Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 17:27, практическая работа
ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.
II. Анализ творчества детского писателя
1. Биографические данные
Любовь Федоровна Воронкова (09.09.1828 - 20.11.1910)
Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательной писательницы Любови Федоровны Воронковой.
Имя Любови Фёдоровны Воронковой известно не только в нашей стране. Её книги читают и в Чехословакии, и во Франции, и в Японии, и во многих других странах мира. Так велика её популярность.
Любовь Фёдоровна родилась в Москве в 1906 году. Но позднее её семья переселилась в небольшую подмосковную деревушку, и этот период жизни оказался для писательницы очень важным, повлиявшим на характер её творчества. Там, в деревне, у неё выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду. Открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям труда.
Уже взрослой она вернулась в Москву и стала сначала журналисткой. Много ездила по стране и писала о жизни на селе: Ей была близка эта тема. В 1940 году вышла первая её книга "Шурка". Потом появились "Девочка из города", "Солнечный денёк", "Гуси-лебеди". Эти книги, ставшие классикой детской литературы, говорят о главном: о любви к Родине, уважении к труду, людской доброте и отзывчивости. А ещё - о преодолении себя: человеку страшно, но он идёт, чтобы отвести беду от кого-то. Конечно, такой человек вырастит сильный духом и, когда это необходимо, окажется способным на подвиг.
2. Тематика и жанры, в которых работал автор
Детские рассказы о любви к Родине, к природе, уважении к труду, людской доброте и отзывчивости, о преодолении себя
Основные произведения
Детские книги
Шурка. (1940)
Девочка из города (1943) Повесть
Село Городище. (1947) Повесть
Солнечный денёк. (1948) Повесть
Снег идёт. (1949) Повесть
Алтайская повесть (1951)
Подружки идут в школу. (1951) Повесть
Маша-растеряша. (1956) Повесть
Рожок зовёт Богатыря (в соавторстве с К.В. Воронковым) Повесть
Федя и Данилка. (1958) Повесть
Командир звёздочки. (1959) Повесть
Волшебный берег. (1964) Повесть-сказка
Гуси-лебеди. (1966) Повесть
Сад под облаками. (1975) Повесть
Старшая сестра. Повесть
Личное счастье. Повесть
Творчество Л.Ф. Воронковой изучают в общеобразовательных и в коррекционных школах, на уроках литературного внеклассного чтения (2-4 класс). Это рассказы и отрывки из повестей для детей.
3 класс«Книга для чтения». З.Н.Смирновой и Г.М.Гусевой Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение»,2002.
«Что сказала бы мама». В. Воронкова
Учебник «Чтение» для 3 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида В.В.Воронкова. З.Д. Будаева, С.А. Казакова. Москва. Владос 2005г
По Л. Воронковой « Жаркий день».
Воронкова Л.Ф. Бабушкины дела. Для дошкольного возраста. Художник М.Петров. (Москва: Издательство «Малыш», 1987)
Воронкова Л.Ф. Собрание сочинений в трех томах. Том 1. Волшебный берег. Повести и рассказы. Для младшего школьного возраста. (Москва: Издательство «Детская литература», 1986)
Воронкова Л.Ф. Маша-растеряша.(Москва: Издательство «Детская литература», 1986. - Серия «Мои первые книжки»)
4. Анализ адаптации произведения
«Что сказала бы мама»
Оригинальный
Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.
- Ступай, ступай,- сказала бабушка.- Наберёшь щавелю - зелёные щи сварим.
Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы - и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.
Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.
Вдруг Федя сказал:
- Что-то здесь пчёл много!
- Правда, здесь пчёл много,- сказал и Ваня.- Всё время гудят.
- Эй, ребята,- закричал издали Гринька, - поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели - вон ульи стоят!
Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.
Ребята, отступай! скомандовал Гринька. - Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.
Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.
Ребята! крикнул Ваня. - Васятку пчёлы закусали!
- А что, нам за ним
на пчельник идти? — ответил
Гринька.— И нас пчёлы
Надо его отца позвать,- сказал Федя. - Вот пойдём мимо их дома - его отцу скажем.
И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.
- Иди сюда! - крикнул он Васятке.
Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.
Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:
- Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчёлы искусали! - Посмотрела на Ваню. - Ах, батюшки, Ванёк, - сказала она - и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит - перестанет!
- Мне ничего, - сказал Ваня.
И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
- Ну и хорош! - сказала бабушка. - Это кто же тебя так разукрасил?
- Пчёлы,- ответил Ваня.
- А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?
- Они убежали, а я Васятку вёл,- сказал Ваня.- А что ж такого? Поболит - перестанет.
Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.
- Федя с Гринькой от пчёл убежали, - сказала бабушка, - а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела - что бы она сказала?
Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?
А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:
- Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!
Адаптированный текст
Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.
- Ступай, ступай,- сказала бабушка.- Наберёшь щавелю - зелёные щи сварим.
Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы - и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.
Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.
Вдруг Федя сказал:
- Что-то здесь пчёл много!
- Правда, здесь пчёл много,- сказал и Ваня.- Всё время гудят.
- Эй, ребята,- закричал издали Гринька, - поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели - вон ульи стоят!
Вокруг пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.
Ребята, отступай! скомандовал Гринька. - Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.
Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.
Ребята! крикнул Ваня. - Васятку пчёлы закусали!
- А что? Как за ним на пчельник идти? — ответил Гринька.— Нас пчёлы закусают.
Надо его отца позвать,- сказал Федя. - Вот пойдём мимо их дома - его отцу скажем.
И оба пошли дальше.
А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.
- Иди сюда! - крикнул он Васятке.
Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.
Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:
- Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчёлы искусали! - Посмотрела на Ваню. - Ах, батюшки, Ванёк, - сказала она - и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит - перестанет!
- Мне ничего, - сказал Ваня.
И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
- Ну и хорош! - сказала бабушка. - Это кто же тебя так разукрасил?
- Пчёлы,- ответил Ваня.
- А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?
- Они убежали, а я Васятку вёл,- сказал Ваня.- А что ж такого? Поболит - перестанет.
Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.
- Федя с Гринькой от пчёл убежали, - сказала бабушка, - а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела - что бы она сказала?
Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?
Данное произведение при адаптации изменено не кардинально, так как объем произведения небольшой и язык написания простой.
.Убрано слово « колхозного» (слово устарело, детям неизвестно, его отсутствие не меняет смысла предложения), фраза «и Гринька не плакал» (оставлено только «но Федя не плакал»)
Предложения «А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька.— И нас пчёлы закусают» заменены на более короткие: «А что? Как за ним на пчельник идти? — ответил Гринька.— Нас пчёлы закусают».
Последнее предложение отсутствует: А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:
- Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!
Отсутствие данного предложения заставляет детей самим поразмышлять над ответом на вопрос бабушки.
5. Литературоведческий анализ произведения
Автор: Л. Воронкова
Название: «Что сказала бы мама»
Основная идея произведения: Нельзя оставлять человека в беде
Жанр: детский рассказ;
Тематическая отнесенность: без назиданий, писательница показала стремление ребенка к взрослению, его движение к “храму человечности”: доброте, отзывчивости, сочувствию к ближнему, способности к самопожертвованию.
Возрастной диапазон: для детей старшего дошкольного – младшего школьного возраста;
Педагогическая ценность: воспитание отзывчивости, доброты, сопереживания к тем, кто нуждается в помощи.
В рассказе важнейший нравственный центр - совесть Вани. Хотя в тех обстоятельствах, какие предлагает писательница, Ванина совесть – самое обычное, но дефицитное человеческое качество. В нашей жизни не все так спокойно и безоблачно. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если прислушаться, можно услышать голос, ждущий помощи. И на помощь надо обязательно прийти, как пришел Ваня. И не потому, что в помощи можем нуждаться и мы. А потому, что на любви, на понимании, добре держится мир.
Словарная работа: в тексте встречаются слова, значение которых дети могут не знать. Щавель – всем знакомый зеленый овощ, обладающий приятным кислым вкусом. Щи со щавелем — бесподобно вкусное и ароматное блюдо, особенно полезное в весенний период. Помимо оригинального вкуса, щавель еще и очень полезен. Пчельник - место, где находятся пчелиные ульи; пасека.
Художественная ценность: метафора (наш простофиля, пестрели цветы, глядел на отца одним глазом), олицетворение (по весёлым цветам)
6. Подготовка к выразительному чтению
Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними. - Ступай, ступай,- сказала бабушка.- Наберёшь щавелю - зелёные щи сварим. Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы - и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах. Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам. Вдруг Федя сказал: - Что-то здесь пчёл много! - Правда, здесь пчёл много,- сказал и Ваня.- Всё время гудят. - Эй, ребята,- закричал издали Гринька, - поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели - вон ульи стоят! Вокруг пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики. Ребята, отступай! скомандовал Гринька. - Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.
Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него. Ребята! крикнул Ваня. - Васятку пчёлы закусали! - А что? Как за ним на пчельник идти? — ответил Гринька.— Нас пчёлы закусают. Надо его отца позвать,- сказал Федя. - Вот пойдём мимо их дома - его отцу скажем. И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник. - Иди сюда! - крикнул он Васятке. Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл. Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки: - Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчёлы искусали! - Посмотрела на Ваню. - Ах, батюшки, Ванёк, - сказала она - и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит - перестанет! - Мне ничего, - сказал Ваня. И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся. - Ну и хорош! - сказала бабушка. - Это кто же тебя так разукрасил? - Пчёлы,- ответил Ваня. - А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули? - Они убежали, а я Васятку вёл,- сказал Ваня.- А что ж такого? Поболит - перестанет. Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся. - Федя с Гринькой от пчёл убежали, - сказала бабушка, - а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела - что бы она сказала? Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама? |
Информация о работе Детская литература и ее адаптация для детей с ОВЗ