Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:00, курсовая работа
Концепт представляется одним из наиболее интересных объектов исследования, так как является основой для адекватного отражения индивидуальной картины мира. Анализ концептов дает возможность восстановления основных мировоззренческих координат существования личности. Термин концепт в современной лингвистике не разработан детально, но никто из исследователей не отрицает, что концепт - это "термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека". Концепт облегчает общение, поскольку он, с одной стороны, "отменяет" различия в понимании значения слова, с другой - в известной степени расширяет это значение, оставляя возможность для сотворчества адресата. Иерархия мировоззренческих концептов восстанавливается по двум критериям: частотности употребления ключевых слов-тем и развертыванию вокруг них разветвленных семантических полей.
Введение…………………………………………………………..3-4 стр.
Понятие концепта……………………………………………………….5-8 стр.
Концепт «душа» в русской языковой картине мира………………..8-12 стр.
Биография Михаила Юрьевича Лермонтова………………………13-14 стр.
Концепт «душа» в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова...........15-20 стр.
Заключение……………………………………………………….21 стр.
Использованная литература…………………………………….22 стр.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра современного русского языкознания
Специальность - Филология
КУРСОВАЯ РАБОТА
ГАЛИМОВОЙ ИЛЬФИРЫ МАРАТОВНЫ
студентки II курса группы «ТР» ОДО
Концепт «души» в лирике М.Ю.Лермонтова.
Научный руководитель:
Уфа – 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Использованная литература…………………………………….22 стр.
Введение
Концепт представляется одним из наиболее интересных объектов исследования, так как является основой для адекватного отражения индивидуальной картины мира. Анализ концептов дает возможность восстановления основных мировоззренческих координат существования личности. Термин концепт в современной лингвистике не разработан детально, но никто из исследователей не отрицает, что концепт - это "термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека". Концепт облегчает общение, поскольку он, с одной стороны, "отменяет" различия в понимании значения слова, с другой - в известной степени расширяет это значение, оставляя возможность для сотворчества адресата. Иерархия мировоззренческих концептов восстанавливается по двум критериям: частотности употребления ключевых слов-тем и развертыванию вокруг них разветвленных семантических полей. Система концептов и семантических полей обладает потенциальной возможностью выразить индивидуальную картину мира личности.
В этой курсовой работе мы решили работать с концептом душа, так как это слово является близким каждому из нас. Душа является сосредоточением психологической и эмоциональной жизни человека, она противопоставляется теле и является воплощением истинного богатства.
В русском языке слово душа обозначает внутреннее состояние человека. В «Словаре русского языка» (в 4-х томах) слову душа дается шесть определений, из них самое первое и наиболее близкое: Душа определяется как внутренний, психологический мир человека, его переживания, настроения, чувства. Определение, предложенное в словаре В.Даля, оказывается, как видим, наиболее полным. Душа - бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем значении человек, с духом и телом.
В наше время, когда человеческие чувства: гуманность, доброта, честность, милосердие с каждым годом становиться все меньше и меньше, исследовать концепт душа для нас является наиболее актуальным. И в этом состоит актуальность проблемы нашей курсовой работы. Концепт душа принадлежит к числу достаточно известных и хорошо изученных культурных концептов в русской картине мира. И является одним из основных культурных концептов, который достаточно полно нашел отражение в творчестве русских писателей. Мы в этой курсовой работе решили исследовать концепт души в лирике М.Ю.Лермонтова. Душа в лирике Лермонтова иррациональна по своей природе; она является продолжением самого поэта, его самых сокровенных чувств, переживаний.
Цели и задачи нашего исследования:
- дать определение концепту душа
- найти и собрать концепт души в лирике М.Ю.Лермонтова
- дать определение
концепту душа по лирике М.Ю.
- сделать итоги проделанной работе.
Предложенная нами курсовая работа состоит из введения, главной части, заключения и использованной литературы.
1.Понятие концепта.
«Концепт» происходит от латинского слова conceptus, что означает «понятие». Можно сказать, что концепт – явление того же порядка, что и понятие. Однако в современном научном языке это слово означает не просто понятие, а некое общее понятие, усредненное, обобщенное, своего рода концентрат представлений о предмете или явлении.
Концепт объединяет
и выражает в некой общей форме
все множество значений слова
или понятия, можно сказать, что
он является выражением сущности понятия.
Концепт находится между
В настоящее время следует признать, что именно концепт является ключевым понятием когнитивной лингвистики. Однако, несмотря на то что понятие концепт можно считать для современной когнитивистики утвердившимся, содержание этого понятия очень существенно варьирует в концепциях разных научных школ и отдельных ученых.
Дело в том, что концепт - категория мыслительная, ненаблюдаемая, и это дает большой простор для ее толкования. Категория концепта фигурирует сегодня в исследованиях философов, логиков, психологов, культурологов, и она несет на себе следы всех этих внелингвистических интерпретаций.
Впервые в отечественной
науке термин концепт был употреблен
С. А. Аскольдовым - Алексеевым в 1928 г. Ученый
определил концепт как
Познавая мир, человек выстраивает для себя некую его общую схему. Такая схема может быть личной, а может быть и общей. Поскольку эта схема необходима всем, то она передается другим людям, и передается в основном через слово. С течением времени в языке закрепляются основные концепты-компоненты этой схемы. Так формируется языковая картина мира.
Д. С. Лихачев примерно в это же время использовал понятие концепт для обозначения обобщенной мыслительной единицы, которая отражает и интерпретирует явления действительности в зависимости от образования, личного опыта, профессионального и социального опыта носителя языка и, являясь своего рода обобщением различных значений слова в индивидуальных сознаниях носителей языка, позволяет общающимся преодолевать существующие между ними индивидуальные различия в понимании слов. Концепт, по Д. С. Лихачеву, не возникает из значений слов, а является результатом столкновения усвоенного значения с личным жизненным опытом говорящего. Концепт в этом плане, по Д. С. Лихачеву, выполняет заместительную функцию в языковом общении .
Е. С. Кубрякова предлагает такое определение концепта: «Концепт - оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, квант знания. Самые важные концепты выражены в языке».
В. И. Карасик приводит ряд подходов к концептам, развиваемых разными авторами. Среди них назовем следующие :
- концепт - идея, включающая абстрактные, конкретно-ассоциативные и эмоционально-оценочные признаки, а также спрессованную историю понятия;
- концепт - личностное осмысление, интерпретация объективного значения и понятия как содержательного минимума значения ;
- концепт - это абстрактное научное понятие, выработанное на базе конкретного житейского понятия ;
- концепт - сущность понятия, явленная в своих содержательных формах - в образе, понятии и в символе.
Сам В. И. Карасик характеризует концепты как «ментальные образования, которые представляют собой хранящиеся в памяти человека значимые осознаваемые типизируемые фрагменты опыта», «многомерное ментальное образование, в составе которого выделяются образно-перцептивная, понятийная и ценностная стороны».
Языковую картину мира складывают основополагающие концепты, связанные, как правило, с глубинными корнями национальной культуры – с народным творчеством, с религией.
2. Концепт «душа».
В нашей курсовой работе мы проанализируем концепт «душа» в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова, но для начала посмотрим ,что означает слово «душа» в нескольких известных нами словарях.
Душа в языковой картине мира выступает в основном как вместилище проявлений психической жизни человека. Вообще представление о душе как о некоем вместилище, характерно для русской культуры.
В основе характеристики души лежит оппозиция «свое-чужое». Как правило, внутреннее пространство души идентично личности; кроме того, душа может выступать критерием оценки внешнего пространства. Еще следует отметить такую характерную особенность – восприятие души как некоего закрытого темного пространства. Появление света в душе зависит от того, чем она наполняется.
Также очень характерно понимание души как стихии, но при этом и как какого-то органа, неотъемлемой части человека.
Душа обладает способностью перемещаться в пространстве, что также отразилось в языковой картине мира. При этом душа также способна одновременно пребывать в двух измерениях – материальном и духовном, земном и вечном. Также концептообразующим признаком души можно считать ее локализацию (либо в теле, либо вне его – «вышибить душу»).
Согласно «Словарю философских терминов», Душа – это «универсальный концепт, обозначающий жизненную сущность преимущественно человека, отличную от тела и духа; внутренний психический мир человека или божества».
В. Даль в своем определении души говорит, что душа есть бессмертное духовное существо, или же жизненная сущность человека. Душа как средоточие жизненных, психических, творческих сил и способностей человека, душа как его духовная проекция – такое понимание души характерно для русской культуры и поныне.
Это определение
полностью соответствует
В "Словаре русского языка" (в 4-х томах) душа определяется как:
1. Внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т.п. Чужая душа потемки. // в идеалистической философии и психологии: особое нематериальное начало, существующее якобы независимо от тела и являющееся носителем психических процессов // по религиозным представлениям: бессмертное нематериальное начало в человеке, отличающее его от животных и связывающее его с Богом.
2. Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека. Человек доброй души. // Чувство, воодушевление, темперамент. Играть с душой // обычно с определением. О человеке с теми или иными свойствами характера. Низкая душа.
3. Разг. Человек
(обычно при указании
4. В старину: крепостной крестьянин.
5. (обычно со словом "моя"). Разг.: дружеское фамильярное обращение: - Щи, моя душа, сегодня очень хороши, - сказал Собакевич.
6. перен.: самое основное, главное, суть чего-л. Умел он (Александр Петрович) передать самую душу науки.
Мы видим, что всего в словарной статье дано 6 определений данного слова, что свидетельствует о многообразии семантических и понятийных модификаций, о возможностях интерпретации этого понятия в зависимости от интенции личности, от его индивидуальной языковой картины мира, языкового сознания и т. п.
Определение, предложенное в словаре В. Даля, оказывается, как видим, наиболее полным. Поправки в нем требует только одно: слово "существо" надо заменить на слово "сущность", которое для Даля оставалось еще терминологически неосознанным (см. СУЩНОСТЬ).
Итак, слово душа не отождествляется (не "синонимизируется") со словами "дух", "сознание", "человек, личность", но тесно соприкасается с ними, - почему и может быть освещен через эти соприкосновения.