Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 08:53, курсовая работа
Цели работы:
изучить методику работы с речеведческими понятиями на уроках русского языка;
раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы;
изучить состояния и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к школе;
провести практическую проверку полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава I Включение изучения речеведческих понятий в структуру уроков русского языка………………………………………………………………….…5
Глава II
Методы и приемы работы с текстом, примеры заданий при изучении речеведческих понятий………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
- занимательность,
- соответствие проблематики текста интересам ученика,
- полезность, новизна и
актуальность информации
- степень приближенности системы понятий ученика и системы понятий, раскрываемых в тексте,
- включение нового материала, содержащегося в тексте, в сеть многообразных связей,
-повторяемость материала.
Большие возможности
для раскрытия творческого
При создании
сказок используется способ
метафоризации лингвистических
сведений, опирающийся на
лингвистическую концепцию А.
Идеи данных авторов
активно применяются при
Так как с
возрастом сложность и объем
лингвистических текстов в
Это «визитная карточка» изучаемой части речи, например, причастия, с именем, отчеством, фамилией» (причастие = глагол + прилагательное), «местом работы» (предложение), «занимаемой должностью» (определение, сказуемое), домашним адресом. Коллекция таких визиток хранится у каждого школьника, позволяет быстро восстановить по ней необходимые теоретические сведения, а создание рассказа по ней - способ (для учителя) проверить уровень сформированности навыка создания высказывания научного стиля на лингвистическую тему.
При изучении орфографических
и пунктуационных тем
Придуманную и нарисованную
схему, картинку необходимо
Обучение русскому
языку не ограничивается
Особенно важной
такая работа становится в
классах, где учатся дети, для
которых русский язык не
Экзаменационный тест единого государственного экзамена предполагает работу с текстом. Работа с текстом предусмотрена в каждой из частей экзаменационного теста, поэтому необходимо помочь школьникам в закреплении речеведческих и языковых навыков, то есть в развитии их языковой и речеведческой компетенции. А также знания о речеведческих и языковых особенностях текста позволят учащимся понимать и анализировать текст, а значит, быть успешными на экзамене.
Ведущей методикой анализа текста является речеведческий анализ: тема, основная мысль, стиль и тип речи, содержание текста, лексическое значение слова, фразеологизмы, средства связи предложений и средства языковой выразительности. Небольшая часть времени на занятиях должна быть отведена на выполнение различного рода упражнений, решение тестовых задач, посвященных частичному или полному анализу текста. Для организации познавательной деятельности учащихся следует применять групповую и коллективную формы обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех. Среди многообразия методов и форм обучения эффективным будет применение словесных (беседа, лекция), наглядных (списки слов, словари, схемы), практических (упражнения, тесты) методов. Особое внимание следует уделить методу самостоятельной работы учащихся. Ведущими интеллектуальными средствами обучения можно считать анализ и сравнение. Главное, чтобы учащиеся проявляли интерес к занятиям, получали радость и удовлетворение от своей работы – здесь применимы эмоциональные средства обучения (комплимент, похвала, одобрение, словесная оценка и признание).
Глава II
Методы и приемы работы с текстом, примеры заданий при изучении речеведческих понятий
В школьном курсе русского языка учащиеся должны овладеть многими речеведческими понятиями, выделяемыми в лингвистике в особый раздел – стилистику. Этот раздел как самостоятельный в школьном курсе не выделяется, его понятия изучаются на протяжении всего курса русского языка.
Изучение типов речи. Можно предложить учащимся такие типы заданий:
Охарактеризуйте речевую ситуацию. Какого стиля и типа речи этот фрагмент текста? Какие языковые средства использованы в нем для передачи авторского видения цветка?
В кустах расцвел красный цветок. Издали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были раскрыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок покачивался, словно о чем-то думал. (Ю.Куранов.)
Чем неудачны отрывки из сочинений-описаний на тему «Моя любимая вещь»? Прежде чем ответить на вопрос, решите, какой стиль предполагает данная тема?
А) Моя любимая вещь – лыжи. Они коричневые. Их длина 2 метра.
Б) Моя любимая вещь – коньки. Они предназначены для катания. Коньки сделаны из стали. Они хорошо наточены.
Отредактируйте тексты.
А) Сани у Деда Мороза были красивые, легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.
Б) Васька был черный, пушистый, а лапки были у него белые, как в тапочках. Хвост у Васьки на кончике тоже беленький, будто в мелу испачкан. Глаза у него были зеленые, а зрачки узкие-узкие.
Работа с текстом. Типы заданий:
1.Определите стиль каждого текста, тему и основную мысль. Подумайте, имеется ли связь между стилем и основной мыслью текста. В тексте какого стиля может быть отражено отношение автора к описываемому, а какого – нет?
2.Является ли данная группа предложений текстом?
3.Определите тему текста. Понаблюдайте, из каких отдельных зарисовок складывается общая картина. Выделите микротемы, озаглавьте части текста. Запишите план. Определите стиль речи, выделите языковые средства.
4. Составьте план текста.
Методы и приемы при работе с речеведческими понятиями.
Примеры заданий:
Анализ абзацев
Образец текста для анализа. Вообще-то лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун, например, может лишь неторопливо гоготать. Гулкие и торжественные трубные звуки издает лебедь-кликун. Их хорошо слушать по весне, когда лебеди, возвратившиеся с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье.
Прием «Проба пера»
Образец задания
Распространите тематическое
предложение в абзац или
1. Быстро светает.
2. Вернемся к дождям и т.д.
Работа с преднамеренно деформированными текстами, не соответствующими предъявляемым к ним требованиям.
Образец задания
Найдите тематическое предложение,
расположите предложения так, чтобы
получился правильно
А из третьего боя они вернулись с трофеями и приволокли немецкого унтера. При втором наши разведчики столкнулись с заставами противника и потеряли двух солдат убитыми. Трижды за эти две недели Машенька участвовала в походах разведчиков, но первый из них результатов не дал.
Прием «съемка фильма»
Образец задания
Определите планы приведенного текста, обозначая прямой чертой фоновый план текста, волнистой – референтный и пунктиром – авторский.
Когда по телевидению показывают Севастопольский рейд или Графскую пристань, мой отец долго не может успокоиться: он служил в Севастополе.
И вот мы едем всем классом в Севастополь, этот удивительный, прекрасный город.
Заготовьте фрагменты
фонового и авторского планов
текста для рассказа о своем
городе. Сведения для фонового
плана можно взять из
Содержанием авторского плана могут стать ваши первые впечатления, сравнения с другими городами, яркое событие, связанное с вашим городом.
Этикетные выражения
Образец текста для анализа.
- Нина, ты уже обедала?
- Нет, я очень голодна. Ты в столовую?
- Да, пойдем вместе.
- Что мы возьмем на обед?
- Я возьму щи, котлеты с макаронами и кисель.
- А я овощной суп, жареную рыбу с картофелем и компот.
- Нина, давай я заплачу, а ты возьми ложки, вилки, ножи и найди свободные места.
- Хорошо. Я вижу два свободных места за столиком в углу.
Текст используется
при изучении темы «Диалог»
в 5 классе. Школьникам предлагается
определить тему диалога,
Образцы абзацев для анализа
Указать тематическое предложение, определить способ распространения мысли
Примеры тематических предложений для распространения в абзац или миниатюру
Примеры деформированных текстов для восстановления
Порядок действий:
Информация о работе Изучение речеведческих понятий на уроках русского языка