Концепт «Север» в лирике Иосифа Бродског

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 05:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть годы, проведенные в Якутии и в Архангельской области, как главный период становления поэтического творчества Иосифа Бродского.
Задачами курсовой работы в связи с указанной целью являются:
1. Рассмотреть годы жизни и творчества И. Бродского в Якутии и Архангельской области (1959, 1961, 1964-1965 гг.).
2. Проанализировать стихотворения 1959, 1961, 1964-1965 гг.
3. Выявить эволюцию Иосифа Бродского как поэта через анализ этих стихотворений.
4. Раскрыть значение якутского и «северного» периодов в жизни и творчестве Иосифа Бродского.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...3 стр.
ГЛАВА I. Лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский. Жизнь и творчество.
1.1. Становление Иосифа Бродского как поэта……………………..5 стр.
1.2. Значение якутского периода в жизни и творчестве Иосифа Бродского…………………………………………………………………….8 стр.
1.3. «Северный» период жизни и творчества Иосифа Бродского…………………………………………………………………...12 стр.
ГЛАВА II.
1.1. Стихотворение «Памяти Е. А. Баратынского» как одно из самых ярких произведений якутского периода творчества Иосифа Бродского.......................................................................................................16 стр.
1.2. Стихотворение архангельского периода жизни и творчества Иосифа Бродского «В деревне бог живет не по углам…»……………...18 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...21 стр.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………..22 стр.

Файлы: 1 файл

курсовая бродский 4 курс.docx

— 119.53 Кб (Скачать файл)

ФГАОУ «ВПО Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»

Филологический  факультет

Кафедра методики преподавания русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Методика преподавания русской литературы»:

«Концепт «Север» в  лирике Иосифа Бродского»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила: студентка IV курса группы РН-АО-09 Е. Н. Ефимова

Научный руководитель: ______________д. п. н., профессор С. М. Петрова

 

 

 

 

 

 

 

 

Якутск - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...3 стр.

ГЛАВА I. Лауреат Нобелевской  премии Иосиф Бродский. Жизнь и творчество.

1.1. Становление Иосифа  Бродского как поэта……………………..5 стр.

1.2. Значение якутского  периода в жизни и творчестве Иосифа Бродского…………………………………………………………………….8 стр.

1.3. «Северный» период жизни и творчества Иосифа Бродского…………………………………………………………………...12 стр.

ГЛАВА II.

1.1. Стихотворение «Памяти  Е. А. Баратынского» как одно  из самых ярких произведений якутского периода творчества Иосифа Бродского.......................................................................................................16 стр.

1.2. Стихотворение архангельского периода жизни и творчества Иосифа Бродского «В деревне бог живет не по углам…»……………...18 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...21 стр.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………..22 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Иосиф Александрович Бродский – великий русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1987 года, поэт-лауреат США в 1991-1992 годах. Один из крупнейших русских поэтов XX века.

Этими словами начинаются почти все существующие биографии  этого замечательного поэта. Он был  поистине удивительной личностью, одаренным  от Бога, как он сам говорил. Через  какой же путь он прошел, чтобы стать  им, этим великим русским поэтом? В этой работе мы постараемся подробно ответить на этот вопрос.

Актуальность курсовой работы заключается в исследовании и выявлении значения якутского и «северного» периодов в жизни и творчестве Иосифа Бродского.

Объект исследования: жизнь и творчество Иосифа Бродского. Предметом исследования являются особенности творчества Бродского на Севере в геологической экспедиции в Якутии (1959, 1961 гг.) и в ссылке в Архангельскую область (1964-1965 гг.).

Цель работы – рассмотреть годы, проведенные в Якутии и в Архангельской области, как главный период становления поэтического творчества Иосифа Бродского.

Задачами курсовой работы в связи с указанной целью являются:

1. Рассмотреть годы жизни и творчества И. Бродского в Якутии и Архангельской области (1959, 1961, 1964-1965 гг.).

2. Проанализировать стихотворения 1959, 1961, 1964-1965 гг.

3. Выявить эволюцию Иосифа Бродского как поэта через анализ этих стихотворений.

4. Раскрыть значение якутского  и «северного» периодов в жизни  и творчестве Иосифа Бродского.

Методической и методологической основой курсовой работы являются специализированная литература, статьи, сборники стихотворений Иосифа Бродского, а также методические пособия и критические публикации, относящиеся к творчеству автора.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в  том, что сформулированные методы и  этапы производства и продвижения  могут быть востребованы в практической деятельности учебных заведений, а  также для дальнейшей практической и теоретической разработки проблемы.

Структура работы обусловлена  предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет,  цель и задачи исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматриваются периоды жизни и творчества Иосифа Бродского в Якутии в 1959, 1961 годах и в Архангельской области в 1964-1965 годах. Во второй главе раскрываются особенности творчества этого периода. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский. Жизнь и творчество.

1.1. Становление  Иосифа Бродского как поэта.

Жизненный путь Бродского начинается в Ленинграде. Родился он 24 мая 1940 года, в семье военного фотокорреспондента (а впоследствии журналиста и фотографа) и бухгалтера. Самые ранние годы пришлись на блокаду Ленинграда. В 1942 году после блокадной зимы мать с Иосифом уехала в эвакуацию в Череповец, но в 1944 году они вернулись. Детство Оси прошло без отца.

В 1947 году Иосиф пошел в свою первую школу. Мать, Мария Моисеевна, считала, что в школе рядом с домом учатся «одни хулиганы» и отдала Осю в раздельную школу для мальчиков, которая находилась далеко. Из-за этого маленький Иосиф часто простужался и сидел дома. Его сосед Владимир Уфлянд, будущий поэт, вспоминал, что в десять лет Ося «осознал, что хочет стать поэтом, и дал себе клятву стать им».

В 1955 году, закончив семь классов  и начав восьмой, Иосиф Бродский бросил школу. С этого года начинаются долгий путь поиска себя. Иосифу было только 16 дет, когда он поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». Это решение было связано как с проблемами в школе («мне все это уже осточертело»), так и с желанием Бродского финансово поддержать семью. Он безуспешно пытался поступить в школу подводников. В 16 лет загорелся идеей стать врачом, месяц работал помощником прозектора в морге при областной больнице, анатомировал трупы, но, в конце концов, отказался от медицинской карьеры. Кроме того, в течение пяти лет после ухода из школы Бродский работал истопником в котельной, матросом на маяке. Работал он также и в геологических экспедициях. Был в Якутии, на Беломорском побережье, на Тянь-Шане, в Казахстане.

Из воспоминаний Л. Штерн:

«Много лет спустя, пытаясь документально засвидетельствовать основные вехи творчества Бродского, я не раз спрашивала его: "Когда ты написал свое самое-самое первое стихотворение?" - "Не знаю, вернее, не помню", - отмахивался он. "А стихотворение-то само помнишь?" - "Вспомню - скажу".

Про "самое первое" стихотворение  я так и не узнала. Но всерьез  Бродский начал, по его словам, "баловаться стишками" с шестнадцати лет, случайно прочтя сборник Бориса Слуцкого. Потом  в геологической экспедиции в  Якутии он услышал стихи Владимира  Британишского. Как-то в Нью-Йорке Бродский поразил меня своей невероятной памятью, прочтя наизусть отрывок из стихотворения В. Британишского "Природа":

Там блещет природа роскошная,

На первый взгляд - разукрашенная,

Со второго взгляда - раскушенная

И с третьего - скушная.

"Я подумал, что могу  это изобразить получше", - сказал Иосиф.

Самое раннее опубликованное стихотворение Бродского датируется 1957 годом:

Прощай,

позабудь

и не обессудь.

А письма сожги,

как мост.

Да будет мужественным

твой путь,

да будет он прям

и прост.

А в 1958 он уже прославился  стихотворениями "Еврейское кладбище около Ленинграда" и "Пилигримы".

И все же на вопрос "Когда же ты все-таки понял, что поэзия - твое подлинное призвание?" Бродский, в зависимости от настроения, отвечал по-разному. "А я и до сих пор не понимаю", - или: "с прошлой субботы", - или: "сравнительно недавно".

Кажется, наиболее вразумительный ответ он дал Е. Рейну. На вопрос Е. Рейна "А что тебя подвигнуло к стихам?" - Бродский ответил:

"Году в пятьдесят  девятом <...> в Якутске, я  помню, гуляя по этому страшному городу, зашел в книжный магазин и в нем надыбал Баратынского - издание "Библиотеки поэта". Читать мне было нечего, и когда я нашел эту книжку и прочел ее, тут-то я все понял: чем надо заниматься. По крайней мере, я очень завелся, так что Евгений Абрамыч как бы во всем виноват".

Таким образом, можно считать, что именно Якутия 1959-1960 годов оказалась для Бродского началом пути.


У меня есть маленькая память об Иосифе якутского периода. За два  дня до отъезда в эмиграцию  он подарил нам с Витей свою фотографию, сделанную летом 1959 года на якутском аэродроме. Стоит, расставив  ноги, руки в карманах, на фоне летного  поля с взлетающим (а может, садящимся) самолетом. На обороте надпись: "Аэродром, где больше мне не приземлиться. Не горюйте".

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Значение якутского периода жизни и творчества Иосифа Бродского.

Работа в экспедициях более соответствовала характеру и умонастроению юного Иосифа, чем работа на заводе. Начиная с лета 1957 года, сезонная работа в геологических экспедициях – на севере Архангельской области, на Дальнем Востоке, в Якутии и в степи к северо-востоку от Каспия. Выбор тяжелой ненормированной работы в тундре, в тайге, в степи, вместо упорядоченной рутины восьмичасового рабочего дня, был, как сказали бы в более позднюю эпоху, «знаковым». «Работа в геологических партиях освобождала молодого человека от бюрократического надзора и контроля, он оказывался в мире природы, в замкнутом товариществе». К тому же работа в экспедициях удовлетворяла романтическую Wanderlust (страсть к путешествиям). И после Сталина изоляция России от внешнего мира продолжалась, но городским юношам предоставлялась возможность путешествовать по диким необжитым просторам внутри огромной страны.

Почему же он выбрал экспедиции? Как он сам говорит позднее в своем интервью Соломону Волкову: «Я мечтал путешествовать по свету - ха-ха-ха, прошу прощенья, да? Но я совершенно не представлял, как эту мечту осуществить. И вот кто-то - не помню уж кто, может быть, даже знакомый родителей - сказал, что существуют такие геологические экспедиции. Я  страшно завелся на это дело и узнал, что каждое лето в поле отправляются геологические партии. И что там просто нужны руки. Это у меня было. И ноги. И спина, как потом выяснилось. Это тоже у меня было. Я нашел Пятое

геологическое управление и  предложил свои незатейливые услуги. И они меня взяли».1

Вспоминая экспедиции –  изнурительный труд, грязь, «чудовищное  количество комаров», Бродский говорил  о тогдашнем себе: «Это тот возраст, когда все вбирается и абсорбируется  с большой жадностью и с  большой интенсивностью. И абсолютно на все, что с тобой происходит, взираешь с невероятным интересом...». Его товарищ по якутской экспедиции, геолог Эдуард Блумштейн вспоминает: «Иосиф был вполне свой человек в полевых условиях, то есть он понимал, в чем состоят его обязанности как коллектора или помощника геолога. Он с уважением относился к нашему ремеслу. Он таскал рюкзак, часто тяжелый, его не тяготили бесконечные маршруты, хотя бывало рискованно и трудно. Большие реки в тайге надо было часто переходить вброд или сплавляться на лодках. Но были неслыханная рыбалка и охота, обычно голодно не было. Хотя бывали периоды, когда по целым неделям приходилось есть одну тушёнку. Холодно бывало часто».2

Каждый день они проходили до тридцати километров по болотам, горам, таская на спине тяжелый рюкзак с провиантом, одеждой, палаткой, спальным мешком и, самое главное, с приборами для поиска урана. В те времена как раз создавался большой атлас Советского Союза, где в точности указывались бы месторождения тех или иных металлов. Бродский по счастливой случайности оказался нужным в то время и в тот час.

Что же привело его в  Якутию? Конечно же, хороший заработок, но и не только. Юный поэт, 19 лет, у  которого уже имелись первые публикации, искал себя, свое призвание. И, как  мы уже указали выше, нашел его  тут, в Якутске. Эти 2 года оставили неизгладимый след в жизни Бродского, здесь  он написал несколько десятков стихотворений. Так почему же он уехал? В июне 1961 году в поселке Нелькан у него произошел нервный срыв из-за вынужденного двухнедельного безделья. Тогда ему разрешили вернуться в Ленинград.

Из общеизвестных стихотворений  якутского периода творчества Бродского мы знаем такие стихи как «Памяти Е. А. Баратынского», «Витезслав  Незвал», «Лучше всего...», цикл стихов «Июльское интермеццо» и т.д.

Каждое из этих стихотворений  по-своему дает характеристику тех  лет творчества Иосифа Бродского. В те годы он пишет стихотворения-посвящения своим любимым поэтам. Таково, например, стихотворение «Памяти Е. А. Баратынского», написанное под впечатлением жизни и эпохи поэта, в котором он жил и творил. Стихотворение «Витезслав Незвал» посвящено памяти чешского поэта, одного из основателей движения сюрреализма в Чехословакии. В одном из его писем из экспедиции сохранилось упоминание об этом: «Все - и «Незвала» ... я писал в один день, т. е. с 12 ч. дня до 17 вечера...». Возможно, что в Якутии Бродский познакомился с вышедшим в Москве в 1960 г. сборником лирики В. Незвала «Избранное», многие стихи которого буквально погружают в водоворот пражских улиц, мостов, переулков.

Одной из ярких глав якутского  периода творчества стал цикл "Июльское интермеццо", созданный в 1961 году, действительно играющий роль интермеццо (маленького самостоятельного произведения) между двумя крупными поэмами: "Петербургским романом" и "Шествием". Десять стихотворений этого цикла написаны с июня по август и связаны сквозным лирическим сюжетом. Важнейшие из заданных здесь тем — смерть, утрата и одиночество. Размышления о них накладываются на личное время поэта, реальные события его жизни: отъезд друга в горы на Юг, отъезд самого Бродского в геологическую экспедицию в Якутию, возвращение в Питер, вечернее слушание джазовой программы по радиоприемнику. Уже в открывающих цикл стихах "В письме на Юг" мотив смерти, заданный изначально тревогой за отправившегося в горы друга, неожиданно окрашивает залитый летним солнцем город. Стихотворение построено на перевернутости, некоем изъяне миропорядка: друг уехал на Юг, но находится сейчас в ледяных горах, а здесь, на Севере, "настали теплые дни". Эта неправильность заставляет поэта по-иному взглянуть на привычное соотношение жизни и смерти и приводит в итоге к совершенно неожиданному рефрену "добрый день, моя смерть, добрый день..." Ощущением смертности пронизано все стихотворение ("как поверить, что ты проживешь еще столько же дней"). Даже душа поэта представляет собой "хор мертвых имен". В другом стихотворении цикла ("Люби проездом родину друзей") поэт бежит из переполненного смертью города (реальный Бродский уезжает в Якутию). Стихотворение "Стук" во всех изданиях обозначено отточиями. В этих стихах размышления поэта о смерти достигают наибольшей интенсивности. Он слышит стук падающих на землю умерших птиц, наблюдает оставленные ими пустые гнезда, вспоминает погибшего в подобной же экспедиции друга (вероятнее всего, Федю Добровольского (1959). В замыкающем цикл стихотворении "Проплывают облака" поэт, устранивший себя из круговращения времен, обретает умиротворение, осознавая смерть как неизбежный закон жизни:

Информация о работе Концепт «Север» в лирике Иосифа Бродског