Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 08:53, курсовая работа
Цели работы:
изучить методику работы с речеведческими понятиями на уроках русского языка;
раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы;
изучить состояния и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к школе;
провести практическую проверку полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава I Включение изучения речеведческих понятий в структуру уроков русского языка………………………………………………………………….…5
Глава II
Методы и приемы работы с текстом, примеры заданий при изучении речеведческих понятий………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
Примеры текстов для анализа
( при изучении разных тем)
Тема « Имя числительное»
Грамотный читатель, начиная читать, умеет прогнозировать, о чем пойдет речь. Чтобы вырабатывать в себе такое умение, полезно упражняться. Вот, например, какое задание предлагают психологи Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая («Когда книга учит»).
Читайте текст и отвечайте на предлагаемые вопросы.
Города, просуществовавшие многие сотни лет, под давлением разных воздействий меняли свой облик. Часто сами жители сносили старые дома, выбрасывали старую утварь. Но не все остатки старого исчезли. Под фундаментом новых домов кое-где сохранились остатки старых зданий, иногда довольно значительные. Так, под центральной улицей болгарского города Пловдива недавно обнаружен античный амфитеатр с остатками помещений для гладиаторов. Под новыми мостовыми сохранились старые настилы. Так, в Новгороде обнаружены семнадцать слоев мостовых, один под другим.
Остатки пищи, одежды,
строительный мусор – все это,
накапливаясь десятилетиями и
столетиями, образует то, что
археологи называют культурным
слоем. Всюду, где
Как по-вашему: о чем пойдет речь дальше?
В городах Месопотамии,
возникших много тысячелетий
назад, встречается
От чего зависит толщина культурного слоя?
Грамотный читатель умеет догадываться о значении незнакомых слов, встретившихся в тексте, по контексту. Какие слова тебе хочется уточнить по словарю?
Какие числительные
использованы в данном тексте
– количественные или
В состав каких сложных слов вошли числительные? Какими частями речи являются эти слова?
Задание на выбор:
а) пересказать текст устно, продолжив его ответом на последний вопрос;
б) изложить текст письменно, ответив и на последний вопрос.
Тема «Лексика»
К какому типу речи можно отнести данное ниже высказывание Д.С. Лихачева? В какой части текста сформулирован основной тезис? Почему в тексте выделено три абзаца?
Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всеми смеется, ничего не боится.
А на самом деле
он потому и обзывает своими
циничными выражениями и
К чему побуждает автор данного высказывания? Проследи за своей речью и речью окружающих: не вызывают ли они тревогу из-за неуместного использования жаргонных выражений, бранных слов?
О значении каких слов ты догадываешься из контекста, но испытываешь потребность проверить себя по словарю?
Проработай орфографию и пунктуацию данного текста. Выполни одно из заданий на выбор:
А) напиши свободный диктант (читаешь абзац, стараешься осмыслить его содержание, излагаешь близко к тексту),
Б) используя тезис 1 абзаца, самостоятельно разверни, используя опыт речевого общения, свои наблюдения, свои аргументы, примеры, делая свой вывод.
Тема «Фонетика»
Хвастун
Живет в стране грамматике известный фокусник. Зовут его Мягким Знаком. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым : глагол Ел превращается в существительное Ель, а консервная Банка стала теплой Банькой. Расхвастался Мягкий Знак: я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: « Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Смотрите: был Лук – стал Люк, был Мал – стал Мял. ( И. Подгаецкая)
Кто поставил на место хвастунишку? Кто показал, что согласные звуки – мягкие?
Какие знания
раздела «Фонетика»
Придумайте сказку, главным героем которой будет Твердый Знак.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение русского языка как базового предмета имеет необходимость в тщательной, детальной отработке речеведческих умений и навыков учащихся. Экзаменационный тест единого государственного экзамена предполагает работу с текстом. Работа с текстом предусмотрена в каждой из частей экзаменационного теста. Тестируемые должны провести речеведческий анализ текста: определить тему текста, основную мысль, стиль и тип речи, ответить на вопросы, связанные с содержанием текста, лексическим значением отдельных слов, сочетаний слов и фразеологизмов, определить средства связи предложений и средства языковой выразительности в данном тексте. Результаты ЕГЭ показывают, что это одно из самых сложных заданий. Трудность его выполнения объясняется тем, что нужно прежде всего иметь полное представление об основных речеведческих понятиях и средствах, то есть знать перечень таких понятий и средств, понимать особенности каждого из них, осознавать отличия между этими понятиями и средствами. Кроме того, нужно научиться так, анализировать текст, чтобы не только обнаруживать эти речеведческие понятия и языковые средства, но и правильно их называть.
В ходе работы мы пришли к выводам:
- направленность на решение коммуникативных задач,
- занимательность,
- соответствие проблематики текста интересам ученика,
- полезность, новизна и
актуальность информации
-степень приближенности системы понятий ученика и системы понятий, раскрываемых в тексте,
- включение нового материала, содержащегося в тексте, в сеть многообразных связей,
-повторяемость материала.
3. Грамотно подобранные тексты позволяют получать на одном уроке знания не только по русскому язык, но и другим школьным предметам.
4. Разнообразие заданий к тексту, в том числе и речеведческого характера, позволяет организовать дифференцированное и опережающее обучение.
5. Обучение русскому
языку должно выходить за
Список использованной литературы
Информация о работе Изучение речеведческих понятий на уроках русского языка