И.Ильф и Е.Петров как яркие представители сатиры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть жанр сатиры и его место в литературе 20-х, 30-х годов, а также в творчестве Ильфа и Петрова.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава I Сатира 20-х, 30-х годов XX века…………………………………….. 5
1. Представители сатиры и писатели………………………………………..
5
1.1 Сатира конца 20-х – начала 30-х годов………………………………..
7
Глава II И. Ильф и Е. Петров как яркие представители сатиры…………. 10
2. Биография Е. Петрова………………………………………………………
10
2.1 Биография И. Ильфа……………………………………………………….
11
2.2 Судьба литературного содружества И.Ильфа и Е.Петрова………….
12
Заключение……………………………………………………………………….. 33
Список использованной литературы……………………………………………. 35

Файлы: 1 файл

И.Ильф и Е.Петров как яркие представители сатиры.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

       В 1928 в журнале "30 дней" была опубликована первая значительная работа Ильфа и Петрова - роман "Двенадцать стульев", имевший большой успех у читателей и довольно холодно встреченный литературными критиками. Еще до первой публикации цензура изрядно сократила роман; процесс "чистки" продолжался еще десять лет и, в итоге, книга уменьшилась почти на треть. В 1935-1936 Илья Ильф и Евгений Петров совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга "Одноэтажная Америка". После смерти Ильи Ильфа (1937) Евгений Петров написал ряд киносценариев (совместно с Г.Н. Мунблитом).

       В 1940 вступил в КПСС. В 1941, с первых дней войны, стал военным корреспондентом "Правды" и "Информбюро". 2 июля 1942 Евгений Петров погиб, возвращаясь  самолетом из осажденного Севастополя  в Москву. Награжден орденом Ленина и медалью.

     Среди произведений Евгения Петрова - фельетоны, юмористические рассказы, повести, романы, пьесы, киносценарии: "Двенадцать стульев" (1928; роман; в соавторстве с Ильей  Ильфом), "Светлая личность" (1928), "1001 день, или Новая Шахерезада" (1929), "Золотой телёнок" (1931; роман; в соавторстве с Ильей Ильфом; новые похождения героя "Двенадцати стульев"), "Черный барак" (1933; киносценарий; в соавторстве с Ильей Ильфом), "Одноэтажная Америка" (1936; в соавторстве с Ильей Ильфом), "Однажды летом" (1936; киносценарий; в соавторстве с Ильей Ильфом), "Музыкальная история" (1940; киносценарий; в соавторстве с Г.Н. Мунблитом), "Антон Иванович сердится" (1941; киносценарий; в соавторстве с Г.Н. Мунблитом), "Воздушный извозчик" (фильм вышел в 1943; киносценарий), "Остров мира" (пьеса опубликована в 1947), "Фронтовой дневник" (1942). По произведениям Ильфа и Петрова поставлены фильмы "Золотой теленок" (1968, режиссер М.А. Швейцер), "Двенадцать стульев" (1971, режиссер Л.И. Гайдай), телефильмы "Ехали в трамвае Ильф и Петров" (1971), "12 стульев" (1976, режиссер М.А. Захаров). По мотивам пьесы Евгения Петрова "Остров мира" снят мультфильм "Мистер Уолк" (1950). 

       2.1 Биография И. Ильфа

       ИЛЬФ  Илья (1897 - 1937)  

       Настоящее имя - Илья Арнольдович Файзильберг. Ильф родился 15 октября (3 октября по старому стилю) в Одессе в семье банковского служащего.

       В 1913, окончив техническую школу, начал  трудовую деятельность, часто меняя  место работы: чертежное бюро, телефонная станция, авиационный завод. Работал статистиком, редактором юмористического журнала "Синдетикон", в котором публиковал свои стихи под женским псевдонимом, бухгалтером.

       В 1923 становится профессиональным литератором. Переехав в Москву, постоянно работал  в газете "Гудок", но печатает свои очерки и фельетоны в разных изданиях. Уже в обработке рабкоровских писем сказывалась склонность Ильфа к сатире.

       Результатом командировки в Среднюю Азию явилась  серия очерков "Москва - Азия" (1925).

       В 1925 происходит знакомство будущих соавторов (Ильфа с Евгением Петровым), но только через год начинается их совместная деятельность, так как Петров должен был отслужить в армии. Первой значительной совместной работой Ильфа и Петрова был роман "Двенадцать стульев", публиковавшийся в 1928 в журнале "30 дней", который сразу завоевал признание читателя, но критикой был встречен холодно. Книгу молодых писателей поддержал В.Маяковский.

       В 1920-е появляется ряд фельетонов и  повестей, написанных совместно, в "Правде" и "Литературной газете". В 1931 публикуется  второй роман Ильфа и Петрова - "Золотой теленок", тепло встреченный критикой, получивший восторженные отзывы М.Горького, А.Зощенко, А.Барбюса.

       В 1935 писатели совершили путешествие  в США, позже написав книгу "Одноэтажная  Америка" (1936). Болезнь Ильфа (туберкулез лёгких), обострившаяся во время путешествия, окончилась его смертью, последовавшей 13 апреля 1937 г. 

       2.2 Судьба литературного  содружества И.Ильфа  и Е.Петрова

       Судьба  литературного содружества Ильфа  и Петрова необычна. Она  трогает и волнует. Они работали вместе недолго,  всего  десять  лет,  но  в  истории советской литературы оставили глубокий, неизгладимый след. Память о  них  не меркнет, и любовь читателей к их книгам не слабеет. Широкой известностью пользуются романы "Двенадцать стульев" и  "Золотой теленок". В новых исторических условиях, на материале  нашей  современности, Ильф и Петров не только возродили старый,  классический  жанр  сатирического романа, но и придали ему принципиально новый характер. Мы называем  прежде  всего  два  эти  романа,  потому  что  "Двенадцать стульев" и  "Золотой  теленок"  действительно  вершины  творчества  Ильфа  и Петрова. Но романы эти возвышаются над целым литературным массивом,  который составляют  произведения  самых  различных  жанров.  Обозревая  литературное наследие Ильфа и Петрова, не только произведения, написанные ими вместе,  но и каждым в отдельности, нельзя не подивиться широте творческих  возможностей писателей,  литературному  блеску  фельетонов,  очерков,   комедий.   Талант сатириков бил ключом. Впереди перед авторами открывалась широкая дорога. Они

вынашивали  множество замыслов, планов, тем. Сатира в произведениях писателей становилась все глубже. К сожалению,  конец  их  содружества  был  трагичен.

       Жизнь Ильфа оборвалась слишком рано. А  через несколько лет, тоже в  расцвете таланта, погиб Петров. Вся их недолгая совместная литературная деятельность тесно,  неразрывно связана с первыми  десятилетиями  существования  советской  власти.  Они  не просто были современниками своей великой эпохи, но и активными участниками социалистического строительства, борцами  на  переднем  крае.  Смех  был  их литературным оружием, и они не сложили это оружие до конца своих дней. Знакомясь с наследием Ильфа и Петрова, читатель поймет,  какой  большой потерей для советской литературы была их преждевременная гибель.

       Героическое время рождает героические натуры. В эти годы народ разрушает основы капитализма и  закладывает  фундамент социалистического строя. Буржуазия оказывает бешеное  сопротивление.  Борьба идет во всех областях жизни - в  промышленности,  в  сельском  хозяйстве,  в культуре, в быту. Это многосторонняя борьба. Народ творит дело революции  не только с великой страстью, с энтузиазмом, с романтическим подъемом, но  и  с бодрой энергией, со светлой надеждой. Люди терпели тогда  неимоверные  лишения.  Революционные  годы  были  и

голодными годами. Однако очень  часто  народ  переносил  свои  страдания  со смехом, с улыбками, с шутками. В этом  проявилась  огромная  моральная  сила победителей. Дело разрушения гнилых стен и заборов старого социального строя - дело приятное и веселое. От того времени дошли до  нас народные  песни,  частушки,  прибаутки, проникнутые подлинным юмором. Смех играл серьезную роль. "Смешное  убивает", - говорят французы. Это верно. Народ бил своих  врагов  горячим  и  холодным оружием и добивал смехом. Какую богатую пищу для сатиры и юмора дала, например, фигура нэпмана. В своеобразных   условиях   возникла   эта   особая   разновидность   частного собственника, приобретателя. Нэпман - тип капиталиста без капитализма. Он не имел уже сколько-нибудь глубоких корней в классовой почве. Это  был  сорняк, кое-где разросшийся довольно буйно, но лишенный социальной  силы.  Командные позиции прочно находились  в  руках  рабочего  класса.  Народ  был  хозяином страны. А нэпман чувствовал, что он гость, чужак, пришелец, выходец  с  того света, и он торопился, жадно глотал, давясь кусками, пока не прогнали,  пока не уничтожили. Нэпман был отвратителен, его курбеты смешны. Он сам издевался над собой, глумился с наглостью и цинизмом. Все это были по существу своему мелочи, детали, пыль  и  сор,  поднятые революционным вихрем. Это вскоре стало проходить. Многое исчезло, не оставив после, себя даже следов. Но в этом причудливом и порой  комическом  смешении старого и нового, когда нелегко было разобраться, где  разрушается  прошлое, где возникает будущее, были свои характерные черты.

       Советская художественная литература в точности отразила эти процессы. В те годы создавались героические поэмы  и  эпопеи,  лирические  произведения, проникнутые  высоким  революционным  пафосом,  оптимистические  трагедии.  И вместе с тем громко звучал смех. Сатирическая  и  юмористическая  литература расцвела, распустилась пышно и ярко, как-то сразу, словно  давно  дожидалась этого момента. В журналах и газетах того времени были представлены самые разнообразные жанры  комической  литературы:  юмористические   стихи,   басни,   частушки, раешники. По-новому звучал смех  на  театральных  подмостках.  Веселый  юмор проникал в музыку. Всякие оттенки были в этом смехе. Иные смеялись с  тоской  по  старому, злорадно радуясь и частным неудачам нового.  В  этом  смехе,  двусмысленном, неискреннем, не было никакой веры в будущее, сквозил гнилой скептицизм, смех переходил в глумление над всем окружающим. Но скептический смешок постепенно замирал под напором подлинной и меткой революционной сатиры. Демьян Бедный и Маяковский задавали тон сатирической литературе того времени.  Они  смеялись весело и зло, с глубокой  верой  в  полное  торжество  нового  общественного строя. Это был смех, идущий от здорового и сильного революционного  чувства,

       смех  передовой, новой силы над отжившим свое время общественным гнильем. Маяковский и Демьян Бедный не были одиноки. В литературу  пришло  тогда много молодых людей, искренне примкнувших к революции и готовых посвятить ей всю свою жизнь. В "Правде" появились  задорные,  веселые  фельетоны  Михаила Кольцова. Кольцов шутил иногда добродушно, большей частью со злой  остротой. Сдержанная улыбка была в фельетонах А. Зорича. Веселый смех звучал в  первых сатирических  опытах  поэта  комсомола  А.   Безыменского.   В   центральной железнодорожной  газете  "Гудок"  начинали  работать  фельетонисты  Валентин Катаев ("Старик Саббакин") и Юрий Олеша  ("Зубило").  Появились талантливые сатирические журналы "Крокодил", "Красный перец", "Смехач" и другие.

       Именно  в эти годы, когда столица с  особой  силой  притягивала  к  себе талантливую молодежь из самых далеких уголков Советской страны, сюда прибыли двое молодых людей из  Одессы  -  Илья  Ильф  (псевдоним  Ильи  Арнольдовича Файнзильберга) и Евгений Петров (псевдоним Евгения  Петровича  Катаева).  Их фельетоны и юмористические рассказы быстро обратили на себя внимание. Не  сразу  образовалось  их  замечательное,  содружество.   Они   были земляками, но в первые годы своей московской жизни  не  были  даже  знакомы. Ильф работал в "Гудке". Петрова его старший брат Валентин  Катаев  привел  в журнал "Красный перец", где он стал работать выпускающим. Оба они, и Ильф  и Петров, принесли в редакции неистощимые запасы смеха. Они  смеялись  молодо, открыто, звонко и  оживляли  смехом  отделы  газет  и  журналов,  в  которых сотрудничали. Когда в 1926 году Петров пришел в  "Гудок",  он  так  же,  как

Ильф,  выполнял  черновую,  будничную  работу,  вел  репортажи,   набрасывал короткие очерки, редактировал рабкоровские заметки. Все это выходило  у  них легко, с литературным  блеском.  Фельетон  большой  и  малой  формы  стал  в двадцатые годы распространенным  и  очень  ярким  жанром  публицистики.  Ему отдавали  свои  таланты  писатели  из  большой  художественной   литературы. Привлекала боевая действенность фельетона. Он точно разил  врукопашную.  Его результаты сказывались немедленно, в тот же день.

            Ильф и Петров тоже писали фельетоны на конкретные  темы.  Но  при этом охотно  прибегали  к  художественному  обобщению.  Газетная  работа   давала обширный и богатый  материал  для  творчества.  Они  знакомились  с  жизнью, выезжали по редакционным командировкам. Из поездок Ильф и  Петров  привозили записи фактов в своих блокнотах и множество новых планов.  Газетные  столицы становились для них тесны. Их манила даль романа,  где  нашли  бы  для  себя место многочисленные герои  их  фельетонов  и  рассказов,  связанные  единым замыслом и общей композицией. Валентин  Катаев  подсказал  им  сюжет  романа "Двенадцать стульев". И со всем пылом молодости они принялись за  работу.

       Неизвестно, что бы вышло у каждого из них, если бы  они  взялись  за  это  в отдельности. Но произошло то, что кажется нам чудом по той простой  причине, что мы этого еще не объяснили и, может  быть,  не  объясним  до  конца.  Два разных человека слились в одну творческую личность.  Ильф  и  Петров  -  два разных имени для одного автора. Это были разные люди, разные индивидуальности, разные характеры. Мы не знаем, кто играл первую, а кто вторую скрипку в их  замечательном дуэте, да и было ли вообще такое деление. Это был и не  дуэт  в  собственном смысле слова, потому что звучали  не  два  голоса,  а  один.  Их  творчество неделимо. Только детальное  литературно-критическое  исследование  могло  бы решить, что в общей работе принадлежит Ильфу, а что Петрову. Потому  ли  они сошлись, что были совершенно одинаковы  по  характеру  своего  литературного дарования или же, наоборот, один восполнял  то,  чего  не  хватало  другому? Возможно и то и другое. Во всяком случае, это был редкий  и  чудесный  сплав двух талантов.  Они  не  обезличились,  а  создали  нового  и  оригинального писателя. Внешнее представительство в содружестве как  бы  принадлежало  Петрову. Это был человек широкой, открытой натуры. Он и роста был крупного, и говорил громко, и смеялся раскатисто, заразительно, весело. Он и  рассказывать  умел занятно и задорно. А Ильф всюду следовал за ним, высокий,  худощавый,  даже тощий, с узкой, впалой грудью, всегда молчаливый, сдержанный, с  застенчивой улыбкой. Он редко высказывался на собраниях, на заседаниях редакции,  словно предоставлял говорить за себя своему старшему товарищу. А на самом  деле  он был старше Петрова на шесть лет.

Информация о работе И.Ильф и Е.Петров как яркие представители сатиры