Концепция толкового словаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение концепции «Толкового словаря молодежного сленга от Ромы и Светы Букиных» под редакцией Т.Г. Антоновой. Для достижения цели становятся следующие задачи:
• Рассмотрение концепции справочных изданий
• Выделение особенностей редакторской подготовки «Толкового словаря молодежного сленга от Ромы и Светы Букиных» под редакцией Т.Г. Антоновой

Содержание работы

Введение 2
Часть 1. Концепция справочного издания 4
1.1. Функциональное назначение 8
1.2. Читательский адрес 9
1.3. Характер информации 10
1.4. Структура издания 11
Часть 2. Жаргонные словари 13
2.1. История жаргонных словарей 14
2.2. Концепция жаргонных словарей 16
Литература 18

Файлы: 1 файл

курсовая 1-2 часть.docx

— 57.56 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

Часть 1. Концепция  справочного издания 4

1.1. Функциональное назначение 8

1.2. Читательский адрес 9

1.3. Характер информации 10

1.4. Структура издания 11

Часть 2. Жаргонные  словари 13

2.1. История  жаргонных словарей 14

2.2. Концепция  жаргонных словарей 16

Литература 18

 

Введение

Справочным изданием называют «издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном  для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения». К важнейшим разновидностям справочных изданий относятся словари, справочники, энциклопедии. Их видовой ряд чрезвычайно разнообразен - от многотомных универсальных энциклопедий до компактных справочников, имеющих узкую целевую направленность (путеводитель, проспект, каталог). Это связано с тем, что справочное издание может содержать любую информацию (по тематике, научному уровню материала, способам изложения, объему и т.д.) и предназначаться для любой читательской категории.

Наиболее общей функцией справочных изданий является справочная функция: они предназначены для  получения сведений разнообразного характера, суммируют знания, накопленных  наукой и практикой. Для них характерны особый отбор фактов, обусловленный  необходимостью свертывания информации; особый язык и стиль, лаконизм изложения; максимальная открытость для поиска нужных сведений. Все это требует  специфических способов представления  материала, его оптимизации, что  выражается в особой структуре справочных изданий и активном использовании  средств поисковой ориентации. Для  справочных изданий материал отбирается, обрабатывается и систематизируется  в соответствии с целевым назначением, которое прежде всего связано  с задачей дать ответы на предполагаемые вопросы потенциального читателя. Читатель получает искомый ответ (наводит  справку), обращаясь тем или иным способом к конкретному участку  издания. Ответы характеризуются качествами необходимости, полноты, полезности, новизны  содержащейся в них информации. Характер информации широко варьируется в  зависимости от читательского адреса и конкретного целевого назначения издания.

Актуальность темы исследования заключается в том, что сейчас, в условиях быстрого технического и культурного развития,  невозможно представить себе жизнь без различных типов справочной литературы, начиная от инструкций по эксплуатации и заканчивая многотомными энциклопедиями. В последние десятилетия происходят активные изменения словарного состава русского языка, основными причинами которых являются экспансия публицистики, стремительная демократизация языка и словообразовательный взрыв, направленный на уничтожение шаблона. Процессы демократизации языка вызвали масштабное продвижение нестандартной лексики разных источников, ранее использовавшейся при общении только членами социально ограниченных групп, с периферии языковой системы в другие области национального языка, более близкие литературному стандарту. Сленгизмы, жаргонизмы, арготизмы стали проникать во многие сферы общественной жизни, и даже отдельные элементы стали фиксироваться в словарях.

Объект исследования справочные издания как издания, содержащие краткие сведения научного, агитационно-пропагандистского или прикладного характера, изложенные, оформленные и расположенные в порядке, удобном для их быстрого нахождения, не предназначенные для сплошного чтения.

Предметом исследования является «Толковый словарь молодежного сленга» под редакцией Т.Г. Антоновой.

Целью данной курсовой работы является определение концепции «Толкового словаря молодежного сленга от Ромы и Светы Букиных» под редакцией Т.Г. Антоновой. Для достижения цели становятся следующие задачи:

  • Рассмотрение концепции справочных изданий
  • Выделение особенностей редакторской подготовки «Толкового словаря молодежного сленга от Ромы и Светы Букиных» под редакцией Т.Г. Антоновой
  • Обоснование концепции «Толкового словаря молодежного сленга от Ромы и Светы Букиных» под редакцией Т.Г. Антоновой

         Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: описательный, метод сплошной выборки, метод контекстуального анализа (представляется важным, поскольку сленговая единица получает свою реализацию в контексте, где сленгизм используется для выражения позиции говорящего в конкретной ситуации речевого общения), методы математической статистики (корреляционный и факторный анализы), метод социологического опроса, а также метод непосредственного лингвистического наблюдения

 

Часть 1. Концепция справочного  издания и участие редактора в её разработке.

Главная задача справочной литературы - дать необходимые или интересные читателю сведения в максимально сжатом изложении. Такая литература суммирует знания, накопленные наукой и практикой. Для нее характерны особый отбор фактов, обусловленный необходимостью свертывания информации; особый язык и стиль, лаконизм изложения, однако не в ущерб фактическому материалу, максимальная открытость для поиска нужных сведений. Все это требует специфических способов представления материала, его оптимизации, что выражается в особой структуре справочных изданий и активном использовании средств поисковой ориентации. При этом важно для составителя и редактора понять нужды читателя и задачи готовящегося издания. Ведь для справочных изданий материал отбирается, обрабатывается и систематизируется в соответствии с целевым назначением, которое прежде всего связано с задачей дать ответы на предполагаемые вопросы потенциального читателя. Читатель получает искомый ответ, обращаясь тем или иным способом к конкретному участку издания. Ответы характеризуются качествами необходимости, полноты, полезности, новизны содержащейся в них информации. Характер информации широко варьируется в зависимости от читательского адреса и конкретного целевого назначения издания. Содержание справочника будет представлять информационную ценность и четкость только тогда, когда ясны потребности читателя, уровень его развития и познания в данной области. Правильно отобранные научные или практические сведения составляют основу содержания справочного издания.

Подготовка справочного  издания — многоступенчатый процесс, важное место в котором занимает подготовительный период. Ключевой момент подготовительного периода —  разработка концепции будущей книги.

Концепция конкретизирует типологические параметры предполагаемого издания, четко и полно раскрывает его  замысел, задачи, общие принципы подбора и организации материала. Она должна быть разработана в достаточной степени и включать в себя реальные и достоверные параметры, которые, кроме того, должны полностью согласовываться друг с другом. Концепция всегда конкретна, она привязана к реальным читательским потребностям, к ситуации на книжном рынке, учитывает экономические и иные возможности издательства.

Самостоятельное значение имеет  разработка конкретных механизмов реализации концепции (замысла издания): подбор авторов, общие вопросы организации  и координирования подготовки и  выпуска издания и др.

Важен вопрос об участии  редактора в разработке концепции. Так, решением ключевых проблем подготовки языкового словаря — отбор  слов, методика их подачи читателю, решение  вопроса о том, какие значения и оттенки слова считать наиболее актуальными, какими стилистическими  пометами его снабдить, какими примерам иллюстрировать, — занимаются авторы словаря, ученые-лексикографы. Редактор не остается в стороне от этой работы, являясь тем «звеном», которое  связывает лексикографический замысел  и его издательское воплощение, и, безусловно, «звеном» творческим, активным.

В принципе возможны следующие  ситуации:

1) редактор имеет дело  с оформившейся концепцией, предлагаемой  коллективом разработчиков; 

2) редактор самостоятельно  разрабатывает концепцию. 

Чаще всего действует  первый вариант, однако это вовсе  не означает, что в таком случае редактор не будет иметь отношения  к концептуальным аспектам издания. Более того, именно прямое участие  редактора позволит творческому  замыслу разработчиков и результатам  труда авторов найти логическое завершение, приобрести законченные  черты и воплотиться в реальное издание. Дело не только в том, что  все практические вопросы, которые находятся в его непосредственной компетенции, редактор соотносит, сверяет с общим замыслом, но прежде всего в том, что составительской, авторской концепции обязательно должна сопутствовать концепция редакторская. Конечно, такое разделение носит весьма условный характер: редакторская концепция логически продолжает составительскую, по существу и то и другое неразрывно связано, это единая концепция, единый план будущего издания. Поэтому применительно к редакторским задачам нужно говорить, с одной стороны, о редакторском анализе составительской концепции и, с другой стороны, о разработке модели издания.

Для редактора важно детально разобраться в существе предлагаемой концепции, выявить основные составляющие замысла будущего издания. Прежде всего  необходимо уяснить общие принципы подбора и систематизации материала, что станет основанием для определения  конкретных методов подготовки издания. Важно учитывать в том числе  и прагматический аспект: работа с  материалом, «погружение» в него потребует  принятия конкретных решений на всех уровнях. Анализируя концепцию будущего издания, редактор идет по своеобразной спирали, которая разворачивается  от самых общих характеристик (целевое  назначение и читательский адрес) до самых конкретных (расположение элементов  статьи друг относительно друга, система  выделений, помет, сокращений); будущее  издание приобретает при этом все более определенные черты.

Находят конкретизацию и  самые общие, ключевые типологические параметры. Так, в период планирования издания необходимо четко определить характер читательской аудитории, ее образовательный  уровень, особенности профессиональной подготовки и возможные запросы. Это позволит уточнить профиль издания, отобрать материал, имеющий прямое отношение к его теме и назначению, оптимально организовать материал и  справочный аппарат, решить вопросы  иллюстрирования и т.д.

Таким образом, центральный  момент в разработке концепции —  максимально четкое определение  целевого и читательского назначения издания с последующей их конкретизацией. Исходя из этого следует определить характер читательских запросов и принципы подбора материала и его подачи. Так, например, универсальная энциклопедия, являясь научно-популярным изданием, предназначена широкому кругу читателей. Соответственно, определить характер читательских запросов можно только в общих чертах. Специализированная же энциклопедия может быть как научно-популярной, так и научной; в последнем  случае запросы должны быть определены гораздо более точно.

Затем решается вопрос о  способе реализации запросов и на этой основе осуществляется обоснование  макро- и микроструктуры издания. Запрос должен быть реализован конкретным способом: например, читатель находит интересующее его слово по алфавиту, в порядке  которого организованы статьи. При  систематическом изложении материала  «вход» в него будет иным: необходима система вспомогательных указателей (или хотя бы один, единый указатель); иными словами, эффективность «входа»  зависит от характера и уровня разработанности аппарата. Таким  образом, все аспекты концепции  взаимосвязаны, ни один из них не может  рассматриваться изолированно от других.

    1. Функциональное  назначение

Функциональное назначение рассматривается как более чёткое и ясное выражение «целевого  назначения». Определённая функция  закладывается уже в жанровую природу произведения: учебник учит и воспитывает, энциклопедия даёт справочную информацию, иронический детектив развлекает, а монография фиксирует результаты научных исследований. В соответствии с функциональным назначением оформляются выходные данные, разрабатываются элементы аппарата, подбираются иллюстрации и редактируется текст.

Следует также учитывать  и более узкое понятие «функции»  как способа использования книги. Так, школьный учебник постоянно  носят с собой, с ним работают на каждом уроке, изучают в течение года. Вузовский учебник чаще всего востребован только во время сессии. Поэтому формат, материальная конструкция и структура этих учебных изданий различны. Школьный учебник должен быть не слишком объёмным, издан в твёрдом переплёте для повышения износостойкости, а текст в нём делится на небольшие главы-уроки, рассчитанные на одно занятие продолжительностью в 45 минут. В учебниках для студентов уже не обязательно дробить материал на мелкие части, он может быть разделён на крупные главы и параграфы по тематическому принципу. В вузовской учебной литературе, как правило, издают учебник основной, дающий фундаментальные теоретические знания, который дополняют комплектом задачников и пособий, а школьный учебник чаще содержит и теоретический и практический материал (задачи, упражнения) в рамках одного параграфа-урока.

Есть конструкционная  и содержательная разница между  развлекательными изданиями в карманном  переплёте и избранными произведениями классиков. Последние, кроме твёрдого переплёта, снабжаются как минимум предисловиями и вступительными статьями. Карманный разговорник отличается от толкового словаря не только размером и конструкцией, но, прежде всего, - более практическим отбором информации, упрощением текста и его организации.

В зависимости от функционального  назначения строится аппарат издания: в научных изданиях даётся полный библиографический список, а в  учебных и научно-популярных - только рекомендательный. Указатели обязательны  для справочных изданий, а в учебных  они только желательны и характерны для вузовских изданий, а не для школьных.

    1. Читательский  адрес

Читательский адрес издания - это обобщённая характеристика определённой категории читателей (потребителей) текста, на которую рассчитано издание. Адресованность изданий проявляется в содержании произведений, в степени их сложности, в подборе аппарата и, наконец, в художественном оформлении неслучайно для детских изданий разработаны специальные требования к оформлению, закреплённые в стандартах.

Информация о работе Концепция толкового словаря