Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:52, реферат
Обогащение науки и практики тесно связано с глубоким анализом социальных идей, накопленных человеческой цивилизацией в прошлые эпохи. Особый интерес в этом отношении представляет изучение творческого наследия М.В. Ломоносова. Гений, которого необходимо рассматривать на фоне развития мировой и русской культуры.
Выдающийся ученый жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования, шла острая борьба в религии, развивалась русская наука, большое распространение получило просветительство.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..1
1. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА…………………….…2-5
1.1 Краткие биографические сведения о М.В. Ломоносове
1.2 Ломоносов - естествоиспытатель
1.3 Ломоносов - крупнейший философ
1.4 Ломоносов - историк
2 ВКЛАД М.В. ЛОМОНОСОВА В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ……………………………………………………………………….…….6-15
2.1 Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова, их характеристика
2.2 Дидактические идеи в педагогической теории М.В. Ломоносова
2.3 Развитие М.В. Ломоносовым русской педагогической терминологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА……
1.1 Краткие
биографические сведения о М.В.
1.2 Ломоносов
- естествоиспытатель
1.3 Ломоносов
- крупнейший философ
1.4 Ломоносов
- историк
2 ВКЛАД
М.В. ЛОМОНОСОВА В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ…………………………………………………………………
2.1 Этапы
педагогической деятельности М.
2.2 Дидактические
идеи в педагогической теории
М.В. Ломоносова
2.3 Развитие
М.В. Ломоносовым русской педагогической
терминологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…………………………………………………………………….16
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..…17-19
ВВЕДЕНИЕ
Обогащение
науки и практики тесно связано с
глубоким анализом социальных идей, накопленных
человеческой цивилизацией в прошлые
эпохи. Особый интерес в этом отношении
представляет изучение творческого наследия
М.В. Ломоносова. Гений, которого необходимо
рассматривать на фоне развития мировой
и русской культуры.
Выдающийся
ученый жил и творил в послепетровскую
эпоху, когда происходили исторически
значимые социальные преобразования,
шла острая борьба в религии, развивалась
русская наука, большое распространение
получило просветительство.
Как достойный
преемник просветителей М.В. Ломоносов
выступил борцом за создание национальной
науки и культуры, сторонником
широкого народного просвещения. Острый,
наблюдательный ум естествоиспытателя
позволил ему в эпоху российского
просвещения на высоком научном уровне
поставить такие проблемы, как предмет
педагогики, сущность воспитания и образования,
организация обучения, его содержание.
Широко
понимая назначение педагогики, М.В.
Ломоносов считал ее неотъемлемой частью
мировой и русской культуры. Формирование
молодого поколения российского юношества
в духе общечеловеческой нравственности,
поощрения к познанию окружающего мира,
научных и культурных ценностей - эти основополагающие
ломоносовские идеи остаются актуальными
и сегодня.
1.
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
М.В. ЛОМОНОСОВА
1.1
Краткие биографические
сведения о М.В.
Ломоносове
Родился
М.В. Ломоносов 8 ноября (19 - по новому стилю)
1711 г. в деревне Мишанинской
Жизнь
среди поморов, поморские плавания
с отцом, борьба с лишениями, суровыми
природными условиями способствовали
появлению в М.В. Ломоносове необычайных
физических и нравственных сил, закалили
его характер, приготовили к борьбе. В
нем рано пробудился интерес к чтению,
к познанию необычного, нового.
Грамоте
Ломоносов обучился поздно к двенадцати
годам. Учился он у соседа, крестьянина
Шубного, а мотом у местного дьяка
Сабельникова. Ломоносов понимал, что
для приобретения больших знаний необходимо
выучить латинский, греческий и другие
иностранные языки. Овладеть же этими
языками можно было только в крупных городах.
И вот зимой 1730 г. Ломоносов отправился
в Москву с тремя рублями, занятыми у соседа,
и связкою своих книг - грамматикой и арифметикой,
составляющих тогда всю его библиотеку.
В январе 1736 года М.В. ломоносов был зачислен
в Славяно-греко-латинскую академия. В
академии Ломоносов за пять леи постиг
то, что иным не удавалось и за восемь.
Не довольствуясь поурочными заданиями
М.В.Ломоносов самостоятельно изучает
древнерусскую летопись, труды греческих
и римских авторов, знакомится в монастырской
библиотеке с книгами по философии, физике,
математике. К концу обучения в академии
он становится человеком замечательной
учености. В особенности значительными
были его познания в области истории, поэтики,
риторики.
1 января
1736г. вместе с другими
В сентябре1736г. Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с двумя студентами направляют в Марбург (Германия) для изучения химии и горнорудного дела.
В июне
1741 г. Ломоносов, полный сил и энергии,
возвращается в Россию и приступает
к работе в академии наук. Он проработал
в ней свыше двадцати лет, доказав, что
гений умеет торжествовать над всеми препятствиями,
какие ни противопоставляет ему вражеская
судьба. Лишь в 1745 г. после энергичных обращений
к Елизавете Петровне Ломоносов был, наконец
определен в звании профессора химии.
Умер М.В. Ломоносов 15 апреля 1765 года.
1.2
Ломоносов - естествоиспытатель
Величайшая
заслуга М.В. Ломоносова состояла в
том, что он был одним из создателей
химии как науки. Он положил в
основу химии точные начала. Ломоносов
ввел в химическую практику основные
принципы количественного и качественного
анализа. Он считал, что уверенность в
результатах опытов зависит от работы
с чистыми химическими веществами и реактивами.
Огромной заслугой М.В. Ломоносова является
создание первой в России химической лаборатории.
Почти сразу же после возвращения из Германии
в 1742 г. Ломоносов обращается в Академию
с прошением о постройке лаборатории.
В этой лаборатории он провел большинство
своих химических и физических опытов,
составивших славу русской науки.
Велика
и никогда не изгладится в сознании
нашего народа роль М.В. Ломоносова не
только в развитии химии и физики, но и
других отраслей естествознания. Выдающуюся
роль он сыграл в развитии астрономии,
географии, геологии и метеорологии. Он
был одним из создателей астрономических
обсерваторий в России, организатором
многих географических экспедиций, наставником
целого поколения русских ученых.
Ломоносов
чрезвычайно много сделал и для
русской географической науки. Его
творческий гений с особой силой
сказался в постановке проблем географии
Северного Ледовитого и Тихого океанах.
М.В. Ломоносов
был одним из создателей геологии.
В своих трудах «Слово о рождении
металлов от трясения земли» (1757г.), «Первые
основания металлургии или
Еще в 1742г.
Ломоносов пишет «Первые
труды,
но и практические руководства для
осуществления горных выработок. Он
собирает коллегии минералов при
географическом департаменте
Академии
наук, систематизирует их, отправляет
многочисленные геологические экспедиции
в разные концы России, страстно убеждает
русских людей в неисчисляемых богатствах
нашей страны
1.3 Ломоносов
- крупнейший философ
М.В. Ломоносов
не только великий естествоиспытатель,
но и крупнейший философ - материалист
ХVIII века. Свое мировоззрение и систему
естественно - научных взглядов Ломоносов
называл «корпускулярной философией».
В основе ее лежала атомно - молекулярная
теория строения вещества, обобщение достижений
химии, физики и других естественных наук.
Во всех
своих опытах и исследованиях, во
всех рассуждениях о натуре (природе)
М.В. Ломоносов безоговорочно
Ломоносовское
понятие материи непременно связывается
с определенной структурой вещества,
а именно, с корпускулами и элементами.
Совершенно ясно, что под корпускулами
Ломоносов понимает молекулы, а под
элементами - атомы. Согласно учению Ломоносова,
у материи два основных вида: материя собственная
(или связанная) и материя посторонняя
(или протекающая, проникающая). К первому
виду он относит материю тел, ко второму
- всемирный эфир. Все тела обладают определенными
или частными качествами. Основные из
них - это протяженность, сила инерции
и движения.
Учение
о неразрывности материи и
движения - безусловно признается и
всесторонне защищается Ломоносовым
на протяжении всей его жизни. Идея
неразрывности материи и
1.4
Ломоносов - историк
При всей
своей разносторонности своих научных
интересов М.В. Ломоносов с особой любовью
и патриотическим вдохновением занимался
историей родной страны. Он был основоположником
и зачинателем исторической науки в нашей
стране. Он стоял у колыбели молодой, делавшей
первые шаги науки истории. М.В.Ломоносов
дал исторической науке то направление,
по которому она развивается в течение
двухсот лет, поставил проблемы, которые
не утеряли своей актуальности в наши
дни и разрешаются советскими историками.
М.В. Ломоносов
был не только великим писателем,
физиком, химиком, но и великим историком.
Он был вооружен знанием всех доступных
тогдашнему историку источников, правильно
понимал место и долг по отношению к своему
народу и владел передовой для своего
времени методологией. Это позволило ему
заложить научные основы прогрессивной
русской историографии, наметить пути
развития исторической науки в нашей стране.
Исторические
взгляды М.В. Ломоносова являлись высшим
достижением русской передовой
мысли ХVIII века. По многим вопросам
М.В. Ломоносов значительно опередил
не только современную ему русскую и зарубежную
историческую науку, но и историографию
ХIХ века.
Труды
М.В. Ломоносова по отечественной истории
должны быть поставлены в один ряд
с открытиями ученого в экспериментальных
науках. Гений М.В. Ломоносова проявился
в полной мере и в его занятиях историей.
2.
ВКЛАД М.В. ЛОМОНОСОВА
В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ
2.1
Этапы педагогической
деятельности М.В. Ломоносова,
их характеристика
В январе
1742 г. М.В. Ломоносов подал в