Изучение речеведческих понятий на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Цели работы:
изучить методику работы с речеведческими понятиями на уроках русского языка;
раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы;
изучить состояния и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к школе;
провести практическую проверку полученных результатов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава I Включение изучения речеведческих понятий в структуру уроков русского языка………………………………………………………………….…5
Глава II
Методы и приемы работы с текстом, примеры заданий при изучении речеведческих понятий………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 54.13 Кб (Скачать файл)

- занимательность, эмоциональность,  живость изложения,

- соответствие проблематики  текста  интересам ученика,

- полезность, новизна и  актуальность информации текста  для ученика,

- степень приближенности  системы понятий  ученика и  системы понятий, раскрываемых  в тексте,

- включение нового материала,  содержащегося в тексте, в сеть  многообразных связей,

-повторяемость материала.

    Большие возможности   для раскрытия творческого потенциала  школьников, ориентированного на  создание собственных  высказываний, имеют разнообразные лингвистические сказки. В практике на уроках часто используются сказки Ф. Кривина,  Л. Петрушевской.  Познав законы построения  таких текстов, школьники, особенно младшие, начинают сами  сочинят подобные.

    При создании  сказок  используется  способ  метафоризации   лингвистических  сведений,  опирающийся  на  лингвистическую концепцию  А.А.  Потебни  о ближайшем и дальнейшем значении  слова. На основании данного способа Л.Д. Чесноковой был создан занимательный задачник по русскому языку «На берегах Лингвинии», а О.В. Канарской -  Лингвистическая Вселенная. 

 Идеи данных авторов   активно применяются при работе  с учебными лингвистическими  текстами. Так, в начале изучения  предмета в 5 классе   школьникам  сообщается, что весь год они,  как настоящие исследователи,  будут изучать новую, малоизведанную  страну, результаты исследования  будут заноситься на карту.  Например,   изучая тему «Синтаксис»  школьники, анализируя  материал учебника,  вносят  на карту город  Предложение,  улицу Подлежащее, Улицу Сказуемое  и т.п.  Далее эти улицы требуется заселить жителями  - частями речи, способными выполнять ту или иную синтаксическую роль.  Речеведческие умения и навыки необходимы при работе с данными картами, т.к. учащимся приходиться организовывать путешествия по  этим картам, озвучивая маршрут, объясняя взаимосвязи разных объектов. Таким образом, школьники лучше усваивают теоретические сведения и создают собственные тексты на основании первичных.

   Так как  с  возрастом сложность и объем  лингвистических текстов в учебнике  увеличиваются, возникает необходимость  в  отработке навыков «сворачивания»  исходного текста.  Для этого  применяется методика создания  лингвистической визитки.

Это «визитная карточка»  изучаемой части речи, например, причастия, с именем, отчеством, фамилией» (причастие = глагол + прилагательное), «местом работы» (предложение), «занимаемой  должностью» (определение, сказуемое), домашним адресом.  Коллекция таких визиток хранится у каждого школьника, позволяет быстро восстановить по ней необходимые теоретические сведения, а создание  рассказа по ней -  способ (для учителя) проверить уровень сформированности навыка создания высказывания научного стиля на лингвистическую тему.

  При изучении орфографических  и пунктуационных тем используется  прием  разработки схем –  опор  и рисунков – опор.  В связи с тем,  что в учебнике   правила  излагаются  в виде  пространного научного текста, возникает  необходимость их краткого  представления.

 Придуманную и нарисованную  схему, картинку необходимо представить  одноклассникам,  при необходимости  – ответить на вопросы.  Следовательно,  обучая приемам  переработки  информации, мы обучаем и умению  правильно говорить.

    Обучение русскому  языку не ограничивается рамками  урока, оно должно быть   дополнено  специально – организованной  языковой средой.  Под образовательно-языковой  средой  понимается « весь корпус  текстов, возникающих  и имеющих  хождение  в стенах школы» (Рябинина  Л.А., Соколова О.В.)  В условиях школы это   газета,   доклады на разных уроках, исследовательской конференции,  сценарии внеклассных мероприятий.

  Особенно важной   такая работа становится  в  классах, где учатся  дети, для  которых русский язык не является  родным.   Особенно если у таких детей родители практически не владеют русским языком. Понятно, почему дети из подобных семей,  как правило,  плохо учатся  по всем предметам.    

Экзаменационный тест единого  государственного экзамена предполагает работу с текстом. Работа с текстом  предусмотрена в каждой из частей экзаменационного теста, поэтому необходимо помочь школьникам в закреплении  речеведческих и языковых навыков, то есть в развитии их языковой и речеведческой компетенции. А также знания о речеведческих и языковых особенностях текста позволят учащимся понимать и анализировать текст, а значит, быть успешными на экзамене.

Ведущей методикой анализа  текста является речеведческий анализ: тема, основная мысль, стиль и тип речи, содержание текста, лексическое значение слова, фразеологизмы, средства связи предложений и средства языковой выразительности. Небольшая часть времени на занятиях должна быть отведена на выполнение различного рода упражнений, решение тестовых задач, посвященных частичному или полному анализу текста. Для организации познавательной деятельности учащихся следует применять групповую и коллективную формы обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех. Среди многообразия методов и форм обучения эффективным будет применение словесных (беседа, лекция), наглядных (списки слов, словари, схемы), практических (упражнения, тесты) методов. Особое внимание следует уделить методу самостоятельной работы учащихся. Ведущими интеллектуальными средствами обучения можно считать анализ и сравнение. Главное, чтобы учащиеся проявляли интерес к занятиям, получали радость и удовлетворение от своей работы – здесь применимы эмоциональные средства обучения (комплимент, похвала, одобрение, словесная оценка и признание).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Методы и приемы работы с текстом, примеры заданий  при изучении речеведческих понятий

 

В школьном курсе русского языка учащиеся должны овладеть многими  речеведческими понятиями, выделяемыми в лингвистике в особый раздел – стилистику. Этот раздел как самостоятельный в школьном курсе не выделяется, его понятия изучаются на протяжении всего курса русского языка.

Изучение  типов речи. Можно предложить учащимся такие типы заданий:

Охарактеризуйте речевую  ситуацию. Какого стиля и типа речи этот фрагмент текста? Какие языковые средства использованы в нем для  передачи авторского видения цветка?

В кустах расцвел красный  цветок. Издали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были раскрыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок покачивался, словно о чем-то думал. (Ю.Куранов.)

Чем неудачны отрывки из сочинений-описаний на тему «Моя любимая  вещь»? Прежде чем ответить на вопрос, решите, какой стиль предполагает данная тема?

А) Моя любимая вещь –  лыжи. Они коричневые. Их длина 2 метра.

Б) Моя любимая вещь –  коньки. Они предназначены для  катания. Коньки сделаны из стали. Они  хорошо наточены.

Отредактируйте тексты.

А) Сани у Деда Мороза были красивые, легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.

Б) Васька был черный, пушистый, а лапки были у него белые, как  в тапочках. Хвост у Васьки на кончике тоже беленький, будто в  мелу испачкан. Глаза у него были зеленые, а зрачки узкие-узкие.

Работа с  текстом. Типы заданий:

1.Определите стиль каждого текста, тему и основную мысль. Подумайте, имеется ли связь между стилем и основной мыслью текста. В тексте какого стиля может быть отражено отношение автора к описываемому, а какого – нет?

2.Является ли данная  группа предложений текстом?

3.Определите тему текста. Понаблюдайте, из каких отдельных  зарисовок складывается общая  картина. Выделите микротемы, озаглавьте части текста. Запишите план. Определите стиль речи, выделите языковые средства. 

4. Составьте план текста.

Методы и приемы при работе с речеведческими понятиями.

Примеры заданий:

Анализ абзацев 

Образец текста для  анализа. Вообще-то лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун, например, может лишь неторопливо гоготать. Гулкие и торжественные трубные звуки издает лебедь-кликун. Их хорошо слушать по весне, когда лебеди, возвратившиеся  с южной зимовки, парами величаво  пролетают в поднебесье.

Прием «Проба пера»

     Образец  задания

Распространите тематическое предложение в абзац или миниатюру.

1. Быстро светает.

2. Вернемся к дождям  и т.д.

Работа с преднамеренно деформированными текстами, не соответствующими предъявляемым к ним требованиям.

    Образец  задания

Найдите тематическое  предложение, расположите предложения так, чтобы  получился правильно построенный  абзац.

 А из третьего боя  они вернулись с трофеями и  приволокли немецкого унтера. При втором наши разведчики  столкнулись с заставами противника и потеряли двух солдат убитыми. Трижды за эти две недели  Машенька участвовала в походах разведчиков, но первый из них результатов не дал.

Прием «съемка  фильма»

   Образец  задания

 Определите планы приведенного текста, обозначая прямой чертой фоновый план текста, волнистой – референтный  и пунктиром – авторский.

  Когда по телевидению  показывают  Севастопольский рейд  или Графскую пристань, мой отец  долго не может успокоиться:  он служил в Севастополе.

 И вот  мы едем  всем классом в Севастополь,  этот удивительный, прекрасный город.

 Заготовьте  фрагменты   фонового и авторского планов  текста для рассказа о своем  городе. Сведения для фонового  плана можно взять  из путеводителей,  справочников, энциклопедий, описаний  в художественных произведениях.

 Содержанием авторского  плана  могут стать ваши  первые впечатления, сравнения  с другими городами, яркое событие,  связанное  с вашим городом.

Этикетные выражения

Образец текста для  анализа.

- Нина, ты уже обедала?

- Нет, я очень голодна.  Ты в столовую?

- Да, пойдем вместе.

- Что мы возьмем на  обед?

- Я возьму щи, котлеты  с макаронами и кисель.

- А я овощной суп,  жареную рыбу  с картофелем  и компот.

- Нина, давай я заплачу,  а ты возьми  ложки, вилки,  ножи и найди свободные места.

- Хорошо. Я вижу два  свободных места за столиком  в углу.

    Текст используется  при изучении темы «Диалог»  в 5 классе. Школьникам предлагается  определить тему диалога, отметить  те  слова и выражения, которые  выражают просьбу и приглашение.   Далее отмечаются средства связи  предложений в тексте.  На примере  этого же текста    рассматривается   использование обращений, отрабатывается  навык постановки знаков препинания при обращении, однородных членах предложения, диалоге. Завершается работа составлением собственного диалога на тему «Приглашение в столовую», образцом для которого служит проанализированный текст.

Образцы абзацев  для анализа

Указать тематическое  предложение, определить способ распространения  мысли

  1. Что можно услышать в Мещерском крае, кроме  гула  сосновых лесов? Крики перепелов  и ястребов, свист иволги, суетливый  стук дятлов, вой волков, шорох дождей  в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.  (К.Г. Паустовский)
  2. Сражение началось. Восемь тысяч африканских  всадников с левого фланга обрушилось на правый фланг римлян и рубили  их конницу. После этого, промчавшись в тылу легионов, они рассеяли  конницу противника на левом фланге. ( А.Митяев).
  3. Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места. Мыши, например, спасаются на корягах  в птичьих гнездах. Лисы забираются на деревья и сидят там в ожидании спада воды. Зайцы спасаются от воды бегством или собираются  большими группами  на бугорках, которые еще не затопила вода. Здесь зайчатам чаще всего удается пережить половодье. (по В. Пескову)
  4. Пчелы и муравьи живут семьями, в которых все обязанности по хозяйству распределены между членами семьи. Так, у тех и у других есть разведчики, которые ищут и сообщают об этом остальным; и у тех, и у других  есть сторожа, не позволяющее врагам и нахлебникам  проникнуть в улей или муравейник; и у тех, и у других  у главы семьи есть личная охрана.   (по Н. Сладкову)

Примеры тематических предложений  для распространения в абзац  или миниатюру

  1. Вот так бы сто лет!
  2. И снова перед его глазами  встал странный вечер.
  3. Радостно возвращался я домой в тот вечер.
  4. Мы нечасто видим, как спят животные.
  5. Природа удивительно экономна.
  6. В разных странах строили разные жилища.
  7. Наступила осень.
  8. В природе чувствуется приближение осени.
  9. Приключения героев  волшебной сказки повторяются обычно три раза.
  10. Леса – великий дар природы.

Примеры деформированных  текстов для  восстановления

Порядок действий:

    1. Найти тематическое предложение.
    2. Восстановить необходимую последовательность предложений
    3. Найти средства связи предложений в тексте, указать вид связи.
    4. Определить способ распространения мысли.

Информация о работе Изучение речеведческих понятий на уроках русского языка