Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:21, курсовая работа
Внимание исследователей, изучавших лирику Лермонтова, привлекали разные ее стороны: круг идей и настроений, нашедших выражение в глубоко эмоциональной лермонтовской поэзии; яркие, неповторимые образы, в которых поэт воплотил свои волнения и стремления; своеобразные лирические жанры, закрепившие тот перелом в развитии русской лирики, который произошел в пушкинскую эпоху; речевой стиль, творчески сочетавший различные традиции и приведший к оригинальному сочетанию романтизма и реализма.
А. СОКОЛОВ
Художественный образ
в лирике Лермонтова
*
Внимание исследователей,
изучавших лирику Лермонтова, привлекали
разные ее стороны: круг идей и настроений,
нашедших выражение в глубоко
эмоциональной лермонтовской
А между тем для успешного решения вопросов о композиционных и жанровых формах лермонтовской лирики, о ее художественном методе и стиле, о ее эволюции и историческом месте необходима ясность в вопросе о специфике лирического образа, о его разновидностях. Так, очевидно, композиционное своеобразие лирических произведений Лермонтова по сравнению с его поэмами и драмами определяется
173
прежде всего особенностями лирического образа как «архитектонического» начала. Такова, например, определяемая движением мыслей и чувств лирического я композиция большого медитативного монолога «1831-го июня 11 дня», который не стал поэмой, даже «лирической», несмотря на свои большие размеры (256 стихов), превышающие объем поэм «Каллы» и «Беглец» (в обеих поэмах по 152 стиха). Важный историко-литературный вопрос о жанровых формах лирики Лермонтова требует определения разновидностей лирического образа. Так, в центре стихотворения «Памяти А. И. Одоевского» находится лирический портрет ссыльного поэта-декабриста, а в стихотворении «Спеша на север из далека» основное место занимает образ автора, возвращающегося из ссылки, и этим определяется жанровое различие обоих произведений. Своеобразие лирического образа в его разновидностях нельзя не учитывать и при анализе речевого стиля лирики.
Особенно большое значение
вопрос о природе и разновидностях
лирического образа приобретает
в связи с проблемой
Все это выдвигает перед исследователем лирики Лермонтова ряд связанных между собою вопросов. Можно ли считать равнозначными понятия лирический образ и образ в лирике или же второе понятие шире первого, и в лирике могут создаваться не только лирические образы, например — эпические? Можно ли уравнять понятия лирического и субъективного образа, или субъективный образ возможен
174
и вне лирики, а лирический
образ может быть лишен субъективности?
Всякий ли образ в лирике носит
экспрессивный характер, или же эта
особенность художественного
Считая целесообразным такое ограничение темы, мы не ставим своей задачей анализ художественного метода, стиля, жанров лермонтовской лирики. Мы хотим только подойти к этому через дифференцированное изучение образной структуры лирической поэзии Лермонтова. Ограничительно намечается в данной статье и историко-литературная задача: оставаясь в пределах лермонтовской лирики, мы попытаемся проследить эволюцию отдельных разновидностей лирического образа и их соотношения от первого периода творчества Лермонтова ко второму. Само собой разумеется, что эта эволюция связана с общим
175
идейно-художественным развитием творчества великого поэта.
Но прежде чем переходить к разновидностям художественного образа в лирике Лермонтова, мы должны — как бы это ни показалось парадоксальным — предупредить, что понятие словесного образа, или образного выражения, не является непосредственным предметом нашего изучения. Это отнюдь нельзя рассматривать как пренебрежение к речевому стилю литературного произведения, к художественному слову. Если литературно-художественный образ возникает только в стихии языка, то при обращении к нему мы не можем не опираться на его словесную форму. Однако предметом изучения здесь остается возникающий в сознании автора и читателя художественный образ, а не его речевое выражение. Анализируя лирику Лермонтова, мы постоянно будем иметь дело со словесными образами. «Играют волны» — здесь образ покрытого легкими волнами моря создается при помощи тропа «играют», но этот словесный образ относится к художественному языку лермонтовского «Паруса», а образ играющих волн — к образной системе стихотворения. Это — разные, хотя и связанные, элементы литературно-художественной структуры и разные, хотя и связанные, предметы исследования.
Необходимость четко различать словесный и художественный образ становится особенно наглядной в тех случаях, когда художественный образ создается без помощи образа словесного. Примером может служить тот же «Парус»:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом...
(II, 62)
Станет ли кто-нибудь отрицать, что этими двумя стихами поэт создает яркую художественную картину, живо встающую в воображении читателя. А между тем здесь нет ни одного словесного образа: белеет, парус, одинокий, туман, голубой, море — все это простые и точные обозначения изображенного предмета. Даже слово одинокий едва ли можно считать олицетворением, так как в том же прямом значении оно широко используется и в разговорном языке: одинокий человек, одинокий дом, одинокое дерево, одинокая прогулка и т. п. Намеченная в первых строках
176
картина дорисовывается в следующих пейзажных двустишиях «Паруса», но и они скупы на словесные образы:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним
луч солнца золотой...
(II, 62)
Более того, образ в художественной литературе иногда возникает не только при отсутствии образного выражения, но и при отсутствии прямого словесного выражения данного образа. Так, при чтении стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски» в нашем сознании возникает образ светского бала, на котором поэт встречает женщину, пленившую его воображение. Но о бале в стихотворении не сказано ни одного слова. Обстановка, в которой происходит встреча поэта с «маской» никак не обрисована. Однако первый же стих косвенно указывает место действия: женщину в полумаске можно встретить, очевидно, на маскараде, на балу, а не где-либо еще. Образ бала возникает не из текста, а из «контекста». Конкретизации этого образа способствует нарисованный поэтом портрет красавицы, скрывшейся от бальной толпы под «таинственной холодной полумаской» и оживленно беседующей с поэтом. Так «по легким признакам» в воображении читателя возникают образы не только героев бальной «встречи», но и той обстановки, в которой она происходит. Едва ли стоит в подобных случаях применять термин подтекст, который прочно ассоциировался с повествовательной и драматургической манерой Чехова и который предполагает сознательное умолчание о том, что прямо не выражено в тексте, но должно быть понято, дополнено читателем. К тому же в разбираемом случае текста, обозначающего обстановку бала, строго говоря, нет, а значит, не может быть и подтекста в собственном смысле слова. Образ бала возникает, как было сказано, из контекста, то есть из тех слов и выражений, которые относятся не к данному образу, а к тем предметам, с которыми данный образ связан.
Возвратимся к вопросу о художественном образе в лирике. Поскольку на каждом таком образе непременно лежит печать поэтического рода, мы может говорить об общей категории лирического образа. С этой точки зрения названные выше образы лирического я в стихотворении «Выхожу один я на дорогу», пленного рыцаря, утеса
177
и даже Александра Одоевского
могут рассматриваться как
В основе лирического стихотворения, — пишет Л. И. Тимофеев, — «лежит образ-переживание»2. Из этой формулировки можно исходить при определении одной из основных разновидностей лирического образа. Отвергая субъективистское понимание лирики (лирика как «самовыражение»), мы все же не имеем оснований отказываться от традиционного представления о лирической поэзии как художественном выражении душевных переживаний поэта, его психического состояния, его мыслей, чувств, стремлений, настроений, его внутреннего мира — нарочито допускаем терминологическое многообразие. И в лирике отражается окружающая поэта действительность. Но отражается через выражение вызываемых ею мыслей и чувств автора, в зеркале переживаний поэта-лирика. Свою природу лирика сохраняет при всех ее исторических и жанровых модификациях. Это и дает основание характеризовать лирический образ — во всяком случае одну из его разновидностей — как образ-переживание, или, другими словами, образ переживания. Здесь уместно было бы применить и иной термин: экспрессивный образ, то есть образ, выражающий мысли и чувства поэта. Для такого образа характерно непосредственное выражение душевного состояния автора, прямое описание переживаемых поэтом настроений, эмоций, раздумий. Таково, например, стихотворение Лермонтова «Отчего», в котором поэт называет свое чувство, связанное с мыслью о судьбе любимой женщины, непосредственно формулируя словами то, что он чувствует и думает. «Мне грустно, потому что я тебя люблю», — начинает стихотворение автор. «Мне грустно... потому что весело тебе», — варьирует автор выражение того же чувства в конце стихотворения. Между начальным и заключительным стихом уточняется мотивировка грустного чувства, переживаемого поэтом.
178
Мысли и чувства автора,
его переживания находят, разумеется,
выражение и в других литературных
родах. Но там преобладает не прямое,
а косвенное выражение
Стихотворений, в которых создается
образ переживания, у Лермонтова
много, особенно в ранний период. К
наиболее совершенным образцам этого
рода можно отнести такие
179
общего» (IV, 531). Такое же понимание лирического образа было и у Чернышевского. «Лицо, чувства и мысли которого вы узнаете из поэзии Огарева, — писал критик, — лицо типическое» (III, 565). Именно это и делает экспрессивный образ в лирике художественным. Нас не должно смущать отсутствие здесь такого качества образа, как наглядность, чувственная конкретность. Сущность художественного образа не в этом, а в выражении общего через единичное в типизации. Создание экспрессивного образа в лирике и есть типизация переживания.
В создании экспрессивного образа, как и художественного образа вообще, важная роль принадлежит общепоэтическим изобразительным средствам. Так, в стихотворении Лермонтова «Гляжу на будущность с боязнью» метафорическое обозначение душевного состояния переходит в сравнение, объясняющее это состояние, и завершается новыми метафорами и перифразами:
Информация о работе Художественный образ в лирике Лермонтова