Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 16:23, контрольная работа
Время движется вперед, заставляя и библиотеки расширять свои возможности по обслуживанию пользователей. Современного пользователя уже не интересует, есть ли в фондах библиотек тот или иной документ, ему важно, откроет ли для них библиотека доступ к нужной информации. Будет ли это сделано через традиционную книгу в фонде, или через онлайновую полнотекстовую базу данных, или через оперативную электронную доставку документа, или через доступ к “свободному” Интернету, становится не столь существенным для пользователей, гораздо важнее для них скорость и удобство в получении информации (4).
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Методы и способы библиотечного обслуживания удаленных пользователей...............................................................................................................4
1.1 Виртуальные справочные службы. Чат-обслуживание.........................5
1.2 Электронный каталог и базы данных. Электронная доставка документов..................................................................................................8
Глава 2. Опыт библиотек в библиотечном обслуживание удаленных пользователей............................................................................................................10
Заключение......................................................................................................
Глава 2. Опыт библиотек в библиотечном обслуживание удаленных пользователей.
В библиотечно-информационном
центре № 3 имени П. И. Бартенева, возникла
интересная идея проекта «МоБибл»
(«Мобильная Библиотека») - предоставление
информационно-сервисных услуг
Библиотека Полесского
государственного университета является
информационным центром университета,
призванным обеспечивать всех участников
учебного и научного процессов (в
том числе и удаленных
Основными базами данных собственной генерации в библиотеке ПолесГУ являются:
• «Полесский государственный университет» — содержит библиографическое описание всех видов документов, в том числе аналитически расписываемых статей из периодических изданий, получаемых библиотекой.
• «Краеведение» — содержит библиографическую информацию по истории, культуре, образовании, науке, социальных проблемах Пинска и Пинского района, а также материалы об университете;
• «Труды сотрудников» — содержит библиографические описания научных, учебных и учебно-методических публикаций сотрудников университета;
• «Редкие книги» — включает библиографические описания книг до 1945 года издания, книг с автографами авторов, малотиражных изданий и т. д. (10, с. 29).
Естественно, что обслуживаются удаленные пользователи и музыкальных школ, училищ. Так, электронная коллекция Российской государственной библиотеки (Ленинки) составляет всего 13 тыс. экземпляров. Буквально недавно (в январе 2012 года) московские власти приняли решение создать интернет-архив нотных записей. Собрание объединит нотные архивы более 200 музыкальных школ, училищ и библиотек столицы. Проект включен в план информатизации столицы на 2012 год. По мнению экспертов, интернет-библиотеки — это реальная возможность увидеть произведения современных авторов, так как в печатном виде ноты почти не издаются (1, с. 2).
В России эксперимент по обслуживанию удалённых пользователей в режиме чата-общения на основе использования профессионального программного обеспечения проводился в Российской национальной библиотеке в 2002 г. Российская национальная библиотека, учитывая новизну деятельности, ограничила тематику запросов: выполнялись преимущественно справки по истории, искусству, художественной литературе и литературоведению, а также по петербурговедению (5, с. 59).
Однако в российских библиотеках
СБО в режиме чата широкого распространения
не получило. Так как чат требует
постоянного дежурства
Таким образом, библиотеки широко
используют различные способы
Заключение
Согласно ГОСТу 7.0 - 99 "Информационно-библиотечная деятельность. Библиография" библиотечное обслуживание - это совокупность разных видов деятельности библиотек по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг (8, с. 17). В настоящее время, благодаря развитию информационных технологий библиотечные услуги стали намного разнообразнее и удовлетворение потребностей теперь возможно не только реальных, но и виртуальны, т.е.удаленных пользователей. Для этого применяются возможности Интернета, библиотеки создают свои сайты, появляются виртуальные справочные службы, многие библиотеки уже давно используют электронный каталог, с доступом в Интернет. Таким образом, библиотеки стремятся предоставить информацию любому пользователю, даже удаленному.
Список используемых источников
1. Верховская, М. В столице появится виртуальная нотная библиотека/ Верховская М. // Известия. - 2012. - 10 января - № 1. - С. 2
2. Глухов, В. А. Электронная
доставка документов [Электронный ресурс]
/ Глухов В. А., Лаврик О. Л. – М.: ИНИОН РАН,
1999. – 132 с. - Режим доступа: http://abfarida.narod.ru/
3. Двуреченская, Т. Н. Весь мир в твоем мобильном / Т. Н. Двуречнская // Библиотека. – 2010. - № 8. – С. 18 – 22
4. Жабко, Е. Д. Онлайновое справочно-библиографическое обслуживание: особенности развития: [Электронный ресурс] /Жабко В. А // Библиография - 2005. - № 3. - С. 3-11 . —Режим доступа: http://vss.nlr.ru/zhabko5.php. - Загл. с экрана.
5. Нещерет, М. Ю. Чат+обслуживание в режиме реального времени в РГБ / М. Ю Нещерет, Е.Л. Найдина // Библиография. - 2011. - № 2. - С.
6. Разумова, Э. Г.
Справочно-библиографическое обслуживание
удаленных пользователей в универсальных
научных библиотеках: [Электронный ресурс]
/ Разумова Э. Г. ; Российская Национальная
библиотека. - СПб.: РНБ—Режим доступа:
http://www.library.ru/help.php
7. Разумова, Э.
Г. Технология выполнения запросов удаленных
пользователей в рамках виртуальной справочной
службы национальной библиотеки / Разумова
Э. Г. // Информационно-
8. Сборник основных стандартов по библиотечно-информационной деятельности/сост. Захарчук Т. В., Зусьман О. М. - СПб.: Профессия, 2005. - 547 с.
9. Селиванова, Ю.
Г. Электронный каталог: формирование
и поиск: [Электронный ресурс] Селиванова
Ю. Г // Библиотечное дело. - №8 - 2004.—Режим
доступа: http://www.bibliograf.ru/
10. Симончик, А. От каталогов к базам данных. Информационные системы библиотеки ПолесГУ / Симончик А. // Библиотечное дело. - 2011. - № 8. - С. 29 - 30
Информация о работе Библиотечное обслуживание удаленных пользователей