Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 11:54, реферат
Русская поэзия, словно горный ландшафт. Она содержит и высокие хребты, и небольшие горы, и холмы. Самая высочайшая вершина, конечно же, Пушкин. Он дал русской поэзии начало всех начал. Это тот фон, на котором рассматривается творчество других, тоже очень талантливых, поэтов: Лермонтова, Некрасова, Тютчева. Каждый из них в отдельности образует большой самостоятельный и органичный мир. Их поэтические индивидуальности настолько велики, что они не меркнут на фоне Пушкина. А за ними тянутся иные горные хребты: Бунин, Блок, Маяковский, Есенин, Пастернак…
Введение
3
1. Краткая биография и раннее творчество А.А. Блока
5
2. Творчество Блока под влиянием первой русской революции 1905 г.
8
3. Поэма «Двенадцать»: Блок и революция 1917 г.
16
Заключение
23
Список литературы
Реферат
по дисциплине: «Русская литература XX века»
Блок А.А. и революция. Почему он замолчал за три года до смерти? (Мир поэзии А. Блока)
Содержание
Введение |
3 |
1. Краткая биография и раннее творчество А.А. Блока |
5 |
2. Творчество Блока под влиянием первой русской революции 1905 г. |
8 |
3. Поэма «Двенадцать»: Блок и революция 1917 г. |
16 |
Заключение |
23 |
Список литературы |
25 |
Введение
Русская поэзия, словно горный ландшафт. Она содержит и высокие хребты, и небольшие горы, и холмы. Самая высочайшая вершина, конечно же, Пушкин. Он дал русской поэзии начало всех начал. Это тот фон, на котором рассматривается творчество других, тоже очень талантливых, поэтов: Лермонтова, Некрасова, Тютчева. Каждый из них в отдельности образует большой самостоятельный и органичный мир. Их поэтические индивидуальности настолько велики, что они не меркнут на фоне Пушкина. А за ними тянутся иные горные хребты: Бунин, Блок, Маяковский, Есенин, Пастернак… Мы постоянно ощущаем присутствие этих удивительных людей в нашем духовном мире. Величие их в том, что творения этих поэтов не умирают вместе с ними, а продолжают жить, пробуждая в человеческих душах самые лучшие качества. Минуют годы, столетия, но не умолкают звуки волшебной музыки, звучащей в их стихах.
И в этой удивительной стране, имя которой поэзия, среди этих великих имён мне наиболее близко и дорого творчество Александра Блока. По силе дарования, по глубине проникновения в жизнь, по стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, Блок явился одним из тех деятелей искусства, которые составляют его гордость и славу.
Исследуя творчество того или иного поэта, важно исходить из времени, в котором он жил и работал. Именно время определяет психологический настрой, систему идеалов и моральных ценностей, исповедуемых поэтом. Александр Блок вырос на рубеже двух столетий, двух исторических эпох. Окружающая действительность того времени находилась в трагическом противоречии с идеальными воззрениями поэта. И лишь Октябрьская революция возродила в нём надежду на скорое крушение «страшного мира». По словам биографа Блока, он встретил Октябрь «радостно, с новой верой в очистительную силу революции», хотя многого и не понимал в её ходе и характере. Он принял революцию восторженно, потому что она означала крушение всех основ старого мира, являвшегося в его глазах «страшным миром». И это восторженное чувство вдохновило Блока на создание поэмы «Двенадцать».
События 1917-18 годов дали толчок самой сокровенной мечте Блока. Эта мечта была освящена живой верой в Россию, она была непосредственно связана с реальностью (в сознании Блока) и была ориентирована на реальное воплощение. Очарование было так велико, что Блок не вынес разочарования.
Пока отношение Блока к революции было двойственным, мечта была жива: «Впереди Иисус Христос». Отношение Блока к народу тоже было двойственным: для Блока это был народ и была чернь - одновременно. «Народ» (в идеальном смысле, свободном от всех оттенков «черни») для Блока - представитель стихии, носитель музыки («музыка души народной»). «Чернь» для Блока - носительница хамства. Блок верил, что «в огне революции - чернь преобразится в народ», что на земле не останется хамства.
Революция кончилась для Блока к середине 18-го года. Стихии улеглись. К установившемуся в результате бушевания и усмирения стихий порядку отношение Блока было однозначно. Надежде и вере пришел конец. Чернь осталась чернью. Хамство - хамством. Поэт погиб.
1. Краткая биография и раннее творчество А.А. Блока
Александр Александрович Блок родился в 1880 г. в Петербурге. Его дед по матери А.И. Бекетов был видным ученым, ректором Петербургского университета. Отец поэта – профессор философии и права Варшавского университета. Жена Блока - дочь знаменитого русского химика Д.И. Менделеева.
Детские годы будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении Шахматове (недалеко от г. Клина). В семье Блока много внимания уделялось литературе и искусству. Бабушка, мать Блока и ее сестры занимались художественными и научными переводами. Духовная атмосфера, царившая в их семье, основывалась на высоких нравственных и эстетических идеалах.
Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности - учение Платона, лирика и философия В.С. Соловьева, поэзия А.А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь» (1903, №3) состоялся творческий дебют Блока (стихотворный цикл «Из посвящений») - поэта и критика. В январе 1903 вступает в переписку, в 1904 лично знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел «Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета», в котором были опубликованы три стихотворения Блока.
В 1898-1904 гг. он создает цикл «Стихов о Прекрасной Даме», составивший его первую книгу. В ней потустороннее бытие противопоставлено жизни, которую поэт воссоздает в отвлеченных, символических образах. «Стихи о Прекрасной Даме» полны тревоги, ощущения близкой катастрофы.
Трепетное ожидание грядущего преображения жизни, мотивы конца мира и надежды на пришествие «вечной женственности» свидетельствуют о глубокой неудовлетворенности Блока действительностью. Поэт стремится замкнуться в личных переживаниях, вся его книга проникнута настроениями отчужденности человека от всего земного.
И все же жизненные истоки «Стихов о Прекрасной Даме» существовали. Несмотря на отвлеченный характер главного образа цикла - Прекрасной Дамы, он возник в сознании юного Блока под впечатлением весьма конкретного прототипа - его невесты Л. Д. Менделеевой.
Отрешенность от реального мира в «Стихах о Прекрасной Даме» сказывается во всем строе поэтической речи Блока. Язык этих стихов соответствует фантастичности и загадочности изображаемого: в них много безличных и неопределенно-личных предложений («а там - на крутой дороге - уж клубилось в красной пыли»; «говорили короткие речи, к ночи ждали странных вестей»).
В поисках форм, могущих создать впечатление недоговоренности, Блок широко пользуется одними определениями без определяемых слов («странных и новых ищу на страницах»; «неотвязный стоит на дороге, белый - смотрит в морозную ночь»); он стремится к слову-абстракции, таинственным намекам, иносказаниям. Освобождая свою поэзию от «сковывающей» конкретности, поэт хочет «постичь в обрывках слов туманных ход иных миров», выйти «за пределы предельного». Излюбленные эпитеты поэта: невнятный, неясный, бесконечный, нездешний, неоказанный, неизведанный.
Пейзаж у Блока также воспроизведен в плане мистической символики. В позднейшем комментарии к «Стихам о Прекрасной Даме» он указывал, что «получают смысл и высшее значение подробности, незначительные с виду, и явления... природы (болотные огни, зубчатый лес)...».
Характерны сами по себе «нездешние образы»: Владычица вселенной, Купина, Лучезарный Лик, Вечная Жена, Кроткая и т.д.
Ранняя лирика Блока с ее смутным предчувствием мировой катастрофы была пронизана тоской. Весь во власти этого настроения, поэт отдавался убаюкивающим ритмам своей поэзии. Не он был властителем навеянных грустью строк, а они овладевали им, звучали для него, как музыка.
Кругом далекая равнина,
Да толпы обгорелых пней.
Внизу - родимая долина,
И тучи стелются над ней.
Ничто не манит за собою,
Как будто даль сама близка.
Здесь между небом и землею
Живет угрюмая тоска.
То надрывающая душу мука без огонька надежды впереди, то элегическая грусть и недостижимость счастья, то вдруг его призрачная, являющаяся на миг и тут же исчезающая тень - таковы мотивы ранних стихов Блока. Они окутаны дымкой фатализма - поэт не может и не хочет противиться року, судьбе:
Что быть должно - то быть должно,
Так пела с детских лет
Шарманка в низкое окно,
И вот я стал поэт.
И все, как быть должно, пошло:
Любовь, стихи, тоска.
Все приняла в свое русло
Спокойная река.
Под влиянием реальной действительности усиливается критическое отношение Блока к своим прежним мистическим упованиям. «Страшный мир», полный несправедливости, притеснений, открывается поэту. Впервые остро зазвучала эта тема в стихотворении «Фабрика» (1903). В нем проникновенно выражены чувства лирического героя, наблюдающего толпы изнуренных, нищих рабочих, над которыми смеются их хозяева. Картина фабрики мрачная, обличительно-контрастная.
И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу все с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Мотивы «Фабрики» получают свое дальнейшее развитие в обстановке революционного подъема 1905 г.
2. Творчество Блока под влиянием первой русской революции 1905 г.
События 1905 г. заставили Блока приступить к переоценке собственных эстетических взглядов и окружающей его литературной среды. Тоска Блока уступает место ужасу перед надвигающейся катастрофой. Он реальнее ощущает обреченность старого мира, а утверждение нового вызывает в нем страх, ибо неясно, что же должно прийти на смену прежним устоям культуры, искусства, гуманизма. «Близок огонь опять – какой - не знаю. Старое рушится. Никогда не приму Христа», - пишет Блок одному из своих корреспондентов.
Первая русская революция показала поэту реальные противоречия действительности, борющиеся классовые силы, заставила его покинуть тихое пристанище мечтаний и понять, что «уюта нет, покоя нет». «Равнодушие Александра Александровича к окружающей жизни, - пишет М.А. Бекетова, -сменилось живым интересом ко всему происходящему. Он следил за ходом революции, за настроением рабочих, но политика и партии по-прежнему были ему чужды». Это сообщение Бекетовой дает возможность понять позицию, занимаемую Блоком в те годы. Поэт принял свершающийся переворот радостно, он явился для него предвестником гибели ненавистного буржуазного мира. Однако революция испугала Блока разрушающей стихией. В письме к отцу он признает, что не станет «ни революционером», ни «строителем жизни», поясняя, что это происходит «по природе, качеству и теме душевных переживаний». И все-таки идейно-творческий сдвиг, происшедший в сознании Блока, был весьма значителен. На события 1904-1905 гг. Блок откликнулся рядом лирических стихотворений, собранных в книге «Нечаянная радость» (1907); один из ее разделов (во втором издании) озаглавлен «1905».
В замечательном стихотворении «Сытые» (1905) Блок выражает свое презрение и негодование по адресу сытой буржуазии:
Они давно меня томили:
В разгаре девственной мечты
Они скучали, и не жили,
И мяли белые цветы.
И вот - в столовых и в гостиных,
Над грудой рюмок, дам, старух,
Над скукой их обедов чинных -
Свет электрический потух.
К чему-то вносят, ставят свечи.
На лицах - желтые круги,
Шипят пергаментные речи,
С трудом шевелятся мозги.
Так - негодует все, что сыто,
Тоскует сытость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!
Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит неосвещен,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамен!
Пусть доживут свой век привычно –
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям - неприлично
Их старой скуке подражать.
Обличительные эмоции автора направлены здесь против косного мира. Но показательно, что ему противопоставлен другой, «красный смех чужих знамен». Их правду чувствует поэт, хотя и страшится этой гневной стихии, их силу утверждает в противовес своей былой «девственной мечты». Сочувствие к революции и ее пропагандистам прозвучало в стихотворении «Митинг» (1905). Трагически окрашена картина гибели героя - глашатая свободы, торжественно звучит прощание с ним.
.. Еще свистки ломали воздух,
И крик еще стоял,
А он уж лег на вечный отдых
У входа в шумный зал...
Но огонек блеснул у входа...
Другие огоньки...
И звонко брякнули у свода
Взведенные курки.
...И в тишине, внезапно вставшей,
Был светел круг лица,
Был тихий ангел пролетавший,
И радость - без конца.
И были строги и спокойны
Открытые зрачки,
Над ними вытянулись стройно
Блестящие штыки.
Как будто спрятанный у входа
За черной пастью дул,
Ночным дыханием свободы
Уверенно вздохнул.
И вместе с тем в стихотворении «Митинг» есть указания на мировоззренческую, эмоциональную чуждость Блока идеям, которые высказал герой «Митинга». Характеристика оратора двойственна. Во время речи его тусклые зрачки «метали прямо и без блеска слепые огоньки», борода качалась «в такт запыленных слов».
И серый, как ночные своды,
Он знал всему предел,
Цепями тягостной свободы
Уверенно гремел.
Стихотворения Блока, в которых он откликается на революцию («Поднимались из тьмы погребов», «Еще прекрасно серое небо», «Вися над городом всемирным»), заключают очень субъективное истолкование событий как следствия разрушительных стихий.
Движение Блока к революции происходит в смятении идей и чувств, сопровождается освобождением от пут старых привязанностей, столкновением с прежними единомышленниками. Революция для Блока - «очистительный огонь», «тройка», которая, «разрывая воздух», несется на интеллигенцию. «Отчего нас посещают все чаще два чувства: самозабвение восторга и самозабвение тоски, отчаяния, безразличия?» - спрашивает Блок, не умея разобраться в собственных противоречиях. В «самозабвении восторга» он пишет стихи, прославляющие народ. Он утверждает, что народ «искони носит в себе волю к жизни», в то время как интеллигенция все более проникается «волей к смерти». В статье «Народ и интеллигенция» (1908) Блок писал: «Интеллигентных людей, спасающихся положительными началами науки, общественной деятельности, искусства,- все меньше; мы видим это и слышим об этом каждый день. Это естественно, с этим ничего не поделаешь. Требуется какое-то иное, высшее, начало. Раз его нет, оно заменяется всяческим бунтом и буйством, начиная от вульгарного «богоборчества» декадентов и кончая неприметным и откровенным самоуничижением - развратом, пьянством, самоубийством всех видов.