Детские иллюстраторы. Любимые художники 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Родился Евгений Иванович Чарушин в Вятке (ныне Киров) 29 октября (11 ноября) 1901 в семье губернского архитектора И.А. Чарушина.

Файлы: 1 файл

ДЕТСКИЕ ИЛЛЮСТРАТОРЫ.doc

— 638.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с общими свойствами каждый вид изобразительных  искусств имеет свои специфические особенности.

Графика (от греческого grapho - пищу) более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.

Графика близка живописи, но если там цвет является основным средством художественного выражения  и выступает в неразрывной  связи с линией, которая не всегда отчетлива, может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством.

Графика больше, чем  живопись, схематизирует, рационализирует  и конструирует предмет. Она в  большей мере условна, чем остальные  виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве.

Живопись требует, чтобы на нее смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры.

Графический же лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю "технику" рисунка.

Если в живописи пространство передается с помощью  всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графикепространство передается обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.

Цвет в графическом  изображении используется, но он ограничен, условен.

Многими исследователями подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств, используемых художником в графике, в определенной степени доступен дошкольнику. Ребенок осваивает карандаши, и с их помощью создает реальные образы. Линия, форма, цвет, композиция - эти средства выразительности доступны детям в рисовании. Изображение ребенок создает по частям, используя разнообразие форм. Выразительность достигается с помощью характерных деталей, черт. При этом иногда выразительность появляется случайно, неожиданно для ребенка.

Цвет особенно привлекает внимание ребенка. В рисунке он часто  использует его декоративность, стараясь сделать рисунок наряднее, ярче, при этом стремится к конкретности цветов.

Ребенок может нарушить пропорции частей, выделить отдельные  детали, выразить движение, причем передача движения в рисунке наиболее сложна для дошкольника.

Композиция рисунка  организуется ритмом, который уравновешивает все части, предметы, фигуры, цветовые контрасты. В процессе обучения дети начинают осваивать различные композиционные задачи, у некоторых детей появляется композиция по диагонали, по кругу, заслоняются предметы.

Степень выразительности  рисунка зависит от того, развито  ли у ребенка воображение, образное восприятие; она зависит также  от особенностей обучения.

2. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.

Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для  детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в  процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник.

Особенно важна  книжная иллюстрация для младших школьников. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению. Библиотекарю-педагогу, работающему с детскими книгами необходимо использовать их как инструмент эстетического и нравственного воспитания читателей-детей. Непозволительно акцентировать внимание только на текстовой информации.

Художественно исполненная  иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему  познание жизни и познание искусства. Книга - особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст  функционируют в едином комплексе, помогают юному читателю воспринять книгу как многоплановое произведение искусства. Именно поэтому, работая с книгой в библиотеке, нельзя ограничиваться лишь анализом литературного произведения, оставляя в стороне такой важный элемент книги, как иллюстрация. Исходя из психологических особенностей младших школьников детская книга всегда проиллюстрирована, и поэтому руководить ее чтением без понимания специфики иллюстрации, без знания основных ее функций и возможностей влияния на юных читателей не представляется возможным.

Рассматривание книжных  иллюстраций - широко используемый метод  в обучении детей изобразительной  деятельности.

Иллюстрация - рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и  стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.

Основным художественным средством искусства иллюстрации  для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений  жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления.

С детской книгой малыш  встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга - одно из первых произведений искусства, с которым  он знакомится.

Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности  восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской  книге. Так, что малыши радуются яркому, красочному изображению, им свойственно действенное, игровое отношение к картинке. Однако они с трудом выделяют главное в изображении, чаще перечисляют детали, не могут подчинить воспринимаемое поставленной задаче.

Некоторые приемы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы). Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.

Исследователь И.Котова установила некоторые особенности  узнавания детьми изображенного  образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного  образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.

Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.

Рассматривание книжных  иллюстраций позволяет обогатить  изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами  изображения. В тех случаях, когда  невозможно познакомить ребят с  предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.

Ребята с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. Есть картины, иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения  движения, легко понимаемые и принимаемые  детьми. На картине можно показать и доступный способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше - наверху).

На иллюстрациях можно  увидеть разные способы изображения  домов, деревьев, пространства земли, животных в движении и т.п. Однако использовать их рекомендуется после наблюдений как дополнительный прием, помогающий перевести наглядные образы, сложившиеся при непосредственном восприятии, в графические или как прием, обогащающий запас графических образов, разрушающий стереотипы, шаблоны. Иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания. Самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового образа. Поэтому применять этот прием нужно в предварительной работе.

Итак, книжная графика - один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста.

Знакомство детей  с книжной иллюстрацией развивает  эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и  собственному творчеству детей.

Рассматривание иллюстраций - косвенный метод обучения детей  изобразительной деятельности, который  позволяет обогатить изобразительный  опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.

Значение иллюстрации  в эстетическом развитии читателя-ребенка  основано на том, что иллюстрация  одновременно является произведением  графического искусства, имеющим самостоятельную  художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного своеобразия самого литературного произведения. Таким образом, влияние иллюстрации на эстетические чувства юного читателя осуществляется двумя взаимосвязанными путями, что значительно увеличивает силу ее эмоционально-эстетического воздействия.

Эстетическая функция иллюстрации обусловлена ее ценностью как самостоятельного произведения искусства и является основополагающей. Иллюстрация, прежде всего, произведение изобразительного искусства, а затем литературы. Лишь то произведение искусства иллюстрации может быть признано полноценным, в котором литературная образность определяет, но не подавляет присущую изобразительному искусству систему образов. Задача иллюстратора в наиболее общем выражении состоит в том, чтобы передать идейное и образно-эстетическое содержание одного вида искусства (литературы) средствами и приемами другого (графики). Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов. В библиотечной работе с читателем-ребенком важно знать, какими средствами раскрытия литературного произведения пользуется художник-иллюстратор, для того чтобы способствовать углубленному эстетическому восприятию литературного произведения маленькими читателями. Интересным средством раскрытия, например, идеи литературного произведения, является художественный вымысел. Суть художественного вымысла - в изменении, усилении, развитии, через несуществующие в литературном произведении детали, его идейного смысла; раскрепощении воображения, фантазии маленького читателя, его творческих способностей. Задачу отражения главной идеи литературного произведения, но в наиболее общем виде, часто решает иллюстрация-фронтиспис, расположенная в самом начале книги, против титульного листа. В русле этой идеи, как бы вынесенной иллюстрацией за скобки повествования, и осуществляется все дальнейшее восприятие книги читателем. В тесной связи с раскрытием идейного смысла литературного произведения находится характеристика образов героев - задача, которую решает художник-иллюстратор практически в каждой книге. К средствам образной характеристики относятся: графическое изображение героя, передача психологического состояния героя через мимику, позу, жест, а также с помощью пейзажа, интерьера и даже цвета. Все эти художественные характеристики направлены на раскрытие идейно-образного содержания литературного произведения, в их понимании - большой резерв воспитания творческого читателя, эстетического развития детей.

Восприятие детьми литературных произведений предполагает не только постижение его идейно-образного содержания, но и таких художественных особенностей, как ритм, язык, композиция. Поскольку книжная иллюстрация своими средствами способствует их раскрытию, то это обязательно нужно выявить в библиотечной работе. Ритм является основой речевого членения стихотворных произведений. Ритмическая организация стиха характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность, легкость движения. Восприятие юным читателем ритмической структуры стихотворного произведения - важное условие воспитания творческого читателя, одна из задач, стоящих перед детскими библиотекарями.

Информация о работе Детские иллюстраторы. Любимые художники 19 века