Детская литература и ее адаптация для детей с ОВЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 17:27, практическая работа

Описание работы

ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.

Файлы: 1 файл

DL_rabota Рома.docx

— 255.47 Кб (Скачать файл)

 

 

II. Анализ творчества  детского писателя

 

1. Биографические данные

 Любовь Федоровна Воронкова (09.09.1828 - 20.11.1910)

Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательной писательницы Любови Федоровны Воронковой.

Имя Любови Фёдоровны Воронковой известно не только в нашей стране. Её книги читают и в Чехословакии, и во Франции, и в Японии, и во многих других странах мира. Так велика её популярность.

Любовь Фёдоровна родилась в Москве в 1906 году. Но позднее её семья переселилась в небольшую подмосковную деревушку, и этот период жизни оказался для писательницы очень важным, повлиявшим на характер её творчества. Там, в деревне, у неё выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду. Открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям труда.

Уже взрослой она вернулась в Москву и стала сначала журналисткой. Много ездила по стране и писала о жизни на селе: Ей была близка эта тема. В 1940 году вышла первая её книга "Шурка". Потом появились "Девочка из города", "Солнечный денёк", "Гуси-лебеди". Эти книги, ставшие классикой детской литературы, говорят о главном: о любви к Родине, уважении к труду, людской доброте и отзывчивости. А ещё - о преодолении себя: человеку страшно, но он идёт, чтобы отвести беду от кого-то. Конечно, такой человек вырастит сильный духом и, когда это необходимо, окажется способным на подвиг.

 

2. Тематика и жанры, в которых работал автор

Детские рассказы о любви к Родине, к природе, уважении к труду, людской доброте и отзывчивости, о преодолении себя

 

Основные произведения

Детские книги

Шурка. (1940)

Девочка из города (1943) Повесть

Село Городище. (1947) Повесть

Солнечный денёк. (1948) Повесть

Снег идёт. (1949) Повесть

Алтайская повесть (1951)

Подружки идут в школу. (1951) Повесть

Маша-растеряша. (1956) Повесть

Рожок зовёт Богатыря (в соавторстве с К.В. Воронковым) Повесть

Федя и Данилка. (1958) Повесть

Командир звёздочки. (1959) Повесть

Волшебный берег. (1964) Повесть-сказка

Гуси-лебеди. (1966) Повесть

Сад под облаками. (1975) Повесть

Старшая сестра. Повесть

Личное счастье. Повесть

 

  1. Программные произведения

 

Творчество  Л.Ф. Воронковой изучают в общеобразовательных и в коррекционных  школах, на уроках литературного внеклассного чтения (2-4 класс). Это рассказы и отрывки из повестей для детей.

3 класс«Книга для чтения». З.Н.Смирновой и Г.М.Гусевой Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение»,2002.

«Что сказала бы мама». В. Воронкова

Учебник «Чтение» для 3 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида В.В.Воронкова. З.Д. Будаева, С.А. Казакова. Москва. Владос 2005г

По Л. Воронковой « Жаркий день».

Воронкова Л.Ф. Бабушкины дела. Для дошкольного возраста. Художник М.Петров. (Москва: Издательство «Малыш», 1987)

Воронкова Л.Ф. Собрание сочинений в трех томах. Том 1. Волшебный берег. Повести и рассказы. Для младшего школьного возраста. (Москва: Издательство «Детская литература», 1986)

Воронкова Л.Ф. Маша-растеряша.(Москва: Издательство «Детская литература», 1986. - Серия «Мои первые книжки»)

 

 

4. Анализ адаптации произведения

«Что сказала бы мама»

Оригинальный

Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.

-  Ступай, ступай,- сказала  бабушка.- Наберёшь щавелю - зелёные  щи сварим.

Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы -  и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.

Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.

Вдруг Федя сказал:

- Что-то здесь пчёл  много!

-  Правда, здесь пчёл  много,- сказал и Ваня.- Всё время  гудят.

-  Эй, ребята,- закричал  издали Гринька, -  поворачивай  обратно! Мы на пчельник забрели  -   вон ульи стоят!

Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.

Ребята,   отступай!  скомандовал Гринька. - Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.

 

Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.

Ребята!  крикнул Ваня. -   Васятку пчёлы закусали!

- А что, нам за ним  на пчельник идти? — ответил  Гринька.— И нас пчёлы закусают.

Надо его отца позвать,- сказал Федя. -  Вот пойдём мимо их дома - его отцу скажем.

И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.

-  Иди сюда! -  крикнул  он Васятке.

Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.

Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.

Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:

-  Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон  как пчёлы искусали! -  Посмотрела  на Ваню. - Ах, батюшки, Ванёк, - сказала она - и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит -  перестанет!

-  Мне ничего, - сказал  Ваня.

И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

- Ну и хорош! - сказала бабушка. - Это кто же тебя так разукрасил?

-  Пчёлы,- ответил Ваня.

-  А почему же Гриньку  и Федю пчёлы не тронули?

-  Они убежали, а я  Васятку вёл,- сказал Ваня.- А что ж такого? Поболит - перестанет.

Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

-  Федя с Гринькой  от пчёл убежали, - сказала бабушка, - а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела - что бы она сказала?

Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?

А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

- Она бы сказала: молодец  у меня сынок! Вот бы что  она сказала!

 

Адаптированный текст

 

Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.

-  Ступай, ступай,- сказала  бабушка.- Наберёшь щавелю - зелёные  щи сварим.

Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы -  и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.

Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.

Вдруг Федя сказал:

- Что-то здесь пчёл  много!

-  Правда, здесь пчёл  много,- сказал и Ваня.- Всё время  гудят.

-  Эй, ребята,- закричал  издали Гринька, -  поворачивай  обратно! Мы на пчельник забрели  -   вон ульи стоят!

Вокруг пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.

Ребята,   отступай!  скомандовал Гринька. - Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.

 

Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.

Ребята!  крикнул Ваня. -   Васятку пчёлы закусали!

- А что? Как за ним на пчельник идти? — ответил Гринька.— Нас пчёлы закусают.

Надо его отца позвать,- сказал Федя. -  Вот пойдём мимо их дома - его отцу скажем.

И оба пошли дальше.

А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.

-  Иди сюда! -  крикнул  он Васятке.

Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.

Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.

Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:

-  Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон  как пчёлы искусали! -  Посмотрела  на Ваню. - Ах, батюшки, Ванёк, - сказала она - и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит -  перестанет!

-  Мне ничего, - сказал  Ваня.

И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

- Ну и хорош! - сказала бабушка. - Это кто же тебя так разукрасил?

-  Пчёлы,- ответил Ваня.

-  А почему же Гриньку  и Федю пчёлы не тронули?

-  Они убежали, а я  Васятку вёл,- сказал Ваня.- А что ж такого? Поболит - перестанет.

Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

-  Федя с Гринькой  от пчёл убежали, - сказала бабушка, - а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела - что бы она сказала?

Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?

 

 

Данное произведение при адаптации изменено не кардинально, так как объем произведения небольшой и язык написания простой.

 

.Убрано слово « колхозного» (слово устарело, детям неизвестно, его отсутствие не меняет смысла предложения), фраза «и Гринька не плакал» (оставлено только «но Федя не плакал»)

Предложения «А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька.— И нас пчёлы закусают»  заменены на более короткие: «А что? Как за ним на пчельник идти? — ответил Гринька.— Нас пчёлы закусают».

Последнее предложение  отсутствует: А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

- Она бы сказала: молодец  у меня сынок! Вот бы что  она сказала!

Отсутствие данного предложения заставляет детей самим поразмышлять над ответом на вопрос бабушки.

 

5. Литературоведческий  анализ произведения

Автор: Л. Воронкова  

 Название: «Что сказала бы мама»

Основная идея произведения: Нельзя оставлять человека в беде

Жанр: детский рассказ;

Тематическая отнесенность: без назиданий, писательница показала стремление ребенка к взрослению, его движение к “храму человечности”: доброте, отзывчивости, сочувствию к ближнему, способности к самопожертвованию.

Возрастной диапазон: для детей старшего дошкольного – младшего школьного возраста;

Педагогическая ценность: воспитание отзывчивости, доброты, сопереживания к тем, кто нуждается в помощи.

В рассказе важнейший нравственный центр - совесть Вани. Хотя в тех обстоятельствах, какие предлагает писательница, Ванина совесть – самое обычное, но дефицитное человеческое качество. В нашей жизни не все так спокойно и безоблачно. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если прислушаться, можно услышать голос, ждущий помощи. И на помощь надо обязательно прийти, как пришел Ваня. И не потому, что в помощи можем нуждаться и мы. А потому, что на любви, на понимании, добре держится мир.

 

Словарная работа: в тексте встречаются слова, значение которых дети могут не знать. Щавель – всем знакомый зеленый овощ, обладающий приятным кислым вкусом. Щи со щавелем — бесподобно вкусное и ароматное блюдо, особенно полезное в весенний период. Помимо оригинального вкуса, щавель еще и очень полезен. Пчельник - место, где находятся пчелиные ульи; пасека.

Художественная ценность: метафора (наш простофиля, пестрели цветы, глядел на отца одним глазом), олицетворение (по весёлым цветам)

 

6.  Подготовка  к выразительному чтению

Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.

-  Ступай, ступай,- сказала  бабушка.- Наберёшь щавелю - зелёные  щи сварим.

Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы -  и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.

Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.

Вдруг Федя сказал:

- Что-то здесь пчёл  много!

-  Правда, здесь пчёл  много,- сказал и Ваня.- Всё время  гудят.

-  Эй, ребята,- закричал  издали Гринька, -  поворачивай  обратно! Мы на пчельник забрели  -   вон ульи стоят!

Вокруг пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.

Ребята,   отступай!  скомандовал Гринька. - Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.

 

Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.

Ребята!  крикнул Ваня. -   Васятку пчёлы закусали!

- А что? Как за ним на пчельник идти? — ответил Гринька.— Нас пчёлы закусают.

Надо его отца позвать,- сказал Федя. -  Вот пойдём мимо их дома - его отцу скажем.

И оба пошли дальше.

А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.

-  Иди сюда! -  крикнул  он Васятке.

Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.

Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.

Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:

-  Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон  как пчёлы искусали! -  Посмотрела  на Ваню. - Ах, батюшки, Ванёк, - сказала она - и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит -  перестанет!

-  Мне ничего, - сказал  Ваня.

И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

- Ну и хорош! - сказала бабушка. - Это кто же тебя так разукрасил?

-  Пчёлы,- ответил Ваня.

-  А почему же Гриньку  и Федю пчёлы не тронули?

-  Они убежали, а я  Васятку вёл,- сказал Ваня.- А что ж такого? Поболит - перестанет.

Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

-  Федя с Гринькой  от пчёл убежали, - сказала бабушка, - а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела - что бы она сказала?

Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?

 

Информация о работе Детская литература и ее адаптация для детей с ОВЗ