Идея катарсиса, порожденная
античной драмой, была тесно связана
с концепцией роковой предопределенности
человеческой судьбы. Драматурги
силой своего таланта раскрывали
все мотивировки человеческого
поведения, в минуты катарсиса,
словно молнии, освещали все причины
действий человека, и власть этих
причин оказывалась абсолютной.
Именно поэтому Брехт называл
аристотелевский театр фаталистическим.
Брехт видел противоречие
между принципом перевоплощения
в театре, принципом растворения
автора в героях и необходимостью
непосредственного, агитационно-наглядного
выявления философской и политической
позиции писателя. Даже в наиболее удачных
и тенденциозных в лучшем смысле слова
традиционных драмах позиция автора, по
мнению Брехта, была связана с фигурами
резонеров. Драматург справедливо считал,
что характеры героев не должны быть «рупорами
идей», что это снижает художественную
действенность пьесы; «… на сцене реалистического
театра место лишь живым людям, людям из
плоти и крови, со всеми их противоречиями,
страстями и поступками. Сцена – не гербарий
и не музей, где выставлены набитые чучела…»
[8.-с. 65]
Брехт находит свое
решение этого противоречивого
вопроса: театральный спектакль,
сценическое действие не совпадают
у него с фабулой пьесы. Фабула,
история действующих лиц прерывается
прямыми авторскими комментариями,
лирическими отступлениями, а
иногда даже и демонстрацией
физических опытов, чтением газет
и своеобразным, всегда актуальным
конферансом. Брехт разбивает
в театре иллюзию непрерывного
развития событий, разрушает магию
скрупулезного воспроизведения
действительности. Театр – подлинное
творчество, далеко превосходящее
простое правдоподобие. Творчество
для Брехта и игра актеров,
для которых совершенно недостаточно
лишь «естественное поведение
в предлагаемых обстоятельствах».
«Развивая свою эстетику, Брехт
использует традиции, преданные
забвению в бытовом, психологическом
театре конца 19 – начала 20 веков,
он вводит хоры и зонги современных
ему политических кабаре, лирические
отступления, характерные для
поэм, и философские трактаты» [10.-с.224].
Искусство перевоплощения
Брехт считал обязательным, но
совершенно недостаточным для
актера. Гораздо более важным
он полагал умение проявить, продемонстрировать
на сцене свою личность –
и в гражданском, и в творческом
плане. В игре перевоплощение
обязательно должно чередоваться,
сочетаться с демонстрацией художественных
данных (декламации, пластики, пения), которые
интересны как раз своей неповторимостью,
и, главное, с демонстрацией
личной гражданской позиции актера,
его человеческого кредо.
«Брехт считал, что
человек сохраняет способность
свободного выбора и ответственного
решения в самых трудных обстоятельствах.
В этом убеждении драматурга
проявилась вера в человека, глубокая
убежденность в том, что буржуазное
общество при всей силе своего
разлагающего влияния не может
перекроить человечество в духе
своих принципов. Брехт пишет,
что задача «эпического театра»
- заставить зрителей «отказаться…
от иллюзии, будто каждый на
месте изображаемого героя действовал
бы так же». Драматург глубоко
постигает диалектику развития
общества и поэтому сокрушительно
громит вульгарную социологию, связанную
с позитивизмом. Брехт всегда
выбирает сложные, «неидеальные»
пути разоблачения капиталистического
общества. «Политический примитив»,
по мнению драматурга, недопустим
на сцене. Брехт хотел, чтобы
жизнь и поступки героев в
пьесах из жизни собственнического
общества всегда производили
впечатление неестественности. Он
ставит перед театральным представлением
очень сложную задачу: зрителя
он сравнивает с гидростроителем,
который «способен увидеть реку
одновременно и в ее действительном
русле, и в том воображаемом,
по которому она могла бы течь, если бы
наклон плато и уровень воды были бы иными»»
[10.-с.217]
Брехт считал, что правдивое
изображение действительности не ограничивается
только воспроизведением социальных обстоятельств
жизни, что существуют общечеловеческие
категории, которые социальный детерминизм
не может объяснить в полной мере.
Их изображение возможно в форме
мифа, символа, в жанре пьес-притч
или пьес-парабол. Но в плане социально-психологического
реализма драматургия Брехта может
быть поставлена в один ряд с величайшими
достижениями мирового театра. Драматург
тщательно соблюдал основной закон
реалистического театра – историческую
конкретность социальных и психологических
мотивировок. Постижение качественного
многообразия мира всегда было для
него первостепенной задачей. Подытоживая
свой путь драматурга, Брехт писал:
«Мы должны стремиться к более
точному описанию действительности,
а это, с эстетической точки зрения,
все более тонкое и все более
действенное понимание описания»
[10.-с.219].
2.3. «Эффект отчуждения» - главный
принцип эпического театра
Новаторство Брехта проявилось
и в том, что он сумел сплавить
в нерасторжимое гармоническое
целое традиционные, опосредованные
приемы раскрытия эстетического
содержания (характеры, конфликты, фабула)
с отвлеченным рефлексирующим началом.
Что же придает удивительную художественную
цельность, казалось бы, противоречивому
соединению фабулы и комментария? Знаменитый
брехтовский принцип «очуждения»
- он пронизывает не только собственно
комментарий, но и всю фабулу. ««Очуждение»
у Брехта и инструмент логики, и
сама поэзия, полная неожиданностей и
блеска. Именно «очуждения», а не отчуждения,
или, иначе «остранения» (термин, введенный
в 1914 г. Виктором Шкловским и обозначающий
задачу художественного произведения
– заставить читателя или зрителя
заново увидеть предмет, явление
примелькавшееся как необычное,
странное)» [11.-с.12].
Брехт делает «очуждение»
важнейшим принципом философского
познания мира, важнейшим условием
реалистического творчества. Брехт
считал, что детерминизм недостаточен
для правды искусства, что исторической
конкретности и социально-психологической
полноты среды – «фальстафовского
фона» - недостаточно для «эпического
театра». «Решение проблемы реализма
Брехт связывает с концепцией
фетишизма в «Капитале» Маркса.
Вслед за Марксом он считает,
что в буржуазном обществе
картина мира часто предстает
в «завороженном», «сокрытом» виде,
что для каждого исторического
этапа есть своя объективная,
принудительная по отношению к людям «видимость
вещей». Эта «объективная видимость» скрывает
истину, как правило, более непроницаемо,
чем демагогия, ложь или невежественность.
Высшая цель или высший успех художника,
по мысли Брехта, - это «очуждение», т. е.
не только разоблачение пороков и субъективных
заблуждений отдельных людей, но и прорыв
за объективную видимость к подлинным,
лишь намечающимся, лишь угадываемым в
сегодняшнем дне законам» [10.-с.221].
«Объективная видимость»,
как понимал ее Брехт, способна превращаться
в силу, которая «подчиняет себе
весь строй обиходного языка и
сознания». В этом Брехт как будто
бы совпадает с экзистенциалистами.
Хайдеггер и Ясперс, например, считали
весь обиход буржуазных ценностей, включая
обиходный язык, «молвой», «сплетней».
Но Брехт, понимая, как и экзистенциалисты,
что позитивизм и пантеизм всего
лишь «молва», «объективная видимость»,
разоблачает и экзистенциализм
как новую «молву», как новую
«объективную видимость». Вживание в
роль, в обстоятельства не прорывает
«объективную видимость» и поэтому
менее служит реализму, нежели «очуждение».
Брехт не соглашался с тем, что
вживание и перевоплощение – путь
к правде. К.С. Станиславский, утверждавший
это, был, по его мнению, «нетерпелив».
Ибо вживание не делает различия между
истиной и «объективной видимостью»»
[4.-с.389].
Брехт вводит в свою
творческую практику в качестве
принципиально обязательного момента
«эффект очуждения». Он рассматривает
его как основной способ создания
дистанции между зрителем и
сценой, создания предусмотренной
теорией «эпического театра»
атмосферы в отношении публики
к сценическому действию. По существу
«эффект очуждения» - это определенная
форма объективирования изображаемых
явлений, облегчающая их всестороннее
обозрение и оценку. Зритель узнает предмет
изображения, но в то же время воспринимает
его образ как нечто необычное, «очужденное».
Иначе говоря, с помощью «эффекта очуждения»
драматург, режиссер, актер показывают
те или иные жизненные явления и человеческие
типы не в их обычном и примелькавшемся
виде, а с какой-либо неожиданной и новой
стороны, заставляющей зрителя по-новому
посмотреть на, казалось бы, старые и уже
известные вещи, активнее ими заинтересоваться
и глубже их понять. «Смысл этой техники
«эффекта очуждения», - поясняет Брехт,
- заключается в том, чтобы внушить зрителю
аналитическую, критическую позицию по
отношению к изображаемым событиям» [11.-с.34].
«Эффекты очуждения»,
к которым прибегает Брехт,
многообразны. Он вводит, например,
в свои пьесы хоры и сольные
песни, так называемые сонги.
Вся постановочная техника в
театре Брехта изобилует «эффектами
очуждения». Перестройки на сцене
часто производятся при поднятом
занавесе; оформление условно и
носит «намекающий» характер; декорации
воспроизводят резкими штрихами
наиболее характерные признаки
места и времени, не давая
точного изображения подробностей
обстановки; применяются маски; действие
иногда сопровождается надписями,
проецируемыми на занавес и
передающими в предельно заостренной
афористичной или парадоксальной
форме социальную суть трактуемой
проблемы; вводятся особые лица
в действии не участвующие,
но комментирующие то, что происходит
на сцене.
3.Принципы эпического
театра в пьесах «Мамаша Кураж
и ее дети» и «Жизнь Галилея»
3.1. «Мамаша Кураж и ее дети»
- самая знаменитая пьеса Бертольда
Брехта.
Среди наиболее знаменитых
пьес – «Мамаша Кураж и ее дети».
Чем острее и трагичнее конфликт,
тем более критической должна
быть, по мнению Брехта, мысль человека.
Сущность «эпического
театра» становится особенно ясной
в связи с «Мамашей Кураж». Теоретическое
комментирование сочетается в пьесе
с беспощадной в своей последовательности
реалистической манерой. Брехт считает,
что именно реализм – наиболее
надежный путь воздействия. Поэтому
в «Мамаше Кураж» столь последовательный
и выдержанный даже в мелких деталях
«подлинный» лик жизни. Но следует
иметь в виду двуплановость этой
пьесы – эстетическое содержание
характеров, т.е. воспроизведение жизни,
где добро и зло смешаны
независимо от наших желаний, и голос
самого Брехта, не удовлетворенного подобной
картиной, пытающегося утвердить
добро.
Характеры героев в
«Мамаше Кураж» обрисованы во
всей их сложной противоречивости.
Наиболее интересен образ Анны
Фирлинг, прозванной мамашей Кураж.
Многогранность этого характера
вызывает разнообразные чувства
зрителей. Героиня привлекает трезвым
пониманием жизни. Но она –
порождение меркантильного, жесткого
и циничного духа Тридцатилетней
войны. Кураж равнодушна к причинам
этой войны. В зависимости от
превратностей судьбы она водружает
над своим фургоном то лютеранское,
то католическое знамя. Кураж
идет на войну в надежде
на большие барыши.
Волнующий Брехта конфликт
между практической мудростью
и этическими порывами заражает
всю пьесу страстью спора и
энергией проповеди. В образе
Катрин (дочери) драматург нарисовал
антипода мамаши Кураж. Ни угрозы,
ни посулы, ни смерть не заставили
Катрин отказаться от решения,
продиктованного ее желанием
хоть чем-то помочь людям. Говорливой
Кураж противостоит немая Катрин,
безмолвный подвиг девушки как
бы перечеркивает все пространные
рассуждения ее матери.
Реализм Брехта проявляется
в пьесе не только в обрисовке
главных характеров и в историзме
конфликта, но и в жизненной достоверности
эпизодических лиц, в шекспировской
многокрасочности, напоминающей «фальстафовский
фон». Каждый персонаж, втягиваясь в
драматический конфликт пьесы, живет
своей жизнью, мы догадываемся о
его судьбе, о прошлой и будущей
жизни и словно слышим каждый голос
в нестройном хоре войны.
Помимо раскрытия конфликта
посредством столкновения характеров
Брехт дополняет картину жизни
в пьесе зонгами, в которых
дано непосредственное понимание
конфликта. Наиболее значительный
зонг – «Песня о великом
смирении». «Это сложный вид
«очуждения», когда автор выступает,
словно от лица своей героини,
заостряет ее ошибочные положения
и тем самым спорит с ней,
внушая читателю сомнение в
мудрости «великого смирения».
На циническую иронию мамаши
Кураж Брехт отвечает собственной
иронией. И ирония Брехта ведет
зрителя, совсем уже поддавшегося
философии принятия жизни как
она есть, к совершенно иному
взгляду на мир, к пониманию
уязвимости и гибельности компромиссов.
Песня о смирении – это своеобразный
инородный контрагент, позволяющий понять
истинную, противоположную ему мудрость
Брехта. Вся пьеса, критически изображающая
практическую, полную компромиссов «мудрость»
героини, представляет собой непрерывный
спор с «Песней о великом смирении». Мамаша
Кураж не прозревает в пьесе, пережив потрясение,
она узнает «о его природе не больше, чем
подопытный кролик о законе биологии»»
[10.-с.219]. Трагический (личный и исторический)
опыт, обогатив зрителя, ничему не научил
мамашу Кураж и нисколько не обогатил
ее. Катарсис, пережитый ею, оказался совсем
бесплодным. Так Брехт утверждает, что
восприятие трагизма действительности
только на уровне эмоциональных реакций,
но само по себе не является познанием
мира, и мало чем отличается от полного
невежества.
3.2. «Эпическое начало»
в пьесе «Жизнь Галилея».
"Эпическое начало"
составляет внутреннюю скрытую
основу "Жизни Галилея". Реализм
пьесы глубже традиционного. Всю
драму пронизывает настойчивое
требование Брехта теоретически
осмыслить каждое явление жизни
и ничего не принимать, полагаясь
на веру и общепринятые нормы.
Стремление представить каждую
вещь требующей объяснения, стремление
избавиться от примелькавшихся
мнений очень ярко проявляется
в пьесе.