Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 08:53, курсовая работа
Цели работы:
изучить методику работы с речеведческими понятиями на уроках русского языка;
раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы;
изучить состояния и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к школе;
провести практическую проверку полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава I Включение изучения речеведческих понятий в структуру уроков русского языка………………………………………………………………….…5
Глава II
Методы и приемы работы с текстом, примеры заданий при изучении речеведческих понятий………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I Включение изучения
речеведческих понятий в структуру уроков
русского языка…………………………………………………………………
Глава II
Методы и приемы работы
с текстом, примеры заданий при
изучении речеведческих понятий………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..24
ВВЕДЕНИЕ
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал не только образованным, но и отзывчивым, интеллигентным человеком, чтобы он научился сочувствовать, откликаться на все доброе и прекрасное.
Образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из вербальных средств общения является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия – богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, понятий, оборотов речи, умение слагать их в одно стройное целое.
Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.
Школа не исполнит одной из своих прямых и главных обязанностей, если учащиеся не сделаются словесными настолько, чтобы слово стало послушным орудием его мысли. Знания о речеведческих и языковых особенностях текста позволят учащимся понимать и анализировать текст, а значит, позволят им совершенствовать и развивать общеучебные, организационные и интеллектуальные умения и навыки.
В нашей курсовой работе мы проведем анализ и описание различных приемов подачи и включение изучения речеведческих понятий на уроках русского языка в школе.
Актуальность темы нашей работы обусловлена необходимостью осознания учащимися изучения родного языка; задачами развития речи школьников, формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся.
Объектом исследования является проблема организации подачи и изучения речеведческих понятий на уроках русского языка в школе.
Предметом исследования является методика работы с речеведческими понятиями на уроках русского языка в школе, методические средства, позволяющие предупредить ошибки.
Цели работы:
Задачи работы:
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что разнообразие форм работы с речеведческими понятиями на уроках русского языка в школе с учетом современных методик повышает эффективность усвоения материала, качество знаний школьников.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, представленный в ней, может быть использован для помощи студентам–практикантам и молодым учителям для работы в общеобразовательной школе на уроках русского языка
Глава I
Включение изучения речеведческих понятий в структуру уроков русского языка
Обучение русскому языку
не может быть сведено к обучению
орфографии и пунктуации, простому
«натаскиванию» при подготовке
к итоговой аттестации в формате
ЕГЭ - сегодня это понимают все.
В разнообразных методических изданиях
идут поиски способов интеграции русского
языка и литературы как учебных
предметов, предлагаются дополнительные
курсы риторики, стилистики и культуры
речи, в новых УМК по предмету
углубляется лингвистическая составляющая
курса русского языка, развивается
коммуникативный подход. Но по-прежнему
в структуре курса русского языка
ярко выделяются три достаточно самостоятельные
линии: 1) знания о системе, 2) правописание,
3) развитие связной речи. Эти три
направления находят свое отражение
в формулировке задач обучения языку,
поэтому учителю – предметнику
в ходе преподавания предстоит
соотнести реальный речевой опыт
ребенка, процесс приобретения знаний
о языке и процесс овладения
языком. Соотношение это не
всегда гармонично, и мы можем наблюдать
низкую речевую культуру современных
школьников, их неспособность воспринимать
и перерабатывать значительные
объемы устной и письменной текстовой
информации. Сочинения школьников,
как правило, впечатляют своей безграмотностью,
а нередко и
Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств — все это регулируется коммуникативной компетенцией.
Коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя такие знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст.
При подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ особое внимание стоит обращать на задания, связанные с речеведческими умениями школьников, особенно части С, где требуется дать развернутый ответ (сочинение-отзыв, рецензию, эссе) по тексту. использованному для анализа в части А, В экзаменационной работы. Данные задания проверяют сформированность у выпускников коммуникативной компетенции.
Изучение речеведения начинается со знакомства с основными единицами текста: микротемой, абзацем.
Нам кажется важным расширение сведений о такой структурной единице, как абзац, в целях предупреждения логических ошибок. Подтверждение нашей мысли мы нашли в работах В.Н Мещерякова, И.А. Громова, предлагавших введение курса речеведения на этапе обучения старших школьников. Мы же считаем уместным изучение названных выше единиц уже в 5 классе.
Пятиклассники знакомятся с понятиями тематического и концептуального предложений, учатся определять их место в абзаце, отличать друг от друга. Усвоение этих понятий приводит к отсутствию ошибок в определении темы и основной мысли текста.
Далее школьники
знакомятся с видами связи
предложений в тексте, что выходит
за рамки программы (должна
изучаться в 6 классе). Такой
перенос кажется нам
Следующие уроки
раздела «Текст» в 5 классе
предлагается посвятить изучению
наиболее частотных способов
распространения тем в абзацах:
Другие способы изучаются в разделе «Текст» в 6 и 7 классах.
В ходе работы над данной темой используются следующие приемы:
- анализ абзацев – образцов речеведческой практики. В ходе анализа находится тематическое предложение, определяется способ распространения мысли тематического предложения, составляются тематические планы абзаца, распространяется (коллективно, индивидуально) тематическое предложение указанным или необходимым способом.
- «Проба пера» в соответствии с речеведческой задачей.
- Коллективный и индивидуальный анализ написанных абзацев с речеведческих позиций.
- Работа с преднамеренно деформированными текстами, не соответствующими предъявляемым к ним требованиям.
- Нахождение и правка абзацев, построенных с ошибками (из СМИ).
Полученные знания об абзаце позволяют школьникам грамотно соединять абзацы в «большой» текст. Результаты усвоения темы проверяются в ходе создания абзацев по данным тематическим предложениям и самостоятельно сформулированным тематическим предложениям.
Навыки речеведческого анализа текста школьники приобретают при изучении собственно текста. Пятиклассники учатся выделять три - текста: фоновый (включающий предысторию события, разные сведения справочного типа, пояснения) сюжетный (передающий развитие событий) и авторский (представляющий собой авторские отступления, оценки, ассоциации). Отработка умения находить разные планы текста кажется нам очень важной, особенно в свете подготовки к итоговой аттестации в 9 классе, т.к. учит отделять главную информацию от второстепенной, показывает возможности сокращения текста без логических и фактических ошибок. Для облегчения приобретения навыка анализа планов текста используется прием «съемка фильма», при котором сохраняется только сюжетный план текста.
Сформированное умение различать разные текстовые планы активно применяется в курсе изучения литературы при определении авторского отношения к изображаемому.
К концу первого полугодия обучающиеся 5 класса могут анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, строения, связи его частей.
Во втором полугодии
полученные знания углубляются,
В 6 классе к предложенным в программе речеведческим понятиям мы предлагаем добавить речемыслительные операции и речемыслительный действия, необходимые в практике текстообразования. Хорошее усвоение данной темы позволит школьникам правильно давать логические определения по изучаемым предметам, сопоставлять разные предметы, факты, явления.
В 7 классе изучается предтекстовая фаза речевой деятельности:
- осмысление темы
- формулирование главной мысли сочинения
- формулирование тезисов сочинения
- продумывание хода мысли в сочинении.
В 8-9 классах моделируются
тексты сочинений,
Необходимость
большого числа текстов научно
Нередко содержание текста стимулирует познавательный интерес школьников по другим предметам.
При их обучении важным становится анализ текстов разговорного стиля, а именно, учебных диалогов, моделирующих разговорную речь, характеризующуюся широким употреблением экспрессивных средств, большим количеством неполных предложений, наличием вставных конструкций. Такие тексты должны стать моделями для создания собственных высказываний.
Примерами подобных текстов являются вопросно-ответные реплики в магазине, на улице, в транспорте, в аптеке, поликлинике и т.д. Особенно важна работа с такими текстами для младших школьников и ребят из тех семей, в которых родители не владеют русским языком. Для старших школьников подобнее тексты дополняются этикетными выражениями.
Таким образом, обучение живой разговорной речи становится одновременно с этим и обучением общению.
Тексты художественного стиля в условиях преподавания русского языка школьникам других национальностей приобретают дополнительную функцию: становятся зеркалом национальной культуры, поскольку художественный текст выступает не только как носитель и источник объективной информации, но и как носитель и источник собственно языковой, интерлигвистической информации. Текст - это языковая форма отражения и фиксации народной культуры. Через текст ученик усваивает новые знания и ценности, духовную культуру другого народа, уточняет собственные нравственные и эстетические позиции. Так как в классах обучаются дети разных национальностей (татары, казахи, узбеки, азербайджанцы, украинцы, немцы, русские), тексты подбираются так, чтобы присутствовала информация о разных народностях.
Все отобранные нами для работы тексты соответствуют следующим требованиям:
- направленность на решение коммуникативных задач,
Информация о работе Изучение речеведческих понятий на уроках русского языка