Концепт «свет» в современном дискурсе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – описание лексического представления концепта «свет» в современном дискурсе.
Можно выделить следующие задачи:
1) изучить суть проблемы теоретически, определить терминологическую базу исследования;
2) описать особенности представления выбранного концепта;
3) определить принадлежность концепта «свет» к той или иной группе концептов;
4) выяснить, насколько важное место занимает данный концепт в современном русском языке.

Файлы: 1 файл

Концепт «свет» в современном дискурсе.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Концепт «свет» в современном дискурсе

 

Научный руководитель:

Федорова Наталья Алексеевна, учитель  русского языка и литературы первой квалификационной категории 

 

Введение 

Язык – величайшее творение человеческого  разума, многогранное, неповторимое, его  единицы вступают в сложные смысловые отношения между собой, создавая единицы новые, более крупные – такова структура языка. Любая человеческая деятельность неизменно связана с мыслительными процессами, которые воплощаются в языковую форму через те или иные понятия. Содержание понятия, имеющего большое значение для культуры, называют концептом. Концепт – базовое понятие одного из перспективных направлений в лингвистике – когнитивного (изучающего процессы хранения и передачи знаний посредством языка). Именно сейчас, когда основным объектом научного познания является человек, настолько актуальны исследования в когнитивистике, позволяющие увидеть отражение мыслительных процессов в той или иной области. Одним из основных способов изучения когнитивной лингвистики является анализ концепта, дающий возможность на примере одного объекта проследить ход когнитивных процессов в языке.

 

Сначала необходимо объяснить, почему был выбран именно этот концепт. Со словом «свет» связано очень много  крылатых выражений, фразеологических оборотов и т.п., оно представляет собой ценнейший элемент народной культуры. Этот концепт ни в одном исследовании не рассматривался специально, поэтому работа по его описанию будет представлять некоторый интерес. Сложность заключается в том, что существует два слова «свет», которые являются омонимами. Мы подробно остановились на том из них, работа с которым кажется нам более интересной (при необходимости сопоставления в дальнейшем омонимы будут обозначаться: (1) или (2)). В качестве объекта исследования будут выступать различные виды текстов. Целесообразно провести анализ в синхронии (на одном временном интервале), а не в диахронии (сопоставление различные временных периодов), поэтому можно назвать исследуемый текст дискурсом (текст, имеющий привязку к объективной реальности, «взятый в событийном аспекте» [7] ).

Цель нашей работы – описание лексического представления концепта «свет» в современном дискурсе.

 

Можно выделить следующие задачи:   

1) изучить суть проблемы теоретически, определить терминологическую базу исследования;

2) описать особенности представления  выбранного концепта;

3) определить принадлежность концепта  «свет» к той или иной группе  концептов; 

4) выяснить, насколько важное место  занимает данный концепт в  современном русском языке. 

 

Часть первая. Основные теоретические  положения 

I. Антропоцентрический подход в  научных исследованиях 

В настоящее время общепризнанной можно считать идею антропоцентричности  языка, т.к. во многих лингвистических  исследованиях в качестве естественной точки отсчета выступает человек. Законы развития языка не могут рассматриваться обособленно от человека, его деятельности, его мышления,  сознания и мировидения.

На рубеже тысячелетий, в век  процветания информационного общества, формирования новых тенденций  в науке, экономике, социальной сфере, складывается новая научная парадигма, требующая новых методик описания языковых процессов, новых подходов при анализе системных единиц языка, его категорий и правил.

 

Научная парадигма – модель постановки проблем и совокупность возможных методов их решения (методология научного исследования).

Вопрос о парадигмах стал рассматриваться  учеными после выхода в 1962 году книги  Т. Куна «Структура научных революций» (русский перевод был сделан в 1977 году). Автор предлагает воспринимать парадигму как научное сообщество, которое руководствуется в своей деятельности той или иной совокупностью знаний и определенным подходом к объекту изучения.

 

Выделяются три научные парадигмы:

1. Сравнительно-историческая –  первая парадигма лингвистики, т.к. сравнительно-исторический метод был первым специализированным методом изучения языковых единиц. Этот подход к исследованию лингвистики господствовал на протяжении всего XIX века.

2. Системно-структурная акцентирует  внимание на слове, его структуре и свойствах. Сейчас очень велико число последователей такого научного подхода, на основе этой парадигмы строятся традиционные справочные издания, учебники и академические грамматики. Фундаментальные исследования системно-структурной направленности еще долгое время будут являться ценнейшим источником сведений для лингвистов, работающих уже в иных парадигмах.

3. Антропологическая парадигма  – «переключение интересов исследователя  с объектов познания на субъекта»  [9], т.е. это анализ не языка  как обособленной семиотической системы, но его носителя как творца языка.

 

Чтобы отразить сложнейшую структуру  языка, Ю.С. Степанов представил его  в виде нескольких образов, способных, дополняя друг друга, смоделировать  целостную картину понятия «язык». В его изложении, язык – это…

1) язык индивида;

2) член семьи языков;

3) четкая структура; 

4) система; 

5) тип и характер;

6) своеобразный компьютер для  анализа данных;

7) пространство мысли. [9]

 

В конце XX века к этим образам прибавился еще один: язык – продукт культуры, ее важная составляющая часть и условие существования.

С позиции антропоцентрической  парадигмы, человек познает мир  через осознание своего места  в нем. Этот образ языка можно  проследить путем анализа речи человека, используемых в ней оборотов, ее эмоциональной окраски.

 

Антропоцентрическая парадигма выводит  человека на первое место, а язык называет его важнейшим свойством, условием существования. Человеческий интеллект  немыслим вне языка. Создаваемые  человеком тексты отображают в себе динамику мысли и способы представления мыслительных процессов с помощью языковых средств. В рамках данной парадигмы формируются такие научные направления как когнитивная лингвистика и лингвокультурология. Актуальность исследований ментальной сферы деятельности человека через анализ текстов подтверждается существованием герменевтического подхода к описанию культуры. Суть этого подхода заключается в том, что культура рассматривается как совокупность текстов, представляющих собой вместилище информации, результат культурных достижений человечества.

 

Именно в рамках данной парадигмы  будут производиться наши исследования, рассчитанные на получение достаточно полной картины ментальных процессов, происходящих в языке, на основе анализа  одного концепта.

 

II. Языковая картина мира

Каждый язык имеет собственную  языковую картину мира, в соответствии с которой носитель языка организует содержание высказывания. Именно так  проявляется специфически человеческое восприятие мира, зафиксированное в  языке. 

Язык – важнейший способ формирования знаний человека о мире. Отображая в процессе деятельности объективный мир, человек фиксирует результаты познания в словах. Совокупность этих знаний, запечатленных в языковой форме, и представляет то, что принято называть «языковой картиной мира». «Если мир – это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира – результат переработки информации о среде и  человеке». [9]

 

В рамках антропоцентрического научного подхода языковая картина представлена в виде системы образов, заключающих  в себе окружающую действительность.

Картина мира может быть представлена с помощью пространственных, временных, количественных, этнических и других параметров. На ее формирование огромное влияние оказывают традиции, язык, природа, воспитание, образование и  многие социальные факторы.

 

Языковая картина мира не стоит  в одном ряду со специализированными  научными картинами, она предшествует им, формирует их, т.к. человек способен воспринимать и изучать мир только благодаря языку, в котором закрепляется общественно-исторический опыт. Ю.Д. Апресян, глубоко занимавшийся изучением языковой картины мира, называл ее наивной картиной, подчеркивая ее донаучное происхождение. Своеобразие национального  опыта определяет особенности картины мира различных народов. В силу специфики языка, в свою очередь, формируется определенная языковая картина мира, через призму которой человек воспринимает мир. Концепты –  составляющие языковой картины мира, через анализ которых можно выявить некоторые особенности национального мировидения.

 

III. Специфика когнитивной лингвистики 

«Когнитивизм – это направление  в науке, объектом изучения которого является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с ними связаны» [8]. В рамках нового, антропоцентрического, подхода в научных изысканиях особое значение в развитии современной науки приобретает учение о познании, восприятии мира в процессе человеческой деятельности. Когнитивизм изучает также психические процессы, обслуживающие мыслительные акты, процессы переработки и каналы поступления информации, построение ментальных моделей мира, компьютерные программы, осуществляющие информационный обмен между человеком и машиной.

Все процессы, связанные со знанием  и информацией (т.е. интеллектуальные, ментальные, рассудочные) называются когнитивными. 

 

Человеческий разум издавна  изучают философия, логика, психология и другие научные дисциплины. В  философии существует особый раздел – гносеология,  – занимающийся теорией познания, но, с точки  зрения когнитивистики, многие вопросы звучат совершенно по-иному: исследуются не просто наблюдаемые действия, а их модели, внутренние представления (ментальные репрезентации).  Важно отметить интердисциплинарный характер когнитивистики, т.к. в нее включаются когнитивная психология, культурология, антропология, психолингвистика и т.п.

 

Любая человеческая деятельность происходит при активном участии языка, образующего  речемыслительную основу этой деятельности, формируя ее мотивы и установки, прогнозируя  результат. Когнитивные процессы всегда связаны с символами, при помощи которых строится та или иная структура представления знаний.

 

Когнитивная лингвистика возникла на базе когнитивизма в рамках современной  антропоцентрической парадигмы. В  конце ХХ века появилась необходимость  посмотреть на язык с точки зрения его участия в познавательной деятельности. В ходе предметно-познавательной деятельности информация поступает к человеку по разным каналам, но обязательно на той или иной стадии фиксируется в сознании с помощью языка, становясь объектом изучения когнитивной лингвистики. Именно язык обеспечивает наиболее естественный доступ к сознанию и мыслительным процессам.

 

Когнитивная лингвистика – одно из направлений лингвистики, исследующее  механизмы извлечения, хранения и  передачи знаний посредством языка. Помимо когнитивизма, одним из важнейших источников этой дисциплины является психология. Основу любого опыта, представление о котором становится частью когнитивных процессов, составляют процессы познавательные, особенности которых изучаются в естественном цикле наук. Когнитивные процессы индивидуальны, они тесно сопряжены с понятием языковой личности. Языковая личность – носитель языка, выступающий как объект социально-культурной жизни. Система ценностей, уровень освоения культуры, индивидуально-личностные особенности, заложенные в человеке, влияют на его восприятие языковой картины мира. Изучение направлений такого влияния, обоснованного характерными чертами носителя языка, вносящего какое-либо свои акценты в понимание тех или иных слов, производится, в большинстве своем, методами психологическими. Однако между этими науками существует немало разногласий, т.к. «когнитивный подход ориентирован на выяснение лингвистической реальности психологических гипотез… психолингвистика же… всегда занималась выяснением психологической реальности лингвистических гипотез…» [15]

 

Базовым понятием когнитивной лингвистики  является концепт – содержание понятия, своеобразная ячейка культурного сознания народа, говорящего на каком-либо языке. Совокупность концептов,  из которых складывается миропонимание носителя языка, называется концептосферой. Богатство языка определяется не только его лексикой и широкими грамматическими возможностями, но и богатством концептосферы, в которой формируется языковая личность нации. Константами культуры называются концепты, появившиеся в глубокой древности, прослеживающиеся до наших дней через взгляды философов, писателей и рядовых носителей языка.

 

Сейчас лингвистическая теория должна отвечать не только на вопрос, что  такое язык и как он устроен, но и на вопрос, чего человек способен достичь посредством языка. В связи с этим выделяют следующие задачи когнитивной лингвистики:

1) разъяснение роли языка в  познавательных процессах; 

2) создание модели представления  языковых знаний в когнитивных процессах;

3) определение способов репрезентации  констант культуры в речи;

4) описание строения системы  универсальных концептов, организующих  концептосферу; 

5) формулирование актуальных проблем  языковой картины мира.

Поскольку все эти задачи так  или иначе связаны с ментальными процессами и оперированием единицами смысла,  основным понятием и объектом исследования когнитивной лингвистики становится концепт.

 

IV. Концепт как базовое понятие  когнитивной лингвистики 

В.А. Маслова пишет: «Всю познавательную деятельность человека (когницию) можно рассматривать как развивающую умение ориентироваться в мире…» [8]. Подобная деятельность обязательно сопряжена с необходимостью отождествлять и различать объекты. Именно для обеспечения ментальных операций такого рода в языке и создаются концепты. 

Термин «концепт» появился в 1928 году, когда С.А. Аскольдов опубликовал  статью «Концепт и слово», но еще  долгое время данное понятие не рассматривалось  в научной литературе как термин. Аскольдов представлял концепт  как ментальное образование, замещающее в процессе мысли некое множество однородных объектов [8].

 

Сейчас в лингвистике можно  обозначить три основных подхода  к пониманию концепта, базирующихся на общем положении: концепт –  синоним смысла, то, что называет содержание понятия.

Первый подход (представителем которого является Ю.С. Степанов) рассматривает  культуру как совокупность взаимосвязанных  концептов. Из этого следует, что  концепт – основной элемент культуры в ментальном мире человека.

Согласно второй теории понимания концепта (Н.Д. Арютюнова и ее школа, Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев), единственным способом формирования концепта является семантика.

Информация о работе Концепт «свет» в современном дискурсе