Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 21:32, курсовая работа
Стивен Кинг – автор разносторонний и работающий в разных жанрах, от детектива до романа-фэнтези. Он является одним из самых успешных и интереснейших писателей современности, внесших колоссальный вклад в развитие американской литературы. Стивену Кингу заслуженно присуждено множество престижных наград, таких как Премия Брэма Стокера, Премия Хьюго, Премия Британских писателей-фантастов и другие.
Кинг работает преимущественно в жанрах фантастики (мистики и ужасов), но его произведения воспринимаются как реальные истории, персонажи как живые существа. В этом и заключается сила фантастики. Многое в своем творчестве писатель действительно почерпнул из реальной жизни. В частности, описываемые им детские страхи вполне могут встретиться у любого среднестатистического ребенка, поэтому рассмотрение образов детских страхов в романах Стивена Кинга «Куджо» и «Кладбище домашних животных» в равной степени будет интересно как с психологической, так и с литературоведческой точек зрения.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филологический факультет
Программа “Лингвистика и межкультурная коммуникация”
Васендина Вера Васильевна
ДЕТСКИЕ СТРАХИ В РОМАНАХ СТИВЕНА КИНГА
«КУДЖО» И «КЛАДБИЩЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ»
Курсовая работа
Научный руководитель:
Д. ф. н., доц. Головачева Ирина Владимировна
Санкт-Петербург
2010
Оглавление:
Темой данной курсовой работы является
анализ образов детских страхов
в романах Стивена Кинга «
Стивен Кинг – автор разносторонний и работающий в разных жанрах, от детектива до романа-фэнтези. Он является одним из самых успешных и интереснейших писателей современности, внесших колоссальный вклад в развитие американской литературы. Стивену Кингу заслуженно присуждено множество престижных наград, таких как Премия Брэма Стокера, Премия Хьюго, Премия Британских писателей-фантастов и другие.
Кинг работает преимущественно в жанрах фантастики (мистики и ужасов), но его произведения воспринимаются как реальные истории, персонажи как живые существа. В этом и заключается сила фантастики. Многое в своем творчестве писатель действительно почерпнул из реальной жизни. В частности, описываемые им детские страхи вполне могут встретиться у любого среднестатистического ребенка, поэтому рассмотрение образов детских страхов в романах Стивена Кинга «Куджо» и «Кладбище домашних животных» в равной степени будет интересно как с психологической, так и с литературоведческой точек зрения.
«Кинг умело препарирует все страхи, выступая, по его собственным словам, «психоаналитиком наоборот». «Этим парням платят за то, что они развеивают людские страхи, а мне – за то, что я их укрепляю». Вероятно, нужно и то, и другое – «мы описываем выдуманные ужасы, чтобы помочь людям справиться с реальными».1
Задачей данной курсовой работы является рассмотрение образов детских страхов в романах Стивена Кинга «Куджо» и «Кладбище домашних животных». Целью данной курсовой работы является анализ использования образов детских страхов с психологической точки зрения.
В ходе работы над курсовой была использована литература по психологии: книга «Ночные и дневные страхи у детей» Захарова, в которой рассмотрены разные виды страхов и рассказано к чему они могут привести и как лучше с ними справляться; книга по детской психологии Смирновой. Для понимания общих закономерностей развития темы страхов в литературе была взята книга Говарда Ф. Лавкрафта «Сверхъестественный ужас в литературе». Биографию Стивена Кинга можно найти на его официальном сайте, а также Вадимом Эрлихманом было написано что-то вроде биографической книги и исследования его творчества – «Стивен Кинг. Король темной стороны». Также, в своей работе я пользовалась оригинальными текстами романов, а также книгой Стивена «Пляска смерти», в которой подробно изучен феномен жанра ужасов в литературе и кинематографе.
Всемирно известный автор романов жанра хоррор Стивен Эдвин Кинг родился 21 сентября 1947 года в Портленде, штат Мэн. Он был вторым сыном Дональда и Нелли Рут Пилсберри Кинг, первый ребенок, Дэвид, был приемным сыном, поскольку все думали, что Нелли не может иметь детей. Появление Стивена накалило обстановку в семье, и однажды вечером, когда Дональд вышел за сигаретами, он так и не вернулся. Кинг начал писать с семи лет, издавал совместно с Дэвидом в школе газету «Горчичник Дейва». Позже он работал спортивным репортером лисбонской газеты «Уикли Энтерпрайз». Писательское ремесло манило его. Он поступает в университет штата Мэн на отделение английской филологии; начинает вести активную студенческую жизнь – становится членом Студенческого Сената, ведет еженедельную колонку в газете, поддерживает движение против войны во Вьетнаме. После выпуска он мог преподавать в университете, однако он не сумел сразу найти работу, поэтому Кинг жил на средства, получаемые от продажи рассказов в мужские журналы.
Во время учебы в университете он встречает в библиотеке свою будущую жену, Табиту Спрус, на которой он женится в 1971 году. Табита также является писателем и активистом. Той же осенью 1971 Кинг получил место преподавателя английского языка в Академии Хэмпден в Мэне. У него были проблемы с алкоголем и наркотиками, и это продлилось очень долгое время. Во время своей работы в Академии он продолжал писать короткие рассказы и романы.
Весной 1973 года издательство Doubleday & Co опубликовало его ставший впоследствии известным роман «Кэрри». Интересна история его написания. Когда Стивен Кинг работал над образом девушки с паранормальными способностями, он поддался отчаянию, посчитал все написанное полной чушью и выбросил все, что он успел написать. Но Табита спасла бумаги и буквально вынудила его закончить роман. Кинг получил две с половиной тысячи долларов авансом, что совсем немного за роман, даже по тогдашним меркам, но он заработал четыреста тысяч долларов на авторских правах, разумеется, отдав половину издателю. Кинг понял, что деньги от больших продаж позволят ему оставить преподавательскую карьеру и посвятить все свое время творчеству.
Вскоре после выхода «Кэрри» его мать умерла от рака. Перед смертью ее сестра читала ей отрывки из романа, и она успела застать радостную новость о его публикации.
Кинг с семьей переехал в Боулдер, штат Колорадо, где он написал «Сияние». Дать книге такое название его вдохновила песня Джона Леннона «Instant Karma», в которой была такая строчка: «We all shine on…». Роман стал бестселлером и сделал Стивена Кинга королем жанра ужасов. В 1975 году он вернулся в Мэн, где закончил свой следующий роман «Противостояние», который был номинирован на Всемирную премию фэнтези 1979 года. Роман повествует о том, что случится с человечеством, после того как большая часть умрет во время пандемии опасного и быстро распространившегося заболевания.
Следует отметить тот факт, что по романам и рассказам Стивена Кинга снято около 90 фильмов и телесериалов, самый первый – «Кэрри» (1976), последний – «Кадиллак Долана» (2009).
В начале семидесятых Кинг начал работать над сагой о Стрелке Роланде, который преследует Человека в черном в параллельной реальности. Цикл этих книг известен под общим названием «Темная башня».
В конце семидесятых Кинг публикует большое количество небольших романов («Ярость», «Долгая прогулка» и другие) под псевдонимом Ричард Бачман. Он хотел провести эксперимент и выяснить, сможет ли он повторить свой путь к успеху снова. Обман был раскрыт работником книжного магазина, Стивом Брауном, который был большим поклонником творчества Стивена Кинга и заметил сходство стилей.
В восьмидесятые Кинг принимал разные виды наркотиков. Это был очень тяжелый период, но он сумел справиться с этой проблемой.
19 июня 1999 в 16:30 он читал книгу и прогуливался по тротуару на западе штата Мэн, когда водитель Брайан Смит, отвлекшийся на своего непослушного ротвейлера в задней части минивэна, сбил его. Кинг пролетел пять метров и приземлился на обочине. Новости сразу распространили весть о гибели известного писателя, но он выжил. Кинг провел в больнице достаточно много времени и перенес пять операций за десять дней. Юристы Стивена Кинга и двое других людей, имена которых не разглашаются, приобрели фургон Смита за полторы тысячи долларов, чтобы он не вызвал нездоровый ажиотаж на аукционе eBay. Впоследствии фургон был сдан в металлолом после того, как Кинг основательно поколотил его бейсбольной битой. В последней книге «Темной башни» использованы фрагменты диалогов Кинга и Смита также, как и детальное описание травм. Два года спустя писатель перенес осложнение из-за поврежденного в аварии легкого - тяжелую форму пневмонии.
К 2002 году Стивен Кинг опубликовал около сорока романов и несколько сборников рассказов. В сентябре 2002 года Кинг выступил с заявлением об уходе с литературного поприща после завершения работы над своей культовой эпопеей «Темная Башня». Писатель утверждал, что он не хочет превращаться в графомана, поскольку, на сей день, он высказал все, что хотел сказать. При этом он не отрицал того, что если у него появится стоящая идея, то он обязательно напишет книгу. Однако вскоре он издал документальную книгу «Болельщик», написанную в соавторстве со Стюартом О'Нэном, а затем романы «Мобильник», «История Лизи», «Блейз» и «Дьюма-Ки».
19 ноября 2003 года Стивен Кинг был удостоен одной из высших литературных наград США – «За выдающийся вклад в американскую литературу». Получение этой награды фактически означает присвоение статуса живого классика американской литературы.2
Как сказал Говард Ф. Лавкрафт, «в настоящей истории о сверхъестественном есть нечто большее, чем тайное убийство, окровавленные кости или привидение с гремящими цепями. В ней должна быть ощутимая атмосфера беспредельного и необъяснимого ужаса перед внешними и неведомыми силами; в ней должен быть намек, высказанный всерьез, как и приличествует предмету, на самую ужасную мысль человека - о страшной и реальной приостановке или полной остановке действия тех непреложных законов Природы, которые являются нашей единственной защитой против хаоса и демонов запредельного пространства».3
Зачинателем детской американской литературы следует признать Натаниэля Готорна, опубликовавшего в 1841 году книгу сказок «Дедушкино кресло». Использование именно образов детских страхов встречается во многих произведениях американской литературы, например в XIX веке в известном произведении Генри Джеймса «Поворот винта», в котором дети видят и в некотором роде выступают сообщниками призраков. Писатель создал по-настоящему достоверное ощущение страшной угрозы, рассказывая о двух мертвых слугах и их злой власти над маленькими мальчиком и девочкой, когда-то отданными под их опеку.
Также можно вспомнить о многочисленных сказках и ужастиках, создаваемых специально для детей, и героями которых дети же и являлись. Огромное число таких ужастиков можно найти сейчас в книжных магазинах, среди ведущих авторов назовем Роберта Лоренса Стайна. Его творчество началось в 1960-1970х годах, его всемирно известная серия ужастиков для детей и подростков называется «Улица страхов». Главными героями выступают, как правило, дети со своими страхами и комплексами. Его книги приобрели большую популярность благодаря увлекательным сюжетам и тому, что детские страхи абсолютно реалистично описаны.
Еще один выдающийся американский писатель-фантаст, в произведениях которого можно встретить образы детей и детские страхи – Рэй Бредбери. В качестве примера, такие рассказы как «Девушка в сундуке», «Озеро», «Электрическое тело пою» и другие. В «Девушке» показываются переживания маленького мальчика, случайно обнаружившего на чердаке в сундуке тело своей любимой няни. Ему начинает казаться, что все в доме скрывают какую-то ужасную тайну, и что девушка знала ее, и поэтому ее убили. И его дядя, каждый раз рассказывающий на ночь жутковатую сказку о возлюбленной рыцаря, которую поглотила тьма, ведет себя странно и в конце оказывается тем самым убийцей.
В его же рассказе «Электрическое тело пою» мы сталкиваемся с детским страхом потери близкого человека, пусть даже таким «близким человеком» оказывается робот-няня. Для детей это, пожалуй, самое страшное, что может случиться – когда тот, кого они любили и считали неотъемлемой частью своей жизни, уходит в другой, далекий и неведомый мир, из которого нет возврата.
Если рассмотреть роман Бредбери «Вино из одуванчиков», то и там можно встретить образы детских страхов, поскольку роман целиком написан о детях и их внутреннем мире. Но у данной курсовой работы нет цели разбирать все случаи использования образов детей и детских страхов в американской литературе. Традиция использования такой интересной темы, как детские страхи, так или иначе представлена в литературе. Стивен Кинг, в свою очередь, очень захватывающе и профессионально использует ее в своих романах. Благодаря этому цель – напугать читателя – достигается успешно и быстро, поскольку самое страшное в книгах и фильмах ужасов – это когда там появляются дети. Теперь подробно рассмотрим образы детских страхов в романах Стивена Кинга «Куджо» и «Кладбище домашних животных».
Сюжет романа «Куджо» в основном складывается вокруг семьи Трентонов – Вика (дизайнера рекламы), его жены Донны и их маленького сына Тэда. Все происходит в вымышленном городке Кастл-Рок в штате Мэн. Огромный сенбернар Куджо, принадлежащий маленькому Бретту Кэмберу, в погоне за кроликом случайно застревает в небольшой пещерке, полной летучих мышей, получает укус и заболевает бешенством. Дружелюбный увалень превращается в кровавого монстра и начинает терроризировать жителей. Самый страшный эпизод романа, когда Донна с Тэдом сидят в машине без возможности выйти, поскольку снаружи их поджидает Куджо, и медленно умирают от жажды и невыносимой жары.
Существует большое число страхов, фобий. Некоторые из них встречаются у большого количества людей, некоторые сугубо индивидуальны. В романе Стивена Кинга «Куджо», в самом начале, реалистично и правдоподобно описывается распространенный детский страх – страх чудовища, спрятавшегося в комнате. Этот страх обычно возникает ночью, поэтому возможно соотнести его со страхом темноты. Однако в данном случае герой романа, Тэд Прентон боится именно монстра, спрятавшегося в его шкафу и следящего за ним оттуда:
«Этот «кто-то» был невысокого роста, с маленькой головкой, теряющейся в огромных плечах, и глазами, мерцающими словно янтарные впадины — существо, которое было похоже на получеловека-полуволка. И его глаза неотступно следили за мальчиком, когда он вставал, его волосы стояли дыбом, из его глотки вырывалось хриплое ледяное дыхание, дикие глаза, смеясь, обещали ужасную смерть и отзвук криков, который никто не услышит. Кто-то сидел в его шкафу».4
Здесь страх быть убитым чудовищем имеет под собой все основания. В самом начале романа повествуется о сумасшедшем полицейском Фрэнке Доде, убившем шесть женщин. Это был совершенно обычный человек:
Информация о работе Детские страхи в романах Стивена Кинга "Куджо" и "Кладбище домашних животных"