Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:51, курсовая работа
Бертольд Брехт
В "Жизни Галилея"
— необычайная чуткость Брехта
к мучительным антагонизмам XX в.,
когда человеческий разум
рехт, вопреки традиции,
резко осуждает Галилея,
Брехт "отчуждает"
представление о капитализме
как эпохе небывалого развития
науки. Он считает, что
Фигура Галилея в
пьесе — поворотный пункт в
истории науки. В его лице
давление тоталитарных и
Замечательное мастерство
Брехта проявляется не только
в новаторски–сложном
«Драма "Жизнь Галилея" была написана в
эмиграции, в Дании, в 1938-1939 гг. Газеты опубликовали сообщение о расщеплении атома урана, произведенном немецкими физиками". При всейлаконичности этой заметки она указывала на определенную связь исторических
фактов и проливала
свет на философский замысел
Не случайно перед лицом великой революции в науке, таящей в себе и могучие созидательные и страшные разрушительные возможности, писатель,
охваченный тревогой за человечество (спустя шесть лет взрыв атомной бомбы
над Хиросимой подтвердил законность этой тревоги), обратился к вопросу об
общественном поведении ученого. И хотя герой пьесы - Галилей, а не, скажем,
Альберт Эйнштейн (кстати, в последние годы своей жизни Брехт работал над
пьесой об Эйнштейне), и действие ее происходит не в наши дни, а в эпоху
Возрождения, также эпоху великих социальных и научных революций, и, наконец,
в пьесе нет ни малейшей модернизации и попытки подменить Италию XVII века
исторически костюмированной современностью, все же читатель обязательно
увидит в конфликте Галилея с верховной властью поразительное сходство с
моральными проблемами, возникающими перед многими современными учеными
капиталистического мира. Ибо пьеса Брехта заставит задуматься над вопросами
о долге и ответственности ученого перед человечеством, о полезном
употреблении и опасном злоупотреблении плодами "чистой мысли", о взаимной
связи интеллектуального и морального начал в науке, об общественном,
гражданском лице ученого.
Галилей - каким его изображает Брехт - человек Возрождения, его плоть и
дух освободились от власяницы средневекового аскетизма, он по-язычески
влюблен в земную жизнь и небесную стремится постичь уже не через священные
тексты, а через телескоп. Но вскоре читатель начинает замечать оборотную
сторону жизнелюбия Галилея. Жизнь для него тождественна наслаждению, и
моральный закон, гласящий, что во имя жизни нужно иногда уметь поступаться
удовольствиями, что долг выше удовольствия, с его точки зрения, абсурден. В
этом заключена страшная опасность: пройдут годы - и поставленный перед
неумолимым выбором Галилей пожертвует высокими радостями творческой мысли
ради низменных плотских удовольствий и бытового комфорта.
"Как ученые, мы не должны спрашивать себя, куда может повести истина!"
- восклицает Галилей и впоследствии, возможно, сожалеет о том, что он
своевременно не поставил перед собой такого вопроса. Вряд ли он поднял бы
руку на птоломеевскую систему мира, если бы с самого начала отдавал себе
отчет в том, на какой опасный путь он вступает, на чьи кровные интересы он
посягает своим учением и какие силы он восстанавливает против себя. Но,
окрыленный ощущением прихода нового времени, Галилей уверен, что ему легко
удастся рассеять мрак невежества и суеверий и, подвергая людей "искушению
доказательств", убедить их в своей правоте доводами разума, неопровержимыми
фактами и опытами. Но происходит неожиданное: усилия врагов Галилея, во
всяком случае наиболее умных, направлены вовсе не на то, чтобы его
опровергнуть, а на то, чтобы заставить его замолчать, ибо они сомневаются не
в правильности его учения, а в выгодности его для себя и заинтересованы не в
истине, а в сохранении своих социальных привилегий.
Учение Галилея становится фактором жестокой классовой борьбы. Господа
его преследуют, ибо оно противоречит Библии, а они прекрасно знают, к чему
ведет подрыв авторитета Священного писания, которое "обосновывало
необходимость пота, терпения, голода, покорности...". Зато на рыночных
площадях славят "Галилео - разрушителя Библии". Народ переносит принципы
передовой астрономии с неба на землю: в открытиях Галилея, который
перевернул всю почитаемую веками иерархию мироздания, он видит сигнал к
перевороту в общественной иерархии. Простые люди чтят Галилея как своего
друга и союзника и ненавидят его врагов, которые "приказывают земле стоять
неподвижно, чтобы их замки не свалились". А сам Галилей лишь постепенно,
после того как это понял народ и поняли князья, помещики и монахи, начинает
понимать, что его учение является могучей революционной силой не только в
сфере научной мысли, но и в области общественных отношений.
И тем более
пагубно предательство со
проповедовал народность науки и мечтал о времени, когда "об астрономии будут
разговаривать на рынках". И вот, дожив до этого времени, завоевав доверие и
поддержку широких масс, имея возможность превратить науку в рычаг народного
благоденствия, Галилей, поддавшись своим плотским слабостям, изменил народу,
науке, делу своей жизни, самому себе...
В предпоследней
картине любимый ученик
тот все эти годы тайно продолжал свои исследования, легко поддается соблазну
понять и оправдать его поведение. Он готов увидеть разумный смысл во всех
поступках Галилея: и в том, что тот продал "венецианскому сенату подзорную
трубу, изобретенную другим", и в его сервильном подобострастии перед великим
герцогом Флоренции, и, наконец, в акте отречения, которым было выиграно
время для совершения других великих открытий. Андреа оправдывает Галилея, но
сам Галилей и вместе с ним Брехт не знают ему оправдания. Когда-то на робкий
вопрос маленького монаха: "А не думаете ли вы, что истина - если это истина
- выйдет наружу и без нас?" - Галилей ответил со страстью и гневом: "Нет,
нет и нет! Наружу выходит ровно столько истины, сколько мы выводим. Победа
разума может быть только победой разумных". Галилей понимал, что научный
прогресс невозможен без мужества и активности людей науки. И, капитулировав
перед темными силами, он не только нанес поражение делу разума, но и
совершил роковой по своим историческим последствиям акт - разорвал тесные
узы между наукой и народом. Осуждая себя за это и предвидя, на какой
уродливый и опасный путь может ступить наука, не считающая для себя высшим
законом служение народу, Галилей пророчески восклицает: "Пропасть между вами
и человечеством может в один прекрасный день быть настолько огромной, что на
ваши крики торжества по поводу какого-нибудь нового открытия вам ответит
всеобщий вопль ужаса".
"Жизнь Галилея" писалась в преддверии второй мировой войны. Перед
мысленным взором писателя уже вырисовывались зловещие очертания
надвигающейся катастрофы. Поэтому он и обратился со словом предостережения к
совести и разуму человечества, и прежде всего интеллигенции, то есть людей,
чьи знания могут стать источником великого блага или великого бедствия.
Таким же предостережением была и знаменитая историческая драма Брехта
"Мамаша Кураж и ее дети" (1939). Она прозвучала призывом к немецкому народу
не обольщаться посулами, не рассчитывать на выгоды, не связывать себя с
гитлеровской кликой узами круговой поруки, узами совместных преступлений и
совместной ответственности и расплаты.