Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 19:15, курсовая работа
Цель. Установление коммуникативных тактик и нахождение общей стратегии героев в рассказах В. Шукшина.
Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:
1.Анализ коммуникативных особенностей героев, выявление схожих черт в коммуникации, называние тактик.
2. Составление общего вывода на основе полученных данных.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕРОЯ РАССКАЗОВ В.М.ШУКШИНА……………………………
1.1.Особенности речевого и социального поведения героя «чудика»…………………………………………………………………..
1.2.Авторская речь как характеристика коммуникационного пространства собирательного образа «чудик»…………………………
1.3.Внутренняя речь – показатель психологического состояния, восприятия мира…………………………………………………………
1.4.Диалог как своеобразие речевой характеристики персонажей, ситуативная коммуникация……………………………………………...
1.5.Особенности поведения «чудика» в анализируемых рассказах…………………………………………………………………..
1.5.1. «Чудик»…………………………………………………………….
1.5.2. «Микроскоп»………………………………………………………
1.5.3. «Миль пардон, мадам»…………………………………………….
1.5.4. « Сапожки»………………………………………………………...
1.5.5. « Как зайка на шариках летал»…………………………………...
1.5.6. «Обида»…………………………………………………………….
1.5.7. «Дебил»…………………………………………………………….
1.5.8. «Ноль-ноль целых»………………………………………………..
1.5.9. «Срезал»……………………………………………………………
1.5.10. «Верую!»…………………………………………………………
2.1.Коммуникативные тактики и стратегии: общие сведения…………………………………………………………………….
2.1.1.Общая характеристика понятий «речевая стратегия» и «речевая тактика»……………………………………………………………………
2.2.2.Типология речевых стратегий по Иссерс………………………….
2.2.3.Классификация речевых тактик по Иссерс………………………..
ГЛАВА 2. КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СОБИРАТЕЛЬНОГО ОБРАЗА «ЧУДИК»………………………………………………………………….
2.1.Стратегии и тактики поведения в зависимости от ситуации…………………………………………………………………...
2.2.Номинация стратегий и тактик речевого поведения по рассказам………………………………………………………………….
2.2.1. «Микроскоп»………………………………………………………..
2.2.2. «Чудик»……………………………………………………………..
2.2.3. «Миль пардон, мадам»…………………………………………….
2.2.4. «Ноль-ноль целых»…………………………………………………
2.2.5. «Обида»……………………………………………………………..
2.2.6. «Сапожки»………………………………………………………….
2.2.7. « Как зайка на шариках летал»……………………………………
2.2.8. «Дебил»……………………………………………………………..
2.2.9. «Верую!»……………………………………………………………
2.2.10. «Срезал»…………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
4 | |
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕРОЯ РАССКАЗОВ В.М.ШУКШИНА…………………………… |
7 | |
1.1.Особенности речевого и |
7 | |
1.2.Авторская речь как характеристика коммуникационного пространства собирательного образа «чудик»………………………… |
8 | |
1.3.Внутренняя речь – |
10 | |
1.4.Диалог как своеобразие |
11 | |
1.5.Особенности поведения « |
14 | |
1.5.1. «Чудик»…………………………………………………………… |
14 | |
1.5.2. «Микроскоп»………………………………………………… |
17 | |
1.5.3. «Миль пардон, мадам»……………………………………………. |
20 | |
1.5.4. « Сапожки»…………………………………………………… |
22 | |
1.5.5. « Как зайка на шариках летал»…………………………………... |
24 | |
1.5.6. «Обида»…………………………………………………………… |
26 | |
1.5.7. «Дебил»…………………………………………………………… |
27 | |
1.5.8. «Ноль-ноль целых»………………………………… |
29 | |
1.5.9. «Срезал»………………………………………………………… |
30 | |
1.5.10. «Верую!»………………………………………………………… |
31 | |
2.1.Коммуникативные тактики и |
33 | |
2.1.1.Общая характеристика |
33 | |
2.2.2.Типология речевых |
34 | |
2.2.3.Классификация речевых |
35 | |
ГЛАВА 2. КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ
И ТАКТИКИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СОБИРАТЕЛЬНОГО
ОБРАЗА «ЧУДИК»…………………………………………………………… |
38 | |
2.1.Стратегии и тактики |
39 | |
2.2.Номинация стратегий и |
43 | |
2.2.1. «Микроскоп»………………………………………………… |
43 | |
2.2.2. «Чудик»…………………………………………………………… |
45 | |
2.2.3. «Миль пардон, мадам»……………………………………………. |
47 | |
2.2.4. «Ноль-ноль целых»………………………………… |
48 | |
2.2.5. «Обида»…………………………………………………………… |
49 | |
2.2.6. «Сапожки»……………………………………………………… |
50 | |
2.2.7. « Как зайка на шариках летал»…………………………………… |
51 | |
2.2.8. «Дебил»…………………………………………………………… |
52 | |
2.2.9. «Верую!»………………………………………………………… |
53 | |
2.2.10. «Срезал»………………………………………………………… |
53 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
56 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………… |
63 |
ВВЕДЕНИЕ
Речевое поведение – взаимодействие людей в ходе общения, свойства и особенности, которые характеризуют речь и речевые реакции одного из участников коммуникативной ситуации – или адресата, или адресанта (Тарасов, 1992 г.).
Речь персонажа является средством раскрытия его внутреннего мира, психологических особенностей, взаимодействия с другими героями, а значит с окружающим миром. Талантливо созданная характеристика позволяет увидеть не только особенности коммуникации того или иного персонажа, но и особенности автора как психолога.
Актуальность исследования. Василий Макарович Шукшин – очень интересная и загадочная фигура в русской литературе XX века. Творчество Василия Шукшина характеризует искусство психологического портрета, речевое многообразие.
Существует множество работ, посвященных проблематике произведений Шукшина, композиции, образам, мировоззрению, но очень мало коммуникативным особенностям героев, а в особенности одному типу героя – «чудик». Это и определяет актуальность нашего исследования. Мы рассмотрим особенности его коммуникативного поведения в зависимости от ситуации, выявим общую стратегию коммуникации и тактики поведения.
Объект. Объект данного исследования – бытовая коммуникация в литературной практике XX века на примере рассказов Шукшина.
Предмет. Особенности коммуникации «чудиков».
Цель. Установление коммуникативных тактик и нахождение общей стратегии героев в рассказах Шукшина.
Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:
1.Анализ коммуникативных особенностей героев, выявление схожих черт в коммуникации, называние тактик.
2. Составление общего вывода на основе полученных данных.
Материал. В качестве материала исследования при помощи частичной выборки нами было взяты некоторые рассказы В.М. Шукшина, датированные 70-ми годами XX века, где наиболее четко просматриваются черты этого типа героя, что позволит более точно найти общую коммуникативную стратегию и тактики «чудика».
Более подробно можно говорить, что это такие рассказы как:
Методы. Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования:
1. Частичная выборка, на основе нее были выделены 10 рассказов 70-х годов XX века, исключены все остальные.
2. Сравнительный анализ.
3. Интерпретация.
4.Обобщение.
Теоретическая база. В качестве основной теоретической базы использовались: книга О.Иссерс «Коммуникативные тактики» и энциклопедия в трех томах, посвященная творчеству В.М.Шукшина.
Кроме того, использовались и работы, исследующие теорию речевого общения и статьи, посвященные использованию мата и нецензурной лексики в ситуациях бытового общения.
Практическая ценность. Результаты данного исследования могут послужить небольшим вкладом в интерпретацию текстов Шукшина, его понимание диалога и коммуникации в произведении в целом, а также описать героя Шукшина 70-х годов XX века более подробно и широко.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
ГЕРОЯ РАССКАЗОВ В.М. ШУКШИНА
1.1.Особенности речевого и социального поведения героя «чудика»
Коммуникации в прозе придается огромное значение, так как она является одним из средств изображения персонажей, их внутренней сущности и переживаний, помогает раскрыть образы и интерпретировать то, или иное действие героя, либо его способ взаимодействия с миром и другими людьми.
В рассказах Василия Макаровича Шукшина коммуникация носит довольно специфический характер, отличается особой значимостью и организацией. В этом плане довольно показательны бытовые семейные ситуации и социальные противоречия, противоречия между близкими людьми, в которых выражены конфликты людей, исполняющие в момент коммуникации ту или иную социальную роль: покупателя, прохожего, попутчика, читателя в библиотеке, односельчанина и др.
Каждый рассказ содержит черты типа того или иного героя, самым популярным таким типом является знаменитый «чудик». Довольно своеобразный герой с не менее своеобразными коммуникативными особенностями, попадающий в различные курьезные ситуации.
До сих пор до конца не выяснена этимология слова – «чудо». По Б. Панкину « Чудо – это древнее, языческое, таинственное и радостное, что есть в жизни» [Панкин, 1980: 42]. Другой исследователь, Г.Белая говорит о семантике слова, связанной с детством, самой чудесной порой жизни и соотносит чудика с известным героем детской сказки – Колобком [Белая, 1973: 23]. Поведение чудика – практически поведение ребенка, в той или иной ситуации. Признак жизни «чудика» - это детскость. Из рассказа в рассказ автор раскрывает новые черты героев с позиции детства.
«Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества, в период детства происходят коренные переломы, связанные с социальной жизнью» [Обухова, 1995: 11].
Проблема детства широко изучается в психологии с разных точек зрения. Отсутствие детства интерпретируется как омертвелость души, сознания, личности. Мир детства сложен и содержит в себе другие миры. Это мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Однако отношение взрослых к детству, в какой- то мере довольно специфичное: ребенок противостоит окружающему миру, а значит и взрослым, которые не понимают его, считают в какой-то мере все же «чудиком».
«Чудик» имеет все черты детскости, все его существо подчиненно этому состоянию. Сам автор так отзывается о своем герое: « Поведение такого персонажа как Чудик будет восприниматься скорее со знаком минус, чем со знаком плюс» [Т.3., с. 305]. По сути, «чудик» - это ребенок в теле взрослого, подчиненный законам существующего общества.
Коммуникация героя строится по принципу сходства с действительным поведением ребенка и его речевыми особенностями, на которых автор не раз акцентирует свое внимание путем авторской речи, внутренней речи и диалога.
1.2.Авторская речь как характеристика коммуникационного пространства собирательного образа «чудик»
Необходимо отметить, что во многом выявлению речевых, коммуникативных и других особенностей образа «чудика» способствовал вышедший в 2004 году «Энциклопедический словарь-справочник» в 3-х томах, посвященный творчеству Василия Макаровича Шукшина. Эта книга явилась бесценным источником знаний при составлении данной работы. Всего лишь в трех томах собрано большинство сведений, которые касаются творчества и жизни В.М. Шукшина, главные работы, посвященные этому автору. Справочник еще замечателен и тем, что содержит помимо статей разной направленности и список основной литературы о творчестве Шукшина. А теперь перейдем непосредственно к описанию речи.
Персонажная речь преобладает над авторской. Однако авторское слово отличается не меньшей значимостью и неоднородностью. В процессе повествования сталкиваются и взаимодействуют речевые слои персонажа и повествователя, причем между собой они связаны настолько органично, что проникновение монологического компонента повествователя практически не ощутимо. Проявляется слитность чужой и авторской речи. Во-первых это продиктовано эстетической установкой « писатель (рассказчик) – это обыкновенный человек, который встретил на улице знакомого и захотел поделиться тем или иным случаем из жизни» («Вопросы самому себе») [Т.1: 109]. Во-вторых, соединение разных пластов речи выявляет оценочные функции самого автора. И в-третьих, таким образом, автор влияет на персонажа посредством своих ремарок, выдаваемых за чужие и внедряется в его коммуникативное пространство « - А в чем дело, вообще-то?- громко спросил он, не брата, кого-то еще. -Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни ( «Чудик»). Фраза, сказанная самим героем, автоматически переносит нас к автору и его собственному мнению. Это помогает лучше понять происходящую коммуникацию между героями. Сразу видно, что поведение персонажа в какой-то мере согласуется с автором. Возмущение Чудика насчет того, что городские люди отрицательно относятся к пространству деревни, оправданы точкой зрения автора и это делает текст открытым диалогом, показывает намерения героя и собственно саму ситуацию с позиции конфликта между городом и деревней, омертвелости и жизни [Т.2: 90].
Свойственна также и ориентация на устно-разговорный источник, т.е. в сам авторский слой также внедряется речь персонажа: «Да нет, этот кривоносик никогда не шутит, не умеет» («Микроскоп»). Что подчеркивает соотносимость коммуникативного пространства автора с пространством персонажа и более детально раскрывает образ героя, не только посредством реплик повествователя, но и внедрения в это повествование речи характерной именно для героя.
1.3.Внутренняя речь – показатель психологического состояния, восприятия мира
Как известно, внутренняя речь передается различными синтаксическими средствами, чаще всего прямой или несобственно-прямой речью, представляет собой диалог, монолог, открытую реплику «По дороге домой Сергей решил так «если Клавка начнет косоротиться, скажет – дорого, лучше бы вместо этих сапожек… «Пойду и брошу их в колодец» («Сапожки»). Для прозы Шукшина характерно параллельное развертывание внутренней речи и внешней речи – создается эффект диалогичности [Т.1: 112].Часто она организована в форме обращения к воображаемому лицу «И смотрел, точно хотел сказать кому-то: "Удивительно вам? Мне самому удивительно» («Миль пардон, мадам»).
«Вербализация внутренней речи во внешней представляет собой такой прием как наделение персонажа навязчивыми мотивами, нередко представляющие цитацию и самоцитацию» « И привязалась одна тупая мысль: «Половина мотороллера. Половина мотороллера» ( «Сапожки») [Т.1: 113]. Нам видно, что главный герой рассказа Сергей испытывает очень сильное психологическое состояние, он по-прежнему даже после покупки сапожек на подсознательном уровне сомневается в правильности покупки.
Шукшин показывает себя мастерским психологом, преимущественно через внутреннюю речь он передает поток размышлений героя, раскрывает диалектику души, но не полностью, оставляя полунамеки, то, что даже автор не знает о своем герое.
Специфика внутренней речи в рассказах Шукшина именно в том, что он не просто показывает психологическое состояние персонажа, но и раскрывает восприятие его мира. Собирательный образ «чудик» в этом плане довольно красноречив, так как мир этого героя имеет огромные параллели с детским восприятием мира: наивным, немного застенчивым, доброжелательным с примесью какой-то тайны.
1.4. Диалог как своеобразие речевой характеристики персонажей, ситуативная коммуникация
По утверждению Чувакина, диалогичность составляет конститутивную особенность шукшинских текстов, является свойством и механизмом его образования [Т.1: 117].
Прием диалогизации выявляет различные субъектные и смысловые отношения в прозе Шукшина. В целом диалогичность, как показывает Апухтина, основана на введении в авторский речевой слой преобразованного чужого слова посредством конструкций с чужой речью [Апухтина, 1986: 35].Диалогичность выявляет присутствие чужеречных элементов в тексте. Диалог может быть значительно усилен за счет лексико-семантических средств и диалектной лексики. Сюда же и примыкает имя персонажа, которое становится текстообразующим фактором. «Собственное имя героя в рассказах Шукшина подчеркивает отношение автора к своему герою, изображаемому лицу (например, в рассказе «Обида» лишь единственный раз герой называется Александр, вместо Сашка)» [Аннинский, 1978: 125].
Информация о работе Коммуникативные тактики чудика в рассказах Шукшина