Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:27, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть жанр сатиры и его место в литературе 20-х, 30-х годов, а также в творчестве Ильфа и Петрова.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава I Сатира 20-х, 30-х годов XX века…………………………………….. 5
1. Представители сатиры и писатели………………………………………..
5
1.1 Сатира конца 20-х – начала 30-х годов………………………………..
7
Глава II И. Ильф и Е. Петров как яркие представители сатиры…………. 10
2. Биография Е. Петрова………………………………………………………
10
2.1 Биография И. Ильфа……………………………………………………….
11
2.2 Судьба литературного содружества И.Ильфа и Е.Петрова………….
12
Заключение……………………………………………………………………….. 33
Список использованной литературы……………………………………………. 35
В 1928 в журнале "30 дней" была опубликована первая значительная работа Ильфа и Петрова - роман "Двенадцать стульев", имевший большой успех у читателей и довольно холодно встреченный литературными критиками. Еще до первой публикации цензура изрядно сократила роман; процесс "чистки" продолжался еще десять лет и, в итоге, книга уменьшилась почти на треть. В 1935-1936 Илья Ильф и Евгений Петров совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга "Одноэтажная Америка". После смерти Ильи Ильфа (1937) Евгений Петров написал ряд киносценариев (совместно с Г.Н. Мунблитом).
В 1940 вступил в КПСС. В 1941, с первых дней войны, стал военным корреспондентом "Правды" и "Информбюро". 2 июля 1942 Евгений Петров погиб, возвращаясь самолетом из осажденного Севастополя в Москву. Награжден орденом Ленина и медалью.
Среди
произведений Евгения Петрова - фельетоны,
юмористические рассказы, повести, романы,
пьесы, киносценарии: "Двенадцать стульев"
(1928; роман; в соавторстве с Ильей
Ильфом), "Светлая личность" (1928),
"1001 день, или Новая Шахерезада" (1929),
"Золотой телёнок" (1931; роман; в соавторстве
с Ильей Ильфом; новые похождения героя
"Двенадцати стульев"), "Черный
барак" (1933; киносценарий; в соавторстве
с Ильей Ильфом), "Одноэтажная Америка"
(1936; в соавторстве с Ильей Ильфом), "Однажды
летом" (1936; киносценарий; в соавторстве
с Ильей Ильфом), "Музыкальная история"
(1940; киносценарий; в соавторстве с Г.Н.
Мунблитом), "Антон Иванович сердится"
(1941; киносценарий; в соавторстве с Г.Н.
Мунблитом), "Воздушный извозчик"
(фильм вышел в 1943; киносценарий), "Остров
мира" (пьеса опубликована в 1947), "Фронтовой
дневник" (1942). По произведениям Ильфа
и Петрова поставлены фильмы "Золотой
теленок" (1968, режиссер М.А. Швейцер),
"Двенадцать стульев" (1971, режиссер
Л.И. Гайдай), телефильмы "Ехали в трамвае
Ильф и Петров" (1971), "12 стульев"
(1976, режиссер М.А. Захаров). По мотивам
пьесы Евгения Петрова "Остров мира"
снят мультфильм "Мистер Уолк" (1950).
2.1 Биография И. Ильфа
ИЛЬФ
Илья (1897 - 1937)
Настоящее имя - Илья Арнольдович Файзильберг. Ильф родился 15 октября (3 октября по старому стилю) в Одессе в семье банковского служащего.
В 1913, окончив техническую школу, начал трудовую деятельность, часто меняя место работы: чертежное бюро, телефонная станция, авиационный завод. Работал статистиком, редактором юмористического журнала "Синдетикон", в котором публиковал свои стихи под женским псевдонимом, бухгалтером.
В 1923 становится профессиональным литератором. Переехав в Москву, постоянно работал в газете "Гудок", но печатает свои очерки и фельетоны в разных изданиях. Уже в обработке рабкоровских писем сказывалась склонность Ильфа к сатире.
Результатом командировки в Среднюю Азию явилась серия очерков "Москва - Азия" (1925).
В 1925 происходит знакомство будущих соавторов (Ильфа с Евгением Петровым), но только через год начинается их совместная деятельность, так как Петров должен был отслужить в армии. Первой значительной совместной работой Ильфа и Петрова был роман "Двенадцать стульев", публиковавшийся в 1928 в журнале "30 дней", который сразу завоевал признание читателя, но критикой был встречен холодно. Книгу молодых писателей поддержал В.Маяковский.
В 1920-е появляется ряд фельетонов и повестей, написанных совместно, в "Правде" и "Литературной газете". В 1931 публикуется второй роман Ильфа и Петрова - "Золотой теленок", тепло встреченный критикой, получивший восторженные отзывы М.Горького, А.Зощенко, А.Барбюса.
В
1935 писатели совершили путешествие
в США, позже написав книгу "Одноэтажная
Америка" (1936). Болезнь Ильфа (туберкулез
лёгких), обострившаяся во время путешествия,
окончилась его смертью, последовавшей
13 апреля 1937 г.
2.2 Судьба литературного содружества И.Ильфа и Е.Петрова
Судьба
литературного содружества
вынашивали множество замыслов, планов, тем. Сатира в произведениях писателей становилась все глубже. К сожалению, конец их содружества был трагичен.
Жизнь Ильфа оборвалась слишком рано. А через несколько лет, тоже в расцвете таланта, погиб Петров. Вся их недолгая совместная литературная деятельность тесно, неразрывно связана с первыми десятилетиями существования советской власти. Они не просто были современниками своей великой эпохи, но и активными участниками социалистического строительства, борцами на переднем крае. Смех был их литературным оружием, и они не сложили это оружие до конца своих дней. Знакомясь с наследием Ильфа и Петрова, читатель поймет, какой большой потерей для советской литературы была их преждевременная гибель.
Героическое время рождает героические натуры. В эти годы народ разрушает основы капитализма и закладывает фундамент социалистического строя. Буржуазия оказывает бешеное сопротивление. Борьба идет во всех областях жизни - в промышленности, в сельском хозяйстве, в культуре, в быту. Это многосторонняя борьба. Народ творит дело революции не только с великой страстью, с энтузиазмом, с романтическим подъемом, но и с бодрой энергией, со светлой надеждой. Люди терпели тогда неимоверные лишения. Революционные годы были и
голодными годами. Однако очень часто народ переносил свои страдания со смехом, с улыбками, с шутками. В этом проявилась огромная моральная сила победителей. Дело разрушения гнилых стен и заборов старого социального строя - дело приятное и веселое. От того времени дошли до нас народные песни, частушки, прибаутки, проникнутые подлинным юмором. Смех играл серьезную роль. "Смешное убивает", - говорят французы. Это верно. Народ бил своих врагов горячим и холодным оружием и добивал смехом. Какую богатую пищу для сатиры и юмора дала, например, фигура нэпмана. В своеобразных условиях возникла эта особая разновидность частного собственника, приобретателя. Нэпман - тип капиталиста без капитализма. Он не имел уже сколько-нибудь глубоких корней в классовой почве. Это был сорняк, кое-где разросшийся довольно буйно, но лишенный социальной силы. Командные позиции прочно находились в руках рабочего класса. Народ был хозяином страны. А нэпман чувствовал, что он гость, чужак, пришелец, выходец с того света, и он торопился, жадно глотал, давясь кусками, пока не прогнали, пока не уничтожили. Нэпман был отвратителен, его курбеты смешны. Он сам издевался над собой, глумился с наглостью и цинизмом. Все это были по существу своему мелочи, детали, пыль и сор, поднятые революционным вихрем. Это вскоре стало проходить. Многое исчезло, не оставив после, себя даже следов. Но в этом причудливом и порой комическом смешении старого и нового, когда нелегко было разобраться, где разрушается прошлое, где возникает будущее, были свои характерные черты.
Советская художественная литература в точности отразила эти процессы. В те годы создавались героические поэмы и эпопеи, лирические произведения, проникнутые высоким революционным пафосом, оптимистические трагедии. И вместе с тем громко звучал смех. Сатирическая и юмористическая литература расцвела, распустилась пышно и ярко, как-то сразу, словно давно дожидалась этого момента. В журналах и газетах того времени были представлены самые разнообразные жанры комической литературы: юмористические стихи, басни, частушки, раешники. По-новому звучал смех на театральных подмостках. Веселый юмор проникал в музыку. Всякие оттенки были в этом смехе. Иные смеялись с тоской по старому, злорадно радуясь и частным неудачам нового. В этом смехе, двусмысленном, неискреннем, не было никакой веры в будущее, сквозил гнилой скептицизм, смех переходил в глумление над всем окружающим. Но скептический смешок постепенно замирал под напором подлинной и меткой революционной сатиры. Демьян Бедный и Маяковский задавали тон сатирической литературе того времени. Они смеялись весело и зло, с глубокой верой в полное торжество нового общественного строя. Это был смех, идущий от здорового и сильного революционного чувства,
смех передовой, новой силы над отжившим свое время общественным гнильем. Маяковский и Демьян Бедный не были одиноки. В литературу пришло тогда много молодых людей, искренне примкнувших к революции и готовых посвятить ей всю свою жизнь. В "Правде" появились задорные, веселые фельетоны Михаила Кольцова. Кольцов шутил иногда добродушно, большей частью со злой остротой. Сдержанная улыбка была в фельетонах А. Зорича. Веселый смех звучал в первых сатирических опытах поэта комсомола А. Безыменского. В центральной железнодорожной газете "Гудок" начинали работать фельетонисты Валентин Катаев ("Старик Саббакин") и Юрий Олеша ("Зубило"). Появились талантливые сатирические журналы "Крокодил", "Красный перец", "Смехач" и другие.
Именно в эти годы, когда столица с особой силой притягивала к себе талантливую молодежь из самых далеких уголков Советской страны, сюда прибыли двое молодых людей из Одессы - Илья Ильф (псевдоним Ильи Арнольдовича Файнзильберга) и Евгений Петров (псевдоним Евгения Петровича Катаева). Их фельетоны и юмористические рассказы быстро обратили на себя внимание. Не сразу образовалось их замечательное, содружество. Они были земляками, но в первые годы своей московской жизни не были даже знакомы. Ильф работал в "Гудке". Петрова его старший брат Валентин Катаев привел в журнал "Красный перец", где он стал работать выпускающим. Оба они, и Ильф и Петров, принесли в редакции неистощимые запасы смеха. Они смеялись молодо, открыто, звонко и оживляли смехом отделы газет и журналов, в которых сотрудничали. Когда в 1926 году Петров пришел в "Гудок", он так же, как
Ильф, выполнял черновую, будничную работу, вел репортажи, набрасывал короткие очерки, редактировал рабкоровские заметки. Все это выходило у них легко, с литературным блеском. Фельетон большой и малой формы стал в двадцатые годы распространенным и очень ярким жанром публицистики. Ему отдавали свои таланты писатели из большой художественной литературы. Привлекала боевая действенность фельетона. Он точно разил врукопашную. Его результаты сказывались немедленно, в тот же день.
Ильф и Петров тоже писали фельетоны на конкретные темы. Но при этом охотно прибегали к художественному обобщению. Газетная работа давала обширный и богатый материал для творчества. Они знакомились с жизнью, выезжали по редакционным командировкам. Из поездок Ильф и Петров привозили записи фактов в своих блокнотах и множество новых планов. Газетные столицы становились для них тесны. Их манила даль романа, где нашли бы для себя место многочисленные герои их фельетонов и рассказов, связанные единым замыслом и общей композицией. Валентин Катаев подсказал им сюжет романа "Двенадцать стульев". И со всем пылом молодости они принялись за работу.
Неизвестно, что бы вышло у каждого из них, если бы они взялись за это в отдельности. Но произошло то, что кажется нам чудом по той простой причине, что мы этого еще не объяснили и, может быть, не объясним до конца. Два разных человека слились в одну творческую личность. Ильф и Петров - два разных имени для одного автора. Это были разные люди, разные индивидуальности, разные характеры. Мы не знаем, кто играл первую, а кто вторую скрипку в их замечательном дуэте, да и было ли вообще такое деление. Это был и не дуэт в собственном смысле слова, потому что звучали не два голоса, а один. Их творчество неделимо. Только детальное литературно-критическое исследование могло бы решить, что в общей работе принадлежит Ильфу, а что Петрову. Потому ли они сошлись, что были совершенно одинаковы по характеру своего литературного дарования или же, наоборот, один восполнял то, чего не хватало другому? Возможно и то и другое. Во всяком случае, это был редкий и чудесный сплав двух талантов. Они не обезличились, а создали нового и оригинального писателя. Внешнее представительство в содружестве как бы принадлежало Петрову. Это был человек широкой, открытой натуры. Он и роста был крупного, и говорил громко, и смеялся раскатисто, заразительно, весело. Он и рассказывать умел занятно и задорно. А Ильф всюду следовал за ним, высокий, худощавый, даже тощий, с узкой, впалой грудью, всегда молчаливый, сдержанный, с застенчивой улыбкой. Он редко высказывался на собраниях, на заседаниях редакции, словно предоставлял говорить за себя своему старшему товарищу. А на самом деле он был старше Петрова на шесть лет.
Информация о работе И.Ильф и Е.Петров как яркие представители сатиры