Исследование метафоры в творчестве С. Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 05:37, курсовая работа

Описание работы

Лексико-семантические варианты многозначного слова по-разному зависят один от другого и различно связаны между собой. В учебной литературе называется разное количество традиционных типов переносных значений слов. В одних случаях выделяют только метафору и метонимию, в других — метафору, метонимию, синекдоху и функциональный перенос. Традиционные виды переносных значений слова (метафора, метонимия, синекдоха, функциональный перенос значения) связаны с диахронией семантической структуры и относятся к фигурам образной речи (тропам). Различия в числе переносных значений объясняются тем, что синекдоху считают разновидностью метонимии, а функциональный перенос — разновидностью метафоры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава Ι. Средства словесной образности языка
1.1. Изобразительно-выразительные средства языка…………………………...7
1.2. Метафора как средство словесной образности……………………………..9

Глава ΙΙ Исследование метафоры в творчестве С. Есенина
2.1 Метафоры в лирике С. Есенина…………………………………………….16
2.2. Индивидуально-авторская метафора………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………...27

Список использованной литературы………………………………………..30

Файлы: 1 файл

сравнение в поэтических текстах есенина.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

Оба основных типа полнозначных слов – имена предметов и обозначения признаков – способны к метафоризации, значения. Чем более многопризнаковым, информативно богатым и нерасчлененным является значение слова, тем легче оно метафоризируется. Среди имен это, прежде всего, конкретные существительные – имена естественных родов, реалий и их частей, создающие метафорические образы (баловень судьбы, питомец брани). Среди признаковых слов – это прилагательные, обозначающие физические качества (колючий ответ), описательные глаголы (совесть грызет, мысли текут) и др. Иногда выделяемая сентенциональная метафора порождена аналогией между целыми ситуациями (не бросай слов на ветер).

 

 

 

 

Глава ΙΙ Исследование метафоры в творчестве С. Есенина

2.1 Метафоры в  лирике С. Есенина

 
                С. Есенин умеет использовать метафору исключительно тонко для создания поэтического настроения:

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

Сердцу приятно с тихою  болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный  плен» удивительная гармония чувства  и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью.

У Есенина вечер золотой  метелкой «расчищает путь», «синий сумрак бредет», как стадо овец. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина  существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя.

Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина – это всеобщий метафоризм (что позже приведет поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихии и предметы – все это, по Есенину, дети одной матери – природы.

Примером полного взаимопроникновения  природы и человека может служить  стихотворение «Зеленая прическа». Оно развивается в двух планах: березка - девушка.

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы – ветви

Ты лунный гребешок?

Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – то березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной.

Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба

И с хрустом мысленно кусая  огурцы,

За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако из стойла под  уздцы.

Здесь даже мельница – бревенчатая птица

С крылом единственным – стоит, глаза смежив.

Солнце сравнивается с  сохой, месяц – с ягненком или с пастушьим рожком. Такие метафоры и сравнения насыщают почти каждое стихотворение.

В «Небесном барабанщике» почти отсутствуют образы, навеянные  старой христианской поэтикой. («Сердце  – свечка за обедней», – тот, да еще два – три подобных образа только, пожалуй, и встретишь во всем стихотворении. При всей планетарности, космической устремленности образов «Небесного барабанщика» основа их жизненно реальна. Это относится и к развернутому образу – метафоре «солнце – барабан», играющему важную идейно – композиционную роль в стихотворении, и образу «белого стада горилл», и другим.

Верьте, победа за нами!

Новый берег недалек.

Волны белыми когтями

Золотой скребут песок.

Нам ли страшны полководцы

Белого стада горилл?

Взвихренной конницей рвется

К новому берегу мир.

 

Мы идем, а там, за чащей,

Сквозь белесость и  туман

Наш небесный барабанщик

Лупит в солнце – барабан.

Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают  внезапно воображение, где на первый взгляд в природе нет броских, запоминающихся картин и многое давно  уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски:

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает...

А по двору метелица

Ковром шелковым стелиться.

 

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

 

Дремлет лес под сказку сна...

Есенинская метафора бывает и именной и глагольной, каждая из которых в свою очередь подразделяется на не олицетворяющуюся и олицетворяющуюся. Именная не олицетворяющая: «снег  черемухи» – цветы и олицетворяющая: «желтый лик» – диск месяца, глагольная не олицетворяющая: «сокроюсь могилой» – умру и олицетворяющая: «колокола заплакали»  – зазвонили.

Таким образом, существительное  является основой есенинской метафоры, а олицетворения и сравнения  «держатся» на глаголе.

Есенинская метафоричность становится более «скрытой». Самые  казалось бы простые слова (снег, цветение, голубой и т.д.) метафоризуются, неся в себе дополнительный художественный смысл, полученный в контексте есенинского  творчества.

Развернутая метафора

                Нами было проанализировано 4 стихотворения, в которых используются развернутые метафоры.

Употребление одной метафоры очень часто влечет за собой нанизывание  новых метафор, связанных по смыслу с первой; в результате этого возникает  развернутая метафора: (Отговорила роща золотая березовым, веселым  языком... – Ее). Развернутые метафоры привлекают художников слова как особенно яркий стилистический прием образной речи (17.стр. 109).

Где к затону молчаливому, прилегла трава шелковая.

Очень интересный пример. Стихотворение  Есенина, «Лебедушка». Где молчаливый затон, т.е. вдавившийся в берег  речной залив, стоит, и ему очень  одиноко. А рядом прилегла не просто обычная, зеленая трава, а шелковая!

Погаснет день, мелькнув пятою златою.

В данном примере, взятом из стихотворения «Голубень», мы видим, что С.Есенин хотел сказать, что  закончится, погаснет день, и мы увидим ярко- красную зарю.

А орел взмахнувши крыльями, как стрела на землю кинулся.

Стихотворение «Лебедушка». Где С. Есенин показывает нам строптивого, быстрого, гордого орла, который  взмахнувши крыльями, как стрела на землю кинулся…

У плетня заросшая крапива, обрядилась ярким перламутром.

В стихотворении «С добрым утром», Есенин использовал развернутую  метафору, как яркий стилистический прием образной речи.

Творчеству С. Есенина  характерен стиль развернутой метафоры.

 

Метафора общеязыкового  характера

Нами было исследовано  более 15 стихотворений С. Есенина, и  из них мы разобрали 5 примеров с  метафорой общеязыкового характера.

Различают метафоры общеязыкового  характера (стертые или окаменелые), метафоры, сохраняющие «свежесть», и метафоры собственно поэтические, которые отличаются индивидуальным характером. Общеязыковые окаменелые метафоры: (рукав реки, горлышко бутылки, подножие горы и т. п.) к средствам словесной образности не относятся.

Стилистическим средством  этого рода являются метафоры широкого употребления, так сказать, с заранее  готовой образностью, но не утратившие новизны (их образность ясно ощущается  говорящими): золотая осень, серебро седины, алмазная прозрачность, горячая пора, металл в голосе, теплота встреч, дуб (о человеке). К ним относятся и так называемые народно-поэтические постоянные метафоры и метафорические эпитеты: лебедушка, голубушка (о женщине), соколик (о человеке), гроза (нечто устрашающее).

Метафора не должна быть надуманной, неестественной (когда  сопоставляются признаки или понятия, не сочетающиеся в жизни, в природе; вспомним, что метафора представляет собой скрытое сравнение). Она  должна отвечать закономерностям языка. Следует помнить и о том, что  метафора (как и другие образные средства) имеет свойство быстро «стираться»  от частого употребления и превращаться в стандарт. Именно такой процесс  часто наблюдается в газетной речи, когда недавняя новая метафора становится надоедливым шаблоном, утратившим всю свою былую образность (маяки  производства, высокие рубежи, зеленая  улица).

Давайте рассмотрим общеязыковую метафору на примерах:

Зажигай сердца пожаром.

В данном примере, взятом из стихотворения С.Есенина «Кузнец», мы видим пламенное выражение, наполненное  энергетикой и зарядом позитива, сил и конечно же эмоциями, которое  оказывает огромное влияние на людей!

Задремали звезды золотые.

В стихотворении Есенина  «С добрым утром», метафора показана очень  удачно, красочно и ярко.

Улыбнулись сонные березки.

Здесь Есенин создает образ  нашим березам. И образ именно утренний. Нежно, как будто с заботой, трепетом и любовью он показывает нам улыбнувшиеся сонные березки.

Дремлет ряд плакучих ив.

В данном примере, взятом из стихотворения «Микола», мы видим  как ивам придается образ, и как  С. Есенин наделяет их чувствами и  живостью.

Сам Бог летает над землей.

В стихотворении «Село», Есенин использует собственно поэтические  метафоры, отличающиеся индивидуальным характером.

В результате анализа нескольких стихотворений, мы можем сделать  вывод, что метафоры общеязыкового  характера также достаточно часто  встречаются в творчестве С. Есенина.

 
 

 

 

 

 

 

 

2.2. Индивидуально-авторская метафора

 
                Нами было исследовано более 15 стихотворений С.Есенина, и выявлено, что из них 6 содержат индивидуально-авторские метафоры.

Метафора очень активно  используется в творчестве писателей. Материалом для практической части  курсовой работы послужило творчество С. Есенина.

Горит восток зарею новой (П.) – слово горит, выступая как метафора, рисует яркие краски неба, озаренного лучами восходящего солнца. Эта метафора основана на сходстве цвета зари и огня, в контексте она получает особый символический смысл: перед Полтавским боем красная заря воспринимается как предзнаменование кровопролитного сражения (17.стр.108).

В основу метафоризации может  быть положено сходство самых различных  признаков предметов: цвета, формы, объема, назначения, положения в  пространстве и времени и т. д. Еще Аристотель заметил, что слагать  хорошие метафоры – значит подмечать сходство. Наблюдательный глаз художника находит общие черты почти во всем. Неожиданность таких сопоставлений придает метафоре особую выразительность:

[Солнце нижет лучами  в отвес.; И золотеющая осень... листвою плачет на песок (Ее); Поседев, шелудивеет лед.; Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнем, то сжимаясь в непроглядную тьму.].

В стилистике необходимо разграничивать индивидуально-авторские метафоры, которые создаются художниками  слова для конкретной речевой  ситуации:

(Я хочу под синим  взглядом слушать чувственную  вьюгу. – Ее), и анонимные метафоры, ставшие достоянием языка: (искра чувства, буря страстей и т. п.).

Индивидуально-авторские  метафоры очень выразительны, возможности  создания их неисчерпаемы, как неограниченны  возможности выявления сходства различных признаков сопоставляемых предметов, действий, состояний. Еще  античные авторы признавали, что «нет тропа более блистательного, сообщающего  речи большее количество ярких образов, чем метафора». Давайте рассмотрим более подробно такой тип метафоры, как индивидуально – авторская.

О дева Мария! – поют небеса

В данном примере С. Есенин в стихотворении «октоих», очень  красиво изобразил песнь небес, наделил их голосом и живостью.

Бесконечная дорога убегает  лентой вдаль

Здесь в произведении «Пороша», мы видим, как Есенин показывает дорогу, сравнивая ее с лентой.

На нивы златые пролей волоса.

В произведение «октоих», имеется  в виду, что на нивы златые, как  на желтые пашни, поля, пролейте же голоса!

Бредет мой конь, как  тихая судьба.

В стихотворении «Голубень», Есенин говорит о коне, как о чем-то спокойном, тихом, степенном, как просто о проходящей судьбе.

Рожок луны по капле масло  льет.

Здесь Есенин очень красочно и образно показывает нам эту  картину.

И вечер, свесившись над речкою…

В стихотворении «Голубень», Есенин старается показать нам как  приходит, спускается вечер, свесившись над речкою…

В результате анализа этих произведений, мы можем заметить, что  индивидуально-авторские метафоры часто встречаются в творчестве С. Есенина.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
                Изучив теоретический материал по теме, мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, метафора используется в бытовой и художественной речи. Поэтическая метафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры своей свежестью и новизной.

Во-вторых, в поэзии и прозе  метафора не только средство лексической  выразительности, но способ построения образов.

В-третьих, всякая метафора рассчитана на не буквальное восприятие и требует от читателя умения понять и почувствовать создаваемый  его образно-эмоциональный эффект. Умение видеть второй план метафоры, содержащееся в ней скрытое сравнение, необходимо для освоения образных богатств литературы.

Информация о работе Исследование метафоры в творчестве С. Есенина