страна обязана гарантировать своим гражданам необходимый набор этих элементов. Однако и в этом вопросе Россия выглядит достаточно неприлично.

Российский парламент не один год проводил дискуссии, как же эту самую корзину рассчитывать, чтобы, с одной стороны включить туда все необходимое для поддержания жизнедеятельности человека в условиях российского климата, а с другой - не напрягать бюджет, поскольку от этой основополагающей цифры должны рассчитываться все социальные пособия.

Один из основополагающих принципов социальной политики стран-членов Совета Европы - обеспечение граждан  медицинской помощью. Даже в тех  странах, где медицинская помощь является платной, люди, не имеющие возможности оплатить медицинские услуги, по той или иной причине не имеющие страховку, получают медицинское обслуживание бесплатно от государства, либо получают страховку, которая дается государством. У нас на сегодняшний день ситуация катастрофическая, потому что люди не получают даже примитивного лечения в рамках того обязательного медицинского страхования, которое у них есть.

Не по всем позициям дела обстоят так плохо - по некоторым  Россия выглядит вполне прилично. Например, Россия более или менее решила проблему обеспечения безработных. Во всяком случае защита права каждого гражданина на труд и система занятости в общем-то реализуются: согласно официальным данным, количество вакантных мест у нас не меньше, чем количество претендующих на получение работы.

Социальным феноменом  России стали «новые бедные», к числу  которых был отнесен каждый четвертый  работающий, но не зарабатывающий при  этом на жизнь. Причем к этой категории  относятся преимущественно работники  бюджетной сферы, научные кадры». 13

Поэтому социальные последствия  проводимых реформ требуют системы  конкретных государственных мер, направленных на обеспечение соблюдения социально-экономических  прав и социальной защиты граждан.

Таким образом признать достойным такое социальное обеспечение никак нельзя. Глобальное нарушение этого принципа в России состоит в том, что у нас существует целый ряд выплат, в том числе и пенсии, которые должны быть достойными, а на самом деле не дотягивают даже до прожиточного минимума.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В 90-е годы двадцатого века Россия находилась в полосе социальных и экономических потрясений, что  привело к появлению большого количества различных групп и  слоев населения, которые можно  назвать социально незащищенными, то есть наиболее уязвимыми и нуждающимися в определенной материальной, правовой, психологической и социальной помощи категории людей. Это - малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.

Помощь этим людям  может оказываться со стороны  государства в виде денежных выплат, предоставлении рабочих мест, предоставлении различных социальных услуг и  обеспечением доступа к социальным службам. Но в связи с тем, что  государство не может в полном объеме выполнить свои обязательства по социальной защите своих граждан, то мы не можем говорить о реальной социальной защищенности всех слоев населения Российской Федерации и о реальной социальной справедливости, хотя российское законодательство вполне соответствует высоким требованиям международных документов, касающихся прав человека.

Кроме того, при существующей системе государственной помощи нуждающимся, есть тенденция к появлению  иждивенческих настроений, люди перестают  сами решать свои проблемы и ждут помощи от государства и общества.

 Система социальной  защиты должна строиться таким  образом, чтобы именно стимулировать,  а не расслаблять нуждающегося, способного к активной работе, чтобы внешняя помощь не заменяла  необходимости рассчитывать на  свои силы — за исключением случаев, когда необходимо обеспечить удовлетворение элементарных потребностей людей. Поэтому система социальной защиты в России должна быть изменена коренным образом.

 

Особое значение в реализации справедливости имеет социальная политика государства, которая в свою очередь способствует обеспечению справедливости (например, через социальную защиту населения, для граждан, не способных самостоятельно обеспечить свое существование (инвалидов, пенсионеров, детей); укреплению трудовой мотивации через профсоюзы; создание оптимальных условий для развития личности).

Справедливость неразрывно связана с представлениями о  ценности общества как целого, с  необходимостью поддерживать баланс интересов  общества, различных социальных групп  и общностей с учётом интересов самостоятельных субъектов - свободных личностей.

Такой баланс может быть достигнут только в результате взаимодействия трёх основных направлений реализации справедливости, соответствующих трём аспектам содержания этой категории. Речь идёт о нравственных, социальных и правовых средствах обеспечения справедливости, которые, находясь в тесном взаимодействии, в то же время не должны подменять друг друга. Особое значение в этой системе на современном этапе приобретают правовые средства. Правовая справедливость как самостоятельное правовое понятие и целостная теоретическая концепция должна оставаться предметом научного дискурса.

Для поддержания социальной справедливости в обществе, социальная политика предусматривает раздел «социальная  защита населения». Социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и морально - психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойные и социально приемлемое качество их жизни.

Справедливость не мыслима  вне равенства людей. Любые формы  неравенства нуждаются в насилии, в государственном, правовом и информационном терроре. Проблемы Советского Союза  были вызваны отходом от принципа социализма — от каждого по способностям, всем поровну. Коварный принцип «оплаты по труду» был использован советской партноменклатурой для «теоретического» конституирования неравенства, принявшего самые уродливые, зачастую архаичные формы. Неравенство порождало несправедливость, блокировало свободу самореализации человека, тормозило развитие производительных сил. Что, в конечном итоге, и привело советское общество к застою и краху. 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеева, И. Р. Социальная справедливость как духовная основа современного российского общества / И. Р. Алексеева. – М. : Мысль, 2009. – 348 с.
  2. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. – М. : Европа, 2009. – 358 с.
  3. Бондаренко, А. В. Справедливость и развитие / А. В. Бондаренко. – М. : Открытый мир, 2008. – 298 с.
  4. Голенкова, З. Т. Основные тенденции трансформации социальных неравенств / З. Т. Голенкова. – М.: Россия, 2008. – 367 с.
  5. Давидович, В. Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности / В. Е. Давидович. – М.: Основа, 2007. – 532с.
  6. Заславская, Т. И. Социальная структура современного российского общества / Т. И. Заславская // Общественные науки и современность. Научный журнал, 2009. – №2. С. 8- 33.
  7. Канарш, Т. А. Справедливость. Морально-политическая философия / Т.А. Канарш. – М. : Знание, 2010. – 417 с.
  8. Кожухарь, В. Г. Социальная защищенность: проблема социальной защиты / В. Г. Кожухарь. – М.: Магистр, 2010. – 265 с.
  9. Россия в цифрах. 2008 г. Статистический сборник. – М. : 2008. С. 4-10.
  10. Шанин, И. Г. Проблемы социального страхования и рыночная экономика / И. Г. Шанин // Социология и проблемы социальной защиты. Выпуск 1. – М. : Лаборатория экспериментальной социологии, 2010. – с. 118.

 

 

 

 

1 Алексеева, И. Р. Социальная справедливость как духовная основа современного российского общества / И. Р. Алексеева. – М. : Мысль, 2009. С. 103.

2 Кожухарь, В. Г. Социальная защищенность: проблема социальной защиты / В. Г. Кожухарь. – М.: Магистр, 2010. С. 58.

3 Там же. С. 107.

4 Кожухарь, В. Г. Социальная защищенность: проблема социальной защиты / В. Г. Кожухарь. – М.: Магистр, 2010. С. 95.

5 Канарш, Т. А. Справедливость. Морально-политическая философия / Т.А. Канарш. – М. : Знание, 2010.

С. 95.

6 Канарш, Т. А. Справедливость. Морально-политическая философия / Т.А. Канарш. – М. : Знание, 2010.

С. 213.

7 Россия в цифрах. 2008 г. Статистический сборник. – М. : 2008. С. 15.

8 Бондаренко, А. В. Справедливость и развитие / А. В. Бондаренко. – М. : Открытый мир, 2008.  С. 45.

9 Бондаренко, А. В. Справедливость и развитие / А. В. Бондаренко. – М. : Открытый мир, 2008.  С. 201.

10 Канарш, Т. А. Справедливость. Морально-политическая философия / Т.А. Канарш. – М. : Знание, 2010. С. 248.

11 Там же., С. 307.

12 Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. – М. : Европа, 2009. С. 351.

13 Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. – М. : Европа, 2009. С. 287.

 


Информация о работе Значение категории «социальная справедливость» для населения современной России