Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:02, реферат
Согласно «Литературному энциклопедическому словарю» художественная деталь — это «выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. …В зависимости от конкретной реализации… деталь может быть уточняющей, проясняющей и обнажающей замысел…, но она может быть и смысловым фокусом, конденсатором авторской идеи, лейтмотивом произведения. …Понятия «художественная деталь» и «подробность» нередко употребляются и как синонимы — для обозначения мельчайшего, неразложимого структурного элемента произведения…» Примерно то же самое можно было бы сказать и о детали визуальной.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. 5
Из истории пуговиц 5
Что натворили пуговицы в человеческой истории 7
Функции пуговиц 8
ГЛАВА II. 15
Николай Васильевич Гоголь «Шинель» 15
Николай Васильевич Гоголь «Нос» 23
ГЛАВА III 28
Федор Михайлович Достоевский «Бедные люди» 28
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Маленькая чиновничья пуговица как будто нарочно издевается над «маленьким человеком» Макаром Девушкиным, делая его еще более ничтожным на приеме у «его превосходительства»: « …все потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропал!»
Эту замечательную
сцену Белинский назвал "страшной
правдой". «Да ведь тут уже
не сожаление к этому
Но ведь именно эта оторвавшаяся пуговица в некотором роде выручила хозяина. Девушкину не только простили оплошность, которую он допустил при переписывании важных бумаг, но и дали денег, в которых герой так нуждался:
« Только что разошлись они, его превосходительство поспешно вынимают книжник и из него сторублевую… я, ангел мой, вздрогнул, вся душа моя потряслась…» Макар Девушкин благодаря отскочившей пуговице не только избегает наказания, но и получает награду. Это ли не счастливый финал истории? Отчего же тогда Девушкин, вспоминая эту историю в письме к Варе, говорит: «Я, ангельчик мой, горел, я в адском огне горел! Я умирал!»
Согласно народным поверьям, убить нечистую силу можно, если ударить наотмашь тележной осью, осиновым колом или даже просто рукой, если выстрелить медной пуговицей. Не оттого ли Ф. М. Достоевский включает в свое повествование художественную деталь – маленькую медную пуговицу – что все окружение Девушкина, весь Петербург, вся чиновничья бюрократическая машина - нечисть, сживающая человека со свету?
Макар Девушкин – человек огромной душевной чистоты и доброты. Он готов отдать последнее ради другого. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому.
У «маленького человека» в романе Достоевского есть и сердце и ум. Но конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем, в городе, враждебном ему, городе, полном злобной нечисти, на истребление которой не хватит у Девушкина мундирных пуговиц.
В заключение хотим заметить, что русские классики Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский широко используют в своих произведениях художественную деталь, так как она имеет огромное значение: без неё невозможно было бы емко и точно, несколькими фразами дать индивидуальную характеристику героям, показать авторское к ним отношение, создать и охарактеризовать изображаемый мир.
Мир принципиального алогизма, глобального нарушения причинно-следственных связей, безумный и бездушный мир, принятый обществом за норму: вот исток трагедии России, считает Гоголь.
Предметность, любовь к вещам, нагромождение деталей – весь материальный мир его произведений окутан атмосферой тайного учительства. Гоголь, как истинный мастер детали, при помощи маленькой пуговицы указывал на пороки российского общества или какого-либо конкретного человека.
Таким образом, художественная деталь служит Н. В. Гоголю для создания лаконичных и емких художественных образов, которые не только точно и ярко характеризуют целую эпоху, но и помогают в раскрытии характеров героев. Используя художественную деталь, Н. В. гоголь невидимо направляет читателя, давая нам возможность самим делать выводы из тех или иных явлений.
Ф. М. Достоевский, один из величайших писателей своего времени, мог одним словом дать исчерпывающую характеристику какому-либо герою или общественному явлению. Художественная деталь помогает Достоевскому не только в создании образов героев или Петербурга, но и в раскрытии безграничной философской и психологической глубины романа.
Кроме того, не только в произведениях Н. В. Гоголя, но и в романе Ф. М. Достоевского существует неразрывная связь с русским фольклором, на котором, как дом на фундаменте, строится вся русская классическая литература.
1. Даль В. И.«Словарь живого великорусского языка», М.: 1986 г.
2. Достоевский
Ф. М. «Бедные люди»,
3. Гоголь М. В. «Петербургские повести», издательство «Мнемозина»,
М.: 2002 г.
4. «Гоголь Н.В. в русской критике.» Сб. статей, издательство «Гослитиздат»,
М.: 1953 г.
5. Кулешов Ф. И. «Лекции по истории русской литературы 19 века»,
издательство БГУ им. В. И. Ленина, Минск: 1976 г.
6. Низовский А.Ю. Русские форменные пуговицы, 1797–1917. – М.: «Родонит»,
2008г.
7.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка», М.: 2000 г.
8.Шапарова Н. С. «Краткая энциклопедия славянской мифологии»,
издательство
«Астрель»: ООО «Русские
9. Шепелев Л. Е. «Титулы, мундиры и ордена Российской империи», М.: 2004 г.
Список используемых веб-сайтов.
1. http://www.fashionbank.ru
2. ALLBEST.RU
3. www.courier.com.ru)
4. http://www.opojaz.ru.