Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 05:46, лекция
Американский романтизм обладает рядом национальных особенностей по сравнению с романтическими направлениями Европы, а именно:
- Стремлением утвердить национальную самобытность.
- Поиски национального самосознания и национального характера.
Романтизм в Америке сложился к началу 20х годов 19 века и сохранял ведущие положения вплоть до окончания войны между Севером и Югом (1865 год). Романтизм в Америке зародился позже, чем в Европейских странах, т.к. в Америке не было древних преданий и памятников старины, которые обычно становились объектом интересов романтиков. Романтический колорит в американском романтизме постепенно приобретает американская природа и факты истории. Столь долгое по сравнению с Европейскими странами преобладание романтического метода в литературе объясняется особенностями американской истории.
Второй период его творчества – 70-80е годы. «Реалистический период». К этому периоду относятся: «Столпы общества», «Кукольный дом», «Приведения», «Враг Народа». Именно в этот период вырабатывается характерная для Ибсона драма-дискуссия. Новая драма была обращена к современным проблемам, которые могли волновать его зрительскую аудиторию. Конфликтом драм-дискуссий становилась противоположная позиция персонажей, а вовсе не на внешней интриге.
Зритель из простого наблюдателя превращался
в соучастника возникшей
Главный герой пьес-дискуссий – это герой рефлектирующий. В основе пьес – личная драма этого рефлектирующего героя, которую он далеко не сразу осознаёт. Драма Ибсона создавалась с изначальной установкой на синтетизм. Он сам выбирал музыкальное сопровождение к своим пьесам. И вообще он полагал, что идеальная пьеса должна быть максимально приближена к опере.
Он уделял большое внимание декорациям к пьесам. В его драмах очень силён описательный элемент и ремарка становится по сути полноценным авторским словом. Самая знаменитая из его реалистических пьес – это пьеса «Кукольный дом» (1879). На сцене она была поставлена с большим скандалом. Ибсона обвиняли в безнравственности, т.к. в финале его пьесы героиня уходит от мужа. Название пьесы символично. Нора – главная героиня является «куклой», любимой игрушкой свего мужа. Героиня не задумывается о смысле своей жизни. Но всплывает старая история, когда Норма, ради спасения мужа преступила закон и подделала подпись. Но муж жертвы не оценил и тогда героиня поняла что он не видит её как человека. Воспринимает как вещь.
По ходу действия Нора постепенно прозревает и к финалу становится самостоятельным человеком. Однако, вместо развязки Ибсон ставит традиционную для своих пьес дискуссию между Норой и мужем. В этой пьесе нет Героев и Злодеев. И обсуждается проблема важная для зрителя тех лет. Катастрофа в финале это не самоцель, а лишь средства подкрепляющие дискусию.
Третий период творчества Ибсона – это 90-1900е годы «Символистский период». Это такие пьесы как «Дикая утка», «Женщина с моря», «Строитель сольнес», «Когда мы, мёртвые, пробуждаем ся». В этих пьесах очень силён символический подтекст.
Морис Метерлинк
1862-1949
По происхождению он Бельгиец. Метерлинк начал как прозаик и поэт. И только в 1889 году он ставит свою первую пьесу «Принцесса Молен». Как он сам писал: «Это драма в духе Шекспира, но для театра марионеток». Именно эта первая пьеса сделала Метерлинка знаменитым. Сюжетным источником этой пьесы послужила сказка Братьев Гримм. Но Метерлинк меняет финал. Добро в его пьесе побеждает, но только после гибели главного героя. По сути он создаёт современную трагедию рока. Главный герой пассивен и не пытается бороться с судьбой. Ощущение неизбежности трагедии создаётся за счёт многократных повторов, т.е. герои постоянно переспрашивают друг друга. И частотность пауз и молчаний. Большая нагрузка ложится на цветовые обозначения.
В 1890 году он пишет 2 одноактные пьесы: «Непрошенная» и «Слепые». Они традиционно воспринимаются как дилогия. Это был следующий ход в этапе развития: действия сведены к процессу ожидания. Пьесы пронизаны мотивом предчувствия чего-то страшного. Их объединяет мотив слепоты (слепые герои). В обеих пьесах присутствует образ маленького ребёнка.
Мотив ожидания и слепоты будут
варьироваться и в его
Вся ранняя драматургия Метерлинка была описана им самим в книге «Сокровища смиренных» (1896). Своему театру он дал название «Театр Статический» или «Театр Молчания». По мнению Метерлинка истиная трагедия заключается в повседневности в самом факте жизни. Поэтому задача драматурга изображать не какие-то исключительные события, а обыкновенные бытовые проишествия. Подлинный трагизм жизни проявляется не в поступке и не в крике, а в тишине и молчании. В счёт идут лишь те слова, которые на первый взгляд кажутся ненужными. Они не несут никакой информации, а только показывают состояние души человека. Новый взгляд на своего героя появляется в его зрелых пьесах таких как «Пелиас и Мелисанда», «Оглавена и Синяя борода» и др. В них герой уже пытается бросить вызов Року, но в финале всё таки погибает.
В 1902 году он пишет 2ю книгу о своей драматургии «Сокровенный Храм». В которой он предлагает новую эстетическую концепцию. Он отказывается от мистики и пессимизма, воспевает жизненную активность, борьбу за свободу и жажду познания. Он создаёт «Монна Ванна» (истор. Пьеса). Пьесу-сказку «Жуазель», пьесу-фарс «Чудо Святого Антония» и в 1908 году выходит «Синяя птица» в оригинале «Голубая». Последняя стала очень быстро классикой детского театра, а её мощьная философская основа была очень быстро вытеснена сюжетом.
Герои пьес последнего периода – это активные борцы, которые добиваются своего через преодоление различных препятствий.
Последняя его пьеса это пьеса «Обручённые» - продолжение «Синей птицы».
Театр Мотерлинка оказал огромное влияние на Европейскую драмматургию. Именно Мотрелинк сделал молчание художественным приёмом и ввёл в основу сюжетного действия ситуацию ожидания. Последняя была активно использована театром абсурда в 20 веке. Самый известный пример С. Беккет «В ожидании Годо».
Театр Мотрелинка оказал влияние и на русскую драмматургию начала 20 века. Например на драматургию Л. Андреева. Одна из его пьес «Жизнь человека» написана в духе ранней драмматургии Метерлинка.
Бернард Шоу
1856 - 1950
По происхождению он ирландец. Писать начал только с 40 лет. До этого работал в телефонной компании, занимался журналистикой. С 1879 по 1883 годы он пишет 5 романов, но издательства всякий раз возращали ему рукописи. И только начиная с 90х годов Шоу начинает писать пьесы. В начале своего творческого пути он сознательно ориентируется на драматургию Ибсона.. Т.е. создаёт пьесы-дискуссии, а так же пишет ряд статей посвящённых драмматургии Ибсона. Шоу полагал, что Ибсон важнее Шекспира. Т.к. Шекспир показывает людей с которыми мы не можем себя отождествить, а Ибсон показывает нас самих в наших собственных ситуациях.
Многие дрмаы Шоу были построены на парадоксе и для него была характерна установка на эпотаж.
Его первая драма «Дом вдовца» была снята с представления и все её постановки сопровождались большим скандалом. Он основал общество по отмене Рождества. Он сделал это только с целью привлечь внимание. В 1925 году ему присудили нобелевскую премию по литературе, но отказался от неё из соображения имиджа. Но так же он внёс много нового в драматургию. Он создаёт пьесу которые можно не только смотреть на сцене, но и читать. Многие пьесы сопровождаются обширными предисловиями и послесловиями. Шоу испытал сильное влияние драматургии Чехова и позаимствовал оттуда приём «подводного течения». Т.е. основное действие в пьесе складывается из незначительных с первого взгляда диалогов и многологов. Фактически на сцене ничего особенного не происходит.
В 1919 году пишет «Дом, где разбиваются сердца» с подзаголовок «Фантазия в русском стиле на английские темы» (Чеховская стилистика). Шоу так же активно эксперементировал с драмматическими жанрами.
Следующие пьесы Бернарда Шоу продолжали линии его ранних вещей. Для них так же был свойственен острый нетривиальный конфликт и ирония. Так Шоу публикует цикл «приятные пьесы». В цикл вошли такие драму как «Война и человек», «Кандида», «Избранник судьбы», «Поживём – увидим». Эти пьесы вполне традиционные по форме, в них много комического, присутствует любовная интрига. Пьесы направлены против войны, осмеивают её мнимую романтику. Ещё один цикл Бернарда Шоу – «Неприятные пьесы». Туда вошли: «Дом вдовца», «Волокита», «Профессия мисис Уора». Все эти пьесы были скандальными по содержанию, затрагивали вопросы нетрадиционные для литературы. Все они были запрещены. «Пьеса для Пуритан» в этот цикл входили: «Ученик дьявола», «Цезарь и Клеопатра» и пьеса «Обращение капитана Бразбауера». Тут отсутствует любовный конфликт, который предполагается по сюжету. Бернард Шоу так же написал ряд пьес вне циклов. Например «Святая Иоанна» (посвящена Жанне Д’Арк) «Пигмелион» «Назад к Мусуфаилу» (метабиологическая пенталогия – жанр) в пьесе показано развитие человечества от Адама до «наших дней», «Тележка с яблоками», «Простак с неожиданных островов», «Андрокл и лев» и др.
В 20е годы помимо пьес Шоу начинает писать пьесы-фарсы, например «Шекс против Шев». Пьеса была построена как боксёрский поединок между двумя персонажами
Оскар Уайльд
1854-1900
Родился он в Дублине (ирландец) в очень состоятельной семье. Когда ему исполнилось 11, его отправили в одну из лучших дубленских школ, продолжил обучение в очень престижном Трините-колледже. А в 1874году он становится студентом Оксфорда. Именно в это время определяется его склонность к литературным занятиям. Он начинает писать стихи. В 81 году выходит первый сборник, но критика очень сурово отнеслась к нему, упрекая в манерности, вычурности и т.д.
Студенческие годы занимают очень важное место в формирование мировоззрения Уайльда. Именно тогда он начинает увлекаться древнегреческой историей и литературой, формируется его интерес к романтическому искусству. Именно в это время складываются его взгляды на искусство и природу и формируется его собственный образ. А именно – образ денди (неповторимый образ, искусство – образ жизни, не тот кто следует моде, а тот кто её формирует). Только в последствии Уайльд стал негласным лидером английских эстетов и денди (в начале 80х годов). В 81 году Уайльд совершает турне по США и читает лекции об английском искусстве 19 века. Эти лекции пользовались колоссальной популярностью и биографы Уайльда сравнивают это турне по США с триумфальным шествием. С 84 года он регулярно пишет критические статьи и обзоры для различных периодических изданий. Он довольно долго был редактором журнала «Мир женщины». В начале 90х годов процесс формирования взглядов Уайльда завершился и наиболее полно они были выражены в ряде его сочинений. Таких как эссе «Душа человека при социализме» (посвящено только искусству), «Перо, полотно и отрава», «Упадок лжи» и предисловие к роману «Портрет Дориана Грея».
Краеугольная проблема эстетики Уайльда это проблема соотношения искусства и действительности. Наиболее полно это рассмотрено в «Упадке лжи». Первое что он отмечал – искусство никогда не выражает ничего, кроме себя самого. Оно живёт своей жизнью, независимо от реальности. Уайльд соглашался с тем, что искусство – это зеркало, но отражает оно не реальность, а того, кто в него смотрится. Плохое искусство возникает, если художник прямо обращается к реальности. Жизнь подражает искусству, а не наоборот. Другая проблема, которую затрагивает Уайльд – это отношение искусства и морали. Художник – не моралист, а нравственная жизнь человека – это одна из много численных тем для творчества. Уайльд полагал, что у искусства есть этика и она заключается в совершенном применении несовершенных средств. Иными словами: нет книг нравственных и безнравственных, есть книги написанные хорошо и написанные плохо.
Уайльд замечал, что мораль всегда
служит последним приютом людей
не понимающих красоты. Он отмечал, что
значение результатов творчества должно
оцениваться без учёта
В 1888 году Уайльд выпускает сборник литературных сказок. В него вошли такие сказки как «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Великан-эгоист», «Преданный друг» и сказка «Замечательная ракета». Спустя 3 года он выпускает второй сборник «Гранатовый домик». В него вошли «Молодой король», «День рождение инфанты», «Рыбак и его душа», «Мальчик-звезда». Критики отмечали сильное влияние на сказки Уайльда творчество Андерсена, а так же сказок «1000 и 1 ночи».
Красота бесполезна, а любое добро не обязательно оборачивается добром же. Красота и добро – это не одно и тоже. Очень часто красота оказывается губительной.
Характерная черта сказок Уайльда – тяга к парадоксам, т.е. он пересматривает традиционные сказочные образы и конфликты.
В тот же приод что и сказки Уайльд написал несколько прозаических произведений. Которые в 91 годы были выпущены в виде сборника. В него входили такие рассказы как «Преступления Лорда Артура Сейвела», «Образцовы Миллионер», «Сфинкс без загадки», «Кентервийльское приведение» и «Портрет мистера У.Х.». Многие из этих рассказов представляли собой своеобразную пародию на популярные готические рассказы.
Единственный роман писателя – «Портрет Дориана Грея» вышел в 1890 году. Написан за 3 недели.
С конца 70х до середины 90х Уайльд пишет несколько пьес. «Вера или Нигилисты». У него вышла пьеса «Герцогиня Падуанская» и пьеса «Соломея». Однако популярность ему принесли прежде всего 4 его комедии. Это «Веер леди Уиндермер», «Женщина не стоящая внимания», «Идеальный муж», «Как важно быть серьёзным». В 1895 году Уайльд становится участником скандального судебного процесса (его обвиняли в совершении несовершеннолетнего) и его приговорили к тюрьме на 3 года и конфисковали всё его имущество. Находясь в заключении он написал всего 2 произведения «Деа Профундис» (Из глубины взываю) по сути это его исповедь, в которой он пишет почему по его мнению он оказался в тюрьме. «Баллада Реденгской тюрьмы» (опубликовано анонимно). На свободу он выходит в 97 году и сразу же покидает Англию. Последние годы своей жизни проводит в Париже. Там же похоронен.