Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:59, курсовая работа
Цель нашей работы – описание лексического представления концепта «свет» в современном дискурсе.
Можно выделить следующие задачи:
1) изучить суть проблемы теоретически, определить терминологическую базу исследования;
2) описать особенности представления выбранного концепта;
3) определить принадлежность концепта «свет» к той или иной группе концептов;
4) выяснить, насколько важное место занимает данный концепт в современном русском языке.
Концепт «свет» в современном дискурсе
Научный руководитель:
Федорова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Введение
Язык – величайшее творение человеческого разума, многогранное, неповторимое, его единицы вступают в сложные смысловые отношения между собой, создавая единицы новые, более крупные – такова структура языка. Любая человеческая деятельность неизменно связана с мыслительными процессами, которые воплощаются в языковую форму через те или иные понятия. Содержание понятия, имеющего большое значение для культуры, называют концептом. Концепт – базовое понятие одного из перспективных направлений в лингвистике – когнитивного (изучающего процессы хранения и передачи знаний посредством языка). Именно сейчас, когда основным объектом научного познания является человек, настолько актуальны исследования в когнитивистике, позволяющие увидеть отражение мыслительных процессов в той или иной области. Одним из основных способов изучения когнитивной лингвистики является анализ концепта, дающий возможность на примере одного объекта проследить ход когнитивных процессов в языке.
Сначала необходимо объяснить, почему был выбран именно этот концепт. Со словом «свет» связано очень много крылатых выражений, фразеологических оборотов и т.п., оно представляет собой ценнейший элемент народной культуры. Этот концепт ни в одном исследовании не рассматривался специально, поэтому работа по его описанию будет представлять некоторый интерес. Сложность заключается в том, что существует два слова «свет», которые являются омонимами. Мы подробно остановились на том из них, работа с которым кажется нам более интересной (при необходимости сопоставления в дальнейшем омонимы будут обозначаться: (1) или (2)). В качестве объекта исследования будут выступать различные виды текстов. Целесообразно провести анализ в синхронии (на одном временном интервале), а не в диахронии (сопоставление различные временных периодов), поэтому можно назвать исследуемый текст дискурсом (текст, имеющий привязку к объективной реальности, «взятый в событийном аспекте» [7] ).
Цель нашей работы – описание лексического представления концепта «свет» в современном дискурсе.
Можно выделить следующие задачи:
1) изучить суть проблемы
2) описать особенности
3) определить принадлежность
4) выяснить, насколько важное место занимает данный концепт в современном русском языке.
Часть первая. Основные теоретические положения
I. Антропоцентрический подход в научных исследованиях
В настоящее время общепризнанной можно считать идею антропоцентричности языка, т.к. во многих лингвистических исследованиях в качестве естественной точки отсчета выступает человек. Законы развития языка не могут рассматриваться обособленно от человека, его деятельности, его мышления, сознания и мировидения.
На рубеже тысячелетий, в век
процветания информационного
Научная парадигма – модель постановки проблем и совокупность возможных методов их решения (методология научного исследования).
Вопрос о парадигмах стал рассматриваться учеными после выхода в 1962 году книги Т. Куна «Структура научных революций» (русский перевод был сделан в 1977 году). Автор предлагает воспринимать парадигму как научное сообщество, которое руководствуется в своей деятельности той или иной совокупностью знаний и определенным подходом к объекту изучения.
Выделяются три научные
1. Сравнительно-историческая – первая парадигма лингвистики, т.к. сравнительно-исторический метод был первым специализированным методом изучения языковых единиц. Этот подход к исследованию лингвистики господствовал на протяжении всего XIX века.
2. Системно-структурная
3. Антропологическая парадигма
– «переключение интересов
Чтобы отразить сложнейшую структуру
языка, Ю.С. Степанов представил его
в виде нескольких образов, способных,
дополняя друг друга, смоделировать
целостную картину понятия «
1) язык индивида;
2) член семьи языков;
3) четкая структура;
4) система;
5) тип и характер;
6) своеобразный компьютер для анализа данных;
7) пространство мысли. [9]
В конце XX века к этим образам прибавился еще один: язык – продукт культуры, ее важная составляющая часть и условие существования.
С позиции антропоцентрической парадигмы, человек познает мир через осознание своего места в нем. Этот образ языка можно проследить путем анализа речи человека, используемых в ней оборотов, ее эмоциональной окраски.
Антропоцентрическая парадигма выводит человека на первое место, а язык называет его важнейшим свойством, условием существования. Человеческий интеллект немыслим вне языка. Создаваемые человеком тексты отображают в себе динамику мысли и способы представления мыслительных процессов с помощью языковых средств. В рамках данной парадигмы формируются такие научные направления как когнитивная лингвистика и лингвокультурология. Актуальность исследований ментальной сферы деятельности человека через анализ текстов подтверждается существованием герменевтического подхода к описанию культуры. Суть этого подхода заключается в том, что культура рассматривается как совокупность текстов, представляющих собой вместилище информации, результат культурных достижений человечества.
Именно в рамках данной парадигмы будут производиться наши исследования, рассчитанные на получение достаточно полной картины ментальных процессов, происходящих в языке, на основе анализа одного концепта.
II. Языковая картина мира
Каждый язык имеет собственную языковую картину мира, в соответствии с которой носитель языка организует содержание высказывания. Именно так проявляется специфически человеческое восприятие мира, зафиксированное в языке.
Язык – важнейший способ формирования знаний человека о мире. Отображая в процессе деятельности объективный мир, человек фиксирует результаты познания в словах. Совокупность этих знаний, запечатленных в языковой форме, и представляет то, что принято называть «языковой картиной мира». «Если мир – это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира – результат переработки информации о среде и человеке». [9]
В рамках антропоцентрического научного подхода языковая картина представлена в виде системы образов, заключающих в себе окружающую действительность.
Картина мира может быть представлена с помощью пространственных, временных, количественных, этнических и других параметров. На ее формирование огромное влияние оказывают традиции, язык, природа, воспитание, образование и многие социальные факторы.
Языковая картина мира не стоит в одном ряду со специализированными научными картинами, она предшествует им, формирует их, т.к. человек способен воспринимать и изучать мир только благодаря языку, в котором закрепляется общественно-исторический опыт. Ю.Д. Апресян, глубоко занимавшийся изучением языковой картины мира, называл ее наивной картиной, подчеркивая ее донаучное происхождение. Своеобразие национального опыта определяет особенности картины мира различных народов. В силу специфики языка, в свою очередь, формируется определенная языковая картина мира, через призму которой человек воспринимает мир. Концепты – составляющие языковой картины мира, через анализ которых можно выявить некоторые особенности национального мировидения.
III. Специфика когнитивной
«Когнитивизм – это
Все процессы, связанные со знанием и информацией (т.е. интеллектуальные, ментальные, рассудочные) называются когнитивными.
Человеческий разум издавна изучают философия, логика, психология и другие научные дисциплины. В философии существует особый раздел – гносеология, – занимающийся теорией познания, но, с точки зрения когнитивистики, многие вопросы звучат совершенно по-иному: исследуются не просто наблюдаемые действия, а их модели, внутренние представления (ментальные репрезентации). Важно отметить интердисциплинарный характер когнитивистики, т.к. в нее включаются когнитивная психология, культурология, антропология, психолингвистика и т.п.
Любая человеческая деятельность происходит при активном участии языка, образующего речемыслительную основу этой деятельности, формируя ее мотивы и установки, прогнозируя результат. Когнитивные процессы всегда связаны с символами, при помощи которых строится та или иная структура представления знаний.
Когнитивная лингвистика возникла на базе когнитивизма в рамках современной антропоцентрической парадигмы. В конце ХХ века появилась необходимость посмотреть на язык с точки зрения его участия в познавательной деятельности. В ходе предметно-познавательной деятельности информация поступает к человеку по разным каналам, но обязательно на той или иной стадии фиксируется в сознании с помощью языка, становясь объектом изучения когнитивной лингвистики. Именно язык обеспечивает наиболее естественный доступ к сознанию и мыслительным процессам.
Когнитивная лингвистика – одно из направлений лингвистики, исследующее механизмы извлечения, хранения и передачи знаний посредством языка. Помимо когнитивизма, одним из важнейших источников этой дисциплины является психология. Основу любого опыта, представление о котором становится частью когнитивных процессов, составляют процессы познавательные, особенности которых изучаются в естественном цикле наук. Когнитивные процессы индивидуальны, они тесно сопряжены с понятием языковой личности. Языковая личность – носитель языка, выступающий как объект социально-культурной жизни. Система ценностей, уровень освоения культуры, индивидуально-личностные особенности, заложенные в человеке, влияют на его восприятие языковой картины мира. Изучение направлений такого влияния, обоснованного характерными чертами носителя языка, вносящего какое-либо свои акценты в понимание тех или иных слов, производится, в большинстве своем, методами психологическими. Однако между этими науками существует немало разногласий, т.к. «когнитивный подход ориентирован на выяснение лингвистической реальности психологических гипотез… психолингвистика же… всегда занималась выяснением психологической реальности лингвистических гипотез…» [15]
Базовым понятием когнитивной лингвистики является концепт – содержание понятия, своеобразная ячейка культурного сознания народа, говорящего на каком-либо языке. Совокупность концептов, из которых складывается миропонимание носителя языка, называется концептосферой. Богатство языка определяется не только его лексикой и широкими грамматическими возможностями, но и богатством концептосферы, в которой формируется языковая личность нации. Константами культуры называются концепты, появившиеся в глубокой древности, прослеживающиеся до наших дней через взгляды философов, писателей и рядовых носителей языка.
Сейчас лингвистическая теория должна отвечать не только на вопрос, что такое язык и как он устроен, но и на вопрос, чего человек способен достичь посредством языка. В связи с этим выделяют следующие задачи когнитивной лингвистики:
1) разъяснение роли языка в познавательных процессах;
2) создание модели представления языковых знаний в когнитивных процессах;
3) определение способов
4) описание строения системы
универсальных концептов,
5) формулирование актуальных
Поскольку все эти задачи так или иначе связаны с ментальными процессами и оперированием единицами смысла, основным понятием и объектом исследования когнитивной лингвистики становится концепт.
IV. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики
В.А. Маслова пишет: «Всю познавательную деятельность человека (когницию) можно рассматривать как развивающую умение ориентироваться в мире…» [8]. Подобная деятельность обязательно сопряжена с необходимостью отождествлять и различать объекты. Именно для обеспечения ментальных операций такого рода в языке и создаются концепты.
Термин «концепт» появился в 1928 году, когда С.А. Аскольдов опубликовал статью «Концепт и слово», но еще долгое время данное понятие не рассматривалось в научной литературе как термин. Аскольдов представлял концепт как ментальное образование, замещающее в процессе мысли некое множество однородных объектов [8].
Сейчас в лингвистике можно обозначить три основных подхода к пониманию концепта, базирующихся на общем положении: концепт – синоним смысла, то, что называет содержание понятия.
Первый подход (представителем которого является Ю.С. Степанов) рассматривает культуру как совокупность взаимосвязанных концептов. Из этого следует, что концепт – основной элемент культуры в ментальном мире человека.
Согласно второй теории понимания концепта (Н.Д. Арютюнова и ее школа, Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев), единственным способом формирования концепта является семантика.