Детские иллюстраторы. Любимые художники 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Родился Евгений Иванович Чарушин в Вятке (ныне Киров) 29 октября (11 ноября) 1901 в семье губернского архитектора И.А. Чарушина.

Файлы: 1 файл

ДЕТСКИЕ ИЛЛЮСТРАТОРЫ.doc

— 638.00 Кб (Скачать файл)

Восприятие  живописи детьми. Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, красоты, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. С годами это первое, не всегда осознанное, тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство. В исследовании Н.М. Зубаревой по эстетическому воспитанию детей средствами изобразительного искусства, поставлены вопросы: каковы возможности картин, в частности, таких жанров, как натюрморт и пейзаж. По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картину бытового жанра и меньше натюрморт и пейзаж. Сюжетная картина привлекает детей интересным, увлекательным содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны картины. Натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывают интерес у ребёнка изображением предметов, явлений природы, цветовыми сочетаниями, колоритом. В картинах бытового жанра детей привлекают различные темы: спорт, образы животных. Интерес к тематике неодинаков у девочек и мальчиков. Мальчики проявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки – к миру животных. У отдельных детей отмечается устойчивый интерес к одной определённой теме. При сопоставлении двух художественных произведений на одну и ту же тему, но решённых художниками по-разному, дети отдают предпочтение картинкам, написанным лаконично, условно, ярко, с использованием декоративных возможностей цвета. Однако условность в изображении принимается детьми лишь до определённых пределов. Изображение, граничащее со схематизмом, вызывает у них протест. Воспринимая натюрморт, дети эмоционально реагируют на цвет, замечают, какие цвета художник использует в картине. Дети 5-7 лет, выбирая «самую красивую» картину, способны руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми гармонией цвета, яркостью красок, их сочетанием. Дети 3-4 лет, воспринимая картину, как правило, ещё не выделяют эстетические качества, их привлекают способы изображения («потому что рисовали красками»). Осознать и выразить в словах свои эмоции, названные элементарными эстетическими качествами изображённых предметов, ребёнок в этом возрасте не может. Но именно эти качества его привлекают, воздействуют и вызывают радостные эмоции. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что проявляется в их речи. Дети находят свои поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Поэтический текст оказывает положительное влияние на восприятие картины, углубляя её восприятие. Он помогает детям осознанно воспринимать выразительные средства, использованные художником, видеть в них средства характеристики образа. Для развития эстетического восприятия детьми художественного образа в пейзажной живописи важно использовать поэзию А.С. Пушкина, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, С. Есенина и др. При восприятии жанровой картины детьми старшего дошкольного возраста понимание социальной значимости содержания картин развивается постепенно от неосознанного, расчленённого, основанного на выделении отдельных деталей без взаимосвязи со средствами выразительности к адекватному пониманию содержания, мотивированному логическими связями содержания картины и средствами выразительности. Необходимым условием понимания социальной значимости содержания жанровой живописи является личностное отношение к выраженным в живописи социальным явлениям. Оно выступает показателем эмоционального восприятия жанровой живописи, а также немаловажным фактором в процессе формирования социализации личности дошкольника. Большое влияние на восприятие детьми произведений изобразительного искусства оказывает стиль художественного изображения. Лаконичная, яркая по колориту картина вызывает стойкие эстетические чувства. Так, в натюрмортах детей больше привлекают произведения, которые по своим художественным особенностям близки к работам мастеров народного творчества. Красочность и декоративность, смелые, часто контрастные цветовые сочетания делают эти произведения необычайно привлекательными для детей. В картине бытового жанра их больше интересуют произведения, написанные реалистично, в пейзаже - картины с использованием декоративных возможностей цвета. В работе с детьми целесообразно использовать произведения с различной трактовкой художественного образа: очень подробной (А. Лактионов, И. Шишкин, И. Хруцкой), более обобщённой (А. Рылов, А. Куинджи, И. Левитан), условно плоскостной, близкой к народному искусству (А. Ведерников, Б. Кустодиев). В детском саду необходимо иметь подборку художественных репродукций изобразительного искусства разных видов и жанров.

Восприятие  детьми графики. Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым. В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, доступна, понятна детям дошкольного возраста и оказывает на них огромное воспитательное воздействие. Б.М. Теплов, характеризуя особенности восприятия произведений искусства, пишет, что, если научное наблюдение иногда называют «думающим восприятием», то восприятие искусства - «эмоциональным». Психологи, искусствоведы, педагоги отмечали своеобразие восприятия детьми графических изображений: тяготение к красочному рисунку, причём с возрастом большее предпочтение они отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении требований детей к реалистичности форм изображений. В старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности формы. Восприятие произведений графического искусства может достигать различной степени сложности и полноты. Оно во многом зависит от подготовленности человека, от характера его эстетического опыта, круга интересов, психологического состояния. Но больше всего это зависит от самого произведения искусства, его художественного содержания, идей. Чувств, которые оно выражает. Рассматривая иллюстрацию, дети дошкольного возраста не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысливают то, что изображено. Средства художественно-образной выразительности (линия, форма, цвет, композиция), помогают детям узнавать содержание картинки. Они эмоционально воспринимают образ, проявляют желание ещё раз рассмотреть изображение. Исследования (Т.А. Репина, Е.А. Бондаренко, Е.Ш. Решко, В.Я. Кионов) показали, что дети способны соотносить рисунок, цвет, форму с характеристикой образа. Рисунок является наиболее важным фактором в установлении отношения ребёнка к персонажам произведения (рассказа, сказки). Главным в понимании содержания действия на рисунке для детей 3-4 лет является предмет, с которым человек совершает действие, а для детей 5-7 лет – поза изображённого человека и различные композиционные приёмы передачи движения. Перспективно уменьшенные на рисунке предметы младшие дошкольники воспринимают маленькими в действительности и только к 5-6 годам начинают понимать уменьшение удалённого предмета (ближе – дальше). Иллюстрация является художественным средством, помогающим полнее воспринимать литературный образ, благодаря умению художника наглядно, выразительно, доступно, эмоционально передать идею произведения. Художественный образ в иллюстрации воспринимается детьми активно, эмоционально. Своими движениями, жестами дошкольники часто подражают персонажам, они с любопытством рассматривают необычную позу, выражение лица человека. Форма, манера рисунка влияют на характер восприятия, глубину наблюдений. Яркий динамический рисунок без загромождающих деталей, без резкого отклонения от действительности более доступен восприятию детей 5-7 лет. Чтобы художественный образ был понятен, интересен, занимателен для ребёнка, художник подбирает соответствующие средства выразительности, характеризующие персонажи, – рисунок, цвет, композицию, своеобразное использование которых определяет индивидуальную творческую манеру художника. В связи с этими особенностями требуется создание понятных, доступных и в то же время высокохудожественных графических образов. Такие произведения книжной графики созданы В.М. Конашевичем, В.В. Лебедевым, А.Ф. Пахомовым, Е.И. Чарушиным, Ю.А. Васнецовым, Е.М. Рачёвым, которые своим творчеством способствуют формированию у детей эстетического восприятия. Однако, если дети не научатся воспринимать графический «язык», огромные возможности по формированию эстетического восприятия иллюстраций могут так и не реализоваться. С другой стороны, детское изобразительное творчество не получит стимула для развития, так как дети в своих рисунках пользуются теми же средствами, что и художники (форма, линия, цвет, композиция). Воспринимая иллюстрации, ребёнок мысленно участвует в изображённых на них действиях героев, переживает их радости и печали. Свои чувства он ярко и непосредственно выражает в репликах, жестах, мимике. В зависимости от содержания рисунка, дети то весело смеются, то становятся серьёзными и сосредоточенными. Иллюстрации к сказкам, где реальная действительность даётся в сочетании с фантастическими образами, которые изображены красочно, необычно, дети воспринимают эмоционально, с интересом рассматривают старинные терема, костюмы, узоры, предметы быта. Иллюстрации, где художники используют условные приёмы, искажают форму, грубо нарушают композицию рисунка, дети отвергают, выражают неудовлетворение («это некрасиво», «не нравится», «плохо нарисовано», «такие картинки не люблю» и т.д.). Когда иллюстрации вызывают интерес, дети проявляют желание рассказывать, описывать изображенное на картинке. Особенно любимы детьми иллюстрации в книгах о животных, они предпочитают рисунки с изображением зверей, в которых передано полное сходство («как настоящие», « поправдашные», «лохматые»). Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью. Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении ребёнка описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения. Следует высоко оценить значение иллюстрации в детской книге, так как с её рассматривания начинается другой этап в познании окружающего, дети охотно идут за художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, в эту игру фантазии и воображения. Художник - иллюстратор должен уметь разговаривать с детьми «языком» простым, ясным, предельно искренним.

Восприятие  скульптуры детьми. В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии пластического образа они учатся понимать специфику «языка» скульптуры, так как она даёт трёхмерное изображение предмета в реальном пространстве, обогащает ребёнка новыми способами художественного видения. В отличие от живописи, графики, образы скульптуры имеют реальный объём и специфический материал. Это вызывает у воспринимающего ощущение весомости, тяжести, желания прикоснуться к скульптуре, понять пластическую позу, ритмическую композицию. Скульптура относится к пространственным видам изобразительного искусства: её образы требуют кругового осмотра с разных точек зрения. Выразительность образа передаётся контурной линией, силуэтом, статикой или динамикой композиции, фактурой и цветом материала. Придавая большое значение скульптуре в становлении нравственно- эстетического сознания, в формировании художественных вкусов, духовных потребностей, творческой активности личности исследователи указывали на необходимость использования её образов для эстетического развития ребёнка. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, целесообразно, прежде всего, использовать скульптуру малых форм анималистического жанра. Скульпторы-анималисты подчёркивают психологические характеристики животного, отражая его внутренний мир (работы В.А. Ватагина), или стремятся подчеркнуть декоративность, пластичность форм (работы И.С. Ефимова). Для развития эстетического восприятия надо знать художественный «язык» скульптурного произведения. По данным Г.М. Вишневой, специальное обследование детских садов показало, что в некоторых из них скульптура малых форм иногда используется для обучения на занятиях, а также для украшения групповых комнат. Однако воспитатели часто не владеют методикой работы с нею. Без обучения способам восприятия скульптуры упускается возможность познания детьми достоинств и специфики этого вида изобразительного искусства, что не может быть восполнено средствами живописи, графики, в которых изображение дано на плоскости. Наблюдения показали, что у детей есть некоторый объём знаний о скульптуре. Так, дети седьмого года жизни правильно определяют назначение скульптуры («для памяти», «для украшения»), вспоминают (по фотографиям) отдельные образы монументальной, станковой скульптуры, мелкую пластику, как правило, не смешивают с игрушкой. Дети шестого года жизни чаще смешивают скульптуру с игрушкой, не всегда понимают декоративную функцию мелкой пластики. У них отсутствуют в речи слова: «скульптура», «скульптор», которые заменяются другими: «памятник», «сувенир», «делают люди на заводе», «на работе». При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного: «она, как настоящая», «эта лиса похожа на живую, а другая очень тонкая, палочная лиса» (условное изображение). Отсутствие знаний о специфике художественного «языка» скульптуры приводит детей часто к неправильным суждениям. Например, рассматривая скульптуру из металла, ребёнок замечает: «Чёрный олень не может быть красивым». Восприятие фигурок из фарфора не вызвало у детей отрицательных реакций, им нравится его белый цвет, гладкая фактура, яркость окраски. В процессе восприятия скульптуры дети часто самостоятельно характеризуют её с помощью сенсорных эталонов формы, цвета, фактуры: «У большого оленя голова, спина, ноги более гладкие (плавная линия), видно, что он спокоен. У оленёнка горбик на спине, ноги согнуты <...> он боится, дрожит». Для развития творчества в изобразительной деятельности важны не только навыки и умения, надо научить ребёнка эстетически воспринимать образы искусства разных видов и жанров. С этой целью в детском саду используются произведения изобразительного искусства, но знакомство с ними чаще всего осуществляется посредством рассматривания репродукций, иллюстраций, слайдов. Более верный «камертон» в пластическом и цветовом видении подарит ребёнку поход в музей или на выставку. О важности приобщения ребёнка к миру искусства через социокультурную среду музея пишет в своей книге «Музей и дети» ( 2000 г .) Л.В. Пантелеева: «Посещение музея - событие в жизни ребёнка. Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев - подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это, безусловно, неоценимо в формировании личности и духовно- интеллектуального потенциала общества в целом. В зрительном (визуальном) контакте ребёнка с подлинным произведением искусства – качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик образовательных центров». В целом ряде исследований раскрыты возможности детей эстетически воспринимать произведения разных видов искусств при посещении музея. Так, Г.М. Вишнева отмечает, что дети старшего дошкольного возраста, побывав в музее г. Иркутска, стали больше интересоваться скульптурой малых форм. В их суждениях ясно прослеживается собственное отношение к авторскому замыслу скульптора. Такие проявления можно отнести к зарождающемуся у детей чувству «наслаждения красотой» созданного скульптором образа. Эстетическую оценку скульптуры дети связывают с характером образа, отдельными яркими сенсорными признаками (формой, цветом). Интерес к скульптуре у детей проявляется в мимике, активных действиях, обследованиях. Они могут самостоятельно охарактеризовать скульптуру, понимают пластику движения, выразительность окраски. У детей возникают эстетические эмоции, оценки скульптурного образа: «Корова кажется доброй, она голову повернула и не бодается», «Этот медведь красивее, чем настоящий, и не страшный». Рассказ о том, как скульптор по-разному передаёт образ животных, помог детям воспринимать необычность позы, изменение пропорций, условность цветовой окраски. Они стали внимательнее рассматривать скульптуру с разных сторон. Н.Б. Халезова считает, что предварительное обследование ребёнком скульптуры малых форм должно быть не только зрительным, но и тактильным. Воспринимая форму во время специально организованного обследования, ребёнок запоминает её при помощи мышечного чувства и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур. По её мнению, в формировании пластического образа в лепке наиболее значим этап обследования, когда вся фигура воспринимается в целом, а затем внимание ребёнка направляется на отдельные части, детали. Итак, обучение детей способам эстетического восприятия скульптуры малых форм представляет собой последовательный процесс: на основе получения знаний о скульптуре дети подходят к овладению «языком» пластического искусства. Освоение отдельных выразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает детям осмысливать их связь с художественным образом. Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Скульптура малых форм анималистического жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование у детей начальных суждений, эстетической оценки. В заключение следует отметить, что только комплексное воздействие изобразительного искусства всех видов и жанров будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка, его эстетического восприятия, художественных способностей в творчестве.

Главная » 2010 » Январь » 15 » Детская литература. Тема: М.Ильин как основоположник научно-художественной литературы 20 века.  
22:07

Детская литература. Тема: М.Ильин как основоположник научно-художественной литературы 20 века.

Биография М.Ильина. М.Ильин – псевдоним  Ильи Яковлевича Маршака (10.01.1895 – 15.11.1953), младшего брата С.Я.Маршака, известного детского поэта. Родился в г. Бахмуте (ныне Артемовск на Украине). Детские  годы его прошли в Петербурге. Он окончил гимназию с золотой медалью. Высшее образование получил в 1925 г., когда окончил Ленинградский технологический институт, после чего устроился инженером-технологом на Невский стеариновый завод. Однако работать по специальности не смог из-за заболевания туберкулезом. Стоит заметить, что большое влияние на Илью Маршака оказал отец, Яков Миронович, талантливый химик-самоучка. Младший сын любил наблюдать за проводимыми им химическими опытами. И когда отец одним движением руки менял цвет жидкостей в пробирках и колбах, сыну он казался настоящим волшебником… В детстве Илья мог часами наблюдать за жизнью муравейника или с недетской серьезностью изучать атлас звездного неба: он мечтал стать астрономом. Еще тогда он всех поражал эрудицией в самых разных вопросах и умением объяснять трудные и непонятные вещи. Студентом Илья самостоятельно подготовил младшую сестренку Лию за лето к поступлению в пятый класс гимназии (из-за слабого здоровья она до этого не ходила в школу), разработав собственный ускоренный метод обучения. Уже будучи писателем, он часто задумывался, как сделать школьное учение легким и радостным, мечтал создать увлекательные книги для чтения по каждому из важнейших школьных предметов. Но, к сожалению, здоровье не позволило ему осуществить эту идею. Общий обзор творчества: а) Начало творческой деятельности. По совету старшего брата Ильин обратился к литературе, став сотрудником его детского журнала «Новый Робинзон», где вел две рубрики – «Химическая страничка» и «Лаборатория Нового Робинзона». Считая неловким подписываться фамилией брата, к тому времени уже известного в литературе, Илья Маршак взял себе псевдоним М.Ильин. В «Новом Робинзоне» он печатался вместе с Борисом Житковым и Виталием Бианки. Родившись как писатель на страницах детского журнала, Ильин и дальше не порывал с журналистикой. Его сотрудничество в детской печати принимало самые занимательные формы. В веселом журнале «Чиж» он учил малышей мыть полы и ходить по улицам, заколачивать гвозди и закручивать винты. В журнале «Ёж» рассказывал детям постарше, как пользоваться разными инструментами. В «Пионере» под его руководством работал отдел КИП (клуб инженеров-пионеров). В журнале «Знание – сила» с его помощью был открыт «Институт спичечных инженеров», для поступления в который требовался только интерес к технике. Это было продолжение той программы радостного обучения, обучения – праздника, которое юный Илья Маршак испробовал когда-то на младшей сестре, готовя ее к гимназии. Ильин как писатель поставил перед собой не только познавательные, но и воспитательные задачи, обратился к разуму, чувству и воображению читателя. Он воочию убеждал детей, что увлекательные путешествия можно совершать, буквально не выходя из комнаты. В самом деле, одни злоключения Иоганна Бетгера, изобретателя европейского фарфора, составляют целую приключенческую повесть. А история зеркала – это уже настоящий детектив, с убийствами, отравлениями, похищениями. Ведь венецианский способ изготовления зеркал держался в полном секрете. И хотя со временем секрет этот, как водится, был раскрыт, нескольким итальянским зеркальщикам это стоило жизни… Первые книги – книжки-картинки «Кожа» и «Ситец» - Ильин создал в 1926 г. в соавторстве с художницей Н.Эвенбах. В них в яркой и доступной форме писатель рассказывал о производстве самых обычных предметов – одежды и обуви. Следующие книги Ильина – «Солнце на столе» (1927), «Черным по белому» («Рассказы о книгах», 1928), «Сто тысяч почему» (1929), «Как автомобиль учился ходить» (1930) – были посвящены истории вещей, которые окружали человека в его повседневной жизни. После публикации отдельными изданиями они составили книгу «Рассказы о вещах» (1930). Работа над этими книгами была для Ильина настоявшей школой. Он научился собирать большой и разнообразный материал и приводить его в стройную систему. К тому же, рассказывая о вещах, он добился той четкости, вещественности изображения, которая стала отличительной чертой его последующих, более сложных по замыслу книг. Ильин не только давал ребенку определенный круг знаний, но и развивал в нем наблюдательность, приобщал к методам экспериментальной работы, пробуждал интерес к расширению знаний, к творческому труду. б) Ильин как зачинатель нового жанра. Ильин выступил зачинателем, родоначальником (вместе с Борисом Житковым) нового жанра в советской литературе – научно-художественного очерка. Писатель не просто наглядно объяснял сложные понятия, но и превращал свой разговор с маленьким читателем в увлекательную игру. Так, в частности, была написана книга «Сто тысяч почему». Определение научно-художественной литературы было дано еще Белинским. Он писал о произведениях, которые «принадлежа к сфере ученой… тем не менее составляют собой предмет живого общего интереса и требуют для своего выражения более или менее художественной формы»[7]. В 1930 г. Ильин написал свою первую научно-публицистическую книгу – «Рассказ о великом плане». В ней говорилось о том, что должно было сделано в народном хозяйстве страны за 5 лет. Ильин сумел создать произведение, основанное на объективных и бесспорных фактах. К тому же он написал его в первый год пятилетки; значит через 4 года читатели смогли бы проверить факты, изложенные в книге, следовательно, злоупотреблять фантазией было нельзя. Эта книга была переведена на многие иностранные языки. Постепенно сложился стиль научно-художественной прозы Ильина. Он непосредственно обращался к ребенку, используя простой разговорный язык. По форме его произведения находились на грани очерка и публицистики. В последующие годы Ильин работал над очерками о конкретных предметах, окружавших человека. Он объяснял их устройство, назначение и практическое применение. По форме каждый из очерков представлял собой миниатюру, материал в которой излагался простым и ясным языком, доступным читателю любого возраста. По предложению М.Горького Ильин написал две книги – «Горы и люди» (1936) и первый научно-популярный очерк об истории России – «Сегодня и вчера» (1937). В книге «Горы и люди» речь шла о коренной переделке природы, предпринятой в СССР: о преображении пустынь, покорении рек и гор, выведении новых культурных растений и о первых попытках «приручить» погоду. В 30-е гг. Ильин написал свою самую большую работу – научно-публицистическую книгу «Как человек стал великаном». Это увлекательное повествование о пути человечества от «незнания к знанию», о том, как были сделаны многие великие открытия. На обширном историческом материале Ильин выстроил единый тщательно проработанный сюжет. Шаг за шагом, начиная с самых первых изобретений, автор рассказывает историю накопления человеком научных знаний о мире и о себе. Работа над книгой продолжалась до самой смерти писателя. Текст неоднократно перерабатывался, дополнялся новыми материалами. Последнее, самое полное издание вышло в 1946 г. Одновременно Ильин работал над книгой «Человек и стихия» (1947). Это рассказ о способах управления погодой и борьбе со стихийными бедствиями. Книгу «Путешествие в атом» (1948) Ильин писал под влиянием общения с академиком П.Л.Капицей и другими учеными-физиками. В ней он рассказал, как была раскрыта тайна строения атомного ядра. С начала 30-х гг. Ильин работал в соавторстве со своей женой, писательницей Еленой Александровной Сегал. Ими были созданы: художественная биография химика и композитора А.П.Бородина (1939) и получившие большую известность книги – «Рассказы о машинах» (1949) и «Рассказы о том, что тебя окружает» (1952). Средства и тематика научно-художественной литературы. Отличие научно-популярной литературы от научно-художественной в том, что первая только объясняет, растолковывает трудные вопросы науки, техники и культуры, а вторая на только объясняет, но еще и воспитывает читателя, стремится активно повлиять на его мировоззрение. Несмотря на то, что всю жизнь Ильин писал так называемые научно-художественные очерки, его книги фактически стали первыми русскими познавательными энциклопедиями для детей. Им была найдена новая форма простого и одновременно увлекательного диалога с читателем-ребенком. Простой и в то же время образный язык сочетался с предельной научной и терминологической точностью. Он мастерски решал многие вопросы создания научно-художественной литературы. Так книга «Рассказы о том, что тебя окружает» обладает теми достоинствами, которые необходимы научно-художественному произведению для дошкольников и младших школьников. Она имела большую познавательную ценность, расширяла представления ребенка об окружающем мире. Рассказы Ильина сюжетно основаны на самых простых, хорошо знакомых каждому ребенку явлениях и предметах. Они берутся как отправная точка развития сюжета. Например, сначала речь идет о карандаше, а потом прослеживается его связь с густыми лесами и залежами графита. Детский мяч, почтовый ящик, обыкновенный водопровод помогали писателю научить ребенка внимательно вглядываться во все, что его окружает, находить связи между предметами и явлениями. Он считал, что доходчивость и понятность – это первое, что должно заботить писателя, обращающего к детям рассказ о достижениях науки. Ильин не избегал элементов развлекательности, разных забавных случаев и даже анекдотов. Но эти элементы возникали у него только для разрядки, когда он начинал опасаться, что внимание читателя утомлено. Он считал, что рассказ для детей о науке вовсе не должен непременно «разжевываться» и, как говорится, сам залезать в рот, нет, когда речь в его книгах идет о существе научного открытия, ценной идеи, читатель, полагал он, может и даже должен сам над этим подумать, ему это пойдет на пользу. В книгах Ильина можно найти немало внешних примет литературной красоты и выразительности – точные эпитеты, изящные метафоры, но не только в этом сила и выразительность его книг, а в том, что он умел смотреть на мир глазами художника. Он также стремился раскрыть перед ребенком романтику поиска – одно из сильнейших средств воздействия на детский ум и воображение. Адресуясь к детям, Ильин никогда не был лектором, но всегда был талантливым и искренним собеседником. Чтобы писать для детей книги о науке, говорил он, «надо сойти с кафедры, сесть рядом с читателем и заговорить с ним искренне и душевно о своем любимом деле» [7]. Ильин был убежден: «Только тот может увлекательно рассказать о своем деле, кто сам этим делом увлечен и не скрывает своего увлечения. Читая книгу, ребенок должен почувствовать, что наука, о которой идет речь, стоит того, чтобы отдать ей жизнь» [7]. В итоге своих рассуждений, приведенных в статье «Опыт ученого и мастерство писателя», Ильин выводит понятие научно-художественной книги для детей как некую художественную формулу: «Детская научная книга должна быть книгой, написанной просто, непринужденно, искренне, с юмором, с воображением, с лирическими отступлениями, с воспоминаниями о виденном и слышанном. Все это можно объединить в одном слове. Научная книга для детей должна быть художественной» [7]. Широкое признание, полученное книгами Ильина, делало авторитетными его выступления – устные и печатные – перед читателями и слушателями в годы Великой Отечественной войны. Он говорил о величии созидательных возможностей человека, о том, что силы мира и созидания неизбежно окажутся выше сил фашизма. Та же мысль лежит в основе его книги «Человек держит экзамен», писавшейся в военные годы, но так и не опубликованной. Ильин не только практически решал задачу создания современной научно-художественной литературы для детей, но часто выступал в печати со статьями, в которых ставил вопросы развития этого жанра, говорил о значении и перспективах этого вида литературы. Книги Ильина, как и книги Гайдара, Кассиля, Михалкова, Барто, теснейшим образом связаны со своим временем. Эта сильная привязка к текущему моменту рискует состарить и обесценить книгу для следующих поколений читателей. И особенно грозна эта опасность для автора, пишущего о науке и технике, ведь научно-технические достижения неизбежно стареют и заменяются новыми. Увы, книги Ильина устарели. Нет уже той страны, о которой он писал, и научно-технический прогресс давно ушел вперед. Но он оставил свой след в литературе, будучи талантливым и востребованным в свое время. Его творческий багаж не так уж мал, а по содержанию – совершенно уникален. К сожалению, в современной детской литературе ниша научно-художественного очерка для детей по существу не заполнена. Не очень качественные переводы с зарубежных «текстов», несмотря на всю яркость и оригинальность оформления, не всегда отвечают потребностям развития ребенка.
 
 

Илья  Яковлевич Маршак (1895—1953)

16 Фев  
2010

М. Ильин (Илья Яковлевич Маршак) родился  (ныне  Артемовск, Украина). Его отец работал на мыловаренных заводах, был даровитым техником, химиком-самоучкой. Илья Яковлевич Маршак учился в Петербурге, окончил после Октября технологический институт. С 1924 года он пишет небольшие очерки на химические темы в журнале «Новый Робинзон».

М. Ильин стремился создавать не просто научно-популярные, а научно-художественные очерки. Он ставил перед собой не только познавательные, но и воспитательные задачи; обращался к разуму, чувству и воображению читателя. Первые книги М. Ильина написаны об истории освещения («Солнце на столе»), истории часов («Который час»), письменности («Черным по белому»). Темы эти разрабатывались и до него, но сухо, бездарно. М. Ильин создает серию занимательных книжек, которые он позже объединил в одну большую книгу — «Рассказы о вещах». Создана она давно, но основной материал, принципы его раскрытия интересны и сегодня. М. Ильин не только дает определенный круг знаний, но развивает наблюдательность, приобщает к методам экспериментальной работы, пробуждает интерес к расширению знаний, к творческому труду. До сих пор свежа основная идея книги: «вторая природа» создана непрерывным, напряженным трудом человека.

Писатель нашел верный тон разговора с детьми о науке, технике, природе. В 1930 году М. Ильин написал книгу о первой пятилетке «Рассказ о великом плане». Техника, экономика, политика связаны в этой книге так же неразрывно и тесно, как в жизни. В этой книге говорилось о том, что должно быть сделано в народном хозяйстве за пять лет. Она создавалась в первый год пятилетки; значит, через четыре года читатели смогли бы проверить факты, изложенные в книге, следовательно, злоупотреблять фантазией было нельзя. М. Ильин сумел создать произведение, основанное на объективных и бесспорных фактах. Публицистически остро, художественно ярко и доступно рассказал он о великом труде народа, выполняющего первый пятилетний план. Книга вызвала интерес не только у детей, но и у взрослых. «Рассказ о великом плане» с триумфом был прочитан всюду в Европе, переведен на языки Японии, Китая и выдержал, если не ошибаюсь, не одно, а несколько многотиражных изданий в Нью-Йорке» ,— писал А. М. Горький. М. Ильин писал о растениях и камнях, о рудах и морских течениях, о новых машинах и старинных письменах. Названия его книг свидетельствуют о многогранности интересов писателя: «Рассказ о великом плане», «Человек и стихия», «Рассказы о машинах», «Путешествие в атом», «Покорение природы», «Рассказы о том, что тебя окружает». Все они были как бы ответом на тему «Как человек стал великаном», поставленную А. М. Горьким перед научно-художественной литературой.

Книги М. Ильина о науке насыщены ощущением поэзии труда, передают биение научной мысли, умеют сочетать в себе все — «от политики до погоды». В них соединяется глубина содержания с Изящным, увлекательным, искрящимся юмором. Иногда это юмор названия, тесно связанного с основной мыслью главы, например: «Когда тысяча больше двух тысяч», «Гора, которая будет съедена», «Пироги из угля и руды», «Расчеты профессора, который не умеет считать». Иногда это юмор удачно найденной детали, например в рассказе о добыче каменного угля — кладбища животных и растений, живших много веков назад: «Но годы шли, вымерли звери, высохло море, осталось на месте залива огромное болото. А потом и болото засыпало песком, затянуло глиной. Остатки болотных трав, папоротников, хвощей гнили под пластами песка и глины, чернели, превращались в уголь. И вот на это-то кладбище хотим мы прийти, вытащить мертвецов из их могил и заставить на нас работать». М. Ильин пользуется и гротеском, разоблачая в своих книгах буржуазное общество с его бесчеловечными законами. Так, в книге «Человек и стихия» он предлагает читателю представить, что бы случилось, если бы капиталисты нашли способ управлять погодой: «Идет борьба. Погода отпускается тому, кто даст больше… Правительство не скупится на ураганы для разгона рабочих демонстраций и подавления восстаний в колониях».

Книги М. Ильина, рассказывающие о науке,— по-настоящему мировоззренческие книги. Он сам считал основным это качество  литературы, будучи убежден, что главная цель  книги — формировать мировоззрение детей. М. Ильин мастерски решал многие вопросы создания научно-художественной литературы. Книга «Рассказы о том, что тебя окружает» (1952), написанная в соавторстве с Е. Сегал, обладает теми достоинствами, которые необходимы научно-художественному произведению для дошкольников и младших школьников. Она имеет большую познавательную ценность; расширяет представления ребенка об окружающем. Рассказы сюжетно основаны на самых простых, хорошо знакомых детям явлениях и предметах. Они берутся как отправная точка развития сюжета. Например, сначала речь идет о карандаше, а потом прослеживается его связь с густыми лесами и залежами графита.

Детский мяч, почтовый ящик, обыкновенный водопровод помогают писателю научить ребенка внимательно вглядываться в окружающее, находить связи между предметами и явлениями. Произведения М. Ильина имеют большое идейно-эстетическое и педагогическое значение. «В науке есть жизнь и поэзия, надо только уметь их видеть и показать»,— говорил он. М. Ильин умел это делать, он был настоящим поэтом науки, как справедливо называют его многие.

 

Николай Иванович Сладков

Чт, 2009-12-17 18:40 — Ольга Ш         

  Николай Иванович Сладков (1920-1996) 

   Николай Иванович Сладков родился в Москве 5 января 1920 года в семье простого рабочего.     

 Учился  и жил в Ленинграде. Посещал  кружок юных натуралистов при  Ленинградском зоологическом музее,  где познакомился и подружился  с Виталием Бианки.    

 В годы  Великой Отечественной войны  служил офицером-топографом, измерил  сотни километров дорог, увидел Кавказ и Закавказье. Николай Сладков прослужил в армии до 1958 года.  Имеет семь правительственных наград.  

 По окончанию  войны каждую свободную минуту  Сладков обращается к изучению  природы.  

 "Природа волновала и влекла меня всю жизнь, -  говорит он,- ее красота, тайны, обаяние, удивительная стройность и слаженность, неисчерпаемость познания поражали воображение и влекли сердце. Поэтому все книжки мои о ней."    

 У Сладкова  много увлекательных дорог, однако  эти дороги не только увлекательны, но еще и трудны; чтобы идти по ним надо быть смелым человеком. Н. Сладков - человек смелый . Стремясь раскрыть тайны природы, он карабкался по скользким сыпучим скалам, пробирался через буреломы, спускался в заброшенные колодцы пустынь. А когда лед покрывал озера и реки, - спускался в легком самодельном костюме водолаза в проруби и смотрел, "где раки зимуют?" На встречу один на один с медведем, волками, рысью отважится далеко не каждый, даже вооруженный. А Сладков подкрадывался к хищникам, ядовитым змеям с одним фотоаппаратом в руках. Любовь к зверю заставляла его быть спокойным в самых опасных ситуациях. Это начинаешь понимать из рассказов "Лесные сигналы", "Сторожевые колокольчики".     

 Николай  Сладков - автор более двадцати  книг для детей. В круг детского чтения вошли книги "Серебряный хвост" (1953), "Безымянной тропой" (1956), "Десять стреляных гильз" (1957), "Джейранчик" (1958), "Планета чудес" (1962), "В лесах счастливой охоты" (1964), "Смелый фотоохотник" (1965), "Подводная газета" (1966), "Земля над облаками" (1972), "За пером синей птицы" (1980). Книги "Воробей в шляпе Моя первая экология", "Азбука леса" были изданы уже после смерти писателя в 1998 году.     

 Писатель  хотел, чтобы дети, прочитав его  книги, научились своими глазами  видеть необыкновенное в природе. Через все его произведения проходят основные мотивы:

" В лес пойдешь - кого-нибудь да увидишь. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь. А полюбишь - в обиду не дашь. Уж так человек устроен - что любит, то и защищает".

Писатели - юбиляры января

 

4 января исполняется  225 лет со дня  рождения Я.Гримма (1785-1863), немецкого сказочника. 
Якоб Людвиг Гримм родился в Германии в графстве Ханау. В семье было пять братьев и одна сестра. Отец их был судьей, а мать вела хозяйство. Старших детей звали Якоб и Вильгельм. Были они неразлучными братьями-погодками. Вместе бегали в соседскую мастерскую перчаточника, вместе занимались французским. Когда Якобу исполнилось шесть лет, семья перебралась на родину отца, в тихий и уютный Штайнау. Чудес здесь было предостаточно. Чего только стоил один старый дом, где поселились Гриммы, и где, по рассказам взрослых, глухими  ночами бродил призрак. Сказка детства кончилась когда умер отец, и одиннадцатилетнему Якобу пришлось стать главой семьи. В Европе разгорался пожар Наполеоновских войн. Они не обошли стороной и Германию. Ах, как нужна  была тогда семье Гриммов  добрая фея из сказки. Этой доброй феей для братьев Гримм долгие годы была сестра их матери. Она помогла дать детям образование. И перед двумя серьезными и упорными юношами распахнулся весь мир: Париж, Вена, Берлин, Стокгольм. В городе Кассель они закончили лицей за четыре года, вместо положенных семи. Затем братья поступили в Марбургский университет. Но юридическая профессия, выбранная по семейной традиции, привлекала их все меньше. Насколько интереснее было отыскивать в старинных рукописях средневековые поэмы и сказания. Однако поэзия поэзией, а братьям необходимо было думать о куске хлеба. Одна за другой сменялись профессии: секретарь военной миссии, дипломат, библиотекарь. Родной «старый  язык, поэтическое искусство и право» - вот что увлекало братьев все сильнее. В 1806-1807 годах появились первые статьи Якоба и Вильгельма, а к 1811 году и первые книги. Иногда они были подписаны именем одного из братьев. Но если работу было невозможно разделить они ставили два слова «Братья Гримм». Братья не были похожи: серьезный и сторонящийся «бездельных» компаний Якоб и мягкий, романтичный Вильгельм. Работа Якоба Гримма над «Грамматикой» и «Словарем» немецкого языка вызвала интерес больший, чем в свое время сказочный сборник. Братья стали профессорами, членами национальных академий, одними из основателей науки германистики. За всю свою жизнь братья Гримм написали и подготовили к печати множество необыкновенно важных и сложных научных работ, которые живут и по сей день. 
Произведения: «Немецкая грамматика», «Словарь немецкого языка»,  «Немецкая мифология», «Древности германского права», «Германские героические сказания», сказки: «Золотой гусь», «Маленькие человечки», «Бременские музыканты» и многие другие.

5 января исполняется  90 лет со дня  рождения Н.Сладкова (1920-1996), детского писателя. 
Николай Сладков родился в Москве, в семье, далекой как от всепоглощающего интереса к природе, так и от науки: отец — токарь, мать занималась домашним хозяйством. Был он мальчиком сугубо городским. И около его дома не шумел дремучий бор, а над окном городской квартиры не вили гнезда ласточки. Его встреча с природой, пусть и не дикой, но все-таки настоящей, не прирученной, случилась в старинных запущенных парках Детского Села. Здесь, под Ленинградом, семья Сладковых жила пять лет, и здесь мальчик мог почувствовать себя следопытом, участником таинственных приключений в духе любимых Фенимора Купера и Жюля Верна. Двенадцатилетний следопыт , поняв, что «загадки в лесу — на каждом шагу», решил вести дневник наблюдений. Может быть, тогда и родился поэт в его сердце. Счастливая встреча у лесного костра привела Сладкова в кружок юных натуралистов при Зоологическом институте Академии наук. Именно здесь и случилась счастливая встреча с писателем Виталием Бианки. На страницах бианковской «Лесной газеты» появились крохотные заметки Н.Сладкова. Отечественная война заставила получить профессию, о которой поначалу и не думалось. Ох, как пригодилось военному топографу его знание природы. Первая книга «Серебрянный хвост» вышла в 1953 году. Н.Сладков снова отправлялся в путешествие за новыми рассказами. Писатель находил их в серой  пустыне, в экзотической Африке, Индии, любимой Ерзовке, среди диковинных новгородских лесов. Везде ждали поразительные открытия. Из своих поездок он возвращался переполненный впечатлениями, и нагруженный толстенными блокнотами с записями. Н.Сладков призывал читателей: «Откройте глаза — и красота земли хлынет в вас  водопадами красок...Всё живое пропитано поэзией и красотой». 
Произведения: «Дети радуги», «Бежал ежик по дорожке», «За пером синей птицы», «Земля над облаками», «Земля солнечного огня», «Лесные сказки», «Лесные тайнички», «Планета чудес», «Подводная газета», «Свист диких крыльев» и др.

7 января исполняется  85 лет со дня  рождения Д.Даррелла (1925-1995), английского зоолога  и писателя. 
Родился Джералд Даррелл в Индии, и именно там произнес свое первое слово «зоо», что было верным признаком надвигающейся «зоомании». После смерти отца семья переезжает из Индии на греческий остров Корфу. Прекрасный, солнечный Корфу стал для десятилетнего мальчика настоящим «садом богов», где он мог с утра до вечера наслаждаться обществом муравьев, ужей, ежей, дельфинов. И главное, где он окончательно утвердился в решении стать звероловом и даже открыть свой зоопарк. После колледжа, законченного в Англии, он некоторое время служил в зоомагазине, а потом — в зоопарке Уипснейд. И в 22 года Джералд оправился в свою первую экспедицию в Африку. Через год последовала вторая и третья в Британскую Гвиану. Старший брат предложил Джералду описать свои путешествия. И так велико было обаяние его удивительно свежих и невероятно остроумных рассказов о дальних странах и экзотических животных, что первая же книга «Перегруженный ковчег» была сметена с прилавков. Последующие книги ожидала та же участь. В середине 50-х годов к Джералду Дарреллу пришла известность и возможность совершать новые экспедиции. В 1959 году он наконец-то организовал свой зоопарк на острове Джерси в проливе Ла-Манш, который стал первым в мире специализированным центром по сохранению животных, оказавшихся на грани исчезновения. Произошло это за четыре года до издания знаменитой «Красной книги». 
Произведения: «Моя семья и другие звери», «Перегруженный ковчег», «Птицы, звери и родственники», «Сад богов», «Земля шорохов», «По всему свету», «Филе из палтуса» и др.

Информация о работе Детские иллюстраторы. Любимые художники 19 века