Дидактические идеи Ломоносова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:52, реферат

Описание работы

Обогащение науки и практики тесно связано с глубоким анализом социальных идей, накопленных человеческой цивилизацией в прошлые эпохи. Особый интерес в этом отношении представляет изучение творческого наследия М.В. Ломоносова. Гений, которого необходимо рассматривать на фоне развития мировой и русской культуры.

Выдающийся ученый жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования, шла острая борьба в религии, развивалась русская наука, большое распространение получило просветительство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..1

1. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА…………………….…2-5

1.1 Краткие биографические сведения о М.В. Ломоносове

1.2 Ломоносов - естествоиспытатель

1.3 Ломоносов - крупнейший философ

1.4 Ломоносов - историк

2 ВКЛАД М.В. ЛОМОНОСОВА В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ……………………………………………………………………….…….6-15

2.1 Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова, их характеристика

2.2 Дидактические идеи в педагогической теории М.В. Ломоносова

2.3 Развитие М.В. Ломоносовым русской педагогической терминологии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

М.В. Ломоносов  выступал против той методики преподавания иностранных языков, которую применяли  домашние учителя. Он был сторонником  разумного сочетания теоретической  и практической подготовки по языку. Рекомендовал начинать с познания грамматики, а для закрепления знаний применять устную речь, переводы и сочинения на языке.

Не менее  интересные идеи были высказаны М.В. Ломоносовым о методике преподавания естественных наук. Главное внимание он уделял обучению практическим навыкам, умениям владеть физическими и химическими приборами. 

                                                      12 

Анализ  идей М.В. Ломоносова о методике преподавания предметов свидетельствует о  том, что он стоял у ее истоков.

Таким образом, на формирование дидактических идей М.В. Ломоносова оказало влияние знакомство ученого с опытом обучения в русских и зарубежных школах, собственная педагогическая деятельность. Теоретические посылки он проверял сам как педагог - практик. Велико значение работ Яна Амоса Коменского, с которым М. В. Ломоносов был

знаком. Развитие и обогащение дидактических  идей чешского педагога осуществлено М.В.Ломоносовым на основе учета  национальных особенностей России. 

Кроме того, в его дидактических идеях  находим обращение к опыту  реальных школ Германии. Великому русскому академику принадлежит приоритет в решении многих дидактических проблем, которые позднее получили развитие в русской педагогике 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      
 

                                                    13 

2.3 Развитие М.В. Ломоносовым  русской педагогической  терминологии 

Любая отрасль науки имеет определенную терминологию, отражающую систему и  специфику научного знания. Педагогическая терминология представляет собой совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогической науки. Особенность русской педагогической терминологии состоит в ее народных истоках, в опоре на народную педагогику. 

Новые интеллектуальные запросы общества удовлетворялись с помощью перевода на русский язык понятий, выработанных западноевропейскими языками, или с помощью словарных заимствований. Процесс европеизации коснулся не только публицистической, общественно-бытовой лексики, но и научной. При этом происходило не просто заимствование понятий, а приспособление их, переосмысление, иногда смешение. Стилевые потоки в языке русской письменности были упорядочены М.В. Ломоносовым в его учении о трех стилях единого литературного языка; вследствие этого была заложена основа литературного нормированного словоупотребления в рамках триединой системы речевых средств национального языка, открыт путь в определенные жанры письменности широкому потоку обиходно - разговорной речи, устранены устаревшие слова и грамматические формы, генетически связанные с языком церковно - книжной письменности. Таким образом, на формирование педагогической терминологии в ХVIII веке оказали влияние наличие и сочетание русского литературного языка, русского народного (разговорного), церковнославянского и заимствованных иностранных терминов. 

Различают следующие виды педагогической терминологии: общенаучные педагогические понятия, дидактические категории, воспитательные термины, школоведческая номенклатура, а также психологические термины. Педагогическая терминология включает в себя также названия оборудования, применяемого в учебном процессе, определение типов различных учебных заведений.

К общенаучным  педагогическим терминам относятся  прежде всего такие фундаментальные  понятия педагогической науки, как  воспитание, обучение, учение, преподавание, образование, педагогика.

Уже в  первой половине ХVIII века Ф. Прокопович, Ф. Салтыков, а затем и М.В. Ломоносов  пользовались категорией «воспитание». Широко понимая термин «воспитание», включая в него и образование  молодежи М.В.

                                                             
 
 
 

                                                    14

Ломоносов считал необходимым осуществлять сознательный подход педагога к ребенку в ходе воспитания, добиваться гибкости воздействия  на ребенка, высказывался за «управление нравами». Он не просто употреблял данный термин, а дал ему научное толкование. 
 

В педагогических произведениях ломоносовского периода  отсутствует термин «педагогика». Лишь в «Проекте регламента академической  гимназии» (1758г.) М.В. Ломоносов предлагал учредить при гимназии по образцу некоторых государств педагогию для знатных дворян, под которой он понимал пансион. Хотя М.В. Ломоносов не употреблял в своих сочинениях термин «педагогика», однако у него есть выражение «педагогические расходы», под которыми он имел в виду деятельность учителей по обучению детей. Ученый не пользовался таким словом как «педагог», заменяя его воспитателем, учителем, преподавателем, ритором, лектором, профессором. 

Особое  место в дидактических терминах занимает обозначение различных методов и приемом. У М.В. Ломоносова обнаружили следующие термины: вопрос (ученику), вызов (для ответа), объяснение, выдержать испытание, выучить, вытвердить, изусть твердить, диспут, домашние и школьные упражнения (экзерциции), дневное задание, задача, лекции, лабораторное задание, наставление школьников ( в обучении), награждение (лучших), наказание (ленивых), опыты, переводы (текстов), проверка знаний, приводить примеры, толковать понятия, рассуждать, сочинение, слушание наук, указание (к изучению), учительский спрос, чтение лекций, экзамены, эксперимент, практика. Помимо перечисленного М.В. Ломоносов использовал беседы, аргументацию научных положений, дискуссии, рассуждения. Он первым в истории русской педагогики систематизировал методы и приемы обучения. 

Кроме того, среди дидактических терминов, употребляемых ученым, имеются слова, относящиеся к характеристике классно-урочной  системы. Он ввел в обращение понятия  класс, урок, классные табели, каждый год (имея в виду учебный), полугодие (учебное), перевод из класса в класс, распорядок преподавания, расписание занятий, учебные программы, табель, вакации, аттестат, аудитор. М.В. Ломоносов разработал основы классно-урочной системы как организационной формы обучения. Для обозначения обучающихся он пользовался терминами - молодые люди, студенты, ученики 

(средний,  худший, лучший), юноши, школьники,  гимназисты, дети, подростки. 
 

                                                  15 

Термины, используемые М.В. Ломоносовым, во многом созвучны с теми, что употреблялись в литературном языке, народной речи. В работах М.В. Ломоносова выявлены термины, которыми он обозначил методы воспитания. Ученый предлагал использовать наблюдение за поведением молодых людей, вовлечение их в многоплановое общение, наставление на добрые дела, 

похвалу и одобрение хорошему поступку, награждение  за заслуги. Вместе с тем среди  методов наказания М.В. Ломоносов  выделял внушение, выговор, запрещение, принуждение, физическое наказание, исключение из гимназии и т.п. Он ориентировал учителя на развитие положительных начал в ребенке, отрицал насилие над ним, предлагал воздействовать на детское сознание, чаще прибегать к поощрению. 

Педагогическая  терминология М.В. Ломоносова включает в себя и школоведческие термины, которыми обозначены различные научные и учебные заведения - академия, университет, институт, гимназия, училище, школы нижние, школа русская, школа латинская, школы Спасские, семинария. Кроме того, он пользовался такими словами, как факультет, баллотироваться, диплом, диссертация, ректор, проректор, вице-президент, адъютант, магистр, вакансии, директор, академик, члены Академии наук, инспектор гимназии, куратор университета и т.п. Многие из них встречаются в уставах западноевропейских университетов и гимназий. 

М.В. Ломоносов  в своих работах использовал  также понятия, обозначающие школьное оборудование: книги, тетради, перья, циркуль, лаборатория, доска, звонок. Все это  показывает, что М.В. Ломоносов владел широким набором педагогических терминов, его речь была значительно богаче, чем у других, причастных к образованию и воспитанию детей 

Таким образом, М.В. Ломоносов заложил основы научной педагогической терминологии. В этом проявились понимание им сути педагогических явлений, богатый опыт литератора, языковеда. Развитие и обогащение педагогической терминологии шли прежде всего через использование понятий народной педагогики. 

М.В. Ломоносов  стремился к уничтожению многозначности педагогических терминов. Он, как истинный ученый, выступил сторонником четкого обозначения любого понятия и выделил многие научные категории в педагогике, которыми мы пользуемся до настоящего времени. 
 
 
 
 

                                                    16 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Таким образом, ХVIII век - век Просвещения - оказал благотворное влияние на развитие педагогической науки и просвещения в России. Этот период характеризуется появлением целого ряда школьных проектов, в которых нашли отражение, как прогрессивные идеи, так и положения, поддерживаемые официальными кругами. Преобразованиями Петра I было положено начало светскому образованию. Однако в целом основная масса населения оставалась неграмотной. Сохранился сословный характер образования. Немногие представители простого народа могли достичь вершин в науке. 

Одним из таких людей был М.В. Ломоносов, с именем которого непосредственно связана история педагогической мысли и просвещения России ХVIII века. На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике и просвещении называют новым периодом русской образованности. 

М.В. Ломоносов  разработал оригинальную педагогическую теорию, отличавшуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Самобытность первого русского академика как  педагога состоит в том, что он смело боролся со старыми представителями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи. 
 
 
 
 

                                                           
 
 

                                                      17 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

Буторина  Т.С. М.В. Ломоносов и педагогика. - Архангельск, 1994.-223с. 

Карпеев Э.П. М.В. Ломоносов - великий русский  ученый-энциклопедист ( К 275-летию со дня рождения). - Л.: Знание, 1986. - 32с. 

Черняховский  Ф.И. Михайло Васильевич Ломоносов. 1711-1761. - Архангельск, 1961. - 78с. 

Андреев–Кривич  С. А.  Повесть о великом поморе / Равич Н. — Архангельск, 1986. -ЗЗ6 с.  

Астафуров В. И. МВ. Ломоносов: Книга для учащихся. М., 1985.–144 с. 

Белявский М. Т. М. В. Ломоносов и основание  Московского университета. — М., 1955. -309 с.  

Бренева И. В., Моисеева Т. М. Музей М. В. Ломоносова: Путеводитель. — СП6., 1995. -63 с.  

Буторина  Т. С. М. В. Ломоносов и педагогика. — Архангельск, 1994. -223 с.  

Вольфкович  С. И., Козлов ВВ. Техническая химия в творчестве М. В. Ломоносова. — М–, 1961.- 81 с  

Гордеев Д. И. МВ. Ломоносов основоположник геологической  науки. -2–е изд, испр. и доп. — М., 1961.- 202 с.  

Громбах С. М. Вопросы медицины в трудах М. В. Ломоносова.–М., 1961. -102 с.  

Дик Н. Е. Деятельность и труды МВ. Ломоносова в области географии. -М., 1961.–210 с. 

Елисеев А. А., Литинецкий И. Б. М. В. Ломоносов  — первый русский физик. — М., 1961.- 290 с.: ил.  

Ишлинский А. Ф., Павлова Г. Е. М. В. Ломоносов  — великий русский учёный. —  М.,  

 

                                                  18

Карпеев Э. П. Михаил Васильевич Ломоносов: Книга  для учащихся–М., 1987.–95 с.: ил.  

Киприянов В. Беспорядки Ломоносова: Библиотека исторических курьёзов, невероятных  приключений, благородства и самодурства  знаменитых персон 

Куликовский П. Г. М. В. Ломоносов — астроном и  астрофизик,–М., 1961.- 103 с.

Кулябко Е. С., Бешенковский Е. Б. Судьба библиотеки и архива М.В. Ломоносова. -Л., 1975. -226 с.  

Лебедев Е. Н. Михаил Васильевич Ломоносов. Ростов н/д., 1997. -640 с.  

Лебедев Е. П. Огонь — его родитель. —  М., 1976.- 216 с– — (Библиотека любителей  российской словесности). 

Лебедев–Полянский ПИ. Ломоносов и русская литература. — М., 1946. -24 с.  

Леонтьев  Н. Михайло Ломоносов: драматическая  поэма. 3–е изд. -Архангельск, 1973.- 116 с.  

Лихолсин  ГА. Ломоносов в Петербурге. —  Л., 1981 -240 с.: ил. (Выдающиеся деятели  науки и культуры в Петербурге–Петрограде -Ленинграде). 

Информация о работе Дидактические идеи Ломоносова