Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:51, курсовая работа
Бертольд Брехт
Курсовая работа на тему
«Бертольт Брехт - драматург»
Студент
Введение
Творчество Бертольта Брехта– одна из вершин мировой драматургии 20 века. О Брехте написаны десятки книг, его сравнивают с Шекспиром и Станиславским по той новаторской роли, которую он сыграл в развитии драматургии, теории и практике театра. Пьесы Брехта, их постановка режиссером-автором, его теория эпической драмы – явление исключительное по своей необычности, новизне, творческой дерзости. И вместе с тем это новое было подготовлено всем ходом развития мировой драматургии. Исследователи подчеркивали связи Брехта с античной драмой и Шекспиром, китайским театром и театром европейского средневековья, традициями Просвещения и Бюхнером, Ведекиндом, Пискатором, Шоу [4.-с. 378].
Человек поразительно широкого
и смелого дарования, замечательный
поэт, создававший баллады, песни, притчи,
прозаик, публицист, критик, Брехт был,
прежде всего, драматургом и режиссером,
совершившим своими пьесами и
спектаклями переворот в
Брехт выступает одновременно
как драматург и как теоретик
– реформатор театра. Свои теоретические
взгляды на искусство Брехт
изложил в сборниках «Против
театральной рутины» и «На
пути к современному театру».
В дальнейшем Брехт
Перу выдающегося немецкого
драматурга принадлежат
Универсальный гений - Брехт завоевал всемирное признание. Его пьесы завладели подмостками театра Берлина и Гамбурга, Москвы и Нью-Йорка, Парижа и Варшавы, Праги и Лондона, Милана и Афин… Блистательный успех зарубежных гастролей брехтовского театра «Брехтовский ансамбль» и в особенности его триумфы в Париже во время мировых театральных фестивалей 1954 и 1955 гг. утвердили славу Брехта далеко за пределами его родины. Воспользуемся одним из множества свидетельств. «Бертольт Брехт- такого имя автора,- констатирует западногерманский писатель и литературовед Ганс Эгон Хольтхузен, - перед которым Париж пятидесятых годов в течении длительного времени преклонялся, можно сказать, безмерно… Сила его очарования была настолько велика, что рядом с ним все решительно меркло»[ 5-6].
Цель моей курсовой работы: изучить, проанализировать творчество Бертольда Брехта как драматурга. Для достижени цели я ставлю перед собой несколько задач:
- Ознакомиться с главными этапами жизненного пути автора.
- Изучить теоретические взгляды Брехта.
- Изучить принципы «эпического театра» в пьесах
«Мамаша Кураж и ее дети» и «Жизнь Галилея».
Для решения поставленных задач мне необходимо изучить,
проанализировать и сравнить авторов, изучавших творчество писателя, произведения Бертольда Брехта.
Объектом моей работы является Бертольд Брехт (его жизнь и творчество). Предмет изучения – драматургия Брехта, его теоретические взгляды.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
1.Жизненный путь Бертольда Брехта
Бертольт Брехт родился
10 февраля 1898 года в баварском
городе Аугсбурге в семье
С 1917 по 1918 годы изучал
естествознание, медицину и литературу
в Мюнхенском университете
Появляются первые стихотворения Брехта, знаменательное «Легенда о мертвом солдате»(1918), с фразами:
Любое сословие свое творит
Музыканты трезвон и вой
Священники - постный и набожный вид
А медики - годных в строй
По свидетельству одного из друзей юности Брехта — Мюнтстерара, это стихотворение и было пропето Брехтом под гитару самим в госпитале под «ура», приведенные строчки Брехт из стихотворение позднее убрал, но это не помешало, именно за это стихотворение нацистским властям внести в расстрельные списки Брехта. Появляются первые пьесы Брехта: «Ваал» (1918), «Барабанный бой в ночи» (1919), «В чаще городов» (1921). Постановка этих пьес часто вызывала бурную реакцию со стороны публики, спектакли сопровождались метанием тухлых яиц — вероятно, не все принимали социалистические идеи автора. Тем не менее, в 1922 году Брехт был удостоен премии Генриха Клейста.
В 1920 году умирает мать Брехта, от опеки которой он до тех пор сильно зависел.
С этого времени Брехт
часто ездит в Берлин, где знакомится
с миром театра. С 1924 года он практически
постоянно живёт в Берлине. Здесь
он сближается со многими деятелями
искусства: певцом и актером Эрнстом
Бушем, режиссёром Эрвином Пискатором,
композиторами Хансом Эйслером и
Паулем Хиндемитом, писателями Альфредом
Дёблином, Арнольтом Бронненом и
Фридрихом Вольфом, художником Джоном
Хартфилдом, театральным критиком Гербертом
Иерингом, экономистом Фридрихом
Штернбергом и другими. Друзья поддерживали
творческие искания Брехта. А сам
он не только пишет пьесы и создает
теорию «эпического театра», но и
активно изучает классиков
В 1922 году Бертольт женится на актрисе и певице Марианне Цофф, вскоре у них рождается дочь Ханна. Этот брак продлился недолго. В 1924 году он знакомится с Еленой Вейгель, от которой у него рождается сын Штефан (1924—2009). Брехт разводится с Марианной и женится на Вейгель. В 1929 году у них рождается дочь Барбара.
После поджога Рейхстага
и начавшихся сразу за этим
политических притеснений
В США Брехт провёл
шесть с половиной лет, там
он написал стихотворения
Брехт в 1947 году переезжает в Швейцарию. Западные зоны Германии (ни французская, ни английская, ни США) не дают ему визу, разрешает возвращение только Восточная часть (ГДР). Он покидает Швейцарию и устраивается в Восточном Берлине, где и продолжает жить и работать.
В 1950 году был избран вице-президентом Академии искусств ГДР.
Литератор скончался 14 августа 1956 года в Берлине от сердечного приступа, на очередной репетиции пьесы «Жизнь Галилея».
2. Брехт – реформатор эпического театра
2.1.«Эпический театр» - новое явление драматургии XX века
Формирование первоначальных общих положений теории «эпического театра» относилось к периоду, когда театр стал очагом декадентства и выхолощенного эстетства. «Сценой завладели ревю, ходульная пышность и разнузданная сексуальность которых были рассчитаны на вкусы богатой публики, а экспрессионизм, окончательно исчерпав свой первоначальный революционный порыв, выродился в бессмысленное формалистическое штукатурство» [4.-с. 389].
«Основной порок современного
ему театра Брехт видит в
том, что по самому своему
классовому назначению этот
Брехт различает два
вида театра: драматический (или
«аристотелевский») и
«Создать между зрителем
и сценой дистанцию,
«Брехт – противник
«доподлинности» в
Стремление создать «эпический»
«Характерной чертой
драматургии Брехта является
наличие к ней хоров, «сонгов»,
ритмизованных монологов. Они
относятся к «эффектам
Продолжая все дальше совершенствовать форму эпической драмы, Брехт вводит затем и специальную фигуру рассказчика и в одной из своих последних пьес – «Кавказский меловой круг» - достигает органического синтеза эпического и драматического элементов.
2.2. Особенности театральной системы Брехта
Брехт называет свою эстетику и драматургию «эпическим», «неаристотелевским» театром; этим названием он подчеркивает свое несогласие с важнейшим, по мнению Аристотеля, принципом античной трагедии, воспринятым впоследствии в большей или меньшей степени всей мировой театральной традицией. Драматург выступает против аристотелевского учения о катарсисе.
«Катарсис – необычная, высшая
эмоциональная напряженность. Эту
сторону катарсиса Брехт