Концепт «души» в лирике М.Ю.Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Концепт представляется одним из наиболее интересных объектов исследования, так как является основой для адекватного отражения индивидуальной картины мира. Анализ концептов дает возможность восстановления основных мировоззренческих координат существования личности. Термин концепт в современной лингвистике не разработан детально, но никто из исследователей не отрицает, что концепт - это "термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека". Концепт облегчает общение, поскольку он, с одной стороны, "отменяет" различия в понимании значения слова, с другой - в известной степени расширяет это значение, оставляя возможность для сотворчества адресата. Иерархия мировоззренческих концептов восстанавливается по двум критериям: частотности употребления ключевых слов-тем и развертыванию вокруг них разветвленных семантических полей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..3-4 стр.
Понятие концепта……………………………………………………….5-8 стр.
Концепт «душа» в русской языковой картине мира………………..8-12 стр.
Биография Михаила Юрьевича Лермонтова………………………13-14 стр.
Концепт «душа» в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова...........15-20 стр.
Заключение……………………………………………………….21 стр.
Использованная литература…………………………………….22 стр.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по русскому.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Словарь русского языка С.И. Ожегова  под словом Душа вообще не упоминает концепта "Душа". А Словарь русского языка  С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой  восстанавливает  его, помещая между 2-м и 4-м значениями слова душа 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая душа. Низкая душа; 4. перен., чего. Вдохновитель чего-н., главное лицо. Душа всего дела. В этот промежуток (в словаре С.И. Ожегова здесь сразу шло, под цифрой 3 то, что теперь отодвинулось на 4-е место) новый словарь вставляет: 3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. Бессмертная душа. Думать о спасении души... - то, что в словаре под ред. Д.Н. Ушакова, несмотря на жестокое партийное редактирование, все-таки еще шло на естественном первом месте.

В «Словаре эпитетов русского языка» слово душа представлена так:

ДУША. Черты  характера, внутренний, психический  мир человека; о человеке как носителе определенных свойств (в современном литературном языке употр. обычно в торжественной, поэтической речи). О положительных свойствах души. Ангельская, безгрешная, безоблачная, бесхитростная, благородная, благочестивая (устар.), богатая, богатырская, большая, великая, верная, возвышенная, всеобъемлющая, высокая, глубокая, голубиная, девственная, добрая, доверчивая, живая, здоровая, золотая, крепкая, любвеобильная, любящая, милосердная, могучая, мягкая, надежная, небесная (устар.), нежная, прекрасная, приветливая, простая, прямая, светлая, святая, сильная, складная, чистая, чудесная, чудная, чуткая, шелковая, широкая, яркая, ясная. Об отрицательных свойствах души. Алчная, безнравственная, беспутная, бумажная (разг.), вывихнутая, гнилая, греховная, грешная, елейная, жадная, загрубелая, коварная, копеечная (разг.), короткая, кривая, лакейская, легкая, легкомысленная, ленивая, мелкая, пустая, слабая, слепая, строптивая, сумеречная, сумрачная, сухая, темная, трусливая, тряпичная (разг.), убогая, угрюмая, хилая, хитрая, хладная (устар.), холодная, циничная, черная, черствая, юродивая. О темпераменте, силе чувств; о характере переживаний человека. Азартная, артистическая, бездомная, безжизненная, беззаботная, безмятежная, безумная, бескровная, беспокойная, бесхитростная, грустная, дерзкая, доверчивая, дрожащая, дюжинная, живая, жизнерадостная, задумчивая, закаленная, замкнутая, издерганная, изломанная, измученная, изнывшая, искалеченная, истерзанная, кипящая, кроткая, мечтательная, многострадальная, молодая, независимая, незыблемая, пылкая, разгульная, разочарованная, смиренная, смущенная, сонная, стоическая, страстная, стыдливая, сухая, счастливая, терпеливая, тоскующая, тревожная, тщеславная, увечная, умиленная, унылая, усталая.

В этимологическом  словаре М. Фасмера- душа - укр. душа, ст.-слав. доуша , (Супр.), болг. душа, сербохорв. душа, словен. dusa, чеш. duse, слвц. dusa, польск. dusza, в.-луж., н.-луж. dusa. Из *duxia; см. дух. Знач. душа "крепостной человек" калькирует ср.-греч. , ср. "рабы", буквально "души людские", Апокалипсис (см. Бауэр, Wb.); см. Ягич, AfslPh 1, 631 и сл.; Фасмер, ИОРЯС 11, 2, 392; Бернекер 1, 239. Аналогично в других языках; см. Фальк – Торп 974. О лтш. dusa "физическое и душевное самочувствие" ср. М. – Э. 1, 530.

Для полноты  картины включим описание понятия душа в "Философском энциклопедическом словаре: "душа" в обычном словоупотреблении - совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека, антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души: душа - в отличие от индивидуального духа - совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений (витальная душа)".

Концепт души является одним из основных культурных концептов, который достаточно полно нашел  отражение в творчестве русских писателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Биография Михаила  Юрьевича Лермонтова.

 

Великий русский поэт, прозаик и драматург. Родился  в Москве, в дворянской семье. Брак родителей Лермонтова — богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) — был неудачным. Юрий Петрович охладел к жене прежде всего по причине её болезненности, усугубившейся после рождения ребенка. Частые, слабо прикрытые измены, в том числе в стенах имения, с воспитательницей Михаила, немкой Сесилией Федоровной, настроили против Юрия Петровича и жену и тёщу. Окончательно рухнули отношения когда после очередных упреков пылкий и раздражительный Юрий Петрович ударил Марью Михайловну кулаком по лицу. Болезнь Марьи Михайловны после того случая стала прогрессировать с удивительной быстротой, развилась в чахотку и стала причиной ее преждевременной смерти.

После смерти и похорон  Марьи Михайловны Юрий Петрович уехал в своё собственное небольшое родовое тульское имение Кропотовку, оставив своего сына, ещё ребёнком, на попечение его бабушке Елизавете Алексеевны. Вопреки заверениям, бабушка всячески препятствовала свиданиям отца и сына и фактически осталась единственной воспитательницей будущего поэта.

Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой — Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались  на формировании личности поэта.

Детство его прошло в  Тарханах — имении его бабушки  в Пензенской губернии В 1828 г Лермонтов был определен в Благородный пансион при Московском университете, студентом которого стал в 1830 г. Вскоре, после столкновения с реакционной профессурой, был вынужден покинуть университет и поступить в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 г, по окончании школы, был назначен в лейб-гвардии гусарский полк.

Одним из первых появившихся  в печати его произведений была опубликованная без ведома автора в 1835 г поэма  «Хаджи Абрек». В 1837 г за гневные, обращенные против правящих кругов николаевской России стихи на смерть Пушкина поэт был сослан на Кавказ.

Произведения Лермонтова, написанные после ссылки, а также  его независимое поведение вызвали  неприязнь и вражду к нему со стороны  царского двора и правящей верхушки. Творчество Лермонтова формировалось под огромным влиянием декабристских идей В нем отразился тот кризис, те мучительные поиски выхода, которые были характерны для передовой, вольнолюбивой части русского общества после 1825 г.

За дуэль с сыном  французского посланника Барантом Лермонтов был сослан на Кавказ вторично — в Тенгинский пехотный полк. В боевых действиях поэт проявлял незаурядную храбрость, однако царская немилость по-прежнему преследовала его: Николай I вычеркивал имя Лермонтова из наградных списков. Хлопоты друзей и родных о переводе поэта в Петербург потерпели неудачу.

Даже пребывание Лермонтова в отпуске весной 1841 г было прервано: ему приказали в сорок восемь часов покинуть Петербург и отправиться  в полк. По дороге в полк Лермонтов  остановился на некоторое время в Пятигорске. Здесь у него, не без тайных интриг жандармских чинов, произошла ссора в Мартыновым, закончившаяся 15 июля 1841 г дуэлью, на которой поэт был убит.

Поэмы «Демон», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», множество  лирических стихотворений, роман «Герой нашего времени», драма в стихах «Маскарад» — эти произведения стали шедеврами русского искусства.

 

4. Концепт  «душа» в лирике Михаила Юрьевича  Лермонтова.

 

Предметом нашей  курсовой работы  является душевный мир М.Ю.Лермонтова на языке концепта «душа».

Концепт «душа» является одним из самых частотных  в русской лирической поэзии XIX века. Наиболее полно он представлен в лирике М.Лермонтова, где концепт души является самым основным.

Душа в лирике Лермонтова иррациональна по своей природе; она является продолжением самого поэта, его самых сокровенных чувств, переживаний («Душа моя должна прожить в земной неволе», «Когда б в покорности незнанья», «К***» и др.) .

Душа – это  тот мир, который противопоставлен  окружению поэта: свету (обществу), толпе, миру в целом. В этом противопоставлении находит проявление не только романтическое мироощущение Лермонтова, но и традиционное для русского сознания противопоставление души и тела, души и мира. Душа, с этой точки зрения, сосредоточение глубинных эмоций, будучи иррациональной, она противопоставляется всему тому, что включает в себя приметы рационального, открытого («1831 июня 11 дня», «Я не унижусь пред тобой», «Как дух отчаянья и зла»).

В лирике Лермонтова душа также противопоставлена смерти; она атемпоральна, существуя как бы вне времени. Наиболее полно эта идея проявляется в стихотворении «Любовь мертвеца».

Душа –  это  то, что противостоит земле, земным страстям. «Душа» здесь антиномична  земле, т.к. она связывает лирического  героя с Небом, Космосом, Богом («Когда б в покорности незнанья», «Душа моя должна прожить в земной неволе»). С религиозной точки зрения, «душа», как средоточие сознательной, внутренней жизни, связывает человека с высшим духовным началом. «Душа» - это тот орган, с помощью которого человек ощущает мистический, потусторонний мир (Душа тянулась к Богу). «Но день достался нам дороже, В душе сказав: помилуй боже!» При этом “душа” осознается как нечто, данное человеку Богом. В отличие от материального тела «душа» бессмертна, не зависит от тела и после смерти человека возвращается в потусторонний мир (Отдать Богу душу - умереть). Связь «души» с Богом особенно повышает ее ценность для религии, приобретают особую значимость сознательные усилия человека, направленные на самоусовершенствование (спасать душу). «Душа», с точки зрения религии, сохраняет себя во время всего жизненного пути человека, но не разрушается после его смерти, поэтому - душа  живая. Это устойчивое в религиозном дискурсе выражение.

Лермонтову  свойственна идентификация русской души. Лирический герой Лермонтова, являясь носителем русского сознания, интуитивно чувствует особый, неповторимый характер своей души. Достаточно ярко это иллюстрирует стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой».

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый  миром странник,

Но  только с русскою душой .

 

Справедливо предположить, что в таком характере восприятия души проявились черты стереотипного  мышления поэта, сложившегося в эпоху  романтизма. Как известно, лирическому  герою Лермонтова был близок такой тип сознания, однако поэт все-таки видит различия между русским национальным характером и «чужим», воплощенным в байронизме. По-видимому, как раз наличие в поведении лирического героя Лермонтова стихийного, иррационального начала, в целом чуждому английскому аристократизму, и позволило поэту противопоставить русскую душу «иной», «другой» душе.

Душа –  это  особый мир, который лирический герой  таит от толпы, но раскрывает пред  возлюбленной, часто «душа» страдает и мучается от  обмана и предательства («Я не унижусь пред тобой», «1831 июня 11 дня», «К***», «Прощанье»). 

Одно из наиболее употребительных значений Лермонтова это «душа-вместилище». Скрытые от посторонних мысли и чувства находятся в глубине этого вместилища (в душе,  в глубине души), а те состояния, которые имеют внешнее проявление или, по крайней мере, не противоречат таковым, находятся где-то на его поверхности (на душе). Поведать другому свои даже самые сокровенные мысли или чувства - значит раскрыть душу, а нежелательное вмешательство в частную жизнь человека, приставания с целью выведать те мысли и чувства, которые он прячет от посторонних, описывается выражением лезть в душу. Если же неосторожным словом или поступком мы оскорбляем что-то, что человек бережно хранит в тайниках своей души, то мы плюем ему в душу. «И в душе опять они рождают, Сны веселых лет», «Я ль виновен в том, что люди угасить в душе моей хотели, Огонь божественный, от самой колыбели», «Кто слишком рано насладившись, Живет, в душе негодованье скрыв», «За то, что редко в душу входит, Живых речей твоих струя».

Возможен синтез или взаимное наложение друг на друга, сразу трех представлений: «душа» - вместилище вещей, «душа» - нечто скрытое  за завесой, «душа» - сосуд  с жидкостью. При этом существует возможность быть/ находиться/ содержаться/ иметься на душе (на стене, на занавеске, на поверхности жидкости) - как бы выходя/ возникая/ появляясь/ всплывая на ней в результате недоступной внешнему наблюдению работе.

«Душа» может  отождествляться с личностью  человека, с его сущностью.  В этом значении «душа» употребляется в данных выражениях: низкая/ высокая/ мелкая/ нежная / чуткая/ благородная душа. «Хвались повсюду как свободой; Высокой мыслью и душой», «Невинный нежною душою, Не знавши  в юности страстей прилив», «Гляжу назад – прошедшее ужасно, Гляжу вперед – там нет души родной», «Кто силится купить страданьем своим, И гордою победой над земным, Божественной душ9и безбрежную свободу». «Душа», как и человек, может испытывать страдания, боль, жить, быть живой, а также умереть как человек: Душа болит/ страдает, живая душа/ умерла, усталость души. «Твой слабый луч, сражаясь с темнотой, Несет мечты душе моей больной», «И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует», «Ужели захочу я жить опять, Чтобы душой по-прежнему страдать, И столько же любить». Эти чувства могут и противопоставляться: «Прикована ты вновь, к душе печальной, незнакомой счастью, Но нежной, как любовь», «Как девушка в печали роковой; Душа убита, радость над душой».

 С точки  зрения этики, «душа» является носителем некоего этического идеала: чистая душа, запачкать душу; хоть мошна пуста, да душа чиста (поговорка) и т. п. «Душа» - это самое ценное, что есть у человека, причем как с точки зрения «наивной» анатомии, так и с точки зрения этики. Согласно первой точке зрения, человек состоит из двух частей: «души» и тела, причем «душа» не материальна и не связана ни с каким человеческим органом. Она мыслится как некое невидимое средоточие жизни человеке - находясь внутри тела, “душа” делает человека живым. Человеческая «душа» не всегда соответствует предъявляемым ей высоким требованиям, однако под влиянием жизненных обстоятельств она может в той или иной степени приближаться к идеалу. Этический и анатомический взгляды на «душу» тесно переплетаются. Бесплотная «душа» противопоставляется материальному телу, которое, сближая человека с материальным миром, само по себе не представляет никакой этической ценности.

 «Душа» у Лермонтова это прежде всего орган чувств. Но «душа» еще и орган предчувствий, с помощью которого человек может интуитивно постигать то, что произойдет в будущем, а также то, что было в прошлом или происходит в настоящий момент. «Душа» - это орган внутренней жизни человека, то есть всего того, что не связано непосредственно ни с физиологией, ни с деятельностью интеллекта. Это средоточие внутреннего мира человека, его истинных чувств и желаний - всего жизненно важного для данной личности. «Душа» представляется находящейся где-то внутри человека, в его теле, а именно в груди. С «душой» связано представление о каких-то особых, происходящих внутри нее процессах. Эти процессы ассоциируются с какими-то особыми функциями, которые выполняет «душа». Тем самым «душа» сближается с обычными человеческими органами - легкими, сердцем, печенью и т. п., которые тоже находятся внутри человеческого тела и выполняют особые функции. Однако, в отличие от обычных органов, «душу» нельзя увидеть ни при каких обстоятельствах - это особый невидимый орган. Подобно некоторым обычным органам может болеть.

Информация о работе Концепт «души» в лирике М.Ю.Лермонтова