Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 11:54, реферат
Русская поэзия, словно горный ландшафт. Она содержит и высокие хребты, и небольшие горы, и холмы. Самая высочайшая вершина, конечно же, Пушкин. Он дал русской поэзии начало всех начал. Это тот фон, на котором рассматривается творчество других, тоже очень талантливых, поэтов: Лермонтова, Некрасова, Тютчева. Каждый из них в отдельности образует большой самостоятельный и органичный мир. Их поэтические индивидуальности настолько велики, что они не меркнут на фоне Пушкина. А за ними тянутся иные горные хребты: Бунин, Блок, Маяковский, Есенин, Пастернак…
Введение
3
1. Краткая биография и раннее творчество А.А. Блока
5
2. Творчество Блока под влиянием первой русской революции 1905 г.
8
3. Поэма «Двенадцать»: Блок и революция 1917 г.
16
Заключение
23
Список литературы
Об этом финале и образе Христа написано бесконечно много. Трактовали его очень разнообразно. В исследованиях прошлых лет звучало стремление объяснить появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием А.Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев. Сегодня уже нет нужды доказывать закономерность и глубоко продуманный характер этого финала. Да и предугадывается образ Христа в произведении с самого начала - с названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа.
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
Впереди - Иисус Христос.
На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А.Блока в грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении - это прежде всего борьба внутренняя, преодоление в себе темного и страшного.
Таким образом, с одной стороны, завершая «Двенадцать» образом Христа, несущего флаг, Блок дает понять, что революция - явление положительное, но, несмотря на это, в сцене убийства звучат ноты искренней жалости и сострадания к убитой девушке, бывшей, в общем-то, представительницей старого и отжившего мира. Эта позиция дает возможность предположить, что осмысление поэтом революции было скорее мистическим, чем логическим. Блок видел в ней не историческое явление, призванное освободить и осчастливить людей, а процесс перехода всего мира в другое, новое состояние, ведущее к перерождению не только общества, но и самого человека.
Кроме того, необходимо отметить, что двенадцать красногвардейцев своим шествием открывают новую эпоху, время страданий и великих испытаний. Скрываясь под масками апостолов, сподвижников Спасителя, они разрушают старый мир, не создавая при этом ничего взамен.
Революционеры приносят горе и страдания не только окружающим, но и самим себе. Петруха убивает свою возлюбленную, потому что неправильно понимает свободу. Для него свобода - это возможность действовать безнаказанно. Он не замечает, как становится убийцей. Жизнь отдельного человека ничтожно низко ценится в глазах революционеров.
Человек - это винтик в суровом и жестоком механизме революции. Мы видим на примере Петрухи, как несколько людей манипулируют им, давят на его сознание, на чувства. Революция губит личность, безвозвратно исчезают сострадание, честность, вера в истинного Бога и в самого себя.
Будущее люди создают собственными руками, строят его из хрупких кирпичиков человеческих судеб. Но, если общество приемлет методы насилия и террора, то светлого будущего, ради которого свершилась революция, не видать.
Революция всегда сопровождается социальным взрывом, кровью и смертями, а жизнь человека слишком ценная, чтобы приносить её на алтарь революции. И единственный способ вырваться из беспощадной бури - прислушаться к зову своего сердца и решить для себя, нужно ли проходить через такие испытания ради призрачной идеи. Ведь есть другой способ изменить существующие порядки. Эволюционный путь всегда более эффективен. Не следует разрушать то, что строилось на протяжении долгих столетий. Гораздо лучше использовать исторический опыт, а не ставить недостижимые цели, и тогда людям удастся достойно выйти изо всех революционных испытаний и построить наконец нечто новое взамен разрушенного старого.
В заключение следует отметить, что поэма «Двенадцать» стала завершением темы России в творчестве Блока, потому что после написания этой поэмы поэт утратил желание и жить, и творить. В апреле 1921 нарастающая депрессия переходит в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа Блок скончался. В некрологах и посмертных воспоминаниях постоянно повторялись его слова из посвященной Пушкину речи об «отсутствии воздуха», убивающем поэтов.
Заключение
Итак, можно подвести некоторые итоги изложенному в данной работе:
Великий русский поэт Александр Александрович Блок (1880-1921) жил и творил в эпоху небывалых социальных потрясений, их самоотверженное познание определило судьбу художника.
За двадцать с лишним лет творческой деятельности Блок претерпел сложную эволюцию. Его связь с лучшими освободительными традициями русской классической поэзии - традициями Пушкина, Лермонтова, Некрасова, глубокая увлеченность проблемами исторических судеб родины, народа помогли преодолеть антиобщественные начала символизма и стать поэтом-гражданином. Начав свой творческий путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил его грозным проклятием старому миру, песней революции, прозвучавшей с могучей силой в замечательной поэме «Двенадцать».
В свое время, при большевиках вопрос об отношении Блока к революции не мог обсуждаться свободно. Существовали два клише - советское и антисоветское. Согласно первому, Блок - поэт революции, принявший и воспевший ее. Второй точки зрения, естественно, не могло быть в открытой печати, но все же она выражалась достаточно ясно: Блок - поэт, убитый революцией, задохнувшийся в ней. Революция убила Блока, потому что она не была подлинной революцией, не принесла с собой тотального преображения бытия, новой земли и нового неба.
Проблема отношения Блока к революции сложна и загадочна. Блок принимал и оправдывал революцию, но не видел ни своего места в меняющемся мире, ни конечной цели всего происходящего. Для него разрушение старого вписывалось в картину развития жизни потому, что, по его мнению, вся пошлость и грязь окружавшего его общества не могла не быть уничтожена, а единственной силой, способной очистить вселенную, он видел архийную силу «двенадцати» - то ли рабочих, то ли солдат, а может быть, и просто арестантов, не имеющих ничего общего ни с ним самим, ни с обществом, в котором он жил.
В заключение, как итог всему вышесказанному, можно сказать, что Блок воспринял революцию как вселенский разрушительный пожар, который должен был принести за собой желанное обновление. Но надежды поэта не оправдались. Не случайно, что после восемнадцатого года он не написал ничего более существенного до самой своей смерти. Разочарование, последовавшее оттого, что революция не явилась тем, чего он так ждал и что так хотел увидеть, послужило этому причиной.
Список литературы