Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:00, курсовая работа
Концепт представляется одним из наиболее интересных объектов исследования, так как является основой для адекватного отражения индивидуальной картины мира. Анализ концептов дает возможность восстановления основных мировоззренческих координат существования личности. Термин концепт в современной лингвистике не разработан детально, но никто из исследователей не отрицает, что концепт - это "термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека". Концепт облегчает общение, поскольку он, с одной стороны, "отменяет" различия в понимании значения слова, с другой - в известной степени расширяет это значение, оставляя возможность для сотворчества адресата. Иерархия мировоззренческих концептов восстанавливается по двум критериям: частотности употребления ключевых слов-тем и развертыванию вокруг них разветвленных семантических полей.
Введение…………………………………………………………..3-4 стр.
Понятие концепта……………………………………………………….5-8 стр.
Концепт «душа» в русской языковой картине мира………………..8-12 стр.
Биография Михаила Юрьевича Лермонтова………………………13-14 стр.
Концепт «душа» в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова...........15-20 стр.
Заключение……………………………………………………….21 стр.
Использованная литература…………………………………….22 стр.
«Душа» у него может представляться и как жидкость, наполняющая сосуд, это могут быть вода, влага или вообще текучее тело. За этой жидкостью надо постоянно следить: пополнять по мере расходования содержимого или же сливать, когда ее становится слишком много. Недостаток жидкости в сосуде (как и недостаточная ее подвижность) также нежелательны, как и ее избыток или переливание через край: «таков поэт: чуть мысль блеснет, Как он пером своим прольет, Всю душу: звуком громкой лиры».
«Душа» может представляться как сосуд и жидкость, находящаяся внутри сосуда, как вместе взятые, то есть либо колодец с водой, либо подземный источник, либо котел с супом на огне: взволновать (всколыхнуть, взбаламутить, возмутить) душу/ излить душу/ кипеть в душе/ черпать из души. При этом должны быть и некоторые издержки: оставить (неприятный) осадок в душе - тяжелое чувство, остающееся после какого-либо события, переживания.
Лермонтовская «душа» довольно часто выступает как огненная (излучающая тепло и свет) стихия: «Мнится, слышу тихий плач разлуки, И душа в огне», «Я рожден с душою пылкой», «С деятельной и пылкою душой». Но «душа» может быть и холодной: «Люди хотят иметь души и что же?- Души в них волн холодней», «Под нашей бытия не устает, И не хладеет гордая душа».
Нередко он «душу» воспринимает, как нечто располагающееся на горизонтальной поверхности, примеры такого представления: на душе (тяжело, легко)/ взвалить на душу/ камень на душе.
«Душу» можно представить как путь - проложенная человеком тропинка по жизни, или та, по которой ему еще только предстоит идти. («Далёкий путь, который измеряет Жилец не взором, но душой…» ).
Иногда «душа» у Лермонтова выступает в виде весов, соизмеряющих «дела» человеческие с помыслами или же их идеальным прообразом: положить душу (за кого-либо/ что-либо).
У «души» могут быть и кумиры: «Поэт, забывшись в райском сне, Вас, вас! Души его кумиры!»
Нередко Лермонтовская «душа» олицетворяет собой желудок: душа меру знает. Кроме этого «душа» может обозначать что-то вроде вкуса: (меня от этого) с души воротит/ сколько душе угодно/ душа не принимает.
«Душа» так же может выступать как сумерки: «Есть время – леденеет быстрый ум; есть сумерки души, когда предмет, Желаний мрачен: усыплены дум».
В стихотворении Лермонтова «Земля и небо» с «душой» можно и породниться: «Но в час расставанья мы видим ясней, Как оно породнилось с душой».
Представление о «душе» как сущности, основе чего-либо, напрямую связано с одним из значений слова «душа». «Душа» выступает как все самое главное в человеке, его сущностный заместитель: от (всей) души, пустота души, черная душа. «Душа» - человек, то есть все лучшее в нем, как бы человек, состоящий только из одной души в чистом виде.
«Душа» - самое ценное, что есть у человека, поэтому «душа» часто выступает как некий залог в отношениях человека со сверхъестественными силами: можно заложить душу/ отдать душу (Богу)/ продать душу/ завладеть (чьей-то) душой.
В русской языковой картине мира «душа» предстает в самых различных образах: как орган чувств и предчувствий; как материальный орган; как носитель этического идеала; как нечто, связующее человека с высшим духовным началом; как некое вместилище, тайник, сосуд, оболочка. Сейчас мы перечислили только самые распространенные представления о концепте «душа» в лирике М.Ю.Лермонтова, но их на самом деле очень много.
Заключение
После всех исследований
можно сделать следующие выводы
Наша курсовая работа состоит из введения, главной части, заключения и использованной литературы. В главе введение мы рассматривали актуальность этой проблемы, поставили цели и задачи. В главных частях дали понятие определению концепт, концепт души в языковой картине мира и в лирике М.Ю.Лермонтова, также рассмотрели биографию Михаила Юрьевича Лермонтова.
Нужно сказать, что концепт объединяет и выражает в некой общей форме все множество значений слова или понятия, он является выражением сущности понятия. Концепт находится между богатейшими возможностями многозначности слова и между ограничениями, которые накладывает на толкование слова контекст. Концепт является основной, несущей структурной единицей культуры в ее духовном бытии.
Как видно из приведенных рассуждений, душа в лирике Лермонтова – это второе «Я» поэта, продолжение его сознания, чувств, настроения. Душа, связанная с поэтом, является выражением его идеала, внутренних противоречий и желаний, возникших в результате открытого или стихийного противостояния с обществом; она «вместилище» его желаний, романтических в своей сущности.
Душа в картине мира Лермонтова предстает прежде всего как вместилище, мир чувств, эмоций, настроений, переживаний. Культурный концепт душа дает представление о картине мира поэта, являясь ее характерологической частью, демонстрирует внутренний психологический мир человека.
Использованная литература: