Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:10, контрольная работа
Родился Евгений Иванович Чарушин в Вятке (ныне Киров) 29 октября (11 ноября) 1901 в семье губернского архитектора И.А. Чарушина.
Важно также постараться донести до читателя и раскрытие иллюстрацией композиционного приема, положенного в основу литературного произведения. Ощутив с помощью иллюстраций композицию литературного построения, младшим школьникам легче воспринимать и само литературное произведение в единстве его идейного содержания и художественной формы.
И наконец последнее средство - это отражение иллюстрацией языка литературного произведения. Язык - важнейшее выразительное средство. Язык иллюстрации - это язык изобразительного искусства. Поэтому так важно научить ребенка чувствовать язык искусства, соответствие между стилем (языком) иллюстрации и стилем (языком) литературного произведения.
Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация в книге - это первая встреча детей с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию.
3. Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о изобразительных средствах иллюстрации.
Прежде всего, педагог
воспитывает у детей интерес
к произведениям искусства, вызывает
внимание к ним. Постепенно он формирует
способность эстетического
Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.
При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование - "Кто больше увидит на картинке?", побуждая его к наблюдательности и высказываниям.
В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.
Старшие дошкольники
приобретают умение воспринимать произведения
различного содержания, а не только
те, в которых имеется
Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.
Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа).
Воспитатель подводит детей к умению сравнивать одну картину с другой. Старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу. Например, показав детям картины И. Левитана "Март" и А. Саврасова "Грачи прилетели", воспитатель спрашивает, где, по их мнению, изображена ранняя и где поздняя весна. "Здесь грачи уже вьют гнезда, - говорит один мальчик, показывая на картину А. Саврасова, - а здесь, - показывает на картину "Март", - еще ни одной птички не видно, и тут снегу много, а там он весь потемнел, тает, на крышах снега совсем нет".
Вопрос воспитателя "На какой картине изображен солнечный день?" - направляет внимание детей на колорит картины - сочетание красок, характерное для весеннего дня. Затем педагог просит детей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный день в картине "Грачи прилетели"
Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, когда у детей развито умение рассматривать картины и воспитан интерес к ним, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания.
Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом.
Так, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалков) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.
В результате таких занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю. Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки. Можно, например, организовать игру в "магазин", где продаются открытки, и дети будут сами выбирать их.
Весной, после того как в старшей группе систематически проводилось рассматривание картин, хорошо устроить в групповой комнате или в зале выставку. Все репродукции картин, которые дети видели в течение года, вставляются под стекло или в картонные паспарту и красиво размещаются на стенах. К ним прибавляется несколько новых картин.
Когда выставка готова, воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной картины к другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли то, что для них ново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку. Дети говорят, какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые картины, высказываются об их содержании.
Итак, в детском саду используются следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством: Рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для занятия обычно подбираются произведения одного какого-либо вида искусства - или репродукции картин, или скульптура, или произведения декоративно-прикладного искусства.
Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.
В детском саду, в групповой комнате или зале, устраиваются выставки художественных произведений на ту или иную тему или из произведений какого-либо вида искусства: эстампы, иллюстрации, скульптура и пр.
Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей о виденном. Прежде всего педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.
Заключение
Изобразительное искусство является одним из важнейших средств в воспитании подрастающего поколения. Особую роль в этом играют произведения книжной графики, которые создаются специально для детей. Книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научается читать и писать. Детская книга представляет собой комплекс искусств - слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Детей привлекает в ней именно картинка. Сущность детской книги, ее предназначение предполагают использование условных художественных решений в работе над иллюстрациями. Изобразительная параллель должна отвечать содержанию сказочной литературы, ее стилистическим особенностям, которые проявляются, прежде всего, в сюжете и его организации, направленной на создание удивительного, невероятного и фантастического.
Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Изобразительное искусство не только изображает окружающую действительность, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к изображаемым событиям и предметам.
Особенности жанра
отражаются на характере изобразительно-
педагогика искусства
Казакова
Тамара Гавриловна, кандидат педагогических
наук, ведущий научный сотрудник лаборатории
эстетического развития Центра «Дошкольное
Детство» им. А.В. Запорожца, Москва,
e-mail: dariza91@mail.ru
Искусство и ребёнок.
Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и предстаёт перед воспринимающими его людьми в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами – всеми художниками в различные периоды исторического развития общества. Оно несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Искусство расширяет социальный опыт человека, его взаимодействие с природой и обществом, другими людьми. В этом проявляется коммуникативная функция искусства. Оно способствует также познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, графике, скульптуре, архитектуре. В процессе обучения, образования детей, подростков возрастает просветительская роль искусства. Художественные произведения разделяются на различные виды искусства в зависимости от того, какая сторона действительности отражается в них. Общие свойства искусства специфически проявляются в его различных видах. Объектом отражения в искусстве являются все эмоциональные стороны действительности, природы и общества. К ним относятся, прежде всего, эмоции людей – внешние проявления чувств, характеров, которые передаются в мимике лица, жестах, позах; в интонациях голоса, движениях и т. п. Художественный образ в изобразительном искусстве – это отражение действительности. И, вместе с тем, он никогда не является её буквальной копией, «слепком». Явления действительности, перенесённые в искусство, выражают отношение художника к изображаемому и таким образом служат утверждению тех или иных эстетических идеалов. Искусствоведы, философы (В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков, И.Б. Астахов и др.), характеризуя особенности художественного образа, отмечают, что художник, его создающий, имеет определённое мировоззрение, разделяет определённую систему эстетических взглядов и соответственно относится к жизни. Изобразительное искусство обладает своим «языком», который помогает художнику выразить свои мысли, чувства, своё отношение к действительности. Посредством «языка» искусства жизнь отражается художником во всём многообразии. И.Б. Астахов пишет: «Изобразительный «язык», присущий каждому виду искусства, не является чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа. Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из существенно важных сторон образной специфики». «Язык» изобразительного искусства многообразен, каждый вид искусства имеет свою специфику, свои законы, которые необходимо знать не только художнику, но и педагогу. Образы искусства, благодаря знанию «языка», воспринимаются ярко, живо, формируются чувства, вызывают эмоциональное отношение к событиям и явлениям, помогают глубже воспринимать окружающую действительность. Хотя произведение искусства создано из определённого материала и не существует без него, главное в нём – художественный образ. В процессе художественного творчества материал преобразуется, теряет самостоятельное значение и предстаёт как художественный образ. Например, краски, нанесённые на холст, или обработанный камень становятся портретом человека (в живописи и скульптуре). Художественный образ произведения создан художником в соответствии с его представлениями о реальном или сказочном мире и является материальным изображением явлений природы и общества или фантастических, сказочных событий, не существующих в действительности. Из рассмотренного следует, что произведения различных видов искусства обладают и изобразительностью, и выразительностью. Художественный образ в искусстве есть выразительное изображение как реальных, так и фантастических явлений, в которых концентрированно отражаются эмоциональные стороны действительности, а поэтому выражаются общезначимые чувства, характеры людей. Различие произведений искусства по их существу – по отражённым в них эмоциональным сторонам действительности, жизни общества – является основанием для классификации всего искусства, разделения его на различные виды и жанры. Так архитектурное произведение искусства качественно отличается от утилитарной постройки тем, что оно является выразительным изображением или воспроизведением места жизни, отдыха, труда людей передающим их чувства, мироощущение и мировоззрение. Архитектура способна, например, выразить свободу, величие, торжественность, открытость, стремительность и т. п. Специфические особенности художественного образа в архитектуре превращают утилитарное сооружение в произведение искусства: дом – в дворец, храм; ворота – в арку и т. п. Выражение чувств и характеров людей к скульптуре приводит к тому, что объёмное воспроизведение в камне и других материалах предстаёт одухотворённым в образе героя, деятеля науки и культуры и т. д. В живописи (как и в скульптуре) выделяются различные жанры – мифологический, исторический, бытовой, батальный, сказочный, портрет, пейзаж, натюрморт. Особые чувства (покоя, торжественности, таинственности и т. п.) способны выразить пейзажи и натюрморты, в которых с помощью цвета передаётся красота природы. Свои особенности отражения действительности имеют и другие виды искусства. И все они вместе выражают многогранные оттенки, насыщенность человеческих чувств и характеров, с позиций определённого мировоззрения. Итак, рассмотренные общие свойства искусства (изобразительность, выразительность) связаны с отражением в художественных образах эмоциональных сторон действительности – жизни природы, человека. Приобщение к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок получает первые художественные впечатления. В этот период он эмоционально воспринимает произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные изделия), постепенно постигает их художественный «язык». Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое в своём развитии проходит определённый путь становления. По мнению А. В. Запорожца, эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка. По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребёнок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и её изображением. Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина считают, что необходимо активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие произведений искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров.
Информация о работе Детские иллюстраторы. Любимые художники 19 века