Детская литература и ее адаптация для детей с ОВЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 17:27, практическая работа

Описание работы

ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.

Файлы: 1 файл

DL_rabota Рома.docx

— 255.47 Кб (Скачать файл)

Мы села — в пепел, грады — в прах,

В мечи — серпы и плуги.

                 (В. Жуко)

Эпитет (греч. epitheton - приложение) -  образное определение,  дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»),

слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки.

Признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении. Это свойство эпитета и используется при создании художественного образа:

Но люблю я, весна золотая,

Твой сплошной, чудно смешанный шум;

Ты ликуешь, на миг не смолкая,

Как дитя без заботы и дум...

           (Н. Некрасов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Анализ творчества детского писателя

 

  1. Биографические данные

 Лев Николаевич  Толстой (09.09.1828 - 20.11.1910)

Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя Льва Николаевича Толстого.

 

Лев Николаевич Толстой родился очень давно, почти два века назад с селении с красивым названием Ясная Поляна.

Он рано потерял своих родителей, и Левушку, его братьев и сестру воспитывала дальняя родственница, перевезя детей в город Казань. Когда Лев Толстой вырос, он вернулся в свою деревню, но заниматься сельским хозяйством не смог, и уехал на Кавказ, где тогда шла война.

Все, что видел вокруг Лев Толстой, он записывал. Так стали рождаться книги.

Лев Толстой писал не только взрослые, но и детские книжки. Он очень любил детей, учил их читать.

Он сам любил трудиться и учиться. Все ему было всегда интересно. Когда он был уже совсем старенький, он научился кататься на велосипеде, чего никогда раньше делать не умел, но очень хотел этому научиться. Лев Толстой любил путешествовать по родной стране. Он даже умер в пути – на одной из маленьких станций нашей большой страны.

 

  1. Тематика и жанры, в которых работал автор

Лев Николаевич Толстой писал для детей: рассказы, сказки, басни, загадки, пословицы.

Главный персонаж детских рассказов Толстого - крестьянский ребенок умный, догадливый, чуткий, отзывчивый, настойчивый, трудолюбивый, преодолевает все трудности и достигает цели.

Многие рассказы писателя вызывают сопереживания «Акула», «Прыжок» «Котенок» и др.

Во многих рассказах Толстого изображены правдивые картины сурового крестьянского быта («Пожар», «Корова», «Солдаткино житье» и т.д.)

Писатель знакомит маленьких детей с явлениями природы, с особенностями животного мира. Он стремится воспитать в детях вдумчивое чуткое отношение к родной природе.

 

Основные произведения:

• 1000 золотых (Быль)

• Акула (Рассказ)

• Архиерей и разбойник (Быль)

• Баба и курица (Басня)

• Бешеная собака (Быль)

• Бог правду видит, да не скоро скажет (Быль)

• Булька и волк (Рассказ)

• Булька и кабан (Рассказ)

• Булька (Рассказ офицера)

• Визирь Абдул (Сказка)

• Водяной и жемчужина (Басня)

• Волга и вазуза (Сказка)

• Волк в пыли (Басня)

• Волк и журавль (Басня)

• Волк и коза (Басня)

• Волк и лук (Басня)

• Волк и мужик (Сказка)

• Волк и старуха (Басня)

• Волк и ягненок (Басня)

• Вольга-богатырь (Стихи-сказка)

• Воробей и ласточки (Рассказ)

• Ворон и воронята (Басня)

• Ворон и лисица (Басня)

• Вражье лепко, а божье крепко

• Вредный воздух (Быль)

• Газы (Рассуждение)

• Галка и голуби (Басня)

• Галчонок (Басня)

• Гальванизм (Рассуждение)

• Где любовь, там и бог

• Голова и хвост змеи (Басня)

• Два брата и золото

• Два брата (Сказка)

• Два купца (Басня)

• Два старика

• Два товарища (Басня)

• Две лошади (Басня)

• Девочка и грибы (Быль)

• Девчонки умнее стариков

• Дележ наследства (Басня)

• Дергач и его самка (Басня)

• Дикий и ручной осел (Басня)

• Для чего ветер? (Рассуждение)

• Дойная корова (Басня)

• Дуб и орешник (Басня)

• Дурень (Стихи-сказка)

• Дурной воздух (Рассуждение)

• Еж и заяц (Басня)

• Ермак (История)

• Жилетка (Быль)

• Журавль и аист (Басня)

• Зайцы и лягушки (Басня)

• Зайцы (Описание)

• Заяц и гончая собака (Басня)

• Зерно с куриное яйцо

• Золотоволосая царевна (Сказка)

• Ильяс

• Индеец и англичанин (Быль)

• Кавказский пленник (Быль)

• Какая бывает роса на траве (Описание)

• Как в городе Париже починили дом (Быль)

• Как волки учат своих детей (Рассказ)

• Как вор сам себя выдал (Быль)

• Как гуси Рим спасли (История)

• Как делают воздушные шары (Рассуждение)

• Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом (Рассказ)

• Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было (Рассказ)

• Как мальчик рассказывал о том, как он дедушке нашел пчелиных маток (Рассказ)

• Как мальчик рассказывал о том, как он перестал бояться слепых нищих (Рассказ)

• Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза (Быль)

• Как мальчик рассказывал про то, как его не взяли в город (Рассказ)

• Как мужик гусей делил (Сказка)

• Как мужик убрал камень (Быль)

• Как научились бухарцы разводить шелковичных червей (Быль)

• Как тетушка рассказывала бабушке о том, как ей разбойник Емелька Пугачев дал гривенник (Быль)

• Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить (Рассказ)

• Как тетушка рассказывала о том, как у нее был ручной воробей — живчик (Рассказ)

• Как ходят деревья (Рассказ)

• Как чертенок краюшку выкупал

• Как я в первый раз убил зайца (Рассказ барина)

• Как я выучился ездить верхом (Рассказ барина)

• Камбиз и псаменит (История)

• Камень (Быль)

• Камыш и маслина (Басня)

• Кающийся грешник

• Китайская царица Силинчи (Быль)

• Клопы (Рассказ)

• Комар и лев (Басня)

• Конец Бульки и Мильтона (Рассказ)

• Корова (Быль)

• Корова и козел (Сказка)

• Косточка (Быль)

• Котенок (Быль)

• Кот и мыши (Басня)

• Крестник

• Кристаллы (Рассуждение)

• Куда девается вода из моря? (Рассуждение)

• Курица и золотые яйца (Басня)

• Курица и ласточка (Басня)

• Лгун (Басня)

• Лев, волк и лисица (Басня)

• Лев и лисица (Басня)

• Лев и мышь (Басня)

• Лев и собачка (Быль)

• Лев, медведь и лисица (Басня)

• Лев, осел и лисица (Басня)

• Лед, вода и пар (Рассуждение)

• Липунюшка (Сказка)

• Лисий хвост (Басня)

• Лисица (Басня)

• Лисица и виноград (Басня)

• Лисица и козел (Басня)

• Лозина (Быль)

• Лошадь и конюх (Басня)

• Лошадь и хозяева (Басня)

• Лягушка и лев (Басня)

• Магнит (Описание)

• Мальчик с пальчик (Сказка)

• Медведь на повозке (Басня)

• Микулушка Селянинович (Стихи-сказка)

• Мильтон и Булька (Рассказ)

• Много ли человеку земли нужно

• Море (Описание)

• Мужик и водяной (Басня)

• Мужик и лошадь (Басня)

• Мужик и огурцы (Басня)

• Муравей и голубка (Басня)

• Мышь-девочка (Сказка)

• Мышь под амбаром (Басня)

• Наседка и цыплята (Басня)

• Ноша (Басня)

• Обезьяна (Басня)

• Обезьяна и горох (Басня)

• Олень (Басня)

• Олень и виноградник (Басня)

• Олень и ланчук (Басня)

• Орел (Быль)

• Осел в львиной шкуре (Басня)

• Осел и лошадь (Басня)

• Основание Рима (История)

• Осязание и зрение (Рассуждение)

• Отец и сыновья (Басня)

• От скорости сила (Быль)

• Отчего бывает ветер? (Рассуждение)

• Отчего в морозы трещат деревья? (Рассуждение)

• Отчего зло на свете (Басня)

• Отчего потеют окна и бывает роса? (Рассуждение)

• Охота пуще неволи (Рассказ охотника)

• Перепелка и перепелята (Басня)

• Петр I и мужик (Быль)

• Подкидыш (Быль)

• Пожар (Быль)

• Пожарные собаки (Быль)

• Поликрат Самосский (История)

• Праведный судья (Сказка)

• Прыжок (Быль)

• Птицы и сети (Басня)

• Работник Емельян и пустой барабан

• Работницы и петух (Басня)

• Разная связь частиц (Рассуждение)

• Рассказ аэронавта

• Рассказ мужика о том, за что он старшего брата своего любит

• Ровное наследство (Басня)

• Русак (Описание)

• Рыбак и рыбка (Басня)

• Садовник и сыновья (Басня)

• Самокрутка (Быль)

• Самые лучшие груши (Басня)

• Сан-Готардская собака (Описание)

• Свечка

• Святогор-богатырь (Стихи-сказка)

• Сказка об Иване-Дураке и его двух братьях

• Слепой и глухой (Быль)

• Слепой и молоко (Басня)

• Слон (Быль)

• Собака и волк (Басня)

• Собака и ее тень (Басня)

• Собака, петух и лисица (Басня)

• Собаки и повар (Басня)

• Сова и заяц (Басня)

• Сокол и петух (Басня)

• Солдаткино житье (Рассказ мужика)

• Солнце — тепло (Рассуждение)

• Старик и смерть (Басня)

• Старый дед и внучек (Басня)

• Старый тополь (Рассказ)

• Стрекоза и муравьи (Басня)

• Строгое наказание (Сказка)

• Судома (Сказка)

• Сухман (Стихи-сказка)

• Сырость (Рассуждение)

• Теленок на льду (Басня)

• Тепло (Рассуждение)

• Тонкие нитки (Басня)

• Топор и пила (Басня)

• Три вора (Быль)

• Три калача и одна баранка (Басня)

• Три медведя (Сказка)

• Три старца

• Удача (Быль)

• Удельный вес (История)

• Уж (Сказка)

• Упустишь огонь — не потушишь

• Утка и месяц (Басня)

• Ученый сын (Басня)

• Фазаны (Описание)

• Филипок (Быль)

• Хорек (Басня)

• Цапля, рыбы и рак (Басня)

• Царские братья (Сказка)

• Царский сын и его товарищи (Сказка)

• Царское новое платье (Сказка)

• Царь и рубашка (Сказка)

• Царь и слоны (Басня)

• Царь и сокол (Басня)

• Чем люди живы

• Черемуха (Рассказ)

• Черепаха и орел (Басня)

• Черепаха (Рассказ)

• Что случилось с Булькой в Пятигорске (Рассказ)

• Чутье (Рассуждение)

• Шакалы и слон (Басня)

• Шат и Дон (Сказка)

• Шелковичный червь (Рассказ)

• Эскимосы (Описание)

• Яблони (Рассказ)

 

 

 

  1. Программные произведения

 

Творчество  Л.Н. Толстого изучают в общеобразовательных и в коррекционных  школах, на уроках литературного чтения (2-4 класс). Это рассказы, сказки, басни для детей.

Литературное чтение. 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. 4-е издание

2 класс. Учебное пособие: Н.М. Барская, С.Ю. Ильина «Книга для чтения», М: Просвещение, 1993.

  1. Л.Н. Толстой «Была у Насти кукла»
  2. Л.Н.Толстой «Пожарные собаки»

3 класс

 

Литературное чтение : 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1, Ефросинина Л.А.

«Книга для чтения». З.Н.Смирновой и Г.М.Гусевой Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение»,2002.

Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч.

«Котенок». Л. Толстой

«Птичка» Л.Толстой

«Гроза в лесу». Л. Толстой

Загадки

«Акула». Л. Толстой

 

  1. Анализ адаптации произведения

«Акула»

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: "Купаться!" - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать.

Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

- Не выдавай! Понатужься!

Вдруг с палубы кто-то крикнул: "Акула!" - и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

- Назад! Назад! Вернитесь! Акула! - закричал  артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

 

Данное произведение не адаптировано, так как язык написания простой, понятен каждой категории слушателей. В хрестоматии для детей присутствует иллюстративное сопровождение.

 

5. Литературоведческий  анализ произведения

Автор: Л.Н. Толстой

Название: Акула;

Основная идея произведения: Могучая сила природы, которая неподвластна человеку, акула с одной стороны демонстрирует человеку его бессилие, а с другой стороны, мобилизует его на героический поступок.

 

Жанр: детский рассказ;

Тематическая отнесенность: Поучительная история о уважении человека к природе, смелости, находчивости.

Возрастной диапазон: для детей старшего дошкольного – младшего школьного возраста;

Педагогическая ценность: воспитание  ответственного  отношения к себе и окружающим

Рассказ «Акула» Л.Н. Толстого посвящен эпизоду купания моряков близ берегов Африки, когда их корабль там стоял на якоре. Интересное обстоятельство отмечает автор по поводу таких купаний – наши моряки, находясь в таких водах, оказывается, спускали парус в воду, чтобы устроить в нем маленький бассейн. Очевидно, что это делалось для безопасности экипажа, и говорит о том, что встречи с этим хищником для русских моряков не были большой редкостью.

Тем не менее, роковая встреча с акулой состоялась для двух мальчишек, которые выскочили из этой купальни в открытое море, безответственно, легкомысленно отнесясь к собственной безопасности. Кровавую и, казалось бы, неминуемую развязку предотвращает отец одного из мальчишек, выстреливший по «чудовищу» из артиллерийской пушки, совершив поистине геройский поступок, ведь он мог попасть в мальчиков. Но медлить в данной ситуации было нельзя.

 

Словарная работа: втексте встречаются слова, значение которых дети могут не знать. Артиллерист – военный, служащий в артиллерии. Хобот – рычаг у пушки, служащий для ручной наводки на цель (картинку). Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов. Ропот – глухой, невнятный шум.

 

Художественная ценность: Эпитеты (стaрый aртиллерист, ), метафора (сорвaлся с местa), сравнение (точно из топленной печки, обa, кaк ящерицы, , бледный кaк полотно, кaк будто рaзбудил,). Перифраза (морского чудовищa)

 

6.  Подготовка  к выразительному чтению

Нaш корaбль стоял нa якоре у берегa Африки. День был прекрaсный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погодa изменилaсь: стaло душно и точно из топленной печки несло нa нaс горячим воздухом с пустыни Сaхaры.

Перед зaкaтом солнцa кaпитaн вышел нa пaлубу, крикнул: "Купaться!" - и в одну минуту мaтросы попрыгaли в воду, спустили в воду пaрус, привязaли его и в пaрусе устроили купaльню.

Нa корaбле с нaми было двa мaльчикa. Мaльчики первые попрыгaли в воду, но им тесно было в пaрусе, и они вздумaли плaвaть нaперегонки в открытом море.

Обa, кaк ящерицы, вытягивaлись в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок нaд якорем.

Один мaльчик снaчaлa перегнaл товaрищa, но потом стaл отстaвaть.

Отец мaльчикa, стaрый aртиллерист, стоял нa пaлубе и любовaлся нa своего сынишку. Когдa сын стaл отстaвaть, отец крикнул ему:

- Не выдaвaй! Понaтужься!

Вдруг с пaлубы кто-то крикнул: "Акулa!" - и все мы увидaли в воде спину морского чудовищa.

Акулa плылa прямо нa мaльчиков.

- Нaзaд! Нaзaд! Вернитесь! Акулa! - зaкричaл aртиллерист. Но ребятa не слыхaли его, плыли дaльше, смеялись и кричaли ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный кaк полотно, не шевелясь, смотрел нa детей.

Мaтросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибaя вёслa, понеслись что было силы к мaльчикaм; но они были ещё дaлеко от них, когдa aкулa уже былa не дaльше двaдцaти шaгов.

Мaльчики снaчaлa не слыхaли того, что им кричaли, и не видaли aкулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхaли пронзительный визг, и мaльчики поплыли в рaзные стороны.

Визг этот кaк будто рaзбудил aртиллеристa. Он сорвaлся с местa и побежaл к пушкaм. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нaс ни было нa корaбле, зaмерли от стрaхa и ждaли, что будет.

Рaздaлся выстрел, и мы увидaли, что aртиллерист упaл подле пушки и зaкрыл лицо рукaми. Что сделaлось с aкулой и с мaльчикaми, мы не видaли, потому что нa минуту дым зaстлaл нaм глaзa.

Но когдa дым рaзошёлся нaд водою, со всех сторон послышaлся снaчaлa тихий ропот, потом ропот этот стaл сильнее, и, нaконец, со всех сторон рaздaлся громкий, рaдостный крик.

Стaрый aртиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел нa море.

По волнaм колыхaлось жёлтое брюхо мёртвой aкулы. В несколько минут лодкa подплылa к мaльчикaм и привезлa их нa корaбль.

 

Информация о работе Детская литература и ее адаптация для детей с ОВЗ