И.Ильф и Е.Петров как яркие представители сатиры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть жанр сатиры и его место в литературе 20-х, 30-х годов, а также в творчестве Ильфа и Петрова.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава I Сатира 20-х, 30-х годов XX века…………………………………….. 5
1. Представители сатиры и писатели………………………………………..
5
1.1 Сатира конца 20-х – начала 30-х годов………………………………..
7
Глава II И. Ильф и Е. Петров как яркие представители сатиры…………. 10
2. Биография Е. Петрова………………………………………………………
10
2.1 Биография И. Ильфа……………………………………………………….
11
2.2 Судьба литературного содружества И.Ильфа и Е.Петрова………….
12
Заключение……………………………………………………………………….. 33
Список использованной литературы……………………………………………. 35

Файлы: 1 файл

И.Ильф и Е.Петров как яркие представители сатиры.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

            Ильф и Петров  прежде  всего   обладали  редким  и  замечательным   даром подлинно веселого, умного смеха. Они не заставляли  себя  смеяться.  Смех  в литературе обладает своей техникой. Он может  стать  ремеслом,  может  иметь своих мастеров и искусников. Но если за  техникой  нет  подлинного,  живого, здорового источника веселости, нет  непосредственности,  нет  того,  что  мы называем природным  даром,  то  не  выручит,  не  поможет  никакая  техника. Ремесленник обнаружит себя. Вот в этом смысле оригинален и силен смех Ильфа и Петрова. Конечно, они превосходно владеют  и  мастерством  комизма.  Они  подобны  тем  выдающимся комическим актерам, которые заставляют зрительный зал улыбаться  и  смеяться при первом же выходе на сцену. В подлинном и большом таланте юмора есть свое особое обаяние, которого никакими искусственными мерами не создашь. - Так обаятельны в своем  юморе  Ильф  и  Петров.  Они  заставили  весело рассмеяться всю читающую Советскую страну  с  первой же  главы "Двенадцати стульев". Этот смех звучит и ныне, когда прошло уже свыше  трех  десятилетий после  появления  романа,  когда   изменилась   вся   социально-политическая обстановка, когда уже и читатель не тот и запросы не те.

            Однако веселый смех Ильфа и Петрова в своей основе глубоко серьезен. Он служит задачам революционной борьбы со  всем  старым,  отжившим,  борьбы  за новый строй, за новую, социалистическую  мораль.  Это  глубоко  осмысленный, идейный смех. Произведения Ильфа  и  Петрова  являются  образцами  советской сатиры. Сатира обладает огромной силой. У писателя-сатирика должен быть  острый взгляд, позволяющий ему глубоко проникать в жизненные процессы  и  создавать обобщенные, типические образы.  Он  должен  обладать  метким,  выразительным словом, своим собственным, оригинальным стилем. Все это есть у нашего автора с двойным именем Ильф-Петров. У него есть, кроме того, удивительное мастерство художественной детали. Он  подмечает  те "мелочи", мимо которых пройдет обыкновенный наблюдатель. Ильф  и  Петров  по такой "мелочи" создают характер персонажа. Сатира требует направленности. Ильф и Петров, выходя на передовую линию сатирического фронта советской литературы,  избрали  для  себя  определенный участок. Они расставили свои орудия против злейших  врагов  социалистической революции: против мещанства, косности, обывательщины.

         В самый короткий срок народ   уничтожил  в  открытой  борьбе  крупнейших врагов революции - капиталистов и помещиков. Вооруженное сопротивление  этих классов было сломлено. Саботаж прекращен. Сломан   был   государственный    аппарат,    принадлежавший    прежним господствующим классам. Дело это несколько более  сложное,  но  и  оно  было завершено в относительно короткий срок. У крупной  буржуазии,  у  дворянства,  у помещиков была  своя,  четко определенная и сугубо реакционная  идеология,  своя  старая  культура,  своя мораль. Разрушение этой крепости потребовало немалых усилий,  но  и  с  этой задачей социалистическая революция  справилась  вполне  успешно.  Еще  более сложным  оказалось  дело  уничтожения  деревенской  буржуазии,   кулачества. Социалистическая коллективизация покончила и с этим. Когда уничтожены были крупные реакционные силы, враждебные  социализму, обнаружилось со всей очевидностью, что осталась еще  одна  сила,  на  первый взгляд как будто и не столь значительная, но заключающая  в  себе  серьезную опасность для нового общественного строя, в  особенности  для  воспитания  в коммунистическом духе нового человека,  строителя  коммунизма.  Эта  сила  - мещанство, обыватели. С  нею  нельзя  было  покончить  разом,  по  декрету.  Ее  нельзя  было ликвидировать, отняв у нее материальную основу существования. У  нее  нечего было отнимать. Мещанство аморфно. Оно не выступает прямо, не  стоит  стеной. Оно расползается под ногами,  обволакивает,  присасывается,  прилипает.  Его идеология и мораль расплывчаты.  Мещанство  не  разрубишь  мечом,  его  надо выковыривать из щелей. Оружие  мещанства  -  пошлость.  Мещанин,  обыватель  умеет   опошлять, принижать, выхолащивать все, к чему прикасается. Мещанство вносит пошлость нравы,  заражает  пошлостью  литературу,  искусство.  Его  не  всегда  легко распознать. Пошляки прячутся за громкими и возвышенными словами.

       Коммунисты  всегда вели борьбу против мещанства, находили  и  изобличали его в разных политических партиях,  в  литературе.  Особенно  сильные  удары наносил по мещанству А. М. Горький. Одна из первых его пьес так и называется "Мещане". Он создал художественное изображение мещанского царства в  повести "Городок Окуров", писал памфлеты о мещанстве. Октябрьская революция глубоко всколыхнула болото российского мещанства. Социалистическое  строительство,  индустриализация,  коллективизация   несли мещанству неминуемую гибель. Это разжигало ненависть мещанина к социализму. Щедрин говорил, что нет животного  более  страшного,  чем  взбесившийся клоп. Маяковский шутливо  предостерегал  против  мещанской  "канарейки".  Он предлагал свернуть ей голову, чтобы "коммунизм канарейками не был побит".

       В комедиях "Клоп", "Баня" Маяковский  беспощадно  высмеивал  мещанство. Романы Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" шли по этому же пути. Первый роман - это широко развернутое  сатирическое  полотно  с  живыми юмористическими красками. Это обширная галерея мелких и мельчайших  людишек. Связывает их общая сюжетная линия: двенадцать стульев,  которые  разыскивает основной герой романа Остап Бендер. Путешествие по  различным  городам  дает ему возможность встретиться со множеством  людей,  разнообразных  по  своему характеру, но принадлежащих к одной  среде.  Это  все  мещане  по  духу,  по

характеру,  бывшие  чиновники,  торговцы,  нэпманы,  люди  без  определенных занятий - мелкие караси-обыватели, которые на  то  и  существуют,  чтобы  их живьем глотал жулик щучьей породы - Остап Бендер. С виду это как будто даже и добродушный народ. Многие из них  формально не враги социализма и советской  власти.  У  них  нет  никаких  политических взглядов, а у Эллочки-людоедки вообще  никаких  убеждений  нет.  Она  просто двуногое  млекопитающее,  весь  умственный  багаж  которого  укладывается  в три-четыре фразы. Однако на поверку она-то  и  есть  та  самая  "канарейка", которой Маяковский советовал свернуть голову.

Эллочка-людоедка, пожалуй, один из  наиболее  выразительных  и  сильных

сатирических  образов в романе Ильфа  и  Петрова.  В  нем  ярко  представлена убогая  и  в  то  же  время  хищническая  натура  мещанства.  У  других  это замаскировано пышными фразами, даром  приспособления.  Эллочка  вся  как  на ладони.  Это  совсем  крохотный  хищный  зверек,  его  опаснейшая  черта   - живучесть. Она живет и поныне. Мы встречаем ее иногда среди молодежи  нашего времени, среди девушек и юношей. Они называются теперь стилягами.

         Композиция романа предопределила  его конец. Сюжет был  исчерпан,  когда Остап Бендер нашел последний стул,  -  тот  самый,  в  котором  были  зашиты драгоценности.  На  суммы,  вырученные  от  их   продажи,   железнодорожники выстроили превосходный клуб. Это была и последняя неудача героя романа.  Ему незачем было дальше жить, и авторы покончили  с  ним  довольно  механическим способом.  Как  известно,  Остапа  Бендера  зарезал  его  сообщник,   бывший предводитель дворянства Киса Воробьянинов. Роман "Двенадцать  стульев"  имел  чрезвычайный  успех.  Его читали  и перечитывали с неумолкающим веселым смехом. Ильф  и  Петров  написали  после романа несколько новых сатирических  произведений.  В  1928-1930  годах  они активно сотрудничали в журналах "Огонек" и  "Чудак".  Помимо  многочисленных фельетонов и рассказов, там были опубликованы сатирическая повесть  "Светлая личность", цикл новелл о городе  Колоколамске  и  сказки  Новой  Шахерезады. Обитатели фантастических городов Колоколамска и Пищеслава, выдуманных Ильфом

и Петровым, это как бы жители щедринского  города  Глупова,  прямые  потомки знаменитых пошехонцев. В них видны  отвратительные  черты  мещан-стяжателей, тот нэпманский дух, который Ильф и Петров высмеивали  в  романе  "Двенадцать стульев".  В  новых  своих  произведениях  писатели  в   гротесковой   форме продолжили сатирическую линию своего первого романа. Но найденная ими  форма не удовлетворяла авторов. Как считали сами писатели, они не смогли полностью  решить в этих  произведениях  тех  творческих  задач,  которые  перед  собой ставили.

Через три года после опубликования  романа "Двенадцать стульев"  Ильф  и

Петров  снова вернулись к его герою. В 1931 году вышел "Золотой  теленок",  в нем опять продолжаются похождения, странствия и приключения Остапа Бендера. Зачем понадобилось авторам воскрешать зарезанного героя?  Напрашивается самое  простое  и  легкое  объяснение.  Сатирический  образ  Остапа  Бендера приобрел   чрезвычайную   популярность.   В    нем    была    художественная оригинальность. По своей жизненности, по своему значению он вошел в тот  ряд типических  характеров,  которые  возглавляются  Хлестаковым,  Чичиковым   и другими   замечательными   сатирическими   образами   классической   русской литературы. Конечно, масштабы Чичикова и Остапа Бендера совершенно различны, но дело в том, что они стоят в одном литературном ряду. Имя  Остапа  Бендера тоже стало нарицательным.

Авторам жаль было расстаться со своим героем. Это можно  понять.  В  их

резервах  сохранилось еще много  таких  материалов,,  которые  можно  было  с успехом использовать в дальнейших похождениях Бендера. К тому  же  в  первом романе смерть Остапа не была мотивирована ни логически, ни психологически. В шутливом предисловии к "Золотому теленку" Ильф и  Петров  рассказывают,  что смертный приговор герою романа был вынесен  случайно.  Авторы  колебались  и даже пререкались о том, умертвить ли Остапа или оставить его живым. Спор был решен жребием. Из сахарницы была вынута бумажка, на  которой был изображен череп и две куриные  косточки.  Но  вскоре  после  того,  как  приговор  был приведен в исполнение, Ильф и Петров поняли, что совершили ошибку.  Пришлось воскресить Остапа Бендера, оставив ему на память о  преждевременной  кончине шрам на шее.

Можно предположить, что, возобновляя историю  похождений уже  известного ероя, Ильф и Петров решили исправить и  некоторые  слабые  стороны  первого романа. На них указывала в свое время доброжелательная критика. В "Двенадцати  стульях"  обрисован  почти  исключительно  мелкий  мирок мещан, обывателей, простофиль, которых так легко и так  забавно  обманывает, водит  за  нос  "великий  комбинатор".  Большой   мир,   мир   революции   и социалистического строительства  как  бы  отсутствует.  Предполагается,  что советский читатель сам все время видит  перед  собой  этот  большой  мир.  С его-то высоты и осмеивается беспощадно вся человеческая мелкота, заполняющая роман. Кроме того, уж слишком мелки все персонажи  "Двенадцати  стульев".  Нет среди них крупных и серьезных врагов. Отсюда и некоторый налет добродушия  в романе. А Остап Бендер своим остроумием, находчивостью даже внушает  к  себе некоторую  симпатию.  Он  уходит  со   сцены   неразоблаченным   до   конца. По-видимому, сами Ильф и Петров  чувствовали  некоторую  неудовлетворенность как творцы интересного сатирического образа. Быть может, они  сами  говорили себе: мы тебя, Остап Бендер, породили, мы тебя и убьем. Именно так и заканчивается второй  роман.  Остап  Бендер  физически  не умирает.  Он  говорит  о  себе,  что  намерен   оставить   своя   плутни   и переквалифицироваться  в  управдомы.   Но   он   терпит   полное   моральное банкротство.  Авторы  выносят  ему  приговор,  более   жестокий   и   "более справедливый: Остап Бендер  высмеян  насмерть,  убит  своим  же  собственным оружием.

       Во  втором романе появляется тот широкий  общественный фон, которого явно не хватает в первом. Авторы  по  сути  не  выходят  из  рамок  сатирического романа. Действие развивается в малом мирке мещанских страстишек. Но время от времени мы слышим шум  настоящей  большой  жизни,  встают  картины  великого социалистического строительства. Символичны  и  полны  глубокого  смысла  те страницы, где рассказано, как пассажиры "Антилопы", вынужденные  свернуть  с шоссе, прячутся в овраге  и  смотрят,  как  мчатся  одна  за  другой  машины настоящего автопробега. Остап Бендер и его спутники чувствуют, что мимо  них пронеслась подлинная большая  жизнь,  а  они  безнадежно  отстали,  осмеяны, выброшены.

       В городе Черноморске нарисована, как бы мимоходом, картина  большого  и оживленного порта. Там кипит новая жизнь, и на этом  фоне  жалкими  выглядят похождения миллионеров Корейко и Остапа Бендера. Таким образом,  в  "Золотом  теленке"  показан  подлинный  исторический

масштаб того мирка, в котором  Остап  Бендер  считается  по-своему  "сильным человеком". В центре сатирического обличения все те же мелкие люди,  мещане, обыватели. Однако среди них есть хищники иного калибра,  чем  в  "Двенадцати стульях", - более крупные противники, более опасные враги нового строя.  Это жулики, расхитители общественной собственности, которые прямо  или  косвенно соприкасаются с уголовным миром. Расширяются  и  самые  объекты  обличения  -  огонь   сатиры   писатели

направляют  в романе и  против  бюрократов  и  приспособленцев.  Не  случайно обобщенный образ "Геркулеса" приобрел нарицательный смысл, стал  воплощением бюрократизма и чиновничьего равнодушия. Самое же главное заключается в том, что из торжествующего  героя  Остап Бендер превращается  в  неудачника,  терпящего  одно  поражение  за  другим. Великий комбинатор приобретает в конце концов свой "миллион", но теряет веру в  свои  эгоистические   принципы.   Бледнеет   его   остроумие,   пропадает привлекательность. Он лишается своих  сообщников  и  остается  один.  Авторы постепенно    развенчивают    его    и    последовательно     подводят     к комически-драматическому финалу.

            Совершенно лишним, чужим, как  бы ловко он ни  приспособлялся,  выглядит Остап в поезде с советскими и иностранными  журналистами,  который  идет  на строительство Восточной Магистрали. А когда осуществляется наконец его мечта и  Остап  получает  вожделенный  миллион,  он  оказывается окончательно выброшенным из жизни. Тут и проявляется со всей силой  основная идея романа. Она в том, что богатый частный собственник  невозможен,  нелеп, бессмысленен  в  социалистическом  обществе.  Так  авторы  морально  убивают порожденного ими героя частнособственнической наживы.

       "Золотой   теленок"  не  просто  продолжение  "Двенадцати  стульев",   а дальнейшее развитие темы. Юмористические краски во втором  романе  не  менее ярки, чем в первом, а сатира обнаруживает более высокую ступень политической заостренности.  "Золотой  теленок"  свидетельствует  о  большей  идейной   и художественной зрелости авторов. Кто же он, Остап Бендер,  сатирический  герой,  которому  суждено  было пережить свое время и остаться  в  художественной  литературе,  переходя  от одного поколения читателей к другому? Мы не скажем,  что  этот  литературный тип бессмертен. Но не подлежит сомнению, что он долголетен. Можно было бы сказать, что он жулик. Однако  это  неполное  и  неточное определение.

Информация о работе И.Ильф и Е.Петров как яркие представители сатиры