Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа
Залыгин родился 6 декабря 1913 в селе Дурасовка Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье служащего, в студенческие годы подвергавшейся политическим репрессиям. К литературе Сергей Залыгин пристрастился очень рано.
После окончания школы поступает в Барнаульский сельскохозяйственный техникум, окончив его, стал работать агрономом в Хакасии. Будучи студентом, написал пьесу, которая шла на клубных сценах в исполнении самодеятельных коллективов.
Цель данной работы – произвести филологический анализ рассказа Сергея Залыгина «Блины», а также овладение навыками самостоятельного анализа текста.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Филологический анализ художественного произведения………..6
Понятие о филологическом анализе текста.……………………….....6
Порядок филологического анализа текста……………………………7
Глава II. Филологический анализ рассказа «Блины»…………………..……8
Литературоведческий анализ…………………………………………..8
1.1. Сюжет рассказа «Блины»…………………………………………....8
1.2. Тематика и конфликт рассказа…….…………………………….......9
1.3. Система персонажей в «Блинах».…………………………..…….....9
1.4. Время действия в рассказе «Блины»………………………….…....10
Лингвистический анализ…………………………………………….....12
2.1. Речевая характеристика персонажей…………………………......12
2.2. Портрет героев……………………………………………………..13
2.3. Языковые приемы описаний……………………………………...14
2.4. Подтекст…………………………………………………………....16
2.5. Когезия……………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………….19
Используемая литература……………………………………………………..20
Курсовая работа
Филологический анализ рассказа
С. Залыгина «Блины»
Самара 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Филологический анализ художественного произведения………..6
Глава II. Филологический анализ рассказа «Блины»…………………..……8
1.1. Сюжет рассказа «Блины»…………………………………………....8
1.2. Тематика и конфликт рассказа…….…………………………….......9
1.3. Система персонажей в «Блинах».…………………………..…….....9
1.4. Время действия в рассказе «Блины»………………………….…....10
2.1. Речевая характеристика персонажей…………………………......12
2.2. Портрет героев……………………………………………………..13
2.3. Языковые приемы описаний……………………………………...14
2.4.
Подтекст…………………………………………………………
2.5.
Когезия……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Используемая
литература……………………………………………………
Введение
Залыгин родился 6 декабря 1913 в селе Дурасовка Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье служащего, в студенческие годы подвергавшейся политическим репрессиям. К литературе Сергей Залыгин пристрастился очень рано.
После окончания школы поступает в Барнаульский сельскохозяйственный техникум, окончив его, стал работать агрономом в Хакасии. Будучи студентом, написал пьесу, которая шла на клубных сценах в исполнении самодеятельных коллективов.
В 1933 - 1939 учится в Омском сельскохозяйственном институте на гидромелиоративном факультете. Всю войну проработал на Севере инженером-гидротехником.
Залыгин печатал свои рассказы, очерки в институтской многотиражке «Омская правда». В 1941 году издает первую книгу рассказов в Омске. Основная тема рассказов посвящена людям, борющимся за расширение и улучшение хозяйственных угодий в Сибири.
В 1947 году появляется
вторая книга Залыгина – «Северные
рассказы». Она была хорошо встречена
читателями и критикой. Но Сергей Павлович
в 1948 году защищает диссертацию на звание
кандидата технических наук и
возглавляет кафедру
В 1953 г. Залыгин переехал в Новосибирск и занялся в основном литературной деятельностью, оставаясь одновременно сотрудником Сибирского отделения АН СССР. Много ездит по Западной Сибири и Алтаю в составе лесных экспедиций. Важную роль в судьбе писателя сыграла встреча с Твардовским, который помогал осознать, что настоящее призвание Залыгина – литература.
В 1962 в журнале "Новый мир" появляется роман "Тропы Алтая", имевший большой успех. В 1964 году А. Твардовский публикует повесть Залыгина "На Иртыше". Многие годы Сергей Павлович ведет борьбу за спасение огромных территорий Севера от затопления, начатую еще в 1962 г. статьей «Леса, земли, воды».
В течение восьми лет писатель совмещает научную работу с литературой, активно публикуясь в Новосибирске и Москве. Но вскоре оставляет научную деятельность и полностью посвящает себя литературному творчеству. В конце 1960-х переезжает в Москву, где ведет семинары прозы в Литературном институте.
В 1967 был опубликован роман "Соленая Падь", в 1975 - "Комиссия". Как ученый Сергей Павлович не мог пройти мимо темы "Человек и НТР", и в 70 - 80-е годы она по-новому зазвучала в его романе «Южноамериканский вариант». Перу Залыгина принадлежат статьи о А. Чехове, Л.Толстом, А.Пушкине, Н.Гоголе, А.Платонове, В.Распутине, В.Шукшине и многих других. В 1982 - 85 был написан роман "После бури". В 1987 была выпущена его книга "Критика, публицистика"; в 1988 - книга "Три пункта бытия" (роман, повести, рассказы) и сборник публицистических очерков "Позиция"; в 1991 - "Проза. Публицистика".
С 1985 г. его назначили главным редактором журнала «Новый мир», который благодаря перестройке под его руководством вновь начал играть весьма значительную роль в культурной жизни СССР. Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
Умер С. П. Залыгин 19 апреля 2000 года в Москве. Сергей Павлович оставил после себя большое литературное наследие, в том числе и рассказы.
Рассказ – небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение с реалистической окраской, содержащему развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде. 1
1 Литературная энциклопедия. В 11 т. М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", Т.9, 1935 г.
Особенности рассказа:
- маленький объем произведения,
- малое количество действующих лиц,
- одна сюжетная линия,
- одна главная проблема, конфликт,
- кратковременность
Цель данной работы – произвести филологический анализ рассказа Сергея Залыгина «Блины», а также овладение навыками самостоятельного анализа текста.
Задачи:
- изучить литературу по проблеме филологического анализа текста,
- определить порядок филологического разбора текста,
- изучить особенность речевой характеристики персонажей,
- выявить языковые средства создания образов героя,
Актуальность настоящей работы определяется ее отнесенностью к антропоцентрическому направлению современного языкознания, на правах своей составной части включающему функционально-коммуникативное исследование языковых фактов.
Глава I. Филологический анализ художественного произведения
1. Понятие о филологическом анализе текста
Для того чтобы перейти к разбору понятия филологический анализ текста, нужно выяснить, что такое «текст». «Текст (письменный и устный) как первичная данность всех этих дисциплин и вообще всего гуманитарно-филологического мышления. Текст является той непосредственной действительностью, из которой только и могут исходить эти [гуманитарные] дисциплины и это [гуманитарно-филологическое] мышление. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления».1 Без внимания к художественному тексту невозможен филологический анализ текста.
«Филологический анализ художественного текста предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему».2 В таком случае художественный текст рассматривается как «эстетический феномен» и «частная динамическая система языковых средств». 3
ФАТ – это совокупность лингвистического,
лингвостилистического и
1М. М. Бахтин. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа// // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
2 Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003
3 Там же, С. 10
4 Там же, С. 10
выразительных элементов русского языка». 1 «Лингвостилистический анализ — это анализ, «при котором рассматривается, как образный строй выражается в художественной речевой системе произведения». 2 Это основа, с помощью которой происходит переход от лингвистического к литературоведческому анализу.
Литературный анализ текста – это исследование идейной стороны произведения, жанровой специфики, системы образов, времени и пространства, изображаемых событий.
2. Порядок филологического анализа текста
В основу предлагаемого порядка филологического анализа обычно кладутся положения, предложенные Л.В.Щербой, часть из которых будет затронута в настоящей курсовой работе. 4
- краткий пересказ произведения,
- идейный смысл,
- определение жанра,
- интонация, паузы, ритм,
- лексика, фразеологизмы, окраска слов, устаревшие и новые слова,
- синтаксис, особенности построения предложений,
- связь произведения с историческим временем.
1 Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. С. 26 – 44
2 Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003
3 Там же, С.11
4 Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. С. 26 – 44
Глава II. Филологический анализ рассказа «Блины»
1. Литературоведческий анализ
1.1. Сюжет
Тихон Лбов, главный бухгалтер и член правления колхоза «Сибирский партизан», предвкушал запах блинов. Но задержка с блинами произошла из-за нового председателя Пыжикова, потому что тот не давал машины, чтобы съездить на мельницу.
Тогда Лбовы пригласили нового председателя Пыжикова на крестины, чтобы наладить с ним отношения. Он не пришел. Приглашали на все праздники, но Пыжиков не приходил. Оскорбленные Лбовы решили продавать продукты председателю не по льготной, а по базарной цене. И даже после этого Пыжиков не приходил на их приглашения. И очевидно, что больше не будет приглашений Пыжикову, так как Прохора Лбова, брата Тихона, освободили от обязанностей фуражира, Алексея Лбова перевели в рядовые конюхи.
В колхозе обнаружена большая приписка по молоку. Зачастили в колхоз комиссии. В ночь накануне того дня, когда Пыжикову было сказано явиться райком и положить партбилет, он просматривал бухгалтерские книги, отчеты, квитанции. А утром получилось у него на линейке – приписки нет, а по бухгалтерским точным книгам – приписка есть. Тетя Феня, пришедшая убирать контору, в сердцах сказала: «Все ищешь? Ищешь все… Нет чтобы поглядеть, каким таким манером нетели рекорды по молоку ставят…». Ситуация прояснилась: это Прохор ввел райком в заблуждение. За этот обман разбирали Прохора Лбова на собрании.
И решили братья Лбовы надумали намолоть муку на блины. Дружно поехали на мельницу. Но Пыжиков не могу допустить того, чтобы Лбовы намололи муку первые из всего села. Он с шофером Степаном погнались за ними. Пока Лбовы ждали своей очереди на мельнице, Пыжиков забрал их машину. ЗИС поставил в гараж, и на двери повесил замок.
Вечером собрались у Тихона все Лбовы, обсудить произошедшую ситуацию. Зашли к ним бабка Семенихина, тетка Спиридониха, тетка Феня. Передали от Пыжикова, что ждут их на общем собрании.
1.2. Тематика и конфликт произведения
В рассказе «Блины» звучит тема борьбы с расхищением общественного добра, коррупцией. Лбовы не боялись правосудия, осуждения со стороны колхозников, они желали поднять свой авторитет и корысть: «Кто сильнее в Петровке – Лбовы…чей авторитет стоит выше, каждому будет ясно!». Автор вынес эту тему не случайно.Тихон Лбов, бухгалтер, стоял у бразды негласного правления, его все побаивались. Общество боялось перечить всей его семье. В роду Лбовы завелось с далекого прошлого, что им доставалось самое лучшее. Кто знает, может, они бывшие кулаки.
И нашелся один честный человек, который без боязни вступил в борьбу с коррупцией – председатель, человек справедливый, преданный делу, великий труженик и бессеребреник. Он был один против злой силы Лбовых и не пошатнулся под их напором.
В произведении один конфликт, между Пыжиковым и Лбовыми.
1.3. Система персонажей
Лбов Тихон – главный бухгалтер и член колхоза «Сибирский партизан». Был главным и среди своих многочисленных братьев. Живут братья по принципу «чем хуже в колхозе, тем лучше для них». Лбовы работали во всех отраслях в колхозе. И каждый воровал.
Пыжиков – новый председатель в колхозе «Сибирский партизан». Он борец за справедливость и против воровства в колхозе. Пыжиков сменил председателя Калистрата Калистратовича Обменяйло-сына. Пыжиков честный, порядочный, справедливый, бескорыстный человек. Он воевал на фронте: «То ли соображал, то ли чуял… Вот так – гляну из окопа, а там уже любой ориентир с закрытыми глазами найду. Услышал команду раз, помирать буду – повторю…». И в этой фразе заключается жизненный принцип героя «помирать буду», а достигну справедливости, победы. На посту председателя старался побороть тот механизм управления в колхозе, который подчинял всех остальных жителей Лбовым. У председателя болит душа за общественное добро.
Система персонажей в произведении представляет собой главных и второстепенных героев. Главные – Пыжиков и Тихон Лбов. Второстепенные – братья Лбовы, тетя Феня, жены Лбова и Пыжикова, шофер Степан, Виталька, бабка Семенихина, тетка Спиридониха. Между главными персонажами важный конфликт всего произведения.
Можно условно разделить всех героев на «темную сторону» - это все Лбовы, Виталька и на «светлую сторону» - Пыжиков, шофер Степан, а также жители колхоза - тетя Фенья, бабка Семенихина, тетка Спиридониха. «Темная сторона» является воплощением зла, несправедливости, воровства. «Светлая» - воплощение добра, справедливости. Жители колхоза выражают общественное мнение.
1.4. Время действия в рассказе «Блины»
Информация о работе Филологический анализ рассказа С. Залыгина «Блины»