Фридрих Дюрренматт Визит старой дамы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 15:51, реферат

Описание работы

Фридрих Йозеф Дюрренматт (нем. Friedrich Josef Dürrenmatt; 5 января 1921, Конольфинген — 14 декабря 1990, Нёвшатель) — швейцарский прозаик, публицист, драматург и художник-экспрессионист. Один из мастеров психологического детектива.
Фридрих Дюрренматт родился 5 января 1921 года в Конольфингене, деревне в швейцарском кантоне Берн.

Содержание работы

Введение
1. Творчество Ф.Дюрренматта
2. Анализ романа «Визит старой дамы»
2.1. Тематика
2.2. Проблематика
2.3. Идейная основа
2.4. Характеристика главных героев
2.5. Композиция романа
2.6. Художественные особенности, стиль
2.7. Читательское восприятие
3. Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по литре.docx

— 63.11 Кб (Скачать файл)

 

Б) «Соблазн весьма большой, а наша бедность весьма горька»

Сначала бургомистр делает вид, что предложение его привело в негодование («Лучше быть нищим, чем палачом»), другие люди или не воспринимают ситуацию серьезно, или почти искренне протестуют против преступления. Но со временем отношение к будущему событию постепенно изменяется. Показательным есть смена отношения учителя, который сначала осуждает действия Клер, но постепенно становится одним из наиболее активных участников преступления

 

«Бургомистр (встает  бледный, с достоинством). Госпожа  Цаханассьян! Мы

пока еще живем в  Европе, и мы христиане.  От имени  города Гюллена и во имя

гуманизма я отвергаю ваше предложение. Лучше быть нищим, чем палачом.

     Бурные  аплодисменты.

     Клара  Цаханассьян. Я подожду»

 

«Илл. Город  все больше  залезает  в  долги. Растут  долги, и  растет

достаток. Вместе  с достатком растет необходимость меня убить. И дама может

спокойно сидеть у  себя на балконе,  попивать  кофе, курить  сигары и ждать.

Просто ждать»(стр. 72)

 

 

 

В) «Отныне к каждому может прийти такая старая дама»

Практически у каждого из жителей Гюллена была возможность на самом деле выступить за законность, но этого не произошло. Они получили свои деньги, но потеряли кое-что большее: совесть и душу. Преступление тянет за собой другое преступление, за которое придется отвечать, отныне к каждому может прийти такая старая дама.

 

«Сегодня я еще понимаю, что когда-нибудь, в один прекрасный день, и по нашу душу явится старая дама, и тогда с нами произойдет то же, что сейчас с вами; но скоро, быть может, через несколько часов я перестану это понимать. (Молчание.) Дайте еще бутылку водки.»(стр.97)

 

2.4. Характеристика  главных героев

«Мои герои — люди, а не марионетки, на сцене они действуют, а не разыгрывают аллегории.»

Клара Цаханасьян – старая вдова, собранная из протезов, морально сильная женщина.

«Клара Цаханассьян. Чепуха1 Это тоже протез. Из слоновой кости.

     Илл (испуганно отдергивает руку). Клара, у тебя все протезы?

     Клара  Цаханассьян.  Почти  С  тех  пор  как  мой  самолет  разбился  в

Афганистане Все погибли,  и экипаж тоже. Одна я выползла из-под обломков  --

меня так легко на тот свет не отправишь!»

 

«Клара Цаханассьян. Что ты! Я тоже старая и толстая. Да еще левую ногу потеряла. В автомобильной катастрофе. Теперь я езжу только на курьерских. Но протез у меня первоклассный, а? (Поднимает юбку и показывает левую ногу.) Двигается как живой.»

 

Ее предал любимый, оклеветал, жизнь ее сделала такой величественной правительницей. Она невероятно богата после первого замужества.

Она не любит мужчин, а только лишь развлекается с ними и высмеивает.

Она привыкла покупать все и всех. Деньги сделали ее наглой.

Клара говорит все в открытую. У нее было семь мужей, в Гюллене она поспешно справляет одни за другими пышные свадьбы и разводы.

Цаханасьян – мстительная, она пол жизни вынашивала план мести Иллу.

Дама стоит на стороне справедливости.

 

«Клара  всегда   стояла   за справедливость.»

 

«ей шестьдесят два  года, у нее

рыжие волосы, жемчужное ожерелье, золотые браслеты

     неимоверных  размеров, одета невыносимо  вызывающе, но именно благодаря

этой экстравагантности видно, что она --

     светская  дама.»

 

«Илл(смеется). Ай да Клара! Ай да колдунья!»

 

Жизнь гюллинцев в её руках.

 

«Я подумал: вот она — парка, неумолимая богиня судьбы. И если бы ее звали не Клара, а Клото, все бы поняли сразу, что в ее руках нити человеческих жизней.»

 

Альфред Илл – возлюбленный Клары из молодости, отец их умершего через год после рождения ребенка. Он предал свою любимую во имя денег и женился на дочери торговца Матильде Блюмхард. У них 2 детей, дочь и сын. Но жизнь его не радует, он еле сводит концы с концами.

 

«Илл. Разоренный лавочник в разоренном городке.»

 

«Илл. Дома мне поминутно тычут в нос нищетой; мы едва сводим концы с концами.

Клара Цаханассьян. Твоя Матильда не дала тебе счастья?

Илл. Главное, что счастлива ты.

Клара Цаханассьян. А как твои дети?

Илл. Они понятия не имеют, что такое идеалы!

Клара Цаханассьян. Ну, идеалы они еще найдут.»(СТР. 40)

 

Он прекрасно осознавал свою вину и знал, что его ждет.

 

«Илл. Спасибо тебе за венки, за хризантемы и розы. Они очень украшают гроб в «Золотом апостоле». Великолепное зрелище. Оба зала утопают в цветах. Теперь уже осталось недолго. В последний раз мы сидим в этом старом лесу, слушаем кукушку и шум ветра. Сегодня вечером собрание общины. Мне вынесут смертный приговор, и кто-нибудь меня убьет. Не знаю, кто именно и где. Ясно только, что вот и конец моей дурацкой жизни.»(стр. 88)

 

Учитель. Герой с раздвоением . Он за справедливость,за гуманизм, но сам же лезит в долги и в итоге так же обвиняет Илла.

«Учитель. Чтобы сказать правду, Илл. Я хочу рассказать представителям прессы правду. И слова мои, как трубный глас, разнесутся по всей земле. (Покачнувшись.) Ибо я — гуманист, друг древних эллинов, поклонник Платона.»

 

«Учитель. (с трудом встает, покачиваясь). Отрезвел. В один миг отрезвел. (Подходит, пошатываясь, к Иллу.) Вы правы. Абсолютно во всем виноваты вы. А теперь, Альфред Илл, я хочу вам сказать нечто принципиальное. (Стоит совершенно прямо перед Иллом, слегка покачиваясь.) Вас убьют. Я это знаю с первого дня, и вы это знаете уже давно, хотя никто в Гюллене не смеет сказать это вслух. Искушение слишком велико, а наша бедность слишком горька. Но я скажу вам больше того. Я сам стану соучастником убийства. Я чувствую, как постепенно превращаюсь в убийцу. Вера в гуманность мне не поможет. Вот почему я стал пьяницей. Мне страшно, Илл, также, как и вам было страшно.»(стр. 93)

 

Семья Илла( жена, сын, дочь). Он не считал их идеалами и их семейные отношения были хуже некуда. Дети и жена оказались такими же как и все жители

«Семья Илла снова появляется в лавке.

Илл(как сквозь сон, оглядывается по сторонам). Все новенькое, все по последней моде. Чисто, приятно. Я всегда мечтал иметь такую лавку. (Берет у дочери ракетку.) Ты играешь в теннис?

Дочь. Несколько раз ходила на уроки.

Илл. По утрам, правда? Вместо того чтобы бежать на биржу труда?

Дочь. Все мои подруги играют в теннис.

 
Молчание.

 
Илл. Я видел тебя за рулем, Карл, из своего окна.

Сын. Это «оппель-олимпия», не такая уж дорогая машина.

Илл. Когда ты научился водить машину?

 
Молчание.

Когда палит солнце? Раньше тебе приходилось в эти часы выпрашивать работу на вокзале.

Сын. Да, бывало. (Чтобы скрыть смущение, выносит направо бочку, на которой сидел пьяный учитель.)

Илл. Я искал свой выходной костюм. И наткнулся на меховое манто.

Госпожа Илл. Я взяла его примерить. Все залезают в долги, Фреди. Только ты нервничаешь. Твои страхи просто смешны. Кто же не понимает, что все это обойдется и ни один волос не упадет с твоей головы. Клерхен не захочет довести дело до конца. Я ее знаю, у нее слишком доброе сердце.

Дочь. Конечно, папа.

Сын. Пойми же ты это наконец!»(стр. 81)

 

Бургомистр, человек льстивый. Ему свойственно стелиться перед людьми. Перед приездом Клары он бегает, готовит самую лучшую встречу, он как и все уверен , что она оставит им крупненькую сумму. Его цель – привести город в прежний вид и прежнюю динамику. Он предлагает Иллу застрелиться самому из ружья, тот отказывается и бургомистр организует собрание, которое единогласно решает то, что и происходит в конце.

 

2.5. Композиция  романа

Гротескные преувеличения, балаганные шутки и неожиданные парадоксы присущи трагикомедии, разрешают, по его мнению, изобразить не только настоящую природу мира и человека, но и показать механизмы несправедливости.

«Гротеск - одна из широких возможностей быть точным», - говорил он. Итак, не случайно его наилучшая пьеса «Визит старой дамы» написана именно в таком жанре.

Происходит преобразование человека в убийцу и не одного, а целого города. Масштабные рамки.

 

2.6. Художественные  особенности, стиль

Интересные переходы от сатиры к серьезным рассуждениям, от ностальгии к жестокости.

Автор писал комедию, но комедию трагическую, она приближаются к жанру трагикомедии или трагифарса. Недаром он говорил, что комедия - это

«своеобразная форма выражения отчаяния».

 

Итак, «трагическая комедия» Дюрренматта - не просто фантастический гротеск. Она посвящена распространенному в реальности XX столетия явлению - способности людей, толпы изменять под давлением обстоятельств свои убеждения.

 

2.7. Читательское  восприятие

«Гуманизм, господа, – бизнес миллионеров. С моими же капиталами устраивают мировой порядок. Мир сделал из меня публичную девку, теперь я сделаю из него публичный дом.»

 

Месть - разрушительна. Алчность - губительна. Эти два порока превращают человека в зверя, уничтожают духовность, порядочность, милосердие. Также хорошо показана сила власти и её отсутствие. Тот, кто имеет деньги, влияет на ход событий, создает свои правила, вершит

Хоть судьба Илла и была предсказуема, но то как это будет устроено и как преподнесено - оставалось загадкой. Начало читалось как комедия, но перечитывалось после финала уже совсем по-другому, особенно сцена прибытия Клары.

Особенно впечатлило, как Клара все устроила: одно деяние Илла и одно деяние целого города - свое испытание для Илла и свое для остальных жителей Гюллена.

Пьеса замечательная. Дюрренматт проанализировал человеческую психологию.

««Визит старой дамы» — злая пьеса, именно поэтому трактовать ее следует как можно более гуманистически. И персонажи должны проявлять не гнев, а печаль. И еще: эта комедия с трагическим концом должна быть смешной. Ничто не может так сильно повредить ей, как убийственная серьезность.»(стр.110)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

В заключение хочется сказать, что нужно обладать великим писательским талантом, чтоб  так точно и четко описать изнанку человеческих душ.

«Илл. Я сделал Клару такой, какая она есть, и себя таким, каким стал: паршивым бакалейщиком. Так что же мне теперь делать, учитель из Гюллена? Изображать невиновного? Все это дело моих рук — и кастраты, и дворецкий, и гроб, и этот миллиард. Я не могу ничем помочь ни себе, ни вам.»(стр. 85) 
Язык произведения естественный и легко воспринимаемый читателем.

 Казалось бы, комедия, а конец очень трагичный.

В произведение до последнего выдерживается загадка, убьют ли его горожане или он сделает это сам. Поэтому хочется дочитать пьесу скорее и узнать конец.

 Подлинный смысл, заставляя читателей задуматься о многих вещах. 
Диалоговая манера пьесы также обладает рядом особенностей. Это беседы людей между собой, собрания, ремарки – так автор общается с читателем.  
Мы чувствуем присутствие автора, который видит все людские пороки и показывает насколько они способны раскрыться. Можно говорить о своеобразной мелодике грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и то легких ностальгических нотках, а то и тяжелых жизненных неудачах, терзаниях и сомнениях.

В пьесе можно порассуждать о многом, и задуматься: неужели общество способно на такие преступления ради благосостояния? и в чем же истинная справедливость?

Произведение драматургическое. Читать его нужно вдумчиво, ведь у Дюрренматта  дар чувствовать людей, их желания и раскрывать их души. Нужно прочувствовать их и понять, что ими владеет.

Информация о работе Фридрих Дюрренматт Визит старой дамы