Дидактические идеи Ломоносова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:52, реферат

Описание работы

Обогащение науки и практики тесно связано с глубоким анализом социальных идей, накопленных человеческой цивилизацией в прошлые эпохи. Особый интерес в этом отношении представляет изучение творческого наследия М.В. Ломоносова. Гений, которого необходимо рассматривать на фоне развития мировой и русской культуры.

Выдающийся ученый жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования, шла острая борьба в религии, развивалась русская наука, большое распространение получило просветительство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..1

1. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА…………………….…2-5

1.1 Краткие биографические сведения о М.В. Ломоносове

1.2 Ломоносов - естествоиспытатель

1.3 Ломоносов - крупнейший философ

1.4 Ломоносов - историк

2 ВКЛАД М.В. ЛОМОНОСОВА В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ……………………………………………………………………….…….6-15

2.1 Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова, их характеристика

2.2 Дидактические идеи в педагогической теории М.В. Ломоносова

2.3 Развитие М.В. Ломоносовым русской педагогической терминологии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..1 

1. НАУЧНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА…………………….…2-5 

1.1 Краткие  биографические сведения о М.В.  Ломоносове 

1.2 Ломоносов  - естествоиспытатель 

1.3 Ломоносов  - крупнейший философ 

1.4 Ломоносов  - историк 

2 ВКЛАД М.В. ЛОМОНОСОВА В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ……………………………………………………………………….…….6-15

 

2.1 Этапы  педагогической деятельности М.В.  Ломоносова, их характеристика 

2.2 Дидактические  идеи в педагогической теории  М.В. Ломоносова 

2.3 Развитие  М.В. Ломоносовым русской педагогической терминологии 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….16 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..…17-19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           1 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Обогащение  науки и практики тесно связано с глубоким анализом социальных идей, накопленных человеческой цивилизацией в прошлые эпохи. Особый интерес в этом отношении представляет изучение творческого наследия М.В. Ломоносова. Гений, которого необходимо рассматривать на фоне развития мировой и русской культуры. 

Выдающийся  ученый жил и творил в послепетровскую  эпоху, когда происходили исторически  значимые социальные преобразования, шла острая борьба в религии, развивалась  русская наука, большое распространение  получило просветительство. 

Как достойный  преемник просветителей М.В. Ломоносов  выступил борцом за создание национальной науки и культуры, сторонником  широкого народного просвещения. Острый, наблюдательный ум естествоиспытателя позволил ему в эпоху российского  просвещения на высоком научном уровне поставить такие проблемы, как предмет педагогики, сущность воспитания и образования, организация обучения, его содержание. 

Широко  понимая назначение педагогики, М.В. Ломоносов считал ее неотъемлемой частью мировой и русской культуры. Формирование молодого поколения российского юношества в духе общечеловеческой нравственности, поощрения к познанию окружающего мира, научных и культурных ценностей - эти основополагающие ломоносовские идеи остаются актуальными и сегодня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        2 

1. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  М.В. ЛОМОНОСОВА 

1.1 Краткие биографические  сведения о М.В.  Ломоносове 

Родился М.В. Ломоносов 8 ноября (19 - по новому стилю) 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской  волости Архангельской губернии. Отец Ломоносова - Василий Дорофеевич - являлся довольно зажиточным человеком. Мать будущего ученого - Елена Ивановна - была дочерью дьякона. К сожалению, она очень рано умерла, оставив единственного сына сиротой. Весь уклад жизни северной поморской стороны наложил отпечаток на впечатлительного М.В. Ломоносова. 

Жизнь среди поморов, поморские плавания с отцом, борьба с лишениями, суровыми природными условиями способствовали появлению в М.В. Ломоносове необычайных  физических и нравственных сил, закалили его характер, приготовили к борьбе. В нем рано пробудился интерес к чтению, к познанию необычного, нового. 

Грамоте Ломоносов обучился поздно к двенадцати годам. Учился он у соседа, крестьянина  Шубного, а мотом у местного дьяка  Сабельникова. Ломоносов понимал, что для приобретения больших знаний необходимо выучить латинский, греческий и другие иностранные языки. Овладеть же этими языками можно было только в крупных городах. И вот зимой 1730 г. Ломоносов отправился в Москву с тремя рублями, занятыми у соседа, и связкою своих книг - грамматикой и арифметикой, составляющих тогда всю его библиотеку. В январе 1736 года М.В. ломоносов был зачислен в Славяно-греко-латинскую академия. В академии Ломоносов за пять леи постиг то, что иным не удавалось и за восемь. Не довольствуясь поурочными заданиями М.В.Ломоносов самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов, знакомится в монастырской библиотеке с книгами по философии, физике, математике. К концу обучения в академии он становится человеком замечательной учености. В особенности значительными были его познания в области истории, поэтики, риторики. 

1 января 1736г. вместе с другими одиннадцатью  учениками Спасских школ М.В.Ломоносов  прибыл в Петербург. Начался  новый очень важный этап в его жизни. Именно здесь окончательно определились его научные интересы и склонности. 

В сентябре1736г. Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с двумя студентами направляют в Марбург (Германия) для  изучения химии и горнорудного дела.

                                                     

                                                             3

В июне 1741 г. Ломоносов, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в академии наук. Он проработал в ней свыше двадцати лет, доказав, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему вражеская судьба. Лишь в 1745 г. после энергичных обращений к Елизавете Петровне Ломоносов был, наконец определен в звании профессора химии. Умер М.В. Ломоносов 15 апреля 1765 года. 

1.2 Ломоносов - естествоиспытатель 

Величайшая  заслуга М.В. Ломоносова состояла в  том, что он был одним из создателей химии как науки. Он положил в  основу химии точные начала. Ломоносов  ввел в химическую практику основные принципы количественного и качественного анализа. Он считал, что уверенность в результатах опытов зависит от работы с чистыми химическими веществами и реактивами. Огромной заслугой М.В. Ломоносова является создание первой в России химической лаборатории. Почти сразу же после возвращения из Германии в 1742 г. Ломоносов обращается в Академию с прошением о постройке лаборатории. В этой лаборатории он провел большинство своих химических и физических опытов, составивших славу русской науки. 

Велика  и никогда не изгладится в сознании нашего народа роль М.В. Ломоносова не только в развитии химии и физики, но и других отраслей естествознания. Выдающуюся роль он сыграл в развитии астрономии, географии, геологии и метеорологии. Он был одним из создателей астрономических обсерваторий в России, организатором многих географических экспедиций, наставником целого поколения русских ученых. 

Ломоносов чрезвычайно много сделал и для  русской географической науки. Его  творческий гений с особой силой  сказался в постановке проблем географии Северного Ледовитого и Тихого океанах. 

М.В. Ломоносов  был одним из создателей геологии. В своих трудах «Слово о рождении металлов от трясения земли» (1757г.), «Первые  основания металлургии или рудных дел» (1763г.) и «О слоях Земных», - Ломоносов заложил основы геологической науки. В своем учении о Земле Ломоносов исходил из признания того, что наша планета имеет свою собственную историю. По Ломоносову земля развивается, но и изменяется. Огромная заслуга М.В. Ломоносова состояла в том, что он не только заложил основы геологии, но фактически явился создателем горнорудного дела в России.

Еще в 1742г. Ломоносов пишет «Первые основания  горной науки», затем на протяжении своей жизни неоднократно пишет  не только теоретические  

                                                     

                                                              4

труды, но и практические руководства для  осуществления горных выработок. Он собирает коллегии минералов при  географическом департаменте 

Академии  наук, систематизирует их, отправляет многочисленные геологические экспедиции в разные концы России, страстно убеждает русских людей в неисчисляемых богатствах нашей страны 

1.3 Ломоносов  - крупнейший философ 

М.В. Ломоносов  не только великий естествоиспытатель, но и крупнейший философ - материалист ХVIII века. Свое мировоззрение и систему естественно - научных взглядов Ломоносов называл «корпускулярной философией». В основе ее лежала атомно - молекулярная теория строения вещества, обобщение достижений химии, физики и других естественных наук. 

Во всех своих опытах и исследованиях, во всех рассуждениях о натуре (природе) М.В. Ломоносов безоговорочно признает материальность бытия. С первых шагов  своей научной деятельности он сознательно  делает упор на материалистический подход к изучению действительности. 

Ломоносовское понятие материи непременно связывается  с определенной структурой вещества, а именно, с корпускулами и элементами. Совершенно ясно, что под корпускулами Ломоносов понимает молекулы, а под  элементами - атомы. Согласно учению Ломоносова, у материи два основных вида: материя собственная (или связанная) и материя посторонняя (или протекающая, проникающая). К первому виду он относит материю тел, ко второму - всемирный эфир. Все тела обладают определенными или частными качествами. Основные из них - это протяженность, сила инерции и движения. 

Учение  о неразрывности материи и  движения - безусловно признается и  всесторонне защищается Ломоносовым  на протяжении всей его жизни. Идея неразрывности материи и движения находит наиболее общее и глубокое выражение в открытом Ломоносовым всеобщем законе природы. Некоторые авторы рассматривали этот закон, как только предвосхищение открытия Лавуазье, трактовали его как физико-химический закон. А между тем он имеет гораздо большее значение, ибо в нем даны в концентрированной форме основные положения передового материалистического мировоззрения ХVIII. 
 
 
 
 

                                                 5 

1.4 Ломоносов - историк 

При всей своей разносторонности своих научных  интересов М.В. Ломоносов с особой любовью и патриотическим вдохновением занимался историей родной страны. Он был основоположником и зачинателем исторической науки в нашей стране. Он стоял у колыбели молодой, делавшей первые шаги науки истории. М.В.Ломоносов дал исторической науке то направление, по которому она развивается в течение двухсот лет, поставил проблемы, которые не утеряли своей актуальности в наши дни и разрешаются советскими историками. 

М.В. Ломоносов  был не только великим писателем, физиком, химиком, но и великим историком. Он был вооружен знанием всех доступных тогдашнему историку источников, правильно понимал место и долг по отношению к своему народу и владел передовой для своего времени методологией. Это позволило ему заложить научные основы прогрессивной русской историографии, наметить пути развития исторической науки в нашей стране. 

Исторические  взгляды М.В. Ломоносова являлись высшим достижением русской передовой  мысли ХVIII века. По многим вопросам М.В. Ломоносов значительно опередил не только современную ему русскую и зарубежную историческую науку, но и историографию ХIХ века. 

Труды М.В. Ломоносова по отечественной истории  должны быть поставлены в один ряд  с открытиями ученого в экспериментальных  науках. Гений М.В. Ломоносова проявился  в полной мере и в его занятиях историей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          

                                                          6 

2. ВКЛАД М.В. ЛОМОНОСОВА  В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ 

2.1 Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова, их характеристика 

В январе 1742 г. М.В. Ломоносов подал в академическую  канцелярию прошение, в котором напомнил о своих успехах в физике, химии  и горнозаводстве и, «выставляя», что  он может учить других этим наукам - жаловался, что просьбы его остаются без исполнения. Это прошение было уважено, и уже через несколько дней М.В. Ломоносова назначили адъютантом по физическому классу. Специальным предметом была обозначена химия. Но поскольку в академии действовала учебная часть, включающая гимназию и университет, то молодому ученому было поручено преподавать, кроме химии, физическую географию, минералогию, стихотворство и штиль российского языка. С этого момента М.В. Ломоносов начал заниматься активной педагогической деятельностью. Условно в ней можно выделить несколько этапов. 

Информация о работе Дидактические идеи Ломоносова