Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 05:37, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть годы, проведенные в Якутии и в Архангельской области, как главный период становления поэтического творчества Иосифа Бродского.
Задачами курсовой работы в связи с указанной целью являются:
1. Рассмотреть годы жизни и творчества И. Бродского в Якутии и Архангельской области (1959, 1961, 1964-1965 гг.).
2. Проанализировать стихотворения 1959, 1961, 1964-1965 гг.
3. Выявить эволюцию Иосифа Бродского как поэта через анализ этих стихотворений.
4. Раскрыть значение якутского и «северного» периодов в жизни и творчестве Иосифа Бродского.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...3 стр.
ГЛАВА I. Лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский. Жизнь и творчество.
1.1. Становление Иосифа Бродского как поэта……………………..5 стр.
1.2. Значение якутского периода в жизни и творчестве Иосифа Бродского…………………………………………………………………….8 стр.
1.3. «Северный» период жизни и творчества Иосифа Бродского…………………………………………………………………...12 стр.
ГЛАВА II.
1.1. Стихотворение «Памяти Е. А. Баратынского» как одно из самых ярких произведений якутского периода творчества Иосифа Бродского.......................................................................................................16 стр.
1.2. Стихотворение архангельского периода жизни и творчества Иосифа Бродского «В деревне бог живет не по углам…»……………...18 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...21 стр.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………..22 стр.
- И в шутку устраивает вечный недолёт объездчику, стреляющему в утку: досуг
Эта часть стиха показывает нам, что бог в деревенском укладе действительно повсюду. Как пишет Бродский, «в избытке». «Освящает» и «устраивает недолёт» - прямая компетенция бога. Варить, ставить изгороди, выдавать замуж – человеческая. Приплясывают же на огне (котелок или кипяток) и подмигивают (допустим, огонь) – неодушевлённые предметы. (В скобках заметим, что метафорическое употребление глаголов эти предметы оживляет.) И тем не менее вся группа глаголов отдана богу: «он». Так, по мысли Бродского, и устроена крестьянская жизнь; бог присутствует во всём: от самых важных дел до мелочей. Важная особенность: Бродский не пишет о какой-то особенной набожности крестьянства – им некогда обращать на это внимание, ведь их день заполнен с утра до вечера. И тем не менее - бог повсюду. На наш взгляд, это говорит о том, что сама жизнь крестьян устроена по божьим заповедям; что крестьянская жизнь – жизнь, угодная богу.
Последняя строфа – строфа лирического героя, который в стихотворении обозначен неотчётливо. По сравнению с предыдущими строками - статичная. Инфинитив в роли определения (т.е. слова зависимого) с семантикой отнюдь не активного действия: «наблюдать». В отличие от активно действующих крестьян автор на физическом уровне бездеятелен. Не варит, не ставит, не выдаёт и так далее. Но: активна его душа, активно его духовное, божественное начало. Лирический герой назван очевидцем, он «прислушивается». Наблюдает и слушает, чтобы потом, восприняв, выразить это в стихе. И понятно, что стих этот - отклик души. Наверное, не просто так Бродский назвал процесс наблюдения благодатью. (Благодать соотносится с «сакральной» линией стиха.) «Безглагольность» последней строфы позиционирует лирического героя как человека не стремящегося преобразовать окружающее его пространство (сравни глаголы действия первой части стиха). Лирический герой принимает мир таким, каков он есть.
Каков же конфликт стихотворения? Мы обнаружили три. Первый – явный: бог в крестьянской жизни не экспонат, а действующее лицо, что Бродский доказывает контекстом стиха. Второй - более глубокий: лирический герой не желает участвовать в строительстве коммунизма, поэтому пассивен. И третий - очень глубокий: лирический герой испытал настолько сильное потрясение, прошёл через такие испытания, что оказалась под угрозой сама структура личности, её психическое и душевное здоровье.
Это стихотворение, со всей своей силой мысли показывающий эпоху поэта, его личные переживания, поистине является одним из самых заветных вех творчестве Бродского. Бродский – гений. И значение его ссылки на север здесь велико – именно в северной деревне Норенская он узнал, увидел Бога, стал поистине величайшим поэтом 20 века, который в будущем оправдает свое значение в мировой литературе получением Нобелевской премии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проведенного нами исследования можно сделать следующие основные выводы по теме:
Таким образом, два северных периода жизни и творчества Иосифа Александровича Бродского бесспорно оказали огромное влияние на всю литературу XX века.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1 Соломон Волков. Диалоги с Иосифом Бродским. – М.: Независимая Газета, 1998
2 Лев Владимирович Лосев. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии. - М.: Молодая гвардия, 2008
3 Яков Аркадьевич Гордин. Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. – М.: Звезда, 1998
Информация о работе Концепт «Север» в лирике Иосифа Бродског